Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

25.08.2006 года: Экономический обзор

За благополучными темпами

 

          Анализ итогов социально-экономического развития страны в истекшем периоде т.г. показывает, что из 16, утвержденных Указом Президента РБ от 12.12.2005г. № 587 , на 2006 год важнейших показателей обеспечено текущее выполнение 15. А задания на I полугодие, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2005г. превышены по большинству позиций в 1,5-2 раза. Соотношения выполнения и достигнутые уровни показателей видны из таблицы 1.

 

Таблица 1

 

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду 2005г.

По прогнозу на

фактически

год

I

полугодие

I полугодие

июль

январь июль

 

1

2

3

4

5

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Продукция промышленности

Продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Производство потребительских товаров

Объем внешней торговли товарами и услугами

             в том числе:

             экспорт

             импорт

Розничный товарооборот

Платные услуги населению

Реальные денежные доходы населения

Рентабельность реализованной продукции в промышленности

(в %)

Энергоемкость ВВП

(снижение “-“ в %)

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (тыс. кв.м)

107-108,5

106,5-108

106-108

113-114

 

108-109

 

108,3-109,3

 

108,5-109,5

108-109

109-110,5

108-109

 

107-108,5

 

 

14,5

 

(-6)-(-7)

 

 

3700-4200

107,0

106,0

104,0

-

 

105,5

 

-

 

-

-

108,0

106,0

 

-

 

 

12,0

 

-0,7

 

 

-

110,1

112,6

106,9

136,9

 

111,0

 

131,9

 

123,5

141,2

116,6

111,4

 

118,2

 

 

15,5

 

-1,5

 

 

2072

110,1*)

113,4

104,8*)

132,5

 

110,6

 

 

 

 

 

116,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

155

110,1

112,7

106,6

136,1

 

110,9

 

 

 

 

 

116,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2227

 

*) получено расчетом, исходя из данных Минстата за период с начала года.

 

Если оценивать результаты исходя из критериев выполнения заданий и темпов прироста ВВП (110,1%), то в очередной раз можно констатировать достигнутые успехи.

Наиболее высокие темпы роста наблюдались по инвестициям в основной капитал (за полугодие 136,9%) и за июль – 132,5%) и по внешнеэкономической деятельности (полугодие 131,9%).  Однако более внимательное  рассмотрение содержания этих показателей показывает, что источники роста не оптимальны. В инвестиционной сфере, например, опережающие темпы достигнуты за счет кредитов банков (за январь – июль т.г.  рост составил 159,3%), бюджетных средств (144,3%) и внебюджетных фондов (255,3%). В то же время инвестиции за счет собственных средств организаций выросли за 7 месяцев  только на 129,5%, а за счет иностранных источников (без иностранных кредитов) вообще снизились и составили лишь 40,7% к соответствующему уровню прошлого года. Чистое поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики в I полугодии т.г. составило 83,9 млн.долл. США, в том числе в торговлю и общественное питание – 87,6 млн., в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 36 млн. долларов. При этом изъятие инвестиций составило по промышленности 20,4 млн.,  сельскому хозяйству – 5,7 млн., транспорту – 2,6 млн., связи – 31 млн. долларов. Такие тенденции тревожны и говорят, что за общими высокими темпами не все благополучно с точки зрения инвестиционного климата.

Неоднозначно следует оценивать и высокие темпы роста внешнеторгового оборота (131,9%). Опережающий рост получен по импорту товаров и услуг (141,2%) по сравнению с экспортом (123,5%). В результате отрицательное сальдо внешней торговли составило  423,4 млн. долларов, в том числе в торговле товарами минус 820,1 млн. долларов. При этом рост средних цен экспорта составил 116,1%, а импорта 112,2%. Физический же объем экспорта товаров возрос на 8,2%, а услуг на 7%, при приросте импорта соответственно – на 27,3% и 111,2%. Такая ситуация (отрицательное сальдо) рано или поздно скажется на стабильности белорусского рубля.

Из других утвержденных важнейших показателей таблицы 1 следует отметить такие как темпы роста продукции сельского хозяйства и снижение энергоемкости ВВП. Хотя задания I полугодия по ним перевыполнены, однако достижение запланированного уровня в целом по году весьма затруднительно. По сельскому хозяйству это связано с погодными условиями. Уже можно прогнозировать снижение  по сравнению с 2005 годом продукции растениеводства, а это отразится на кормовой базе и следовательно на возможностях прироста продукции животноводства.

