Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

23.03.2006 года: Экономический обзор

Экономический обзор

 

            Реализация задач, определенных III Всебелорусским народным  собранием на 2006 – 2010годы требует глубокого анализа итогов социально-экономического развития страны в истекшем пятилетии, причем не только с точки зрения достигнутых параметров, но, и с позиций использования потенциала, источников и факторов роста, устойчивости и их стабильности.

Анализируя уровни достигнутых показателей,  имеет смысл сравнить их с запланированными, утвержденными Указом президента Республики Беларусь от 08.08.2001 года № 427. Хотя, сами планы, во-многом, носят субъективный характер, основываются на экспертных оценках потенциала и перспектив развития. Однако в нашей стране они стали директивными. По ним оцениваются не только деятельность государственных органов – правительства, министерств,  концернов, исполкомов, но и работа руководителей предприятий и организаций. Это, с одной стороны, имеет мобилизирующее воздействие, но, с другой, вынуждает исполнителей изыскивать различные, в том числе и незаконные пути «обеспечения» нужных результатов. Не случайно, по публикациям службы информации Комитета Государственного Контроля, около 70% от проверенного числа субъектов хозяйствования допускают приписки в отчетности. При этом специалисты утверждают, что указанные обстоятельства на общие результаты не влияют. Возможно это так!

            Используя данные статистики нами разработаны несколько сводных таблиц, позволяющих наглядно представить итоговые показатели истекшей пятилетки. Выполнение основных показателей программы социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы приведены в таблице 1.

 

(таблица 1)

 

             Из таблицы видно, что за пятилетие задания Программы выполнены по всем показателям, кроме уровня инфляции (индекс потребительских цен составил 305,1 против 257,2 – 301,0 по Программе). В основном выполнены задания и прогноза на 2005 год. Отклонение сложилось здесь лишь по продукции сельского хозяйства. Прирост составил 2,1% при прогнозе 8-9,5%. Следует заметить и такую особенность, как опережение темпов прироста инвестиций в основной капитал (основа фонда накоплений) и реальных доходов населения (основа фонда потребления) – соответственно 85,4% и 76,7%по сравнению с приростом ВВП – 43,1%. Такая ситуация возможна при наличии внешних источников финансирования, типа крупных инвестиций и государственных займов, или в случае несопоставимости цен и других расчетных данных.

            При анализе важным является выявить источники, факторы определяющие развитие и результаты. По нашему мнению основными были такие.

            Первое. Достаточно действенная система администрирования хода выполнения прогнозных параметров, которая основана на доведении обязательных заданий по темпам роста объемов производства до всех государственных органов и субъектов хозяйствования. И хотя эти задания, зачастую, противоречат интересам предприятий, ведут к увеличению издержек и запасов нереализованной продукции, тем не менее они выполняются. О действенности подобной командной системы наглядно видно на примерах присоединения убыточных колхозов и других субъектов к успешным предприятиям. Таким образом, оперативно, но не всегда эффективно решаются сразу несколько задач: снижение числа убыточных предприятий, привлечения инвестиций, а иногда и менеджмента. Конечно, такие методы решения проблем противоречат принципам либеральной рыночной экономики. Эффективность их можно проследить лишь в будущем. Но в новой пятилетке, вне всякого сомнения, административный фактор будет задействован в полной мере.

            Другим фактором роста экономики Беларуси явились резерв производственных мощностей и благоприятная конъюнктура на внешних рынках.

            О резерве мощностей можно судить по таким данным. В 2005 году производство, например, химических волокон составило 46,5% от уровня 1990 года, синтетических смол и пластических масс – 68,9% первичная переработка нефти – 50,2%, минеральных удобрений – 94,5%, шин – 66,7%, электродвигателей переменного тока – 32,7%, металлорежущих станков – 23,7%, грузовых автомобилей – 52,9%, тракторов – 41,2%, бумаги – 33,2%, древесностружечных плит – 74,3%, строительного кирпича – 35,9%, трикотажных изделий – 22,2%, радиоприемников – 1,1%, часов – 10,9%.

