Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Информация с XV-го юбилейного съезда БСПН им. М.С.Кунявского

Ровесник рыночных реформ

Информация с XV-го юбилейного съезда БСПН им. М.С.Кунявского

20-21 мая 2005 года в СОК «Зорны» (г.п. Радошковичи) состоялся юбилейный, XV съезд БСПН им. Кунявского. На съезде присутствовало 127 делегатов и 15 человек приглашенных.

На съезде обсуждались следующие вопросы:

  1. Прием в члены БСПН
  2. Отчет о деятельности Правления БСПН в истекшем году и задачах на 2005-2006 годы
  3. О результатах проверки хозяйственной деятельности БСПН за период с 01.04.2004 г. по 31.04.2005 г.
  4. О бюджете БСПН на 2005-2006 финансовый год
  5. Выборы состава Правления БСПН.
  6. Выборы состава Ревизионной комиссии БСПН.
  7. Разное.

На основании доклада председателя правления Бадея Г.П., информации заместителя исполнительного директора по организационным вопросам Жавнерчик Н.И., председателя Ревизионной комиссии Митрахович М.И., исполнительного директора БСПН им. Кунявского Тарасевич Ж.К.  Съезд решил:

1.Утвердить решения Правления БСПН им. Кунявского (Протоколы Правлений №1 от 23.06.04, №2 от 23.09.04, № 3 от 15.12.04, № 4 от 16.03.05) и принять в члены БСПН следующие организации:

2 . Доклад Председателя Правления БСПН принять к сведению.

3. Признать работу Правления и Исполнительной дирекции БСПН за отчетный период удовлетворительной. /p>

4. Обеспечить в 2005-2006 г.г. развитие БСПН как лидирующей бизнес-ассоциации через расширение поддержки частного предпринимательства, объема предоставляемых услуг и их качества, по следующим приоритетным направлениям:

4.1. оказание всесторонней консультационной и информационной поддержки через возобновление «прямой линии»;

4.2. создание системы дистанционного консультирования, модернизация сайта БСПН;

4.3. организацию цикла семинаров по совершенствованию бизнеса.

5. Продолжить работу по развитию социально-трудовых отношений через совершенствование механизмов, основанных на социальном партнерстве и активном диалоге сторон. Поручить Правлению БСПН им. Кунявского рассмотреть предложение Республиканского Совета профсоюза работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства «Садружнасць» о соглашении и принять соответствующее решение.

6. Продолжить работу по совершенствованию структуры БСПН  через создание отраслевых ассоциаций с целью приведения ее в соответствие с развивающимся законодательством.

7.Организовать на постоянной основе взаимодействие представительных сообществ (объединений предпринимателей) с исполнительными и законодательными государственными органами по снятию административных барьеров и улучшению делового инвестиционного климата.

8. Продолжить работу по формированию общественного мнения в поддержку развития малого и среднего бизнеса и продвижения рыночных реформ.

9. Поручить Правлению с учетом данного решения и высказанных предложений и замечаний участников съезда разработать проект и принять План развития БСПН (основные направления) до 2010 года.

10. Отчет по результатам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности исполнительной дирекции БСПН за период с 01.05.2004г. по 30.04.2005г. утвердить.

11. Сохранить принцип уплаты ежегодных членских взносов, т.е. установить их фиксированную величину, исходя из среднесписочной численности работающих в организации (учреждении).

2. Утвердить  смету  доходов  и  расходов БСПН им. Кунявского в  размере  176,4 миллионов белорусских рублей.

12. Установить следующую градацию и годовую величину членских взносов для организаций (учреждений) со среднегодовой численностью работников:

ЦПП (бизнес-инкубаторы)

200 тыс. руб

От 1 до 5 чел.

280 тыс. руб

От 6 до 10 чел.

350 тыс. руб

От 11 до 15 чел.

480 тыс. руб

От 16 до 25 чел.

650 тыс. руб

От 26 до 50 чел.

800 тыс. руб

От 51 до 100 чел.

1000 тыс. руб

От 101 до 200 чел.

