Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

О стратегии развития экспорта и повышении ...

О стратегии развития экспорта и повышении

конкурентоспособности Республики Беларусь до 2010 года

(концептуальные подходы)

 

Экспорт товаров и услуг,  исходя из сложившейся структуры экономики Беларуси, является жизненно важной сферой деятельности, фактором развития и эффективности использования производительных сил. Он во многом определяет занятость и доходы населения. В этом секторе занято около 1,5 млн. человек, что составляет примерно 35% общей численности занятого населения страны. Валютная выручка от экспорта товаров и услуг в 2003 году составила 67% к объему ВВП, или 1,5 тыс. долларов США на душу населения.

Следует отметить и положительную динамику экспорта. Среднегодовой прирост его за 2001-2003 гг. составил 11,2%.

 

I.                    Экспортный потенциал.

 

1.1.   Конкурентные преимущества и предпосылки развития экспорта.

 

Беларусь обладает рядом конкурентных преимуществ и предпосылок для развития экспорта. Важнейшими из них являются:

а)Наличие людских (человеческих) ресурсов. Численность трудовых ресурсов в 2003 г. составила 6,1 млн. человек, из них 71% -  занятое население. Из общей численности работников 21,4 % имеют высшее  и 22,5% - среднеспециальное образование. В науке и научном обслуживании работало почти 40 тыс. При этом следует заметить относительно низкую стоимость рабочей силы. Начисленная среднемесячная заработная плата составила в 2003 г. 120,8 доллара США.

Приведенные данные свидетельствуют, что человеческий потенциал – главный ресурс Республики Беларусь используется не в полной мере и первейшая задача экономической политики задействовать этот потенциал, в том числе путем развития экспорта;

б). Сложившийся производственный и научный потенциал . В Беларуси созданы крупные производственные мощности авто-тракторного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения, радиоэлектроники,  приборостроения и бытовой техники, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, других отраслей.   Имеются достаточно известные брэнды таких предприятий как: «Беларуськалий», Белорусский металлургический завод, МАЗ, БелАЗ, Минский тракторный завод, «Милавица», «Пинскдрев» и другие. Поддержание и развитие этих брэндов, содействие в привлечении инвестиций для модернизации мощностей и повышение качества продукции являются важной предпосылкой повышения конкурентоспособности и наращивания экспорта;

в) Природные запасы калийных и поваренных солей, запасы возобновляемых лесных ресурсов. Общий запас древесины составляет более 1 млрд. м3 , ежегодный прирост лесных ресурсов – примерно 25 млн. м3 . Это позволяет существенно увеличить производство и реализацию на экспорт продукции не только деревообрабатывающей и мебельной промышленности, но и целлюлозно-бумажной  продукции. При этом следует увеличить глубину и копмлексность использования этого растительного сырья;

г) Выгодное географическое положение. Беларусь находится в центре Европы, и через нее проходят торгово-транспортные и пассажирские пути с Востока на Запад и с Юга на Север. Это одновременно является хорошим условием размещения сборочных производств, с учетом благоприятных условий по доставке необходимых компонентов для производства, а затем по доведению готовой продукции до потребителя.

Через территорию Беларуси проходит помимо двух международных транспортных коридоров,  также транспортные газо- и нефтепроводы. Это позволяет Беларуси быть транзитной страной и развивать транспортные,   телекоммуникационные и другие услуги.

Малооцененный и малоиспользуемый является туристический потенциал, который основывается на привлекательности природных ландшафтов страны, а также наличии отдельных культурных и исторических ценностей. Однако развитие туристских услуг требует привлечение больших инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, сохранение и восстановление историко-культурных памятников.

В целом реализация названных и других конкурентных преимуществ, во многом зависит от условий и возможностей, которые представляет государство для предпринимателей и инвесторов в конкуренции за привлечение инвестиций на территорию страны,   уровня налогообложения, экономических свобод и открытости экономики для товарных и финансовых потоков и других факторов .

 

1.2.  Ключевые проблемы и факторы, сдерживающие развитие экспорта

 

Проблемы развития экспорта связаны со снижением конкурентоспособности белорусских товаров относительно других поставщиков на мировых рынках. Это связано со следующими факторами:

а) За последнее десятилетие большинство предприятий не имели достаточных средств для модернизации и обновления оборудования, что отрицательно сказывается на качестве продукции, освоении новых изделий для экспорта. Износ основных фондов, по оценкам специалистов, достигает 60-80%. В то же время получаемая предприятиями прибыль недостаточна не только для обновления основных фондов, но даже для пополнения оборотных средств. Кредитные же ресурсы Республики Беларусь недостаточны и имеют высокую относительную стоимость;

б) Мировые рынки в основном уже сформированы и разделены по сферам влияния, причем международные экономические отношения становятся все более корпоративными. На долю транснациональных корпораций приходится около 50% мировой торговли. Белорусским предприятиям, не имея достаточно финансовых средств, связей, опыта, имиджа, торговой марки и т.д., весьма сложно туда входить;

в) Макроэкономическая нестабильность, медленная приватизация и реструктуризация предприятий ограничивают конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, в связи с высокими ценами, обусловленными большими удельными затратами сырья, материалов, энергии, значительными объемами трансакционных  издержек, высокой налоговой нагрузкой на производителей;

г) Предприятия Беларуси пока не сумели перестроить свои маркетингово-сбытовые службы, наладить сервисное обслуживание, сформировать надежные дилерские сети. Сказывается и отсутствие хорошо поставленного экспортного менеджмента и брэндовой политики на предприятиях и системы формирования благоприятного национального имиджа в мире; а также неразвитость организационных структур и товаропроизводящих сетей для экспортеров; 

д) Определенное негативное влияние на развитие экспорта оказывает недостаточно активный и целенаправленный процесс вхождения в ВТО. Таможенный союз с Россией дал положительные результаты в краткосрочном плане, на период выживания. Но в долгосрочном плане он обуславливает медленное вхождение отечественных предприятий в систему транснациональных корпоративных интегрированных организаций, что консервирует технологическую отсталость нашей экономики.