            Конечно, простое сравнение объемов производства в натуральном выражении, тех же тракторов, автомобилей, не совсем корректно из-за различного технического уровня старой и новой техники, различного уровня комплектами и т.д. Тем не менее, приведенные цифры дают представление об уровнях производства и мощностях. Естественно, надо понимать, что за 15 лет отдельные мощности и производства просто ликвидированы, и в будущем не могут быть задействованы, но в истекшей пятилетке, при наличии спроса и других благоприятных условий, имеющиеся мощности позволяли, увеличить выпуск продукции. Именно это способствовало росту за пятилетие экспорта товаров и услуг в 2,2 раза. Благоприятно складывалась и конъюнктура цен. В 2005 году, например, весь прирост экспорта товаров произошёл за счет повышения цен. Средние экспортные цены нефтепродуктов выросли при этом на 41,5%, калийных удобрений – на 33,5%, шин – на 56,4%, химических волокон – на 7,7%, грузовых автомобилей – на 6,7%, тракторов – на 5% за штуку. В текущей пятилетке вряд ли можно рассчитывать на столь благоприятные условия. Поэтому поставленная задача увеличения экспорта к 2010 году на 55 – 62% по сравнению с 2005 годом потребует больших усилий, и организационной работы и структурной перестройки.

            В истекшей пятилетке продолжали действовать факторы кейсианской теории «разогрева» экономики посредством соответствующей денежно-кредитной политики. Аналитики отмечают, что толчком к развитию российской экономики послужил дефолт, в результате которого курс российского рубля был девальвирован примерно в 5 раз. Уместно напомнить, что средневзвешенный курс белорусского рубля девальвирован с 11,5 тыс. в 1995 году до 2155 тыс. (с учетом деноминации) в 2005 году. Снижение составило 187 раз, а уровень инфляции за 10 лет составил 2496,7% (декабрь к декабрю). К стати, в этих цифрах один из «секретов» роста золотовалютных запасов Национального банка РБ и нищенского финансового положения большинства субъектов хозяйствования.

В последние годы кредитно-денежная политика изменилась. Курс белорусского рубля последовательно укрепляется. За 2003 – 2005 годы инфляция составила (декабрь к декабрю) 135,4%, а девальвация белорусского рубля по средневзвешенному курсу – 119,5%. Таким образом, относительная ревальвация составила 113,3%. Продолжение такой политики может серьезно отразиться на рентабельности экспорта, а следовательно на эффективности работы предприятий.

            Главным ресурсом нашей страны является человеческий – трудовые ресурсы. Их использование в истекшем периоде видно из таблицы 2

 

Из приведенных данных видно, что, несмотря на снижение общей численности населения, трудовые ресурсы, которые включают трудоспособное население в трудоспособном возрасте и лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике, увеличились за пять лет на 3,4%, а по сравнению с 1995 годом – на 6,2%. Однако экономически активное население, которое включает занятых в экономике и зарегистрированных в службе занятости безработных, сократилось за пятилетие на 3,2%, а по сравнению с 1995 годом – на 2,9%.

Экономически неактивное население, т.е. не задействованное в экономике увеличилось за пять лет на 24,5% и составило 1827,2 тыс. человек или 29,3% к трудовым ресурсам. Расчеты показывают, что добавленная стоимость (ВВП) на одного занятого в экономике в 2005 году составила 14,5 тыс. рублей. Отсюда, при привлечении в экономику хотя бы 500 тыс. человек (т.е. сохранить по экономически неактивному населению уровень 1995 года) можно было бы получить дополнительный объем  ВВП в объеме 7,3 млрд. рублей.

            Из этого следует вывод, что главный ресурс страны недоиспользован. Имеется тенденция сокращения занятого населения. Сокращение численности зарегистрированных безработных лишь дезоориетировало   органы управления, создало иллюзию благополучия  и предпосылки недальновидных решений по децентрализации службы занятости, включению фонда занятости в бюджет, хотя Закон предписывает использование страхового фонда занятости  только на цели обеспечения эффективной занятости.

            Другими важнейшим ресурсом страны является производственный потенциал. Его наличие представлено в таблице 3.

