Цель и описание проекта
Активизация предпринимательской
деятельности в регионахчерез усиление потенциала субъектов
инфраструктурыподдержки малого
предпринимательства
Проект направлен на активизацию частного предпринимательства в малых
городах и сельской местности, усиление его роли в социально-экономическом
развитии регионов посредством повышения эффективности работы действующей
инфраструктуры поддержки предпринимательства, совершенствования технологии и
методов работы ее субъектов, а также создания демонстрационных бизнесов на селе для распространения опыта частной
инициативной деятельности (в Могилевской, Брестской и Минской областях).
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы поставлена задача довести к 2010
году долю валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и
среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП до 20 - 22 процентов. Численность
субъектов малого и среднего предпринимательства должна достичь 42 – 44 тысяч.
При этом подчеркивается, что «государственная политика поддержки малого и
среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных,
правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому
развитию данного сектора экономики, …стимулированию развития
предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности». Этому
способствует и Государственной программой возрождения и развития села на
2005-2010 годы.
В
то же время, пока потенциал малого бизнеса задействован не в полной мере. В течение
последних лет доля малых частных
предприятий в ВВП не превышает 8 – 10%.[1]
Абсолютное
большинство субъектов малого предпринимательства сосредоточено в г. Минске и
областных центрах, основными сферами их деятельности являются торговля и
общественное питание. Наличие бизнеса в сельских регионах, его участие в
решении таких актуальных задач как развитие сферы и расширение перечня услуг
населению, диверсификация сельскохозяйственной деятельности и организация новых
производств, обеспечение занятости и повышение уровня доходов населения пока
весьма незначительна. Удельный вес работающих здесь малых частных предприятий
составляет менее 3-х процентов от их общего количества, тогда как именно эти
регионы больше других нуждаются в развитии инициативной предпринимательской
деятельности.
В настоящее время около 30
процентов населения проживает в сельской местности, где менее развиты торговля и комплекс
социально-бытовых услуг, отсутствуют условия для самообразования и проведения
досуга, особенно молодежи.
Низкий уровень предпринимательской инициативы
сельских жителей обусловлен рядом факторов, важнейшими из которых являются:
· недостаток
необходимых знаний и профессионализма в вопросах организации и ведения
собственного дела;
· недоступность
информации и услуг по микрокредитованию;
· отсутствие
развитой предпринимательской инфраструктуры и, как следствие, - проблема
получения правовой и экономической информации, консалтинговой поддержки и
маркетинговых и юридических услуг;
· отсутствие
возможности изучения практического опыта организации и успешного
функционирования малого бизнеса в сельской местности
Для повышения заинтересованности сельского населения в
организации собственного дела необходимы положительные примеры частной
инициативной деятельности, которые охватывали не только агро-бизнес, но и
необходимые для развития села бытовые
услуги, торговлю, общественное питание, сельский туризм и др. .
В настоящее время в Беларуси
создана довольно разветвленная инфраструктура поддержки малого
предпринимательства, включающая около 50 центров поддержки предпринимательства
(ЦПП) и инкубаторов малого предпринимательства (ИМП). Однако, только некоторые из них, как-то:
Центр развития сельского предпринимательства «Комарово», ЦПП «Агрокапиталконсалт»
в Горках, - а также Центр поддержки сельского развития и предпринимательства
Столинского района специализируются на
работе с сельским населением.
Департамент по предпринимательству
министерства экономики, бизнес-ассоциации и ряд международных организаций
оказывают определенную помощь в работе ЦПП и ИМП: организуются краткосрочные
курсы повышения квалификации сотрудников, издается популярная литература по организации своего дела, активно
развивается Интернет-ресурсная база по различным аспектам ведения бизнеса.