е) К другим неблагоприятным факторам следует отнести:

-неблагоприятная предпринимательская среда и инвестиционный климат, не позволяющие иметь адекватные возможности развития экспортно-ориентированных предприятий с учетом имеющихся возможностей их выхода на мировые рынки товаров и услуг;

-отсутствие прозрачной системы финансовой поддержки экспортеров, которая однако должна соответствовать международным нормам добросовестной конкуренции на мировых рынках;

-укрепление белорусского рубля неадекватное уровню инфляции и качественному изменению экспорта;

 

-отсутствие системной национальной инновационной политики, не позволяющей  использовать конкурентные возможности страны.

Отмеченные и другие причины, сдерживающие развитие белорусского экспорта, свидетельствуют, что это проблема носит комплексный характер и решить ее можно лишь на основе системного подхода. Отдельные решения по поддержке государственных предприятий могут приносить лишь локальные успехи. Поэтому для существенного успеха в развитии экспорта надо решить указанные и другие вопросы.

 

II Цели и задачи новой национальной экспортной политики

 

Целью новой экспортной стратегии является определение и создание условий для более полного использования интеллектуального и производственного потенциала и повышение конкурентоспособности Беларуси во внешнеэкономических связях.

В достижении высокой конкурентоспособности решающее значение имеет не только обладание конкурентными преимуществами, но и обеспечение высокого уровня их использования. Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс. В основе конкурентоспособности лежит совершенствование и обновление технологий, что требует постоянных капиталовложений, научных исследований и людских ресурсов. Создавая наиболее благоприятные для этого условия, страна может обеспечить себе достойное место  в международной конкуренции, экономический рост и повышение благосостояния народа.

Исходя из этого основными задачами новой экспортной стратегии являются :

-          увеличение в 2006-2010 гг. экспорта товаров и услуг не ниже темпов роста ВВП (145-160%), в том числе опережающий рост экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости и из местного сырья, транспортных и других услуг (160-170%);

-          -ежегодное снижение отрицательного внешнеторгового сальдо товарами на 10-15 % и выход, с учетом торговли услугами, на положительное сальдо;

-          повышение уровня конкурентоспособности белорусской экономики на основе структурной перестройки, модернизации и реструктуризации производства, развития малого предпринимательства;

-          доведение в 2010 году доли малых предприятий в общем объеме экспорта товаров до 25%;

-          улучшение инвестиционного климата и обеспечение значительного роста инвестиций в основной капитал;

-          создание специального правового режима для предприятий и организаций, поставляющих на экспорт продукцию и услуги, белорусская доля добавленной стоимости в которых составляет не менее 50 %;

-          совершенствование государственного регулирования ВЭД на основе норм ВТО, при снижении административных барьеров и издержек таможенного оформления и контроля;

-          содействие созданию эффективной системы кредитования и страхования ВЭД, целевых и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта;

-          развитие и совершенствование системы информационного обеспечения ВЭД, повышения компетенции его менеджмента.

 

III. Пути достижения целей и решения задач

 

Для более полного использования интеллектуального и производственного потенциала Беларуси и  увеличения доходов предприятий и населения через развитие экспорта товаров и услуг следует осуществить комплекс мер по улучшению нормативно-правовой базы, совершенствованию макроэкономической и внешнеторговой политики, развитию маркетинговых, финансовых и транспортных служб, улучшению информационного обслуживания ВЭД.

По отдельным направлениям представляется необходимым осуществить следующее:

 

3.1. В области макроэкономической политики.

Создать условия для накопления капитала и привлечения иностранных инвестиций для модернизации действующих и создания новых экспортно-ориентированных предприятий. Для этого следует, прежде всего, снизить бюджетные расходы и уменьшить налоговую нагрузку. Последнее предпочтительнее сделать введением специального правового режима в соответствии с Законом РБ «О свободных экономических зонах», имея в виду, что СЭЗ не территориальное размещение предприятий  в обособленных зонах , а объекты  производства экспортной продукции.

Это позволяет предоставлять специальный правовой режим предприятиям, расположенным в любой точке страны, осуществляющим свою деятельность в определенной сфере. Для секторальных СЭЗ нет необходимости создания специальных администраций, особых условий регистрации и бюджетов, что упрощает их создание и снижает затраты на администрирование деятельности таких зон. Каждое предприятие, действующее в этой сфере, представляет собой, своего рода, мини СЭЗ и имеет свою администрацию и свой бюджет.

Основная цель создания СЭЗ – привлечение инвестиций, в том числе иностранных в приоритетный сектор экономики. Для этого и предусматривается система мер, обеспечивающая благоприятный инвестиционный и деловой климат. По действующим в Беларуси СЭЗ это достигается, в определенной мере, путем снижения ставок налога на прибыль    ( доходы), налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин. В то же время, как показывает практика, формирования созданных СЭЗ, этого уже не достаточно. Иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои капиталы в Беларусь, в том числе в наши СЭЗ. Причины этому лежат в области макроэкономической политики, отсутствии гарантии неприкосновенности частной собственности, правовой стабильности и чрезмерного вмешательства государства, особенно контрольных и местных органов в деятельность субъектов  хозяйствования,  в том числе в вопросах регулирования оплаты труда и ценообразования.

Кроме того в республике не создана необходимая инфраструктура, в том числе рынок финансов, капиталов ( ценных бумаг ), консультативных, лизинговых, страховых, маркетинговых и других услуг. Решение многих этих вопросов можно и нужно, по возможности, предусмотреть в Положении о СЭЗ, т.е. для группы предприятий этого сектора.

