Наказание должно соответствовать преступлению
Уменьшить размер штрафов за нарушение ст.14.5 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств" и 14.6 "Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств" нового КоАП (принят Палатой представителей Национального собрания, одобрен Советом Республики, но еще не вступил в силу) и конкретизировать его положения с тем, чтобы исключить разночтения, предложил БСПН ГТК. По мнению экспертов союза, эти меры будут способствовать развитию белорусского экспорта вообще, и продукции малых предприятий в частности.
Несовершенство таможенного законодательства - один из факторов, отпугивающих участников ВЭД, показали результаты исследования проблемы экспорта малых предприятий, проведенного экспертами БСПН. Зачастую тяжесть наказания не соответствует уровню совершенного правонарушения, а нормы и положения многих статей законодательства имеют неоднозначное толкование, высказали свое мнение облисполкомы, министерства и концерны, которым БСПН предложил обсудить проблемы развития экспорта. Чаще всего разночтения трактуются отнюдь не в пользу субъектов хозяйствования, свидетельствует опыт участников ВЭД. Иначе говоря, их и сейчас нередко наказывают сверх меры, а со вступлением в силу нового КоАП (будет вводиться специальным законом, очевидно, вместе с административным процессуальным кодексом) будут наказывать еще жестче. И пока еще есть время, можно и нужно исправить такое положение дел.
Межведомственный совет по развитию экспорта, возглавляемый первым вице-премьером белорусского правительства В. Семашко, на одном из своих заседаний саму идею смягчения наказаний при нарушении порядка декларирования товаров принял и протокольно поручил ГТК подготовленные предложения рассмотреть. В соответствии с протоколом заседания Межведомственного совета после этого предлагаемые БСПН изменения рассмотрит совет.
Впервые совершить правонарушение можно из-за плохой информированности либо по небрежности, полагают эксперты БСПН, и предлагает законодательно дифференцировать злостных нарушителей и ошибшихся по незнанию новичков ВЭД, установив для них разные по тяжести наказания. Недекларирование товаров и (или ) транспортных средств гражданином БСПН предлагает наказывать штрафом от 1 до 10 базовых величин (б.в), индивидуальным предпринимателем (ИП) - от 10 до 50 б.в.; юрлицом - от 50 до 100 б.в. (в редакции КоАП, не вступившего в силу, - 10-30; 50-100; 200-500 соответственно, плюс конфискация незадекларированного имущества независимо от того, первое это нарушение или нет). Аналогичное повторное нарушение БСПН предлагает наказывать более строго, чем первое, но не так жестоко, как предусматривается в КоАП. Так, гражданина предлагают наказать штрафом от 2 до 20 б. в., ИП - 20-100 б. в., юрлицо 100-200 б.в. Причем, "с конфискацией или без таковой". По мнению авторов предложений, конфискация товара является чрезвычайно жестким наказанием, которое может повлечь негативные последствия (разорение предпринимателя или огромные убытки).
В этой же статье предлагается конкретизировать, что под "иными" документами, содержащими недостоверные сведения, дающие "основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера...", понимаются документы "установленные законодательством, необходимые для таможенных целей". Авторы предложения уточняют, что использование такой терминологии соответствует ст. 174 ТК. Более того, они предлагают при разработке проекта нового ТК Беларуси учесть опыт соседних государств (например, России) и перечень необходимых документов закрепить в ТК. Напомним, что по действующему законодательству перечень документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, определяется ГТК, т.е. соответствующими постановлениями этого органа.
Наказание за предоставление недостоверных сведений также предлагается смягчить, снизив штраф, предусмотренный, например, для юрлиц со 100-300 б.в. до 10-100 б.в., и уточнить, что предоставление недостоверных сведений, не чреватых ущербом для государства, штрафом не наказывается.
Статью 14.6. КоАП предлагается конкретизировать тем, что нарушением порядка декларирования является не несоблюдение установленных требований декларирования вообще, а несоблюдение требований о форме и месте декларирования. Авторы предложений руководствовались тем, что требования о форме и месте декларирования установлены в ст. 169 и ст.170 ТК. По их мнению, такая конкретизация необходима, иначе у контролирующих органов появляется возможность налагать штраф за все действия, которые, по их мнению, нарушают требования декларирования. Процедура порядка производства декларирования не предусмотрена Таможенным кодексом, поэтому наказание за ее нарушение, предусматриваемое в ст. 14.6., назначаться не может, уточняют авторы предложений.
Наказание за нарушение норм ст. 14.6. будет адекватным, считают эксперты, если оно будет уменьшено и дифференцировано по категориям плательщиков. Для граждан предлагается установить размер штрафа от 1 до 5 б.в.; для ИП - от 5 до 10 б.в.; для юрлиц - от 10 до 15 б.в. (в новом КоАП для любых лиц - 6-20 б.в.).
Валентина ВЕШТОРТ