Недостаточная эффективность деятельности
имеющейся инфраструктуры в области
развития предпринимательства во многом обусловлена следующими факторами:
· в
соответствии с действующим законодательством ЦПП и ИМП создаются, в основном, в
форме коммерческих организаций и поэтому функционируют в условиях общей системы
налогообложения и множества различных форм государственного регулирования как
обычные субъекты хозяйствования. Это не позволяет им, выполняя непосредственные
уставные цели и задачи, формировать доступный для начинающих предпринимателей
уровень цен на услуги, либо оказывать их на льготных условиях;
· в
основе деятельности субъектов инфраструктуры поддержки, как правило, лежит
традиционный подход, суть которого – в ориентации на текущие потребности малого
бизнеса, а не на развитие этих потребностей, освоение и предложение новых видов
услуг, что соответствует новой парадигме в мировой теории и практике
предоставления бизнес-услуг (в русской версии – маркетинговая технология);
· недостаток
актуальных информационных ресурсов и методических разработок, особенно в
привязке к сельской местности, снижают уровень оказание комплексных и качественных услуг клиентам.
Поэтому
для расширения и повышения качества консалтинговой, юридической и иной
поддержки предпринимательства, особенно в сельской местности, улучшения условий доступа начинающего бизнеса
к информационным ресурсам необходима разработка и реализация комплекса
мер по улучшению условий функционирования самих субъектов инфраструктуры,
совершенствованию методов их работы, усилению потенциала и возможностей в
области оказания услуг по развитию бизнеса.
Главная цель проекта – содействие развитию малого и микро
предпринимательства и самозанятости населения в регионах страны посредством
повышения потенциала и возможностей действующих центров поддержки и
инкубаторов малого предпринимательства и
создания положительных примеров организации частного бизнеса в сельской
местности.
Основными задачами проекта являются:
· совершенствование
нормативно-правовой среды деятельности институтов поддержки малого предпринимательства;
· усиление
потенциала субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
посредством освоения маркетинговой технологии обслуживания
предпринимателей, создания базы
методических руководств по организации различных видов бизнеса, востребованных
в малых городах и сельской местности;
· формирование
сети, объединяющей действующие ЦПП и ИМП страны и создающей для них возможность
постоянного обмена опытом, освоения прогрессивных форм и методов работы,
информационного и методического обеспечения;
· создание
в пилотных регионах функционирующих демонстрационных бизнесов, как моделей для
консультирования и распространения опыта предпринимательской деятельности в
сельской местности;
· содействие
тиражированию апробированных видов бизнеса в других регионах страны.
Ожидается, что реализация проекта внесет
существенный вклад в укрепление потенциала и повышение эффективности
деятельности субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, прежде
всего за счет благоприятных изменений в нормативно-правовых документах,
регламентирующих деятельность ЦПП и ИМП.
Новый
маркетинговый подход, внедренный в практику ЦПП и ИМП, сфокусирует деятельность
на выявлении насущных потребностей региона, расширении спектра и улучшения качества
услуг ЦПП и ИМП, оказываемых начинающим и действующим предпринимателям.
Наибольший
эффект ожидается от создания в сельской местности бизнес-моделей -
демонстрационных предприятий, созданных в соответствии с потребностью местного
сообщества и под патронатом местного ЦПП или ИМП. Такое предприятие будет
служить объектом для изучения опыта
организации и функционирования конкретного вида бизнеса в сельской местности и
сыграет важную роль в усилении привлекательности сферы частного бизнеса для сельского
населения, особенно для женщин и
молодежи.
Показателями успешной реализации проекта будут (а) рост обращений
жителей за получением информационных и консультационных услуг по вопросам
организации собственного дела (включая статистику по обращениям женщин); (б)
рост числа субъектов частного предпринимательства в пилотных регионах страны,
созданных при консультационной, методической или информационной поддержке,
полученной в рамках реализации мероприятий проекта, а также увеличение вклада
субъектов малого предпринимательства в
результаты социально-экономического развития региона.
Ожидаемые результаты проекта в разрезе целевых групп:
Субъекты
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
· освоят
технологию работы, основанную на маркетинговом подходе к оказанию услуг по
развитию бизнеса; получат возможность обмена опытом, тренингов, регулярного
информационного и консультационного обеспечения;
· расширят
доступ к базе адаптированных методических руководств по организации различных
видов бизнеса;
· изучат
опыт создания и функционирования бизнеса в сельской местности (на примере
демонстрационных бизнесов);
· будут
вовлечены в процесс совершенствования законодательно-правовых условий
деятельности;
ЦПП
в Комарово, Столине и Горках, кроме того, примут непосредственное участие в практической
адаптации и внедрению руководств по организации бизнеса (созданию
демонстрационных объектов), подготовке и проведению семинаров по
распространению полученного опыта и тиражированию апробированных бизнесов в
других районах соответствующих областей.