 

3.2. В области денежно-кредитной и валютной политики

 

Наряду с мерами по снижению уровня инфляции и укреплению устойчивости банковской системы для развития экспорта предлагается следующее:

а) Пересмотреть политику «стабилизации» белорусского рубля и перейти к использованию обменного курса национальной валюты в качестве инструмента, стимулирующего экспорт и препятствующего импорту. Для этого темп девальвации рубля должен соответствовать  внутренней инфляции. В начале текущей пятилетки НББ планировал темп девальвации на уровне 50-80% от темпа инфляции. В 2003-2004 гг. он отказался от  этого и фактически зафиксировал рубль по отношению к доллару, в результате за этот период образовалась почти 2-кратное отставание  девальвации от инфляции. Это не только снижает доходность от экспорта и  ухудшает конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем рынке, но и стимулирует потребительский импорт;

б) Политика процентных ставок НББ не позволяет снизить их до уровня, существующего в европейских государствах и даже в России. Для их снижения следовало бы понизить обязательное резервирование с 10% от привлеченных средств в валюте, что вынуждает банки поддерживать высокие ставки по кредитам, как минимум до 5%.

в) Расширить возможности белорусских банков по привлечению денежных средств из внешних источников по схемам «bank to bank» (межбанковские кредиты) в силу отсутствия у РБ странового рейтинга и, соответственно, низких индивидуальных рейтингов. Кредитные ресурсы являются очень дорогими – 8-10% годовых. Аналогичным образом дороги и  банковские гарантии. Для решения этой проблемы, необходимо получить  страновой рейтинг.

г) Белорусская банковская система чрезвычайно монополизирована и дифференцирована. На долю только АСБ «Беларусбанк» (фактически государственного) приходится около 43% всех активов, в то же время 19 банков имеет менее 1% в суммарных активах. Аналогичным образом распределены и клиенты банков. «Беларусбанк» не в состоянии прокредитовать все экспортные контракты, остальные банки от них отлучены в силу отсутствия ресурсной базы. Необходимо ускорить разгосударствление банков и привлечение иностранного капитала в банковскую сферу.

д) Предлагается предусматривать налоговые премии для банков по доходам, полученным от кредитов по экспортным контрактам, прокредитованным за счет собственных или привлеченных извне средств.

е) Решение проблемы с обеспечением кредитов, предоставляемых банками для предприятий по экспортным контрактам. В настоящее время действуют ограничения по залогу имущества для госпредприятий без согласия Президента, а также постановления НББ по обязательности залога в размере 120-130% от суммы кредита. В этой связи следовало бы разрешить банкам предоставлять бланковые кредиты (без обеспечения), а также, предусмотреть варианты обращения безнадежных кредитов в акции предприятий, в том числе путем дополнительной эмиссии.

ж) Необходимо ускорить создание национального бюро кредитных историй для юридических лиц, где каждый банк мог бы получить полную информацию о полученных и погашенных кредитах в банках страны.

 

3.3. В области поддержки экспорта

 

Анализ практики поддержки экспорта в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывает, что ежегодно на эти цели выделяются средства в размере до 0,35% от ВВП.

а) Среди востребованных инструментов поддержки экспорта, которые Беларусь переняла из международного опыта, является фонд поддержки экспорта. Он осуществляет финансирование технического перевооружения предприятий на основе возвратности и платности. Однако, фонд с 2002 г. не имеет фиксированного бюджетного финансирования. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что даже конкурентоспособная белорусская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке. Необходимо не только реанимировать, но и активизировать деятельность  этого Фонда, предусмотрев  ежегодное выделение средств из бюджета.

б) При осуществлении международной торговли белорусские экспортеры, зачастую, сталкиваются с проблемами, связанными с недостатком оборотных средств и риском неплатежа. В то же время в большинстве стран мира сложилась практика продажи товаров на условиях отсрочки платежа. Она обусловлена двумя основными обстоятельствами. С одной стороны по большинству товарных групп сформировался устойчивый «рынок покупателя», при котором они определяют основные условия торговых сделок, настаивая на использовании отсрочки платежа. С другой стороны, многие иностранные покупатели являются не крупными операторами рынка, а посредниками, которые также могут испытывать недостаток свободных денежных средств и предпочитают  сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт ), а затем уже расплачиваться с поставщиками. В таких случаях покупатели предпочитают скорее пользоваться товарным или банковским кредитом.

При этом белорусские экспортеры, испытывающие потребность в оборотных средствах часто не готовы предоставить иностранным покупателям отсрочку платежа.. С подобными трудностями сталкиваются  ПО «БелАЗ», МАЗ, МТЗ экспортирующие  продукцию на недостаточно платежеспособные рынки. В этих условиях экспортный кредит является источником  для покрытия потребности  экспортеров в оборотных средствах. Экспортные кредиты – это кредиты, предоставляемые иностранным покупателям или их банкам с целью финансирования продаж товаров и услуг. При этом банк-кредитор напрямую производит оплату национальному экспортеру за отгруженные  товары, произведенные работы, или оказанные услуги, т.е. деньги не уходят из государства. Одновременно для экспортера решаются вопросы отсутствия дебиторской задолженности и пополнения оборотных средств.

Другой формой стимулирования экспорта является страхование экспортных кредитов. В рамках этих мероприятий поставщик (банк поставщика) получает возможность застраховать риск неплатежа импортера (банка импортера) с помощью государственного страхования на 85-95% суммы требований. Страхование осуществляется при тесном взаимодействии банков и институтов по страхованию экспорта, так называемых экспортных кредитных агентств (ЭКА). Банки предоставляют кредиты, застрахованные на случай неплатежа.

            В соответствии с Постановлением Совета Министров от 07.08.1997 №1036 создана Белорусская государственная страховая организация по страхованию рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью «Белэксимгарант». Однако деятельность ее пока ограничена, так как созданные правовая база и инфраструктура не позволяет белорусским банкам приступить к финансированию экспорта белорусских предприятий за счет экспортных кредитов, поддерживаемых государством.

            Необходимо активизировать деятельность по созданию эффективной национальной системы предоставления и страхования экспортных кредитов с поддержкой государства. Это позволит белорусским производителям более эффективно продвигать продукцию на внешний рынок. 

   

 3.4. В области таможенного регулирования

 

Таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным и затратным, в том числе для законопослушных субъектов ВЭД. Следует привести законодательство и процедуры в соответствие с реальными интересами государства.

