Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

47-ое Заседание РКД

Налогообложение. До идеала далеко

25 марта состоялось 47-е заседание Республиканского клуба директоров. Тема заседания: «Налоговая политика и экономическое развитие». В заседании приняли участие ___ человек. С докладом «Основные принципы и подходы построения налоговых  систем. Опыт ЕС и России»  выступила начальник управления бюджетно-налоговой политики  Минэкономики Татьяна Образкова. Об основных положениях специальной части Налогового кодекса рассказал  Заместитель Министра финансов Иван Шунько. С методологическими аспектами налогобложения юрлиц и практикой взаимоотношений этих субъектов хозяйствования с налоговыми органами собравшихся познакомил Заместитель начальника управления МНС Виктор Егоров.  

С информационными презентациями о работе своих организаций выступили:

Директор центра SATIO Жанна Гринюк -- Презентация проекта «Брэнд года: итоги 2004 и ближайшие перспективы» и к. .ю.н. профессор, заслуженный юрист Николай Юркевич -- Защита интересов предприятий в Международном арбитражном суде.

До внедрения принятой в западных странах налоговой системы нам как "до луны", так образно обозначила длину пути, который нам надо пройти до построения идеальной налоговой системы, начальник управления бюджетно-налоговой политики Министерства экономики Татьяна Образкова, выступая на заседании республиканского клуба директоров. Причины тому вполне объективные, уточнила она. Нами не наработан тот вековой опыт, который есть у западных государств, давно исповедующих принципы рыночной экономики, а механическое перенесение чужого опыта на нашу почву может быть еще более губительным, чем длительная эволюция. Каждая страна шла к построению хорошей налоговой системы, ориентируясь на практику, подчеркнула она, рассказывая о мировом опыте построения налоговых систем.   Существенным отличием западных налоговых систем является то, что прямые налоги, в частности подоходный, на  долю которого приходится 70% от всех налогов, играют у них важную роль в формировании доходной части бюджета.  Вторым по значимости выступает корпорационный налог (налог на акционерную собственность), аналогом которого у нас можно назвать налог на прибыль и доходы юридических лиц. В третью группу входят, так называемые, имущественные налоги (на недвижимость, на доходы от капитала). «Для нас это не актуально, -- уточнила Татьяна Образкова, -- поскольку это налоги на богатых, а у нас богатых нет». Четвертый блок налогов -- экологические и их роль в нашей стране год от года растет.

В нашей же налоговой системе превалирующую роль играют косвенные налоги. Основной источник наполнения бюджета -- НДС. Затем следуют акцизы.

Тем не менее, ориентация на хорошую и качественную систему, при которой налогов платится мало, берутся они с широкой налогооблагаемой базы, а механизм взимания прост и понятен, при формировании государственной экономической политики сохраняется. 

Поскольку ничего более совершенного и разумного мировой опыт не наработал, надо брать его за основу и делать поправку на особенности национальной экономики. Так, налоговая система зависит от структуры экономики и методов управления ею, уточнила Татьяна Образкова. Исходя из этого никогда не сможет быть одинаковым налогообложение в сырьевой России и перерабатывающей Беларуси, сказала она, отвечая на вопрос председателя правления БСПН Георгия Бадея о перспективах гармонизации налоговых законодательств России и Беларуси в свете построения Союзного государства. Тем не менее, мы с Россией идем в одном направлении, просто она движется быстрее.

В западных налоговых системах могут позволить себе «вольное отношение к затратам, поскольку их предприятия сориентированы на получение прибыли. У них если «нет прибыли, то   нет и предприятия», в то время как наши постоянно норовят показать как можно меньшую прибыль. Поэтому  в нашей же экономике мы не можем обойтись без регламентации того, что можно включать в состав затрат, а что нельзя -- наши туда все и включат, посетовала представитель Минэкономики.