Для
начинающих предпринимателей в пилотных
областях:
· будет
облегчен доступ к квалифицированной
консалтинговой и информационно-методической поддержке на стадии организации и
становления бизнеса; особый акцент будет сделан на работу с женщинами и
молодежью;
· будут
созданы дополнительные возможности изучения практического опыта организации и
развития конкретных видов бизнеса в виде демонстрационных предприятий.
Местные органы
исполнительной власти пилотных областей:
· усилят
сотрудничество с местными центрами
развития предпринимательства и экспертами проекта;
· создадут
лучшие условия для роста числа субъектов малого бизнеса и развития
самозанятости населения.
Стратегия реализации проекта
Проект
состоит из двух компонентов.
Первый компонент
будет способствовать активизации деятельности, повышению эффективности и
качества работы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Для этого планируется:
· провести
исследование состояния и проблем развития действующей инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства, выработать конкретные предложения по изменению
правового статуса, условий налогообложения, форм государственной поддержки и
механизмов государственного регулирования
хозяйственной деятельности ее субъектов;
· организовать
всестороннее обсуждение проблем и предлагаемых решений в рамках расширенного
круглого стола с участием министерства экономики, заинтересованных государственных агентств,
бизнес-ассоциаций, институтов поддержки
МП и международных организаций;
· разработать
и апробировать на пилотных субъектах инфраструктуры поддержки
предпринимательства маркетинговую
технологию в области оказания услуг по развитию бизнеса; издать брошюры с
описанием новой технологии обслуживания;
· провести
цикл семинаров по освоению маркетинговой технологии деятельности для всех ЦПП,
ИМП и других заинтересованных организаций поддержки предпринимательства;
· разработать
руководства по организации девяти видов бизнеса в сельской местности, провести их практическую адаптацию и
сформировать базу методических материалов для ЦПП и ИМП;
· организовать
с участием сети проведение регулярных семинаров, совещаний, «круглых столов» и
других мероприятий с целью повышения
квалификации и информированности сотрудников институтов инфраструктуры по
наиболее актуальным вопросам предпринимательской деятельности (в том числе, по
женскому предпринимательству), обсуждения имеющихся проблем, выработки
консолидированных предложений по их разрешению.
Мероприятия первого компонента направлены на все
действующие субъекты инфраструктуры поддержи малого предпринимательства
Республики Беларусь.
Второй компонент проекта нацелен на непосредственное
создание малого бизнеса в сельской местности.
Для этого
планируется осуществить практическую адаптацию и внедрение руководств по
организации бизнеса в Могилевской,
Минской и Брестской областях с участием Центра развития сельского
предпринимательства «Комарово», Центра поддержки сельского развития и
предпринимательства Столинского района и ООО «Агрокапиталконсалт» (Горки) –
всего девять демонстрационных бизнесов.
Для этого в каждой из указанных
областей создается рабочая группа, в состав которой будут входить представители
руководства области и районов - потенциальных участников проекта, комитетов
экономики облисполкомов, БСПН, а также указанных субъектов инфраструктуры
поддержки и развития предпринимательства.
Данная региональная
рабочая группа:
· определяет
перечень видов предпринимательской деятельности, развитие которых актуально для
региона, а также конкретные площадки для их осуществления;
· оценивает
необходимую финансово-кредитную и имущественную поддержку для создаваемых
бизнесов;
· проводит
отбор предложений для создания бизнес-моделей и представляет их на рассмотрение
Координационного совета проекта;
· содействует
уполномоченному ЦПП в создании демонстрационных бизнесов,
поддержанных/одобренных на уровне Координационного совета проекта.
На базе
центров поддержки предпринимательства в Комарово, Столине и Горках будут
проведены семинары-практикумы для ЦПП и ИМП по изучению опыта организации
частного бизнеса в сельской местности.