 

Стоимость основных и оборотных средств (национальное богатство) на начало 2005 года согласно данных статистики, составило 281,8 трлн. рублей, в том числе основных средств – 242,8 трлн. рублей. Индексы роста объема основных средств составили за пятилетие 106,1% в сопоставимых ценах и 843,2% по первоначальной стоимости с учетом переоценок. Это значит, что почти на 90% увеличение стоимости осуществлялось за счет переоценок. Коэффициент обновления основных фондов составил в среднем за год – 3,9%, а коэффициент их выбытия – 2,5%, то есть для обновления основных фондов при таких коэффициентах потребуется 25 лет при оптимальных сроках 5 – 7 лет. Поэтому основные фонды неуклонно устаревают. Степень амортизации основных средств в целом составила 50,5%, в том числе в промышленности – 63,5%, а по машинам и оборудованию 79%. Из этого следует, что в новую пятилетку страна вступила с изношенными основными фондами. Объемы инвестиций, несмотря на высокие темпы их роста (за пятилетие 185% см. таб.1) явно недостаточны. В целом за пять лет они составили 40,3 трлн. рублей, в том числе в 2005 году – 14,8 трлн. рублей или 6,1% к стоимости основных средств. Неудовлетворительна и структура инвестиций. Собственные средства организаций и кредиты банков (без иностранных кредитов) составили в общем объеме 60,2%, а иностранные источники (включая кредиты) лишь 2,5%. В целом за пятилетку иностранные инвестиции составили 1,3 трлн. рублей или 3,3% общего объема.

            Для реализации задач повышения конкурентоспособности и инновационного развития белорусской экономики, при одновременном повышении заработной платы и других социальных выплат, собственных ресурсов предприятий и организаций будет просто не достаточно. В целом финансовое положение субъектов хозяйствования видно из таблицы 4. На начало текущего года задолженность по кредитам банков составила 9,2 трлн. рублей, что на 2,8 трлн. рублей или на 43,8% больше годовой прибыли.

            Можно, конечно, использовать кредитные ресурсы. На мировом финансовом рынке их достаточно, как и других товаров. Весь вопрос в стоимости этих ресурсов. Средние процентные ставки коммерческим организациям составили в прошлом году не менее 10% годовых, что соответствующим образом удорожает инвестиционные проекты. Если к этому добавить таможенные пошлины и НДС на ввозимое оборудование, то многие проекты будут не окупаемы в оптимальные сроки. Поэтому для выполнения намеченных задач на период до 2010 года следовало бы сосредоточить усилия всех органов и субъектов хозяйствования на привлечение прямых частных инвестиций, в том числе иностранных. Иностранные инвестиции привлекательны еще и тем, что они несут с собой, как правило, современный менеджмент и новые рынки сбыта продукции и услуг.

            Непременным условием интенсификации инвестиционных процессов является снижение налоговой нагрузки. В 2005 году доходы консолидированного бюджета   составили 48,4% вновь созданной стоимости (ВВП). Но это в среднем по стране, где отдельные отрасли и предприятия имеют существенные льготы. В первоочередном порядке следовало бы отменить оборотные налоги и упростить налоговую систему для малого бизнеса. Последний призван решить проблему создания новых рабочих мест, в том числе в малых городах и сельской местности.

            Отмечая относительно высокие темпы роста производства, тем не менее, приходится констатировать, что финансовое состояние субъектов хозяйствования улучшается медленно, что видно из вышеприведенной  таблицы 4.

 

Видно, что в 2005 году продолжался рост дебиторской и кредиторской задолженности, хотя темпы роста и замедлились по сравнению с 2004 годом, однако улучшения расчетов между субъектами хозяйствования не наблюдается. На 1 января т.г. 58,7% общего числа предприятий и организаций имели просроченную кредиторскую задолженность, а 66,5% просроченную дебиторскую задолженность. В целом же кредиторская задолженность достигла 21 трлн. рублей, что составляет 33% готового объема ВВП. Сальдо баланса основных текущих финансовых активов и пассивов увеличилось по сравнению с 1 января 2005 года на 12,1% и на начало текущего года составило 8 трлн. рублей. При этом следует заметь, что в активы включены такие малоликвидные как остатки годовой продукции на складах предприятий и дебиторская задолженность. Оптимизм оставляет лишь опережающий рост денежных средств на счетах предприятий.

            Уместно напомнить прописную истину, что без оздоровления финансов предприятий нельзя построить эффективную экономику. Поэтому достижение главной цели, определенной Программой социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, всецело будет зависеть от работы и состояния субъектов хозяйствования.

 

К таблицам 1 - 4