Особенная часть Налогового кодекса, которую в настоящее время рассматривает парламент, как раз и предусматривает ряд новшеств, приближающих нашу налоговую систему к идеалу, уточнил заместитель министра финансов Иван Шунько, рассказывая о проекте этого документа. Проект предлагает уйти от оборотных налогов, разрешить относить на себестоимость все затраты (правда, для целей налогообложения ограничения останутся), увеличить экологические налоги, ограничить понятие недвижимости для налогообложения зданиями и сооружениями.

Заместитель начальника управления МНС Виктор Егоров, рассказывая о том, как должны складываться взаимоотношения субъектов хозяйствования и налоговых органов , рекомендовал предприятиям ни в коем случае не замалчивать проблемы, не давать своим поведением повода для злоупотребления и чаще обращаться за разъяснениями и консультациями, коль скоро у нас такое сложное законодательство.

Валентина ВЕШТОРТ

НДС замаячил перед поликлиникой

В ходе заседания член РКД, директор ОАО «9-я стоматологическая поликлиника» подняла очень важную как для тех, кто оказывает медицинские услуги, так и для их потребителей.  По ее информации, стоимость медицинских услуг может в ближайшем будущем увеличиться на 18% за счет появления в цене НДС, от уплаты которого ранее предприятия, их оказывающие, были освобождены. Рост цен на медицинские услуги станет заметным ударом по частной медицине и по карману потребителя.

Инцидент возник по причине наличия отсылочной нормы в Законе "О налоге на добавленную стоимость". Пункт 2.2. Закона определяет, что  от налогообложения НДС освобождаются обороты по реализации медицинских услуг по перечню, определяемому Советом Министров по согласованию с Президентом. Причем необходимость согласования этого вопроса с главой государства возникла только с 1 января этого года, после вступления в силу норм Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения". Ранее (в 2003-2004гг.) вопрос освобождения от НДС медицинских услуг регулировало постановление правительства № 623, принятое в мае 2003г.  Представленный в прежнем виде главе государства, перечень был существенно урезан.

"Сама по себе необходимость уплачивать НДС  никак не повлияет на финансовое положение предприятия - это налог, который платит потребитель, - рассуждает Ольга Кузьмина. - Влияние будет опосредованным. Удорожание услуги сделает ее менее доступной для населения, и количество наших клиентов может уменьшиться. Кроме того, нас не может не беспокоить то, что эти 18% лягут бременем на плечи нуждающихся в медпомощи людей. Опыт работы нашей поликлиники свидетельствует о том, что  количество потребителей платных медицинских услуг не растет. Хорошо, что он хотя бы удерживается на одном уровне. Именно это и подвигло нас к тому, чтобы всеми возможными способами убедить законодателей не вводить НДС по реализации стоматологических услуг".

Коммерческие предприятия, работающие в медицине, в настоящее время озабочены не только тем, что перед ними замаячил НДС. Их беспокоит создавшийся в связи с отсутствием документа правовой вакуум, прозвучало в ходе заседания. Постановление №623 уже не действует, иного решения Президента, как того требует законодательство, нет. По логике, предприятия весь первый квартал уже должны были брать со своих потребителей НДС и перечислять его в бюджет. Но, как сообщила директор поликлиники брать с потребителя НДС им не разрешили, а от уплаты его не освободили. В результате бюджет наполняется, но плательщиком его является хозяйствующий субъект, а не конечный потребитель, как задумывали создатели этого налога. Из месяца в месяц убытки накапливаются, как снежный ком. Еще недавно имеющая не бог весть какую, но рентабельность (порядка 14%), поликлиника близка к убыткам и, соответственно, "на ковре" у представителей местной власти, поскольку страна борется с убыточностью как явлением, и перед чиновником стоит задача "дойти до каждого предприятия". "Вот так одной рукой боремся с убыточностью, другой плодим ее, и все "при деле", - сокрушались директора. Как разрешится правовая коллизия и когда урезанный перечень все же будет обнародован, сказать с уверенностью не может никто. По словам Татьяны Образковой Минэкономики сделало все, что могло, но решения, к сожалению, принимаются в другом месте.

Валентина ВЕШТОРТ