Таможенное законодательство Беларуси включает свыше 560 действующих нормативно-правовых актов, в том числе: Таможенный кодекс, Закон  «О таможенном тарифе», 11 декретов и 49 Указов Президента Республики Беларусь. Целесообразно в Проекте нового Таможенного кодекса предусмотреть нормы, включающие большинство указанных и других актов, что позволят стабилизировать законодательство. Следует упростить и удешевить таможенные процедуры.

В соответствии с действующим законодательством таможенное оформление одной внешнеторговой сделки может потребовать как минимум 15-20 документов, стоимость которых составит 250-300 долларов США, что сопоставимо с размерами таможенных пошлин.

К недостаткам действующего законодательства относятся проблемы определения таможенной стоимости товаров, оформления в свободное обращение товаров, находящихся в режимах временного ввоза и переработки и  другие.

Беларусь, как страна с открытой экономикой, должна иметь простое и понятное таможенное законодательство, а сами таможенные процедуры должны быть максимально упрощены, и занимать минимум времени. Задачи такого законодательства видятся так: с одной стороны, стимулировать и обеспечивать вывоз экспортных товаров, особенно с высокой долей добавленной стоимости, с другой – содействовать приобретению технологий и привлечению инвестиций.

Необходимо также пересмотреть законодательство о таможенном тарифе. Действующие ставки таможенных пошлин чрезвычайно разнообразны а это, во-первых, запутывает субъекты хозяйствования,  во-вторых, подталкивает недобросовестных дельцов к контрабанде. Следовало бы максимально сократить число таможенных тарифов, установив для высокотехнологических товаров минимальные ставки.

Следует предусмотреть возврат таможенных пошлин и НДС на все ввозимые для собственных нужд сырье и материалы, если доля экспортной продукции в общем объеме производства превышает 50%, а также отмену таможенных пошлин и НДС на ввозимое оборудование как для собственных нужд, так и по заказам производственных предприятий.

Необходимо пересмотреть и снизить уровни ответственности за нарушения таможенного законодательства.

 

3.5. В области развития инфраструктуры экспорта, маркетинговых, информационных и других служб

 

В Беларуси ощущается существенная нехватка указанных служб. В централизованной плановой системе производители не нуждались в маркетинговых и информационных службах. Медленное становление рыночных отношений, ограниченность ресурсов и неадекватное отношение к посредникам оставляют предпринимателям мало стимулов организовывать предприятие, которое оказывало бы услуги и позволило бы получать в будущем прибыль. Между тем для достижения  конкурентоспособности на открытом рынке, предприятию необходимо располагать самой последней информацией о рынках, потребителях, связях и товарных спецификациях.  Кроме этого, упаковка, технология обработки и дизайн уменьшают конкурентоспособность белорусской продукции. На западных рынках она является продукцией низкого и среднего качества.  Развитие инфраструктуры должно быть направлено на минимизацию неторговых затрат, связанных с  развитием экспорта, в том числе стоимости сертификата ISO, расходы на связь,  консалтинговые и другие услуги.

Для повышения конкурентоспособности необходимо обеспечить развитие маркетинговых,   информационных  и других служб, предоставляющих услуги экспортерам, в том числе :

а) Службы маркетинговых исследований.

Исследование рынка особенно необходимо для сбора информации о потенциальных покупателях и их требованиях. Деятельность этой службы будет более продуктивной, если ею займутся частные компании, так как они будут стремиться к меньшим расходам по предоставлению услуг. Стремясь получить прибыль, они сфокусируют свою деятельность на конкретных нуждах клиентов;

б)  Служба дизайна и проектирования продукции.

Все большее значение придается соответствию произведенной продукции требованиям покупателя. Для достижения этого необходимо, чтобы службы дизайна и улучшения качества продукции предоставляли свои услуги. В зависимости от сектора и размера компании внимание должно уделяться поощрению использования совместных научных разработок и осуществлению объединенного контроля за качеством при организационной и экономической обособленности каждого предприятия;

в) Услуги развития и диверсификации потенциала.

Услуги диверсификации потенциала связаны с поиском в части развития новых предприятий. Они с меньшей степенью вероятности востребованы в рамках экспортного сообщества, особенно среди малых и средних предприятий (МСП), т.к. новые экспортные производства обычно связаны с высокими требованиями к капиталу и рискам. Но для того, чтобы расширять базу национального экспорта и «выращивать» новых экспортеров, необходимо обеспечить услуги диверсификации потенциала. Например, развитие индустриальных кластеров, совместных предприятий и  мероприятия по аутсорсингу между большими компаниями и МСП, могут приводить к появлению новых предприятий, связанных с отраслями промышленности, которые, в свою очередь, станут национально и интернационально конкурентоспособности;

г) В аналогичном порядке должны создаваться и функционировать компании оказывающие типографские услуги,  инжиниринговый консалтинг, службы консалтинга по маркетингу и внешней торговле., а также торговые агенты. Индивидуального подхода со стороны экспортеров требует работа по  созданию и развитию дистрибьютерской и товаропроводящей сети.

д) Необходимо повысить  эффективность компаний, занимающихся организацией выставок и ярмарок, а также придать этой деятельности системный, целевой характер.  Для некоторых предприятий участие в ярмарках все еще является приобретением своего рода опыта. Хотя это связано с большими расходами. Тем не менее предприятия должны стремиться к прогрессу и использовать торговые выставки и ярмарки для продажи своей продукции и завязывания контактов. Кроме контрактов с потенциальными заказчиками, ярмарки дают знания о качестве конкурентов, ценах и характерных признаках товаров.

е) В Белоруссии пока не развита транспортная служба. Не хватает экспедиционных агентств, предоставляющих от имени покупателя/биржевого маклера любые, все или некоторые из ниже перечисленных услуг: координация различных видов транспортировки до конечного покупателя, вручение необходимой таможенной и другой официальной документации, включая возможные акредитивы и страхование кредитов и т.д. Пока эти пробелы не будут заполнены, они будут препятствовать малым и средним булорусским предприятиям в значительном увеличении экспорта в страны дальнего зарубежья.