1250 тыс. руб

От 201 до 300 чел.

1500 тыс. руб

От 301 до 400 чел.

1700 тыс. руб

От 401 до 500 чел.

1900 тыс. руб

От 501 до 750 чел.

2150 тыс. руб

От 751 до 1000 чел.

2350 тыс. руб

От 1001 и далее

2500 тыс. руб.

13. Рекомендовать членским организациям БСПН уплатить членские взносы за 2005-2006 финансовый год до 1 августа 2005 года;

14. Величину взносов при вступлении организации кандидатом в члены БСПН определять на дату принятия, исходя из утвержденных съездом параметров, пропорционально полному количеству месяцев остающихся до окончания текущего финансового года.

15. Установить величину вступительного взноса в размере 1/12 от величины членских взносов. Уплату вступительного членского взноса организация проводит не позднее дня, предшествующего дню заседания Правления БСПН. Сумма вступительного взноса включается в сумму ежегодных членских взносов. При отсутствии факта перечисления соответствующей суммы денежных средств Правление не вправе принимать организацию кандидатом в члены БСПН.

16. Разрешить Правлению принимать решения об отсрочке либо освобождению (частичном или полном) от уплаты членских взносов в исключительных случаях, учитывая сложное финансовое положение членских организаций БСПН им. Кунявского.

17.Избрать Правление БСПН им. Кунявского в количестве 65 человек на срок 2 года.

Состоялось I заседание Правления на котором избран Председатель Правления -  Бадей Георгий Петрович.

Высоко оценивая вклад БСПН в развитие отечественного предпринимательства, поздравления в адрес съезда направили Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства в РБ, Посольство Федеративной Республики Германии, а также глава представительства фирмы «Сименс» в РБ, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей, Профсоюза «Содружность».

В  прениях по докладам и другим вопросам выступили 18 человек.

Директор ЗАО «Борисовдетспецпродукт» В. Хиневич, замети, что развитие бизнеса тормозится по причине высоких налогов, отсутствия инвестиций, затрудненного доступа к кредитным ресурсам, высоких ставок арендной платы. Вредят развитию бизнеса директивные методы управления. В частности требование выплачивать определенный уровень заработной платы без привязки  к эффективности. «В структуре затрат нашего предприятия, отметил он, налоги занимают всего 9%, тогда как зарплата — 30%. Отсюда можно сделать вывод, что мы производим не мороженое, а какую-то суперсложную и наукоемкую продукцию». Если в 2002г. чистый доход предприятия составлял 120 тыс. USD, в 2003г. — 60 тыс. USD, то по итогам минувшего года — всего 2 тыс. USD. Такую сумму, причем за месяц, зарабатывают большинство предпринимателей на маленьком киоске.

Не меньшая проблема территориальные ограничения при реализации продукции. «Я не могу продавать в Минске свой товар, который по качеству не хуже и при этом дешевле, потому что не попал в рекомендации управления потребительского рынка Мингорисполкома по приобретению торговыми предприятиями продукции у конкретных производителей. Так зачем мне привлекать на предприятие инвестиции, зачем я покупал колхоз, если я не могу в своей стране продать продукцию?», вопрошал директор. Обозначив эти проблемы, Хиневич предложил БСПН в своей дальнейшей работе сосредоточится на их решении.

Отнюдь не в восторге директорский корпус от обсуждаемого «наверху» ужесточения ответственности, вплоть до уголовной, за невыполнение прогнозных показателей. Один из руководителей по этому поводу задался вопросом: почему в таком случае чиновники не несут никакой ответственности за ту продукцию, которую они выпускают, то есть за некачественные нормативные акты? Ведь именно по ним приходится работать предприятиям. Почему директор должен становиться крайним? Сами чиновники, по его словам, от этого вопроса лишь разводят руками.

