Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Регулирование туристической деятельности

Весной этого года ряды БСПН пополнились за счет вступления в союз - туристических организаций. Став членами союза, они тут же объединились в ассоциацию, в результате при БСПН появилась   еще одна ассоциация -- туристических организаций. Показательно, что пришли предприятия этой отрасли в БСПН -- за защитой, и их вступлению предшествовала череда не очень приятных для них событий. 

 

Министерство спорта и туризма, стремясь выполнить распоряжение Президента и сделать туризм  сектором экономики (причем, сразу валообразующим) подготовило изменения в лицензионные требования для этой категории субъектов хозяйствования. Новые изменения ограничивали вход на рынок новых туристических компаний и в случае их внедрения в нормативную базу привели бы к ликвидации 80% ныне работающих на рынке. Оставив те, которые могут давать «вал» -- в качестве одного из критериев допуска на рынок был определен объем товарооборота.

Компании, над которыми нависла угроза исчезновения, и обратились за защитой в БСПН.  Для аккумулирования мнений Союз провел заседание Круглого стола по туристической проблематике с участием одного из разработчиков реформы начальника управления туризма Министерства спорта и туризма Сергея Доронина.  Затеваемые изменения он позиционировал как « только начало большого пути по формированию туризма как сектора экономики».  При этом он спокойно относился к тому, что «кому-то будет больно». Потому что интересы разноплановые. Более того, надо быть готовыми к тому, что потом мы начнем требовать инвестировать в развитие туризма, и те, кто не сможет этого делать, тоже вынуждены будут уйти", - изложил он свою позицию. 

Концентрация туристических потоков в оставшихся на рынке Беларуси компаниях приведет к росту цен, усложнит доступ потребителя к туристическим услугам ("три часа в очереди за путевкой"), приведет к уменьшению маршрутов и направлений, а районные туристические организации - и вовсе к ликвидации, высказывали директора туристических организаций свое видение последствий госрегулирования в ходе заседания.

По мнению экспертов БСПН и директоров туристических компаний, административные ограничения при вхождении на рынок не станут основой для формирования туризма как сектора экономики и источником экономического роста, не защитят потребителя  от некачественного продукта. Для достижения поставленной цели мировой опыт выработал иные пути государственного регулирования, уточнил председатель правления БСПН Георгий Бадей. "Необходимо дать субъектам свободу, конкуренция выберет самых сильных и добросовестных",- считает консультант БСПН г-н Невиак. Кстати, в не так давно прошедшей путь становления национальной экономике Германии на занятия туристической деятельностью не существует никаких ограничений, она не лицензируется, а качество туристического продукта не контролируется государством, уточнил г-н Невиак. Качество и цены регулируют спрос и  предложение, а все материальные претензии клиентов могут быть удовлетворены в рамках системы страхования. В частности, ущерб всегда будет возмещен в рамках обязательного страхования ответственности туроператора   (на каждого туриста создается страховое обеспечение). Специальное страхование туроператора от банкротства защитит туриста от неплатежеспособности туроператора (именно в слабом финансовом обеспечении государство упрекает небольшие туристические компании, предлагая закрыть им вход на рынок). По единодушному мнению всех участников заседания  "круглого стола", использование рыночных механизмов государственного регулирования, а не административный нажим, способно привести к созданию цивилизованного и неопасного для потребителя рынка туристических услуг. Тогда и валовые показатели, на достижение которых ориентирует отрасль Президент, не заставят себя ждать.

На основе высказанных мнений и проведенного анализа эксперты БСПН подготовили свои комментарии по поводу разработанных Минспорта лицензионных требований к туристическим операторам, а также предложения по механизмам государственного регулирования, способным превратить туризм в полноценную отрасль отечественной экономики.

«Революционный подход к реформированию туристической отрасли противоречит государственным интересам, а также будет иметь негативные социально-экономические последствия», оценили эксперты БСПН усилия государственных стратегов в письме, направленном в адрес Министра спорта и туризма. Требования туристических компаний, а также аргументы специалистов БСПН признал обоснованными и Совет по развитию предпринимательства, возглавляемый министром статистики и анализа Владимиром Зиновским.  "Около 1,5 тыс. человек потеряют свою работу, а следовательно, и легальные доходы. С учетом семейной нагрузки госрегулирование затронет судьбы и интересы около 5 тыс. человек", - отмечалось в письме.