ж) Информационная составляющая оказывает решающее воздействие на формирование мирового экспортного рынка, а сам экспортный рынок становится в значительной мере рынком информационных товаров и услуг. В этой связи следует ускорить становление РУП «Национальный центр маркетинга и коньюнктуры цен»  по обеспечению информационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования.

Полагаем целесообразным разработать программу выполнения работ по развитию информационной поддержки ВЭД, внедрения элементов электронной торговли, формирования материально-технической базы Национального центра.

 

3.6. В области кадровой политики и повышения компентенции

 

Учитывая, что главным ресурсом Беларуси являются интеллектуальный и человеческий потенциал необходимо обеспечить создание условий для  раскрытия, творческих способностей и предпринимательской активности людей.

Для достижения этого необходимо обеспечить:

 снятие всех ограничений на получение высококачественного образования, повышение квалификации и переподготовку, восстановить права граждан на самообразование и переподготовку, отменив лицензирование на оказание помощи в самостоятельном образовании и ограничения расходов на подготовку и повышение квалификации, а также на консультации, относимые на себестоимость товаров (услуг);

организовать, в том числе с помощью международных организаций и кредита подготовку и стажировку управленческих кадров за рубежом:

создать систему долгосрочного кредитования граждан для получения высшего образования. Бюджетное финансирование высшего образования сохранить лишь при подготовке специалистов для государственных  нужд;

содействовать формированию новых институтов системы образования и фондов поддержки образования (образовательных организаций) за счет мобилизации средств физических и юридических лиц, обеспечивающих возможности выбора образовательных программ и услуг;

повысить доступность к знаниям за счет снижения уровня налогообложения хозяйствующих субъектов, занимающихся образовательной деятельностью.

В самостоятельную систему следовало бы выделить услуги развития компетенции, предназначенные для экспортных менеджеров, как работающих.  в этой области, так и потенциальных ее участников. С точки зрения существующего бизнес-сообщества, услуги развития компетентности представляют собой критический компонент любой стратегии, определяющей развитие долгосрочного преимущества.

 

3.7. В области структурной политики  и управления

 

Конкурентоспособность во многом определяется структурой экономики, уровнем развития отраслей специализации и  взаимосвязанных смежных подотраслей и производств. Структура экономики, базирующаяся на современных институциональных и технологических решениях, использовании  специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов и ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой конкурентоспособности и роста доходов населения страны.

В структуре экономики Беларуси сложился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и  ставших следствием экономического кризиса. Основными из них являются:

-несоответствие структуры производства внутреннему и  внешнему спросу, которое выражается в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей;

-высокие энерго – и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

-высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

-недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости

          Ведущая роль в структуре экономики продолжают играть крупные, энерго - и материалоемкие  предприятия с низкой долей высокотехнологической и наукоемкой продукции и услуг. Это ослабляет национальную конкурентоспособность и затрудняет долгосрочный экономический рост.

            Основными направлениями структурной перестройки экономики должны стать:

            увеличение доли малых предприятий, в том числе основанных на частных инвестициях;

            развитие производств основанных на новых и высоких технологиях;

            развитие производственной инфраструктуры и услуг.

            Приоритетное развитие малого предпринимательства выступает как один из главных факторов структурной перестройки и создания высокоэффективной экономики. Такая стратегическая направленность основана на тенденциях развития не только западных, но и стран с переходной экономикой.

            Исследования показывают, что уровень и темпы экономического развития хотя и зависят от инвестиционной активности, однако, объемы капитальных вложений не всегда играют определяющую роль. Другим фактором, позволяющим задействовать движущие силы экономического роста является деловая среда для развития малого бизнеса. Малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой производительностью,( по данным Всемирного банка, по производительности труда они в 3-6 раз превосходит крупные государственные предприятия) во многих случаях выступают носителями нововведений, новых видов продукции и технологий. Тем самым, создание малых предприятий позволяет не только ускорить технический прогресс, но и осуществлять диверсификацию капитала, направляя его в наиболее эффективные сектора экономики.

            Важнейшим условием создания благоприятного предпринимательского климата является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и  повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо. Следует также создать правовые механизмы, обеспечивающие соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителям органов власти, в том числе через использование государственных унитарных предприятий, как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

            Главное внимание Правительства Беларуси должно быть сосредоточено на вопросах интеграции белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей на основе оптимизации торговых и платежных отношений, в том числе участию в ЕЭП и сотрудничества с ЕС.

 

IV. Экспорт товаров

 

Экспорт товаров в 2003 г. увеличился по сравнению с2000 г. на 35,8% и составил 9,9 млрд долларов США. При этом на долю материало- и энергоемкой продукции : минеральные продукты (нефть и нефтепродукты) , химической промышленности (удобрения, волокна и нити, пластмассы и резиновые изделия) и черной металлургии приходилось свыше 40% от общего обьема экспорта товаров. Производство этой продукции , кроме калийных удобрений, связано с импортом углеводородного и другого сырья и энергоносителей, что вряд ли можно отнести к отраслям эффективной специализации, особенно с учетом загрязнения окружающей среды. Развитие этих производств и наращивание экспорта здесь может осуществляться только в силу улучшения использования созданных мощностей и углубления переработки сырья.

К перспективной экспортной отрасли можно было бы отнести перерабатывающую пищевую  промышленность. Однако в силу накопившихся проблем в сельском хозяйстве и технической отсталостью большинства предприятий эта отрасль вряд ли сумеет существенно увеличить экспорт в ближайшие годы.

Исходя из сложившегося потенциала, природных ресурсов и развития рынков  наиболее перспективными экспортными отраслями, по мнению разработчиков настоящей концепции, являются: машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность.

