Напоминания о будущем
В преддверии цикла разработки новых программных документов, определяющих социально-экономическое развитие страны на 2006 год и период до 2010 года имеет смысл проанализировать ход выполнения основных показателей Программы на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 08.08.2001 года № 427. Для удобства и наглядности нами разработана и приводится ниже специальная таблица № 1, характеризующая программные, прогнозные и фактически достигнутые показатели. Из таблицы видно:
во-первых, за четыре года (2001-2004г.г.) темпы роста всех основных показателей превысили запланированные уровни. Прирост валового внутреннего продукта составил 30,3% к уровню 2000 года при программном значении 25,6 – 28,6% продукции промышленности – 37,1% при 21,5 – 25,1%; продукции сельского хозяйства – 23,4% при 16,4 – 21,0% инвестиций в основной капитал – 49,5% при программном значении 39,5 – 45,2%. Из таблицы видны и размеры превышения по другим показателям;
во-вторых, выход на такие высокие уровни оказался возможным, прежде всего благодаря «урожайному» 2004 году. Именно в прошлом году получены самые высокие результаты по большинству показателей, в том числе по сельскому хозяйству (112,9% к уровню 2003 года). И даже уровень инфляции (индекс потребительских цен был ниже программного уровня (114,4% против 117 – 124%). Хотя в целом за четыре года фактический рост потребительских цен составил 282,5% (декабрь к декабрю) против 223,7 – 257,2% по Программе. Уместно заметить, что в 2001-2003 годах имело место составление от Программы по росту продукции сельского хозяйства и инвестиций в основной капитал;
в-третьих, достигнутые в прошлые годы уровни показателей при выполнении на 100% прогнозных, установленных Указом Президента от 10.09.2004 г. №437 параметров на текущий – 2005 год, обеспечивают выполнение Программы по основным показателям, в том числе в достижении намеченного уровня роста реальных доходов населения. За пятилетние они вырастут, согласно данных статистики в 2 раза (193 – 195%) при запрограммированном уровне 158 – 163%.
Такое повышение доходов населения, с одной стороны. можно приветствовать. Ведь «повышение благосостояния народа приближение его к уровню экономически развитых стран европейских государств», отмечается в программе, является стратегической целью социально-экономического развития страны. Но, следует заметить:
во-первых, что указанный рост доходов происходит на фоне более скромных достижений в реальном секторе экономики (ожидаемый за пятилетие рост ВВП – 1,4 раза, рост промышленной продукции – 1,5 раза, а продукции сельского хозяйства – в 1,3 раза);
во-вторых, при названных темпах роста в реальном секторе, наряду с ростом доходов опережающими темпами росли и инвестиции в основной капитал – т.е. накопление (рост за пятилетие в 1,7 – 1,8 раза ). В расчете в текущих ценах 2004 года получаются такие данные. Объем ВВП увеличился по сравнению с 2000 годом на 11,5 трлн. рублей и составляет 49,4 трлн. рублей, денежные доходы населения увеличились на 14,7 трлн. рублей и достигли 35,5 трлн. рублей, инвестиции в основной капитал увеличились на 3,4 трлн. рублей и составили 10,2 трлн. рублей. Таким образом, прирост потребления денежных доходов и накопления инвестиций по сравнению с 2000 годом составил 18, 1 трлн. рублей, а прирост ресурсов (ВВП) был на 6,6, трлн. рублей или на 36,5% меньше.
Частично этот недостаток ресурсов мог компенсироваться за счет вкладов населения в коммерческие банки и иностранных инвестиций. В 2004 году прирост остатков вкладов населения составил 1,5 трлн. рублей или 4,3% к объему денежных доходов. Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников составили 307 млрд. рублей. Но этого явно недостаточно. Поэтому, следует заметить, как главную особенность белорусской экономической модели: возможность потреблять больше, чем производить.
Насколько подробные факторы можно закладывать в программные документы на новую пятилетку сказать сложно. Но, похоже разработчикам этих документов придется на макро уровне решать задачу как увеличить заработную плату до 500 долларов, т.е. в 2 раза по сравнению с 2005 годом, при намеченном росте ВВП в 1,5 – 1,6 раза.
Другим источником социально-экономического развития, но уже на микро уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования явились ресурсы банковской системы, которая аккумулирует те же сбережения населения, которые составили на начало текущего года 3,9 трлн. рублей, средства предприятий и собственный капитал. Всего остатки задолженности по выданным кредитам увеличились в 2004 году на 63,2% и на 1 января т.г. составили более 9 трлн. рублей.
Указанные источники развития будут иметь важное значение и в будущей пятилетке. Желательно лишь увеличить долю долгосрочных кредитов, направляемых в основной капитал. Пока же в кредитных вложениях преобладали краткосрочные, направляемые на пополнение оборотных средств – выдачу заработной платы и закупку сырья и материалов. Такое кредитование существенно увеличивает затраты и снижает эффективность производства. Расчёты показывают, что платежи по выданным банками кредитам составили в прошлом году порядка 1,3 трлн. рублей, а это треть объема полученной чистой прибыли в экономике.
Помимо задолженности перед банками, при подготовке новой программы придется учитывать и задолженность между субъектами хозяйствования, которая на начало текущего года достигла 18 трлн рублей, что составляет 36,4% к полученному в 2004 году объему ВВП.