В 2-3 районах каждой из пилотных
областей будут организованы семинары для районных органов управления и потенциальных предпринимателей в целях популяризации опыта предпринимательской
деятельности среди сельского населения.
Созданные
демонстрационные бизнесы будут использованы для консультирования и
распространения опыта предпринимательской деятельности в сельской местности. На
их базе проект организует систему стажировок начинающих предпринимателей из
других регионов для изучения опыта
организации и функционирования бизнеса в сельской местности.
Мероприятия
второго компонента охватывают три пилотные области (Могилевскую, Минскую и
Брестскую) и выполняются с непосредственным участием и использованием опыта
специализированных центров поддержки сельского предпринимательства - Центра
развития сельского предпринимательства Комарово, Центра поддержки сельского
развития и предпринимательства
Столинского района и ООО «Агрокапиталконсалт» (Горки).
При
этом в течение первого года реализации проекта планируется выполнить все
методические разработки по организации конкретных видов бизнеса, в течение второго
года – провести их практическую адаптацию в трех областях страны и внести
корректировки в методические указания по результатам внедрения, в оставшееся
время (несколько месяцев третьего года) планируется выполнение работ по
тиражированию бизнесов в других районах пилотных областей.
Дальнейшее развитие
Сформированная в процессе
реализации проекта информационно-методическая база составит в будущем основу
консультационной деятельности как функционирующих, так и вновь организуемых
субъектов инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства.
Предполагается,
что созданные демонстрационные бизнесы в Могилевской, Минской и Брестской
областях будут и в дальнейшем использоваться как модели для консультирования и
распространения опыта предпринимательской деятельности в сельской местности.
Навыки
практического консультирования, полученные сотрудниками Центра развития
сельского предпринимательства Комарово, Центра поддержки сельского развития и
предпринимательства Столинского района и ООО «Агрокапиталконсалт» (Горки) в
ходе создания и тиражирования демонстрационных бизнесов, позволят расширить их
потенциал выхода на самоокупаемость и обеспечение дальнейшего успешного
функционирования и развития.
Сеть, созданная на
базе ассоциации субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
при БСПН им. М.С.Кунявского, позволит в дальнейшем обеспечивать для всех
действующих и вновь создаваемых ЦПП и ИМП возможность обмена опытом и
информацией, обсуждения проблем и совместной выработки путей их разрешения. Ее
функционирование на базе ассоциации БСПН обеспечит устойчивое развитие, так как
позволит:
· использовать
имеющуюся материально-техническую базу и информационные ресурсы союза;
· использовать
лоббирующие возможности союза при продвижении инициатив в области
законодательно-правовых условий функционирования и развития предпринимательской
инфраструктуры;
· оперативно
включать вновь создаваемые субъекты малого бизнеса в систему партнерских
отношений с действующими предприятиями и организациями-членами союза.
Управление проектом
Проект будет осуществляться в
режиме национального исполнения Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей
имени профессора М.С.Кунявского совместно с Могилевским, Минским и Брестским областными исполнительными
комитетами при административной поддержке Представительства ООН в Республике
Беларусь.
Реализация проекта предполагает
тесное взаимодействие с Советом по развитию предпринимательства в Республике
Беларусь, территориальными предпринимательскими ассоциациями и союзами, а также
сотрудничество с Министерством экономики, Министерством труда и социальной
защиты, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, профильными
комиссиями Парламента, другими заинтересованными органами государственной
власти и управления. Планируется также осуществлять тесную координацию и
кооперацию деятельности с другими международными организациями и проектами
Результаты проекта будут
обсуждены на итоговой конференции с участием представителей бизнес сообщества,
субъектов инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, органов государственного
управления управления, донорских и других международных организаций.
Общее руководство проектом будет
осуществлять директор по проектной деятельности БСПН Жанна Тарасевич
Контактная
информация:
Тел. Моб. 617-15-45, раб. 298-11-49, 298-35-26;
адрес: ул.Фабричная, 22; г. Минск, 220033
Эл.почта: bspn-admin@nsys.by;
сайт БСПН: www.bspn.nsys.by )
[1] Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства за
январь-июнь