 

 4.1. Машиностроение

 

Кластер отраслей машиностроения – основа белорусской промышленности. На его долю в 2003 году приходилось более 30% общего объема экспорта продукции. Отрасль имеет широкую номенклатуру изделий : тракторного и сельхозмашиностроения, строительно-дорожных и погрузочных машин, автомобилестроения, станко-инструментальной промышленности, радиоэлектроники и бытовых машин. Именно к машиностроению относятся наиболее известные на мировом рынке белорусские торговые марки, что предоставляет уникальную для небольшой страны возможность присутствия на мировых ранках с собственной конечной продукцией. Однако для реализации этой потенциальной возможности необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции в условиях жесткой конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры цен на энергоносители и металлы. Пока же большинство белорусских предприятий не осуществили модернизацию и не перестроили свои структуры. По этим причинам им характерны: высокая себестоимость продукции, низкие темпы обновления продукции, отсутствие современных компьютерных средств виртуальных сертификационных испытаний на соответствие качества продукции международным стандартам.

Для повышения конкурентоспособности необходимо  не только модернизация и техническое перевооружение с привлечением значительных инвестиций, но и  проведение комплекса работ по следующим направлениям:

а) Реструктуризация иерархически организованных предприятий и превращение их в холдинги с выделением в самостоятельные предприятия всех основных производств;

б) Создание на базе головного предприятия интеллектуального центра по стратегическому планированию, маркетингу, проектированию, организации кооперации и сбыта;

в) Создание специализированных инженерных центров, оснащенных самыми современными программно-техническими и информационными комплексами для внедрения в практику новейших технологий машиностроительного производства.

Для привлечения инвестиций необходимо принять четкую программу акционирования и приватизации, в том числе крупных предприятий.

Основной тенденцией развития промышленного производства в информационную эпоху является переход от вертикально ориентированных структур управления и организации производства к горизонтальным сетевым взаимодействиям. Крупнейшие мировые корпорации строятся по принципу холдинговой структуры. Головное предприятие выполняет функции мозгового центра и определяет стратегию конкурентной борьбы и маркетинга, разработку новых изделий, сбытовую (дилерскую) сеть а также управляет сетью поставщиков – партнеров. Собственно производство осуществляется на основе широкого использования кооперации (аутсортинга), причем предприятия-партнеры не обязательно входят в состав корпорации (холдинга) и выбираются на основе оптимизации соотношения цена\качества. Предприятия-партнеры либо поставляют стандартные узлы, детали и комплектующие изделия, либо производят их в индивидуальном порядке «под заказ» на основе документации, разработанной головным предприятием. Основой организации современного производства являются информационные технологии, которые обеспечивают поддержку жизненного цикла изделий: маркетинговый анализ, проектирование новых изделий, подготовку производства и  испытания, управление . Все большее число производственных и управленческих функций передается на аутсортинг внешним компаниям, которые обеспечивают применение самых современных и эффективных систем управления жизненным циклом изделия и ресурсами предприятия. Разработка, сопровождение и эксплуатация таких систем чрезвычайно дороги, поэтому экономически целесообразно использовать для этих целей внешние специализированные компании. 

Это позволит повысить организационно-технический уровень производства, как головных предприятий, так и большого числа предприятий смежников, ускорить освоение новых видов продукции, снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности.

Развитие экспортного потенциала отрасли видится не только в сфере готовой продукции, но и в производстве деталей, узлов, комплектующих изделий, запасных частей на основе субконтрактинга. Для того, чтобы иностранные компании размещали заказы на производство на белорусских предприятиях необходимо, чтобы процесс производства был для них узнаваем, похож на то, что они видят у себя дома, и в то же время дешевле. Только тогда могут появиться заказы, которые загрузят свободные производственные мощности, а в перспективе создадут новые рабочие места.

Одним из основных источников инновационного развития в современных западных экономиках является малое инновационное предпринимательство, так как в силу своей гибкости и мобильности обеспечивает связь между фундаментальной и прикладной наукой и производством.

Принятие решений по созданию парка высоких технологий (ПВТ) будет способствовать снятию многих проблем, препятствующих быстрому инновационному развитию. Он должен обеспечить модернизацию традиционных отраслей белорусской промышленности путем консолидации потенциала размещенных в парке высокотехнологических ИТ-компаний и создания на их основе дизайн центров и инжиниринговых компаний, способных обеспечить все отрасли услугами по проектированию новых изделий, разработке проектной и конструкторско-технологической документации, проведению виртуальных испытаний.

 

 

 

4.2. Легкая промышленность

 

На долю этой отрасли в 2003 году приходилось около 8% общего объема экспорта товаров. Основными видами являются  текстильные  и трикотажные изделия, одежда, обувь. Сырьевые ресурсы отрасли ограничены льноволокном, химическими волокнами и нитями, кожевенным сырьем. Однако созданные производственные мощности,  квалифицированный персонал и наличие известных  брэндов («Милавица», « Марко» и др.) Составляют перспективы развития и наращивания экспорта на российский и европейские рынки.

Для реализации этих перспектив большинству  крупных предприятий необходимо перестроить свою управленческую структуру, укрепив маркетинговые службы и внедрив формы и методы работы эффективных частных предприятий, которые ориентированы на высокое качество и дизайн, минимизацию издержек, активное продвижение продукции через участие в выставках и ярмарках, а также под видом  известных брэндов.

К слабым сторонам большинства предприятий следует отнести:

-отсутствие собственных оборотных средств, что обуславливает необходимость использования дорогих кредитных ресурсов не только для  закупок сырья и материалов, но и для выплат заработной платы;

-затруднительный доступ к инвестициям, как по причине не готовности менеджмента к  переменам, в том числе через привлечение инвестиций путем дополнительной эмиссии акций, так и ввиду  не продуманных и неквалифицированных действий государственных органов;

-увеличение объемов производства в соответствии с доведенными заданиями но без учета реального спроса и продаж, среднего качества в низком ценовом  сегменте;

-сохранение численности персонала, в том числе управленческого любой ценой и  обеспечение оплаты труда на уровне доведенных требований.

Поэтому следует создать условия и предпосылки для снижения отрицательного влияния отмеченных и других недостатков, а также усилить методическую и информационную поддержку  при выходе отечественных предприятий на внешние рынки

Участие в торговых ярмарках помогает не только  найти поставщиков и покупателей, но также  сориентироваться в определении стратегии, направлениях  моды и дизайна и т.д.

