Власти готовы обсуждать реформу пенсионного и социального страхования
Пути такой реформы обсуждены на недавнем семинаре БСПН им. Кунявского, в котором приняли участие представители Минтруда, Минфина и других заинтересованных органов госуправления.
На встрече руководство бизнес-союза в очередной раз озвучило мнение деловой общественности о том, что значительные отчисления в ФСЗН, привязанные к фонду оплаты труда, очень чувствительны для бизнеса и зачастую становятся причиной потери ценовой конкурентоспособности либо вынужденного применения серых схем по уплате зарплат. Сейчас большинство субъектов хозяйствования официально применяют схему 34+1, то есть со счетов предприятия в ФСЗН перечисляется 34% к начисленной заработной плате (в том числе 28 % на пенсионное и 6% на социальное страхование), тогда как из зарплаты работника удерживается только 1 %.
Деловая общественность не однократно призывала регулятора более справедливо перераспределить эту нагрузку между нанимателем и работником. В том числе требование нашло отражение в Директиве № 4 Президента, однако до сих пор так и не реализовано. По словам представителей Минтруда, сейчас возможность перераспределить страховую нагрузку между нанимателем и работником вновь изучается. При этом регулятор нацелен обеспечить баланс интересов, при котором нагрузка на бизнес будет посильной, не произойдет уменьшения реальных доходов населения и хватит средств на задачи системы социального страхования.
По мнению БСПН, ориентиром для Беларуси могла бы стать немецкая система социального страхования. Как следовало из доклада эксперта Федерального объединения союзов работодателей Германии, доктора Анны Томас, в настоящий момент ФРГ сталкивается с теми же вызовами, что и Беларусь. В числе основных - старение нации. В Германии в 2016 году коэффициент рождаемости составил 1,59 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (в Беларуси в 2016 году этот показатель был на уровне 1,73, но с тех пор заметно снизился).
По прогнозам немецких экспертов, до 2040 года население Германии уменьшится с 82 до 76 млн человек, в том числе наиболее трудоспособная возрастная группа (20-64 лет) сократится с 49 до 40 млн человек. При этом отчисления на социальное страхование увеличатся с 39,65% к фонду заработной платы в 2019 году до 55,5% в 2040 году. Тем не менее, несмотря на высокие расходы и серьезные демографические вызовы, система социального страхования этой страны показывает высокую адаптивность. Залогом сбалансированности стало справедливое распределение расходов по страхованию между нанимателем и работником, а также использование широкого набора инструментов страхования, предложенных как государством, так и частными структурами.
БСПН намерен продолжить обсуждение темы и при необходимости оказать экспертную поддержку для корректировки отечественного законодательства, в том числе обновить разработанную еще в 2013 году силами бизнес-союза концепцию пенсионной реформы в Беларуси.
Доклад эксперта Федерального объединения союзов работодателей Германии, доктора Анны Томас (в облаке)