На непонимание и даже нежелание чиновников слышать проблемы предпринимателей жаловались многие выступавшие. «В 90-х годах взаимодействовать с правительством предпринимательским союзам было намного проще, — вспоминает вице-председатель БСПН и директор ЗАО «Бросток» Валерий Постовский. — Тогда госаппарат, выросший в условиях плановой экономики и мало понимавший в происходящих экономических преобразованиях в стране, внимательно слушал мнение общественных объединений и представителей частного бизнеса и, самое главное, не мешал работать». Сегодня происходит наоборот.

В свете этого логичной была оценка деятельности дирекции БСПН, как сподвижников, прозвучавшая из уст  Куцева А.Г. (КЧУП «Системное бизнес-консультирование»). «За небольшие деньг, за те средства и возможности на которые многие из нас вряд ли согласились стать на их место они делают уже долгие годы нужную и важную для страны работу», сказал он.

О той силе знаний, которой вооружает ее Союз рассказала директор УП «Салон «Стиль» Светлана Лагошина. «Я была на втором форуме женщин предпринимательниц. На этом форуме поднималось много вопросов и я, как, оказалось, знаю ответы на эти вопросы, благодаря членству в БСПН. Некоторые из вопросов мне казались почти элементарными», рассказала она.

По ее словам, на грамотные, организованные на высоком уровне мероприятия союза необходимо приглашать как можно больше людей, самых разных специалистов, средства массовой информации, в том числе телевидение.  Это будет способствовать, в том числе и привлечению новых членов в БСПН и популяризации тех идей, которые отстаивает союз.  Как женщина, она посокрушалась по поводу того, что в составе руководства правления БСПН нет ни одной женщины, и предложила эту дискриминацию искоренить.

Консультант БСПН Профессор Невиак, посетовал на низкую активность и самих членов БСПН. "Если бизнес-ассоциации не смогут помочь осуществлению реформ, их среда будет переделана без их участия и не в лучшую для них сторону", напомнил он слова Джона Салливана, исполнительного директора Центра международного частного предпринимательства.

Профессор порекомендовал членам Союза быь активнее не только в общественной деятельности, но и в плане внедрения новых методов управления предприятием, методов коммуникации.  «Из всех членов союза, всего лишь 2/3 обладают электронной почтой», сокрушался он. « Поэтому, на мой взгляд, стоит вопрос престижа, производительности и надежности нашего  общения. Посмотрите, сколько времени нужно затратить на письма, которые посылаются по почте в конвертах, а электронная почта идет за несколько секунд», убеждал он членов БСПН отдать предпочтение новым технологиям.  В том числе активнее пользоваться возможностями Интернета вообще и сайта БСПН в частности.

Парфенюк О.И. (директор ОАО «Добружский фарфоровый завод») обратился к председателю правления с предложением громко заявлять о проблемах предпринимательства в диалоге с государственными органами. Союз должен быть услышан и у него для этого есть все возможности и условия.

Все выступавшие просили работу союза признать удовлетворительной.

Валентина ВЕШТОРТ

Тезисы доклада председателя правления БСПН на XV съезде

20 мая Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского провел не просто очередной, ежегодный, а юбилейный - XV съезд.

Главным содержанием и смыслом деятельности БСПН было и остается содействие повышению конкурентоспособности предприятий; развитию предпринимательства; созданию новых рабочих мест и эффективной занятости как главного фактора для формирования среднего класса и борьбы с бедностью.

В отчетном периоде, с мая 2004г – по май 2005 г. деятельность Правления и дирекции  Союза была направлена на реализацию задач, определенных XIV съездом, решение текущих вопросов и проблем. В целом она соответствовала сформулированным ранее целям, хотя имела свои особенности. Причем – как положительного, так и отрицательного плана.

К отрицательным следует отнести количественное снижение всех основных услуг и видов работ.

Так, в нынешнем отчетном периоде было оказано консультаций на 35% меньше; проведено семинаров -- на 55% меньше, запросов в министерства и другие органы управления по просьбам субъектов хозяйствования отправлено на 60% меньше.