Следует больше уделить внимания развитию родственных и взаимосвязанных отраслей и производств, в том числе местных производителей и пунктов обслуживания швейного, раскройного и прочего специализированного оборудования, производителей сырья, материалов,  фурнитуры и других комплектующих и услуг, являющихся основой   для         инноваций и развития легкой промышленности.          Необходимо обеспечить также  формирование инновационных центров,  лаборатории при предприятиях, НИИ, дизайнерских центров, и школ подготовки модельеров.

В  целом политика государства должна быть направлена  не на прямое субсидирование предприятий, что только может отсрочить их деградацию, а  на поддержку направленную на создание условий развития отрасли.

 

4.3. Лесная и деревообрабатывающая промышленностью

 

На долю этой отрасли, включая целлюлозно-бумажную и мебельную промышленность в 2003 году приходилось 7% общего объема экспорта товаров. Это  одна из наиболее представительных по числу хозяйствующих субъектов  отраслей промышленного комплекса страны. Здесь функционирует почти 4,7 тысяч предприятий

Наряду с позитивными тенденциями в развитии лесопромышленного комплекса имеются и серьезные проблемы. К общим проблемам можно отнести  сложное финансовое положение многих предприятий отрасли, значительная часть которых относится к разряду убыточных; физический износ основных промышленно-производственных фондов. Коэффициент обновления фондов находится на уровне 2-3%. Экспортный потенциал  мебельной индустрии сдерживается смежными отраслями. В стране мало производится конкурентоспособных мебельных тканей, настилочных и лакокрасочных материалов, фурнитуры, древесноволокнистых плит средней плотности.

Одной из специфических отраслевых проблем является несовершенство структуры лесопромышленного комплекса, где доминирует деревообрабатывающая индустрии (около 69% всей продукции), потребляющая в основном крупное и среднее древесное сырье.  Отрасли же по химической переработке мелкотоварной древесины развиты слабо -  доля их выпуска составляет лишь 17,4%.

Опыт  развитых стран показывает, что прогрессивной считается производственная структура лесопромышленного комплекса с большим удельным весом химической и химико-механической переработки  древесины (более 60%). так как в этом случае достигается наиболее полное , комплексное использование древесного сырья и производится продукция высокой потребительской стоимости. Однако эти производства отличаются высокой капиталоемкостью, что сдерживает их развитие.

Правительство утвердило Программу действий по повышению эффективности работы лесохозяйственного комплекса республики и улучшению переработки древесины. Теперь важно обеспечить выполнение этой программы.

На развитие экспорта существенное влияние оказало решение Совета Министров от 1 декабря 1998 года «О создании института спецэкспортеров в лесной отрасли. В настоящее время таких структур осталось 3; «Беллесбумпромэкспорт» при  концерне «Беллесбумпром», «Беллесэкспорт» при Министерстве лесного хозяйства и «Внешторгинвест» при Управлении Делами Президента.

Это позволяет осуществлять целенаправленный контроль за использованием лесных ресурсов, и упрощает саму схему поставки лесопродукции на экспорт. Однако это не стимулирует поставщиков на глубокую переработку древесины. Основными видами поставляемой на экспорт продукции являются: пиломатериалы обрезные и необрезные хвойных и лиственных пород, пиломатериалы хвойных и лиственных пород для изготовления европоддонов, мелкотоварная древесина хвойных и лиственных пород (балансы), точеные изделия  древесноволокнистые  плиты.

Задача видится в том, чтобы привлечь как можно больше  частных структур к глубокой переработке древесины, с тем. чтобы вся расчетная лесосека по республике полностью осваивалась.  Для этого необходимо привлечение инвестиций, создание  предприятий с иностранной формой собственности,  совместных предприятий. При этом возрастут  объемы переработки и  поставки на экспорт.

 

5. Экспорт услуг

 

За 2001-2003 годы экспорт услуг увеличился в 1,5 раза  и составил в 2003 г. 1,5 млрд. долларов США, из них 65,5% в страны дальнего зарубежья. Наибольший обьем экспорта услуг приходится, как уже отмечалось, на транспортные услуги (57%)  и поездки (туристические услуги 17,8%).Незначительные обьемы занимают услуги связи (4,7%), строительные (4,0%), страховые (0,2%) и финансовые (0,1%), компьютерные и информационные (1,1%), услуги. На государственные (консульские и т.д.) и другие деловые услуги (переработка давальческого сырья и т.д.) приходилось 14,9% общего обьема услуг.

Для улучшения внешнеторгового баланса и сокращения отрицательного сальдо следовало бы  повысить долю услуг в общем обьеме экспорта с 13,1% в 2003 г. до 15-20% к 2010 году.

 

5.1. Транспортный комплекс

 

Транспортно-географическое положение страны и развитие интеграционных процессов предопределяют повышение роли транспорта .

Наличие устойчиво и эффективно функционирующей, сбалансированной национальной транспортной системы, а также ее взаимодействие с транспортными системами сопредельных и других государств являются важнейшим условием повышения конкурентоспособности белорусской экономики в целом.

В целях повышения конкурентоспособности транспорта необходимо обеспечить:

·          создание механизмов, стимулирующих модернизацию их инфраструктуры, коммуникаций и систем;

·         обновление подвижного состава;

·         выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию дорог на наиболее загруженных направлениях;

·         создание условий для привлечения эффективного транзита на территорию Беларуси;

Технико-эксплуатационные характеристики и технология работы железнодорожного транспорта обусловили его ведущее место в транспортной системе. Необходимо обеспечить развитие конкурентных преимуществ Белорусской железной дороги, создание с привлечением иностранных инвестиций (ЕС и России) скоростного участка дороги (Брест-Орша).

Для повышения конкурентоспособности отечественного автомобильного транспорта необходимо: внедрение эффективных транспортно-таможенных технологий, стимулирование развития комбинированных перевозок,  создание условий для ускоренного обновления парка подвижного состава., совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития международных перевозок. Рассматривая как инвестиционные ресурсы, в первоочередном порядке, следует обеспечить беспошлинный и безналоговый ввоз в РБ транспортных средств, соответствующих экологическим стандартам стран ЕС и предназначенных для международных перевозок.