Расчеты показывают, что для выхода на годовые задания по снижению энергоемкости во втором полугодии необходимо обеспечить снижение энергопотребления на 11,5 и 13,5%, против достигнутых в I полугодии 1,5%. Обеспечить такое снижение весьма проблематично, прежде всего, из-за опережающего  роста продукции энергоемких отраслей промышленности. Так за 7 месяцев т.г. прирост продукции топливной промышленности составил 28,6%, промышленности строительных материалов – 12,9%, черной металлургии – 10,6%, в то же время в неэнергоемких отраслях легкой промышленности прирост составил 5%, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 4,9%.

Снижение энергопотребления имеет важное значение с точки зрения, конкурентоспособности белорусской экономики, особенно, в связи с намечаемым повышением цен на импортируемый природный газ. Расчеты показывают, что уже при повышении цен на газ, в 2 раза а следовательно и на электроэнергию и тепло, вырабатываемые на его основе, рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, при прочих равных условиях снизится примерно также в два раза. При этом надо учитывать, что уровень рентабельности многих предприятий остается сравнительно низким, что видно из данных таблицы 2.

Таблица 2

 

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг

Из общего числа рентабельных с уровнем рентабельных

I полугодие 2005

I полугодие 2006

От 0 до 5

От 5 до 10

От 10 до 20

От 20 до 30

30 и выше

Всего

14,6

13,8

35,1

21,6

23,3

9,5

10,5

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

промышленность

16,7

15,5

32,5

26,2

25,0

10,2

6,1

сельское хозяйство (включая организации по обслуживанию сельского хозяйства)

 

 

 

 

11,5

 

 

 

 

8,8

 

 

 

 

40,4

 

 

 

 

17,8

 

 

 

 

24,8

 

 

 

 

10,3

 

 

 

 

6,7

транспорт (включая трубопроводный)

 

 

 

16,6

 

 

 

14,7

 

 

 

33,7

 

 

 

28,4

 

 

 

27,3

 

 

 

4,4

 

 

 

6,2

строительство

 

10,0

 

10,6

 

34,7

 

22,9

 

22,5

 

9,9

 

10,0

торговля и общественное питание

 

12,2

 

13,4

 

38,5

 

19,9

 

19,6

 

8,6

 

13,4

 

Рентабельность реализованное продукции, работ услуг в I полугодии 2006г. составила 13,8% против 14,6% в I полугодии 2005г. Рентабельными были 78% организаций, учитываемых в текущем порядке, из них более половины имели уровень рентабельности до 10%, в том числе 35,1% рентабельных предприятий имели ее уровень в пределах от 0 до 5%.

Наиболее сложное положение с рентабельностью в таких отраслях как: промышленность, стройматериалов,  легкая и пищевая промышленность где доля низкорентабельных производств  повышает 40%. Поэтому для выживания в условиях повышения тарифов на энергоносители, надо или снижать их потребление, или соответствующим образом повышать цены на готовую продукцию, что чревато  потерей конкурентоспособности.

Впрочем в нашей стране «изобрели» свои способы борьбы с убыточностью, хотя во всем мире они признаны бесперспективными. Среди них присоединение убыточных производств и предприятий к рентабельным, предоставление налоговых и других льгот и преференций, национализация акционерных обществ и т.д. Очередную порцию льгот получила большая группа предприятий в августе т.г. Согласно  сразу нескольким Указам Президента РБ отдельные «заслуженные» предприятия освобождаются от сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и налога с пользователей автомобильных дорог  (Указы № 525 и № 528), таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на ввозимую сельскохозяйственную технику (Указы № 539 и № 540). Особого внимания заслуживает Указ от 28.08.2006г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» согласно которому 82 обществам предоставлена возможность реструктуризации просроченной кредиторской задолженности по определенным, а Указе платежам. При этом надо отметить, что условия реструктуризации достаточно жесткие – доведение доли государства в уставном фонде акционерных обществ до 100% путем безвозмездной передачи в его собственность акции принадлежащих акционерам, а том числе, приобретенных гражданами за денежные средства на льготных условиях и в обмен на чеки «Имущество».

Анализируя указанные и другие решения Правительства невольно возникают немало вопросов, в том числе таких наивных как: где равные условия хозяйствования и добросовестная конкуренция; зачем в бюджете в ущерб развития аккумулировать такие ресурсы, которые  можно свободно раздавать; неужели государству не хватает полномочий в виде «золотой акции» и других для управления акционерными обществами; и наконец, почему только акционеры – граждане должны нести имущественную ответственность за неудовлетворительное финансовое состояние своих предприятий .