Такое резкое снижение указанных показателей обусловлено, а первую очередь, тем, что в 2003 году мы имели финансовую помощь Фонда «Евразия» в рамках совместного проекта и могли оплачивать работу консультантов на местах (5 человек в областных центрах) и консультанта-аудитора в центральном офисе. В отчетном периоде, к сожалению, получить это не удалось. Причем произошло это не по причине отсутствия средств или намерений грантодателя, а из-за бюрократических преград связанных с регистрацией иностранной технической помощи.

Указанное обстоятельство можно отнести к объективным причинам снижения объемов работ и услуг  субъектам хозяйствования. Но наряду с объективными существуют, конечно же, и субъективные факторы. Они относятся к активности, как работников исполнительной дирекции, так и к руководителям предприятий – членов БСПН.

К положительным моментам можно отнести тенденцию к улучшению качества наших услуг.

Так, консультации оказывались квалифицированными специалистами дирекции или наших консалтинговых  организаций. Тематика консультаций определялась текущим моментом и относилась к пяти направлениям:

  • государственное регулирование предпринимательской  деятельности (вопросы регистрации, лицензирования, сертификации и др.);
  • взаимоотношения с налоговыми и другими контролирующими органами (вопросы налогообложения, учета и отчетности аудита);
  • инвестиции, арендные и другие финансовые и имущественные отношения (вопросы кредитования, лизинга, государственной поддержки, арендной платы, выкупа и т.д.);
  • маркетинг и внешнеэкономические связи (помощь в налаживании делового сотрудничества, коммерческих и кооперационных связей, вопросы таможенного законодательства);
  • социально-трудовые отношения (вопросы регулирования оплаты труда, найма и прекращение договоров найма, трудовых споров, охраны труда, занятости и др.);

Другим отличительным моментом являлось то, что мы приступили к созданию дистанционной системы консалтинга – информационно-справочной системы «Путеводитель инвестора». Презентация первой очереди этой системы состоялась во время проведения Международной конференции «Белорусский инвестиционный форум» (21-22 апреля 2005 г.). По поручению Правительства на БСПН была возложена подготовка и проведение в рамках Форума секции «Малый и средний бизнес как сфера для инвестиций». Пока работа по «Путеводителю инвестора» велась главным образом нашим советником С.О. Невиаком при содействии и ООО «Инваконт» (директор Гумбар Александр, зам. директора В.Селезнев).

В части организации и проведения семинаров, к новому качеству следует отнести то, что наряду с тематическими семинарами по актуальным вопросам, например, по косвенным налогам (НДС), впервые были организованы семинары по вопросам стратегического менеджмента на крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», ОАО «8-е марта», ОАО «БелФа», ЗАО «Гомельлифт», ОАО «Мила», а также по просьбе горисполкома в Могилеве. Правда, здесь из примерно 60 слушателей семинара, от членов БСПН присутствовало 2 человека. Между тем семинар имел хорошие отзывы и «Могилевэнерго» обратилось с просьбой провести подобный семинар для своих специалистов.

Повышению компетенции представителей организаций БСПН способствовало участие в ряде международных семинаров и конференциях.

Среди международных конференций можно отметить такую как «Конкурентоспособность через партнерство государственного и частного секторов: успехи и извлеченные уроки» (организованной МТЦ (ЮНКТАД / ВТО). Материалы этой конференции были использованы при разработке концептуальных подходов к Национальной стратегии развития экспорта в РБ на период до 2010 года. Этот материал был рассмотрен на заседании Правления с участием приглашенных сторонних организаций, а затем доработан и внесен на рассмотрение Межведомственного совета по развитию экспорта, который возглавляет первый вице-премьер В.И. Семашко.

Действенным инструментом защиты и лоббирования интересов членов союза остаются запросы и обращения в государственные органы. Хотя таких обращений стало, как уже отмечалось,  гораздо меньше. В отчетном периоде такие обращения направлялись: в МНС (по просьбам ОАО «БелФа» и ОДО «Лесная криница»); в Минтруд (по просьбе ОАО «Торговля»); в Национальный банк (по просьбе ОАО «Институт Гомель проект»); в Минфин (по просьбе аудиторских организаций); в Минэкономики (по просьбе ОАО «Белтеплоизоляция»). Два обращения были адресованы в Совет Министров. Они касались лицензирования услуг по приёму подписки на печатные СМИ и доставке печатных СМИ. Второе – было по просьбе УП «Цынвуд» об отмене экспортной пошлины на слоистоклеенные лесоматериалы. Из ответа МИДа следует, что это предложение будет учтено при внесении изменений в таможенное законодательство.