Серьезной проблемой трубопроводного транспорта является обострение конкурентной борьбы за транзитные потоки. Возникают другие, не через Республику Беларусь, направления транспортировки нефти и газа,  которые отличаются более низкими транспортными тарифами и сборами на перевалку .  Поэтому необходимо проводить  рациональную тарифную политику,  способную обеспечить  привлекательность белорусского коридора для предприятий – поставщиков нефти и газа. Учитывая износ основных фондов «Белтрансгаза» следует ускорить продажу по открытому конкурсу под условия инвестиций несколько пакетов (по 10-20%) акций этого акционерного общества.

 

5.2 Развитие туризма

 

Беларусь имеет хорошие перспективы развития туризма, что обуславливается не только геополитическим и природным факторами, но и  безопасностью посещения, открытостью страны, достаточным набором туристических объектов и зон отдыха.

К положительным факторам можно отнести разветвленность железнодорожных и автомобильных дорог. Наряду с этим инфраструктура развития иностранного туризма весьма ограничена. Катастрофически не хватает классных гостиниц, мест питания. Отсутствуют гостиничные помещения для делового туризма с залами заседаний. Имеется ряд других недостатков. Тем не менее поставленные Президентом РБ задачи  по созданию центра зимнего туризма, освоению озера «Нарочь»,  восстановлению Августовского канала и других исторических мест создают хорошие предпосылки развития иностранного туризма.

Для реализации этих предпосылок необходимо:

-создать условия для обустройства транзитных путей сообщения, в первую очередь автомобильной дороги М1\Е30. В этих целях определить и продать через аукционы земельные участки для строительства кемпингов (станций техобслуживания, включая гостиницы и кафе через 20-50 км дороги );

-провести приватизацию коммунальных гостиниц и привлечь частных инвесторов, в том числе компании, владеющие сетью гостиниц («Хилтон», «Мариот» и др.) для реконструкции и строительства в крупных городах современных отелей;

-разработать механизм стимулирования развития базы  для сельского,  лечебного и оздоровленческого туризма;

-осуществить меры по улучшению визового и таможенного режима, снижению административных барьеров развития туризма, созданию конкурентной среды в обслуживании иностранных туристов.

 

 

5.3. Строительные услуги

 

Наряду с задачами по обеспечению потребностей страны в высокоэффективной строительной продукции  строительный комплекс призван увеличивать экспорт строительных материалов и услуг.

Наращивание экспорта строительных услуг возможно прежде всего, за счет крупномасштабных проектов  силами крупных строительных организаций, способных мобилизовать одновременно не менее 100 специалистов высокой квалификации, обладающих современными технологиями, оборудованием и инструментом. При этом необходимо устранить ряд причин или факторов, препятствующих развитию экспорта.

К ним относится:

а) либерализация,  упрощение и стабилизация налогового законодательства, (в т.ч. снижение подоходного налога с физических лиц и социальных платежей по экспортным контрактам). Положительное значение в этом вопросе имеет Указ Президента Республики Беларусь от 24 января 1997 года №101 «О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь» (далее «Указ»),  однако инспекции МНС не редко трактуют Указ по своему – и отказывают в льготах, предусмотренных   Указом, вводя различные дополнительные условия и требования для получения указанных льгот. Для исключения разночтений необходимо подготовить и принять нормативный акт –  о порядке применения Указа;

б) оптимизация и либерализация,  государственного валютного  и таможенного законодательства в целях повышения конкурентоспособности отечественных строительных материалов и услуг на российском и других зарубежных рынках. С учетом затрат по доставке их из Беларуси, сертификации и т.п.,  применение белорусских материалов становится экономически не выгодным;

в)  снятие ограничений  и прекращение государственного регулирования в вопросах оплаты труда и компенсации по командировочным расходам работников занятых на работах за рубежом;

г) радикальное повышение качества отечественных строительных материалов в т.ч. теплоизоляционных материалов, расширение ассортимента продукции;

д) оказание государственной поддержки, методической и технической помощи предприятиям строительной отрасли в сертификации по международному стандарту качества ISO 9002;

е) информационное обеспечение по вопросам строительства крупных объектов и проведения подрядных торгов на территории Российской Федерации, в других странах СНГ и «дальнего зарубежья»;

ж) снятие дополнительных ограничений заработной платы, введенных Постановлением Совета Министров РБ от 19.02.2004 г. №185, в отношении руководителей строительных организаций с численностью работающих свыше 500 человек, обеспечивающих наращивание экспорта строительных услуг и/или прирост валютных поступлений. Наличие указанных ограничений не стимулирует руководителей в наращивании экспорта.

Наряду с этим следует активизировать работу по привлечению инвестиций для создания современных отделочных, теплоизоляционных и других эффективных материалов, инструмента и средств механизации строительных работ.

 

5.4. Экспортно-ориентированное  программирование и ИТ-аутсорсинг

 

Беларусь имеет возможности для существенного расширения экспорта услуг по разработке программного обеспечения и других услуг, основанных на применении современных информационно-коммуникационных технологий, Такие белорусские компании как: IBA (более 1500 работающих); EPAM (более 1000 работающих);  SAM solution ( 1000 работающих ) занимают ведущие позиции в странах СНГ и постоянно расширяют рынки сбыта своих услуг. Общий объем экспорта в этом секторе оценивается в 60 млн. долларов и обладает самыми высокими темпами ежегодного роста.

Сектору экспортно-ориентированного программирования придается нашими ближайшими соседями, в частности, РФ и Украиной, которые принимают специальные меры государственной поддержки, включая создание специализированных технопарков ( например, в Дубне, который рассчитан на 10 000 программистов). К 2006 году РФ планирует выйти на обьем экспорта в 3 млрд. долларов.

Для стимулирования развития данного сектора в республике необходимо принять меры по развитию системы обучения и подготовки ИТ-специалистов, созданию технопарков, аналогичным российским, разработке системы налоговых и иных льгот.