Характерным примером решений Правительства, негативно влияющим и на финансовое состояние организаций, и на обеспечение равных условий хозяйствования, может служить принятие Указа Президента от 4 августа т.г. № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли», согласно которому установлены повышенные отчисления в размере 13,5% от себестоимости продукции (работ, услуг), полученных (выполненных) при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов.

Во-первых, плательщиками отчислений, согласно Указу, являются все организации, в т.ч. и частные, а средства инновационных фондов поступают государственным органам на поддержку их организаций.

Во-вторых, Указ введен в действие с июля т.г., то есть задним числом, когда договоры на работы уже заключены и расчеты за выполненные работы в июле осуществлены. А учитывая, что инновационные фонды являются государственными бюджетными фондами, т.е. платежи в них обязательны, субъекты хозяйствования поставлены в условия когда надо вносить платежи из чистой прибыли, либо истребовать дополнительные платежи с заказчиков, которые, естественно, не всегда готовы на дополнительные расходы, либо оказаться в неплательщиках налога, что чревато последствиями. К этому можно добавить, что Инструкция о порядке образования инновационного фонда Минстройархитектуры РБ утверждена министерством только 7 сентября т.г. По другим ведомствам и исполкомам нормативных документов нет. Представляется целесообразным действие Указа Президента Республики Беларусь не только приостановить до издания соответствующих нормативных актов, но и дополнительно рассмотреть обоснованность и последствия введения таких отчислений.

         По данным статистики консолидированный бюджет страны за I полугодие исполнен с профицитом в размере 764,2 млрд. рублей, или 2,2 % к объему ВВП. А в целом в бюджете аккумулируется 50,5 % ВВП. Это средняя нагрузка для субъектов хозяйствования, а с учетом многочисленных льгот, для законопослушных налогоплательщиков, она значительно выше. Поэтому снижение налоговой нагрузки является назревшей необходимостью. В проекте бюджета на 2007 год Министерство финансов Республики Беларусь намечает ряд мер в этом направлении. Однако вышеназванный пример с инновационным фондом ставит под сомнение серьезность этих намерений. Между тем финансовое положение субъектов хозяйствования оставляет желать лучшего. Причем, несмотря на высокие темпы роста объемов производства и ВВП динамика финансовых активов и пассивов предприятий и организаций отрицательна, что видно из данных таблицы 3.

 

Динамика  баланса основных текущих финансовых активов и пассивов за январь-июнь 2006 (млрд.руб.%)

                                                                                              Таблица 3

 

01.07.2005

01.01.2006

01.04.2006

01.07.2006.

Темпы роста

01.07.2006 к 1.01.2006

01.07.2006 к 01.07.2005г.

Активы – всего,  в том числе:

20397,9

22164,5

24214,8

25955,9

117,1

127,2

денежные средства предприятий на счетах в банках

 

2430,1

 

3393,1

 

3347,8

 

3668,0

 

108,1

 

150,9

дебиторская задолжность

14179,4

15008,8

16346,2

17767,3

118,4

125,3

остатки готовой продукции на складах предприятий

 

2311,5

 

2059,1

 

2730,2

 

2615,8

 

127,0

 

113,2

запасы продукции в торговле

 

1476,6

 

1703,5

 

1790,6

 

1904,8

 

111,8

 

129,0

Пассивы – всего, в том числе

27083,0

30208,4

31472,6

34733,1

115,0

128,2

кредиторская задолжность между субъектами

 

19298,9

 

21019,5

 

21685,3

 

23806,3

 

113,3

 

123,4

задолжность по кредитам банков (без населения)

 

7784,1

 

9188,9

 

9787,3

 

10926,8

 

118,9

 

140,4

Сальдо активов и пассивов

-6685,4

-8043,9

-7257,8

-8777,2

109,1

131,3

 