Два обращения было подготовлены и направлены совместно с Советом по развитию предпринимательства  в РБ. Одно из них в Комитет госконтроля по поводу штрафных санкций к ЗАО «Белплодоовощпродукт». Частично наша просьба удовлетворена, санкции уменьшены, однако спости предприятие не удалось и теперь оно находится в банкротстве.

Другое письмо было направлено Министру спорта и туризма по вопросу  намечавшегося реформирования государственного регулирования туристической деятельности.

Функции защиты и лоббирования интересов субъектов хозяйствования – членов БСПН и частного сектора в целом, осуществляется исполнительной дирекцией также путем участия в работе коллегиальных органов министерств и комитетов, в рабочих комиссиях и группах, постоянных советах, образованных решением Правительства. Так, специалисты БСПН участвуют в работе Консультативного совета по иностранным инвестициям при премьер-министре РБ, Межведомственном совете по развитию экспорта, Межведомственной комиссии по малому предпринимательству, Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, ряда других формирований. Причем это участие носит не формальный характер. Приведенные же примеры по запросам и обращениям в государственные органы свидетельствуют о широком спектре проблем и разнообразных формах и методах разрешения отдельных вопросов. Многие из них решены, что позволило не только оказать помощь субъектам хозяйствования, но и повысить имидж БСПН, как правозащитной организации.

Многие предприятия и организации – члены БСПН добиваются приличных результатов благодаря умелому и эффективному управлению, грамотной организации и маркетинговой политики. Среди них, прежде всего, можно назвать: ЗАО «Пинскдрев» (генеральный директор Л.С. Аринич), СП ЗАО «Милавица» (генеральный директор Д.А. Дичковский),  ОАО «Веста» (генеральный директор Р.К. Вениаминов), ОАО «БелФа» (генеральный директор М.Г. Костылев), ОАО «Белтрубопроводстрой» (генеральный директор И.А.Гайкович), ОАО «Белтеплоизоляция» (генеральный директор Н.П. Наруцкий);  ЗАО «Гомельлифт» (генеральный директор В.В. Корниенко).

Среди малых и средних предприятий стабильностью и высокими результатами выделяются: ЗАО «Витэкс» (генеральный директор Терещенко В.А.); ООО «Белита» (генеральный директор Семенов Х.М.); ЧУП «Салон «Стиль» (директор С.М. Логошина); ЗАО «Торговый мир «Кольцо» (генеральный директор М.М. Булаш); ЗАО «Симург» (директор Дородейко В.Г.); ЗАО «МАП» (генеральный директор С.М. Найдович) и ряд других . Правление БСПН решило вручить им Дипломы.

В целом 2004 г. был одним из лучших за последние годы не только по темпам роста  ВВП (111%), промышленного (115,6%) и сельскохозяйственного (112,9%) производства, но и по росту реальных доходов населения (113,6%). Высокие приростные показатели показывает статистика и в текущем году.

Вместе с этим, надо сказать, что эффективность экономики, прежде всего, на уровне предприятий, желает быть лучше. Это отчетливо прослеживается на неуклонном росте кредиторской задолженности, которая увеличилась в прошлом году на 30,7%, а задолженность по кредитам банков – на 57,2%. Суммарная кредиторская задолженность на 01.01.2005 г. составила 25,1 трлн. рублей, что сопоставимо с полугодовым объемам ВВП.

Более 60% организаций имели просроченную кредиторскую задолженность и отсутствие собственных оборотных средств, а это значит выплату заработной платы они  должны производить только  с использованием заемных средств банков.