Потери государственного бюджета, включая фонд социального страхования, составят порядка 7 млрд. руб., подсчитали эксперты. Кроме того, по их мнению, уменьшение количества туристических компаний отрицательно повлияет и на перспективу выполнения поручения Президента развивать въездной туризм, поскольку практически некому будет вести индивидуальную рекламно-информационную работу. Массово иностранный турист в нашу страну не пойдет, ибо ни моря, ни экзотики у нас нет. Опыт соседних стран, имеющих такой же туристический ресурс, тому подтверждение (95% немецких туроператоров - это маленькие компании).

Подход, предлагаемый Минспорта, противоречит действующему законодательству, указывалось в письме, и принципам, декларируемым проектом закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "О туризме". Ст. 4 гл.1 этого документа, который в настоящее время рассматривается в парламенте, декларирует поддержку малого предпринимательства в сфере туризма, развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности как принципы государственного регулирования в сфере туризма.

Требование к соискателю туроператорской лицензии иметь стаж работы "не менее трех лет" закрывает этот сегмент рынка для появления новых субъектов хозяйствования, что тоже не пойдет на пользу ни государству, ни потребителю. Условие по объему дохода соискателя лицензии туроператора "в период последних 12 месяцев" может не совпадать с коммерческими интересами предприятия и вступает в противоречие с нормами Декрета Президента № 17, который устанавливает минимальный срок действия лицензии 5 лет.  

Не имеют экономических обоснований и требования обязательной сертификации туроператора, и условие оказывать 10% услуг (от общего числа обслуженных туристов) на территории Беларуси (въездной и внутренний туризм). По мнению экспертов БСПН и Совета, начинать сертификацию  в отрасли необходимо с элементов инфраструктуры: гостиниц, мест питания, основных туристско-экскурсионных маршрутов, ибо именно там формируется основная часть цены туристического продукта. Собственно услуги туроператора - это лишь 15-20% его стоимости. Такой подход к сертификации существует в странах СНГ и ЕС, сообщалось в письме.

Эксперты организаций, отстаивающих интересы предпринимателей, отнюдь не предлагали исключить госрегулирование в отрасли вообще. По мнению экспертов, роль государства может возрастать через развитие государственных компаний, содействие развитию современной туристической инфраструктуры. Поскольку в настоящее время на рассмотрении в парламенте находится проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "О туризме", то логично было бы регулировать отношения в отрасли именно этим документом и соответственно предусмотреть все необходимые механизмы по регулированию в нем, полагают авторы письма.

Для защиты прав потребителей и повышения ответственности туристических предприятий (а именно такую цель декларировали реформаторы) следовало бы дополнить главу 6 проекта закона "Безопасность в сфере туризма" статьей об их финансовой ответственности перед туристами. В том числе через страхование на случай банкротства предприятия и соответственно создать условия для ее реализации на практике.  Кстати, именно таким образом проявляют заботу о потребителе в Украине, Казахстане, странах ЕС. Проект закона  "О туризме и туристической индустрии в РФ" также содержит аналогичные нормы. По мнению экспертов двух уважаемых организаций, наличие финансовых гарантий исполнения взятых на себя туристической компанией  обязательств сделает нашу страну более привлекательной и для иностранного туриста.   Что касается размера финансовых гарантий, то можно его дифференцировать в зависимости от формы туризма - въездной, выездной, внутренний.

Беспокойство экспертов БСПН в Министерстве, похоже, поняли. Во всяком случае, реформа пока отложена. Правда, никто не пообещал предпринимателям, работающим в этой сфере, что реформы не будет. Говорят, что она начнется, когда закончится туристический сезон. Поэтому, думается напрасно туристические компании, ставшие членами БСПН на волне борьбы за свои интересы, несколько призабыли об интересах БСПН…

Валентина ВЕШТОРТ