Интеллектуально - производственный потенциал Беларуси – мировому рынку
«Интеллектуально - производственный потенциал Беларуси – мировому рынку».
Стимулировать экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости предлагают эксперты БСПН. По их мнению, эта посылка должна стать основополагающей при подготовке Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы, разрабатываемой в настоящее время по поручению правительства. В этот период темпы роста экспорта не должны быть ниже темпов роста ВВП, а экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости даже выше, утверждают эксперты. Это позволит снижать размер отрицательного сальдо товарами на 10-15% ежегодно, считают они. Свои взгляды на стратегию экспорта БСПН изложил в Концептуальных подходах к национальной стратегии развития экспорта. Разработчики документа рассматривают экспорт не столько как сферу бизнеса, сколько как сферу развития страны на основе использования ее конкурентных преимуществ.
Это документ стал предметом обсуждения на заседании Межведомственного совета по развитию экспорта в январе 2005 года. Совет предложения одобрил и рекомендовал использовать при разработке Национальной программы развития экспорта РБ на 2006-2010 годы. В настоящее время программа еще пишется.
Сформировавшаяся еще в советские времена структура белорусского экспорта базируется на производственном потенциале крупных промышленных государственных предприятий, пользующихся многочисленными льготами. Такая система экспорта, по мнению экспертов БСПН, "является недостаточно устойчивой, так как в большей мере подвержена воздействию колебаний рынков, не стимулирует конкурентоспособность через повышение качества и снижение издержек производства". Эксперты уточняют, что проблема белорусского экспорта не только в расслабляющей государственной подпитке традиционных участников ВЭД. В экспортируемой продукции слишком велика доля импортного сырья, вот и растут экспорт и импорт "нога в ногу", наращивая отрицательное внешнеторговое сальдо. Отнюдь не сырьевая Беларусь в структуре экспорта имеет 22% нефтепродуктов, уточнил президент БСПН Георгий Бадей в ходе заседания Круглого стола, организованного для обсуждения Концептуальных подходов, говоря о необходимости переориентации на поддержку экспорта товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Среднегодовой прирост импорта товаров за 2001-2003 гг. составил 10,2%. Такая ориентация экспорта не позволяет эффективно использовать интеллектуальный, природный и производственный потенциал страны. Количественным отражением недостатков такой экспортной политики является отрицательное внешнеторговое сальдо, которое составляет более 1 млрд. долларов США, причем имеет тенденцию к увеличению в последние годы. Это отрицательно сказывается на валютном рынке страны и дестабилизирует макроэкономическую ситуацию. Поэтому первейшей задачей новой экспортной стратегии Беларуси является ликвидация отрицательного внешнеторгового сальдо на основе более полного использования интеллектуального и производственного потенциала Беларуси, опережающего развития экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Для этого необходимо не только сохранить традиционные экспортные товарные рынки, но и завоевать новые, предложив новые товары и услуги с использованием местных людских и природных ресурсов, выгодного географического положения нашей страны, отмечается в Концептуальных подходах…
По мнению председателя правления БСПН Георгия Бадея, миссия новой национальной экспортной стратегии может быть сформулирована так: «Интеллектуально - производственный потенциал Беларуси – мировому рынку».
По мнению экспертов БСПН, эффективным стимулом могло бы стать создание специального правового режима для предприятий, экспортирующих продукцию и услуги, белорусская доля добавленной стоимости в которых составляет не менее 70%.
Не подвергая сомнению экспортный потенциал белорусского машиностроения (с учетом перехода на новый технологический уровень), БСПН предлагает отнести к числу приоритетных (а это значит дать им некий дополнительный государственный толчок) легкую и деревообрабатывающую промышленность, строительство, транспортные (транзитные) и туристические услуги. Для повышения их конкурентоспособности необходимо сделать еще довольно много, уточняют авторы новых подходов. Например, по их оценке, легкая промышленность располагает лишь персоналом и производственными мощностями, развития требует в первую очередь маркетинговая стратегия. Увеличение удельного веса продукции с химической и химико-механической переработкой древесины (с нынешних 17% до, например, 60%) позволило бы максимально эффективно использовать сырье, которым располагает наша страна. Как показывает практика, введение спецэкспортеров этой продукции стимулом для глубокой переработки древесины не стало.
Работая над предложениями по развитию экспорта, предприниматели радеют не только за состояние внешнеторгового баланса Беларуси. Если от государственной поддержки экспорта крупных и государственных предприятий в виде субсидий малому и среднему бизнесу ничего не перепадает, то при новых подходах такие предприятия могли тоже реализовать свой потенциал. Например, в Германии вокруг крупных машиностроительных предприятий существует целая сеть специализированных малых предприятий, которые оказывают маркетинговые услуги, проектируют новые изделия, проводят их испытания и т.д. Именно на специализации и активном использовании аутсортинга (использование услуг внешней организации) основаны современные бизнес-процессы в машиностроении на Западе. Малое инновационное предпринимательство в силу своей гибкости и мобильности способно быстрее связать фундаментальную и прикладную науку с производством.
Привлечение частных структур к глубокой переработке древесины позволило бы привлечь инвестиции в эту отрасль путем создания совместных и иностранных предприятий, способных поставить в страну новые технологии. Иностранный инвестор не пойдет на крупные государственные предприятия, прокомментировал такую позицию консультант МФК Валерий Фадеев в ходе заседания "круглого стола", организованного БСПН, на котором обсуждались предложения предпринимателей.
В подготовленных предложениях предприниматели еще раз напоминают правительству, что активизации ВЭД не способствует сложность и дороговизна таможенных процедур (на оформление одной внешнеторговой сделки может потребоваться как минимум 15-20 документов, стоимость которых составит 250-300 USD, что сопоставимо с размерами таможенных пошлин), отсутствие эффективной национальной системы предоставления и страхования экспортных кредитов.
Не все меры, изложенные в подготовленном экспертами БСПН документе, касаются развития собственно экспорта. Такое положение вещей разработчики объясняют тем, что либерализация условий хозяйствования, правовая стабильность, отказ от практики вмешательства государственных органов (особенно контролирующих) в хозяйственную деятельность, создание необходимой инфраструктуры, в том числе рынка финансов, капиталов (ценных бумаг), консультативных, лизинговых, страховых, маркетинговых и других услуг будут способствовать развитию вообще и росту экспорта в частности.
Валентина ВЕШТОРТ