В отчетном периоде взаимодействие с государственными органами по формированию благоприятного инвестиционного и делового климата имело ряд особенностей. Во-первых, оно, в большей мере акцентировалось на исполнительные органы и, прежде всего, на такие структуры как Межведомственная комиссия по малому предпринимательству (руководитель А.В. Кобяков) и Межведомственный совет по экспорту (руководитель Семашко В.И.). Причем БСПН регулярно инициирует подготовку и рассмотрение актуальных вопросов развития предпринимательства, путем включения в план работы этих органов.

Это позволяет не только организовать плановую работу дирекции БСПН, но и привлечь к подготовке запланированных вопросов специалистов предприятий, министерств, местных органов. Так, например, при подготовке вопроса о доступе к финансово-кредитным ресурсам существенную помощь оказали специалисты «Белгазпромбанка», ЕБРР, а при подготовке вопроса по экспорту продукции малыми предприятиями были подключены все облисполкомы, концерны и министерства.

При подготовке предложений в Государственный таможенный комитет во исполнение протокола от 21.09.2004г. № 1 заседания Межведомственного совета по развитию экспорта по смягчению наказаний, установленных отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З они были проработаны с Минэкономики. МИД, облисполкомами и Мингорисполкомом. Причем, без замечаний предложения БСПН согласованы Минским, Гомельским, Гродненским облисполкомами и Мингорисполкомом. Один лишь МИД посчитал  нецелесообразным уменьшение штрафных санкций,  поскольку «это может оказать стимулирующее воздействие для совершения  подобных правонарушений», а Брестский облисполком отметил, что размер  снижения штрафных санкций, «экономически не обоснован и необходима  ориентировка на таможенные платежи».

И если взаимодействие  с исполнительной органами свидетельствуют о новом качестве, об партнерских отношения, то, в худшую сторону изменились взаимоотношения с законодательными органами – с Национальным собранием. Очевидно, это связанно с произошедшей сменой его состава и затянувшимся периодом адаптации. Но специалисты БСПН продолжали работать в рабочих группах по подготовке целого ряда законов.

Уместно упомянуть ещё  раз о совместной работе с Советом по развитию предпринимательства по проектам законов «О бюджете на 2005 г.» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты». Наши замечания были направлены в соответствующую Комиссию Палаты представителей, однако там нас, к сожалению, не услышали.

В целом можно сказать, что материалы, представляемые БСПН, как правило, имеют положительную оценку в различных органах и в целом востребованы. Свидетельством этому является распоряжение Премьер-министра РБ от 21 февраля 2005 года № 2р, согласно которому вопросы взаимодействия с БСПН возложены на заместителя Премьер-министра А.В. Кобякова.

Естественно, не все обращения и предложения БСПН получают необходимую поддержку и находят решения. Анализ показывает, что сложнее решаются вопросы, касающиеся макроэкономической политики. КПД по таким предложениям колеблется в пределах 10 – 20% в зависимости от уровня подготовки и обоснованности предложений. Более высокая результативность в пределах 50-60% достигается при разрешении частных вопросов и проблем.

Для повышения эффективности необходимо и дальше совершенствовать работу дирекции и аналитической группы БСПН по исследованию проблем социально-экономического развития предприятий и страны в целом и на этой основе повысить обоснованность и аргументацию вносимых предложений. Конечно, это требует привлечения большего числа и лучшего качества специалистов, а следовательно, дополнительных финансовых средств.

Отдельно хотелось остановиться на такой форме работы как организация и проведение заседаний Республиканского клуба директоров. Он был создан в октябре 1992 года как инструмент формирования цивилизованных механизмов лоббирования интересов промышленников и предпринимателей, а также в целях обмена опытом управленческой деятельности и мнениями по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития Беларуси.

Заседания Клуба проводятся, как правило, ежеквартально. В отчетном периоде проведено 4 заседания, в том числе в марте т.г. состоялось 47-е по счету заседание.

