Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

26.05.2010 года: Проблемы инновационного предпринимательства

Резюме круглого стола «Проблемы инновационного предпринимательства»

Обсудив проблемы инновационного предпринимательства, участники круглого стола отмечают, что в Беларуси инновационная деятельность зачастую отождествляется только с производством высокотехнологичных товаров (работ, услуг). На это направлены указы Президента Республики Беларусь: от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»; от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»; от 17 мая 2010 г. № 252 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», а также постановление Совета Министров от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки, другие решения Правительства.

Между тем, в развитых странах под инновациями понимается введение на предприятии новых технических, экономических, организационных и социальных методов решения проблем, направленных на достижение целей предприятия не использовавшимся ранее способом. Т.е. с точки зрения отдельно взятой организации это означает-новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. При этом неважно, была ли данная инновация уже внедрена на ином предприятии. Таким образом, в сферу инновационной деятельности вовлекаются не отдельные, а практически подавляющее большинство субъектов хозяйствования, что и создает массовость и конечные результаты инновационной деятельности.

Уровень развития инновационного предпринимательства во многом определяется условиями хозяйствования, целевыми установками и мотивами.

С одной стороны, инновации являются объективной необходимостью с целью обеспечения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, с другой стороны, - следствием устремления субъектов хозяйствования к развитию, реализуя стратегические планы. Это приводит к тому, что инновации не являются самоцелью, а необходимым элементом развития, влияние которого зависит от рамочных условий.

Результаты дискуссии на круглом столе свидетельствуют о наличии ряда других серьезных причин, сдерживающих развитие инновационной предпринимательской деятельности. Среди множества причин главными, по мнению участников, являются:

       Отсутствие у субъектов хозяйствования должных экономических стимулов работы в инновационной сфере

       Отсутствие механизмов финансового обеспечения

       Неразвитость инновационной инфраструктуры

       Несовершенство законодательства всфере инновационной деятельности

Так, например, коммерческие организации негосударственной собственности практически не имеют доступа к средствам инновационных фондов, формируемых, в том числе с участием названных субъектов.

Анализ положений Указа Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 г. № 182 (Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи и Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды) и Распоряжения Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 года №136рп «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов в 2009 году» показывает, что установленные нормы не оставляют приемлемых условий доступа к инновационным фондам для субъектов негосударственной формы собственности.

С одной стороны, согласно Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь (введен в действие с января 2004 г.) отчисления в инновационные фонды являются неналоговыми платежами, поскольку имеют возмездный характер для организаций, имеющих ведомственную подчиненность, а посему выведены из сферы Налогового кодекса, следовательно, должны быть выведены из налогового законодательства в целом.

С другой стороны, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 года №499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли» плательщиками отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры определены и негосударственные организации, не имеющие ведомственной подчиненности, для которых эти платежи имеют безвозмездный характер, то есть являются налогом.

Таким образом, все субъекты хозяйствования разделены по принципу ведомственной подчиненности. При этом вневедомственные (частные организации) должны финансировать ведомственные (государственные организации), включая бюрократический аппарат управления. Такую ситуацию нельзя признать нормальной, как с точки зрения справедливости, так и с позиции требований Конституции Республики Беларусь о равных условиях хозяйствования.

Подобная практика приводит к тому, что предприниматели осторожно относятся ко всяким проблемам инновационного развития своей деятельности, опасаясь повышенного риска, вытекающей из него неудачи предпринимательской деятельности. Существующие рамочные условия стимулируют стремление субъектов хозяйствования к решению оперативных ежедневных проблем и препятствуют инициативности при определении

стратегических целей развития.. В макроэкономическом плане, таким образом, отсутствует собственное стремление к постоянному возобновлению как основе конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, повышения производительности труда, создания новых, современных рабочих мест, устойчивого развития в целом.

Участники круглого стола «Проблемы инновационного предпринимательства» считают, что для ускорения инновационного развития необходимо решить комплекс задач, важнейшими из которых являются следующие:

1.            создание развитых и ориентированных на современный международный опытнормативно-правовых условий, стимулирующих инновационную деятельность

2.            разработка и внедрение определенных финансовых механизмов и формирование источников финансирования всех этапов инновационной деятельности, начиная от возникновения новых подуктных, технических, технологических, организационных, производственных идей до реализации их на рынках

3.            формирование инфраструктуры, которая содействовала бы реализации инновационных процессов через такие инструменты как консалтинг во всех ступенях инновационной деятельности, предоставление специфических решений, создание совместных гибких структур и сетей.

4.            развитие государственно-частного партнерства для дальнейшего развития инновационной деятельности и эффективного социально-экономического развития страны.

Исходя из того, что решение этих задач является сложной и многослойной проблемой, усложняющейся на сегодняшний день слабо развитым сектором частных организаций особенно в области производства продуктов и услуг, на первом этапе следует концентрироваться на использовании имеющихся примеров положительного опыта.

Одним из таких примеров мог бы служить опыт организации деятельности парка высоких технологий. Следует исходить из того, что этот опыт, в том числе в области организационных структур, выделения ресурсов, предоставления инструментов финансирования, отчетности и др. привели бы к развитию инновационной деятельности в других отраслях экономики.

Участники круглого стола придерживаются мнения, что при распространении опыта парка высокох технологий особое внимание следует обратить на такие вопрсы как:

  • Развитие систем информационного обмена и доступа к сведеням,
    регламентам и базам данных
  • Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента
  • Содействие созданию и развитию рынка деловых и информационных услуг, финансового и правого консалтинга и пр.
  • Стимулирование инвестиций в инновационную деятельность
  • Совершенствование налоговой системы с целью создания льготных условий инновационной деятельности и др.

Международный опыт развитых стран показывает, что двигателем инновационного развития при созданных условиях является частный сектор экономики, который характеризуется преобладающими в экономике малыми и средними предприятиями.

Наиболее очевидным признаком, отличающим средний бизнес от крупных предприятий, является позиция собственника и руководителя предприятия, лично заинтересованных в долговременном успехе предприятия. В этих странах совпадают, таким обазом, цели государственного развития и развития субъектов хозяйствования. Следовательно, ускоренное развитие частного малого и среднего предпринимательства, его поддержка и защита являются необходимым и основательным фактором повышения уровня инновационного предпринимательства.

Участники круглого стола выражают свою готовность к активному участию решения названных и других проблем в рамках государство-частного партнерства и рекомендуют Правительству и Парламенту Республики Беларусь принять исчерпывающие меры по реализации задач, изложенных в послании Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию по формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования, дальнейшей либерализации экономики, созданию равных условий хозяйствования и развитию конкуренции.

В первоочередном порядке следует внести изменения в законодательные акты, регулирующие порядок образования и использования инновационных фондов, обеспечив равные условия доступа к ним для всех субъектов, участвующих в их формировании.