Из таблицы видно, что в I полугодии т.г. активы выросли по сравнению с началом года на 117,1%, а по сравнению с прошлым годом – на 127,1%. Продолжался рост всех составляющих, в том числе и таких нежелательных как остатки готовой продукции на складах и дебиторская задолженность, которая достигла на 1 июля т.г. 17,8 трлн. рублей, или более 50% полугодового объема ВВП. Видно также, что пассивы, к которым относятся кредиторская задолженность между субъектами (рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года 123,4%) и задолженность по кредитам банков (без населения, рост 140,4%) опережали рост активов. Отрицательное сальдо активов и пассивов возросло по сравнению с 2005г. на 131,3% и составило на 1 июля т.г. 8,8 трлн. рублей. При этом уместно заметь, что чистая прибыль предприятий и организаций составила за полугодие лишь 3,9 трлн. рублей. То есть, даже если предприятия не будут, как говорится «не пить, не есть», то и при этом полученной годовой прибыли не достаточно для покрытия долгов. А ведь её необходимо направить часть прибыли на заработную плату, и на пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов, и на модернизацию основных фондов, на различные сборы, и на обслуживание долгов. Только на выплату процентов, а не самих долгов, при сложившихся на 1 июля т.г. задолженности и средних процентных ставок для коммерческих организаций (в июне т.г. они были: в национальной валюте 8,6%; в свободно конвертируемой – 10,4%) потребуется более 1 трлн. рублей, или около 20% чистой прибыли. Поэтому, кредиты являются «благом» лишь для высокорентабельных производств и проектов, а при нашем среднем уровне рентабельности и процентных ставках они финансово губительны. И это уже поняли многие руководители предприятий. Они ищут пути как преодолеть задолженность и развиваться. Хотя это не просто. Ведь по состоянию на 1 июля т.г. суммарная задолженность составляла 4,7 трлн. рублей. Положительно лишь то, что по сравнению с началом года она снизилась на 3,7% при росте потребительских цен за этот период на 3,1%. Однако, на задолженность свыше трех месяцев приходилось 63,6% общей суммы просроченной кредиторской задолженности. Уместно заметить и то, что 58% организаций имеют просроченную кредиторскую задолженность, в том числе 83,5% из них – задолженность свыше трех месяцев, то есть являются устойчиво неплатежеспособными, а, следовательно, нуждаются в санации.

По основным отраслям экономики просроченная кредиторская задолженность на 1.07.2006г.  характеризуется следующими данными:

 

 

Доля организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в общем числе организаций, %

 

 

Просроченная кредиторская задолженность на 1 июля 2006г.

млрд руб

 

 

Из нее

2005

2006

 

Поставщи-кам

По налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению

Всего –

 

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

транспорт (включая трубопроводный)

строительство

торговля и общественное питание

 

59,7

 

 

72,5

 

88,1

 

 

50,3

61,7

 

40,3

 

58,0

 

 

71,7

 

85,5

 

 

48,9

60,5

 

39,3

 

4211,3

 

 

1813,6

 

1004,1

 

 

161,1

204,9

 

392,8

 

3477,3

 

 

1485,6

 

757,3

 

 

78,6

172,6

 

374,6

 

555,7

 

 

283,3

 

213,3

 

 

14,3

24,2

 

5,2

 

 

Наибольшая доля организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, приходится на промышленность и сельское хозяйство. В этих условиях первейшая задача всех субъектов хозяйствования и управления «развязать» неплатежи. Для этого в мировой практике накопилось достаточно опыта. Это и продажа долговых обязательств, и выпуск ценных бумаг, и передача имущественных прав, и др.

В Беларуси же пошли совершенно в другую сторону, т.е. нашли свой путь – ограничение не денежных расчетов путем установления предельных нормативов прекращения обязательств без поступления денежных средств. Причем неисполнение установленных законодательством ограничений осуществления мены и прекращения обязательств влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин. Мало того законность отдельных  операций, например, в банковской сфере поставлена под вопрос. Так, поскольку в Указе Президента РБ от 15.08.2005года № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» отсутствуют какие-либо исключения в отношении кредитно-финансовых организаций, возникают вопросы в отношении таких широко используемых в банковской практике операций, основанных на принципах зачета (взаимного погашения обязательств сторон) операций, как конверсия иностранных валют; многосторонний клиринг при проведении межбанковских расчетов в системе Белорусского межбанковского расчетного центра; по результатам торгов, организуемых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; при обслуживании расчетов посредством банковских пластиковых карт и карт электронных денег международных и частных платежных систем и др.

При этом, учитывая что постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31.03.2006г. № 435 «О предельных нормативах прекращения обязательств без поступления денежных средств в 2006 году» Министерству экономики поручено давать разъяснения по вопросам заключения договоров и прекращения обязательств без поступления денежных средств на территории Республики БСПН обратился в это министерство с просьбой дать разъяснения по таким договорам. И хотя уже прошел месяц со дня обращения, однако  ответа пока не получено. Это говорит о недостаточной подготовке и непродуманности последствий такого решения. Представляется, что действие Указа следовало бы приостановить, покрасней мере, до «развязки» неплатежей.

Искусство управлять заключается не только в доведении заданий, нормативов и приказов. Главное настроить механизм саморегулирования и стимулирования приоритетных направлений. Этого, по нашему мнению, сегодня недостает нашей экономике.

 

Аналитическая группа БСПН им.Кунявского