Анализируя материалы заседаний Клуба можно убедиться, что тематика обсуждаемых  вопросов весьма обширна: от выживания и реформирования  предприятий, развития экспорта, до проблем глобализации. Все это свидетельствует о достаточно высокой эффективности этой формы деятельности БСПН она позволяет, с одной стороны, информировать директорский корпус о направлениях макроэкономической политики,  состоянии и путях решения проблем и т.д. с другой стороны, довести мнение директорского корпуса, учёных и экспертов до сведения государственных органов. Широкий спектр рассматриваемых вопросов, открытость дискуссий содействуют становлению демократических форм управления, широкому обмену опытом работы и мнениями. Безусловно, эту работу необходимо совершенствовать, расширяя гласность и масштабность.

На основе 15 летнего опыта и практики деятельности БСПН в ближайших планах может значиться следующее:

  • расширить поддержку, защиту и лоббирование интересов частного предпринимательства и, прежде всего, организаций – членов Союза;
  • организовать на постоянной основе с участием заинтересованных, взаимодействие с исполнительными и законодательными государственными органами по снятию административных барьеров и улучшению делового и инвестиционного климата.

Главным содержанием и смыслом деятельности исполнительных органов Союза, как уже указывалось является удовлетворение нужд и запросов его членов по ведению бизнеса, экономических и правовых отношений, в том числе в сфере социально-трудовых отношений.

В этой связи необходимо повысить уровень и системность работы по поддержке частного предпринимательства путем расширения сферы и доступности консалтинговых услуг через совершенствование работы «прямой линии», а также развитие системы дистанционного информационно -консалтингового обеспечения.

«Прямая линия» позволила резко увеличить объем оказываемых услуг, однако требуется повышение качества и расширение спектра услуг, в том числе предоставление услуг в виде готовых решений, а также отработка технологии абонементного обслуживания членов Союза по избранной тематике.

Для реализации этих задач намечается использование как существующих источников нормативно-правовых актов, так и создание собственных аналитических материалов на основе имеющихся практических наработок, решений, опыта и квалификации.

Исходя из приоритетности и значимости развития предпринимательства и бизнеса в целом, предполагается отработка данных подходов на таких вопросах инвестиционной сферы, как поиск партнеров и отбор инвестиционных проектов, обоснование и выбор схем и источников финансирования, включая кредитование, лизинг и меры государственной поддержки. Потенциальными потребителями этих услуг могут выступать как предприятия малого и среднего бизнеса, стремящиеся диверсифицировать и развивать свою деятельность, так и крупные предприятия, стоящие перед проблемой модернизации устаревших основных фондов, технологий и менеджмента.

Развитие системы  дистанционного информационно-консалтингового обеспечения БСПН целесообразно осуществлять с использованием возможностей Internet<. Для этого следует осуществить модернизацию сайта БСПН с разработкой раздела «Как начать свое дело?», а также развитием информационно-справочной системы «Путеводитель инвестора». В этой системе намечается представить правовые основы деятельности инвесторов в РБ, предложения организаций – членов БСПН по инвестиционным проектам, вопросы продвижения инвестиционных проектов и приоритетные направления инвестиционной деятельности.

Имеется настоятельная необходимость создания и реализации постоянно действующей модульной программы повышения компетенции топ-менеджеров малых и средних предприятий «Как совершенствовать свой бизнес?», состоящей из цикла тренировочных мероприятий по таким темам как стратегический менеджмент и корпоративное управление, маркетинг и организация продаж, поставка учета и контроль успеха, финансовый менеджмент и минимизация издержек, управление персоналом и его мотивация, информационные технологии, организация внешнеэкономической деятельности.

Важнейшим направлением деятельности исполнительных органов БСПН должно стать содействие повышению конкурентоспособности частного сектора через развитие партнерских связей, внедрение систем управления качеством, привлечения инвестиций и инноваций.

Другим, не менее важным направлением деятельности БСПН остается взаимодействие с исполнительными и законодательными органами по снятию административных барьеров и улучшению делового и инвестиционного климата. В этом плане необходимо продолжить работу с Межведомственной комиссией по поддержке и развитию малого предпринимательства, в функции которой входят вопросы снижения административных барьеров и развития  предпринимательства, а также с Межведомственным советом по развитию экспорта, в функции которого входят вопросы координации внешэкономической деятельности.

Имеется настоятельная необходимость усиления роли  БСПН в Наблюдательном совете по трудовым  и социальным вопросам и других конструктивных формированиях при министерствах  и и государственных комитетах.

Несмотря на недостаточную эффективность, БСПН совместно с другими представительными организациями входящими в состав Консультативно-координационного совещания (ККС) проводит работу по совершенствованию законодательства, регулирующего деловой климат Беларуси.  В этих целях БСПН намерен не только  продолжить подготовку предложений и заключений по проектам законодательных актов, но и более активно организовать продвижение своих инициатив  через  проведение круглых столов, семинаров с представителями правительственных органов и депутатами Национального собрания. При этом главное внимание следует уделить вопросам обоснований предлагаемых проектов, определению последствий и принятия тех или иных проектов. Для этого должны быть организованы и постоянно осуществляться различные обследования и научно-исследовательские работы.

В ходе работы, несомненно появятся новые проекты и задачи, но суть их будет прежней – содействие развитию предприятий – членов БСПН. А также трансформация и структурная перестройка нашей экономики. В этом деле для нас, по-прежнему, уместны слова Джона Салливана, исполнительного директора Центра международного частного предпринимательства (США): «Если бизнес-ассоциации не смогут помочь осуществлению реформ, их среда будет переделана без их участия и не в большую для них сторону».

Решение названных и других задач неразрывно связано и зависит от уровня организационной работы. В отчетном периоде  Правление и Дирекция приступили к перестройке организационной структуры. Созданы ассоциации: строительных организаций; предприятий инфраструктуры и туристических организаций. С учетом ранее созданной Ассоциации предприятий деревообработки теперь, де-юре, обозначены 4 Ассоциаци. Говорю, что обозначены потому как, к сожалению, существуют они пока, в большей мере, виртуально.

Уместно заметить, что подобная структурная перестройка соответствует положениям проекта закона «Об объединениях нанимателей (работодателей) и призвана не только способствовать развитию социального партнерства на отраслевом уровне, а главное улучшить обслуживание субъектов хозяйствования с учетом их специфики и отраслевых особенностей. Но, создать формально ассоциации, это лишь обозначить направления изменений. Главное организовать их работу, а этого пока не сделано. Отсюда первейшая задача наладить эту работу.

На более высокий уровень следует поднять всю организационную работу и информационно-аналитическое обеспечение деятельности БСПН.

Прежде всего необходимо повысить качественный уровень организационной работы с членами БСПН, положив в ее основу принципы «клиентинга», а также организовать формирование новых ассоциаций и в первую очередь в таких отраслях, где имеется наибольшее число предпринимателей: легкая промышленность, торговля и т.д.

Это позволит повысить роль БСПН в решении проблем частного сектора, а следовательно, престиж и популярность БСПН в среде предпринимателей и на этой основе увеличить представительность. Этому должна способствовать и работа Республиканского клуба директоров, разработка и реализация ряда проектов с международными организациями и программами.

Говоря о работе Правления следует отметить, что она строилась в соответствии с требованиями Устава Правление определяло и направляло работу исполнительной дирекции. Состоялось 4 заседания Правления, включая организационное.

На заседаниях Правления, как правило, рассматривались актуальные вопросы жизни Союза и его членов. Регулярно заслушивались отчеты исполнительной дирекции, рассматривались вопросы приема кандидатов в члены Союза.

Тем не менее расширение, увеличение представительности Союза остается актуальной задачей нового Правления.

Совершенно очевидно, что будущее Союза может быть благополучным, если нам удастся его развивать и в отраслевом, и в территориальном направлениях. Для этого нужны не только финансы, но и техническая помощь заинтересованных международных донорских и других организаций.

К сожалению, еще многие предприниматели считают, что проблемы будут решаться сами по себе, через особые взаимоотношения с государственными и другими структурами и «крышами». Конечно же, такие позиции ошибочны. Надо в этом убеждать и лучше всего практическими делами объединений предпринимателей, в том числе БСПН.