Отмечая высокие темпы роста промышленного производства (в среднегодовом исчислении 108,2 – 108,5%) следует отметить стимулирующую роль спроса, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Так, среднегодовой темп роста розничного товарооборота, с учетом намеченного на 2005 год, составлял – 115%, а среднегодовой рост экспорта – примерно 116%. Это обуславливалось отмеченным выше ростом денежных доходов населения, а также повышением цен на экспортируемые и импортируемые товары. Доля ценового фактора в росте экспорта товаров составила, например в 2004 году, 52,7%, а в росте импорта – 42,5%. И если опережающий рост доходов населения находится в руках Правительства, правда это сопровождается инфляцией (за 2001-2004 гг.) среднегодовой темп инфляции (декабрь к декабрю) составил 29,6%), то рассчитывать на повышение экспортных цен вряд ли возможно. Отсюда, с оптимистическими прогнозами по наращиванию экспорта в новой пятилетке следовало бы быть более осторожными.
Существенным моментом определяющим параметры новой пятилетки должно быть финансовое состояние субъектов хозяйствования. В таблице 2 приведена динамика баланса основных текущих активов и пассивов за 2004 год. Из приведенных данных видно, что к положительному фактору можно отнести лишь увеличение денежных средств предприятий на счетах в банках и некоторое снижение дебиторской задолженности в IV квартале 2004 г. По остальным показателям существенного изменения динамики не наблюдается. Отрицательное сальдо активов и пассивов за истекший срок увеличилось на 37,7% и достигло 7,2 трлн. рублей. Поэтому задача повышения эффективности остается актуальной.
налитическая группа БСПН
А
Динамика баланса
основных текущих финансовых активов и пассивов
за 2004 год (млрд. рублей)
Таблица 2:
| 01.01.2004 | 01.04.2004 | 01.07.2004 | 01.10.2004. | 01.01.2005 | 01.01.2005 в % к 01.01.2004г. |
Активы – всего в том числе: | 13070,6 | 15409,5 | 17006,1 | 17690,8 | 17922,3 | 137,1 |
денежные средства предприятий на счетах в банках | 1156,6 | 1762,1 | 1926,9 | 2080,5 | 2222,4 | 192,1 |
дебиторская задолжность | 9659,4 | 10981,1 | 12256,5 | 12724,2 | 12712,2 | 131,6 |
остатки готовой продукции на складах предприятий | 1237,4 | 1569,8 | 1696,8 | 1686,2 | 1665,3 | 134,6 |
запасы продукции в торговле | 1017,2 | 1096,5 | 1125,9 | 1199,9 | 1322,4 | 130,0 |
Пассивы – всего в том числе | 18304,8 | 20405,6 | 22639,5 | 24054,9 | 25127,8 | 137,3 |
кредиторская задолжность между субъектами | 13745,6 | 15570,5 | 16981,8 | 17527,6 | 17962,5 | 130,7 |
задолжность по кредитам банков (без населения) | 4559,2 | 4835,1 | 5657,7 | 6527,3 | 7165,3 | 157,2 |
Сальдо активов и пассивов | -5234,2 | -4996,1 | -5633,4 | -6364,1 | -7205,5 | 137,7 |
ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РБ на 2001-2005 годы, УТВЕРЖДЕННОЙ
УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА от 8 августа 2001 г. № 427 (темпы роста %)
Таблица 1:
| 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005г. в % к 2000 г. | Справочно: 2000г. в % к 1995г. |
Валовый внутренний продукт (ВВП), по Программе (к предыдущему году) к 2000 году по годовому прогнозу к предыдущему году фактически к предыдущему году к 2000 году |
105-105,5
105-105,5
103-104
104,7 104,7 |
104-105
109,2-110,8
104-105
105 109,9 |
107-107,5
116,8-119,1
106-106,5
106,8 117,4 |
107,5-108
125,6-128,6
109-110
111 130,3 |
108-109
135,6-140,2
108,5-110
- 141,4-143,31) |
135-140 |
135,8 |
Продукция промышленности по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
105-106 105-106 104,5-105,5 105,9 105,9 |
105-106 110,2-112,4 105-106 104,5 110,7 |
104,5-105 115,2-118 104-104,5 107,1 118,6 |
105,5-106 121,5-125,1 109-110 115,6 137,1 |
105,5-106 128,2-132,6 108-109,5 - 148,1-150,11) |
128-132 |
164 |
Продукция сельского хозяйства по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
104,5-105,5 104,5-105,5 104,5-105,5 101,8 101,8 |
103-104 107,6-109,7 103-104 100,7 102,5 |
104-105 111,9-115,2 106,5-107 106,6 109,3 |
104-105 116,4-121 109-111 112,9 123,4 |
104,5-105,5 121,6-127,7 108-109,5 - 133,3-135,11)
|
122-128 |
96,9 |
Инвестиции в основной капитал по Программе к 2000 году |
103,5-104,5 103,5-104,5 |
106-107 109,7-111,8 |
112-113 122,9-126,3 |
113,5-115 139,5-145,2 |
115-117 160,4-169,9 |
160-170 |
133,1 |
по годовому прогнозу фактически к 2000 году | 103,5-104,5 97,0 97,0 | 106-107 106,0 102,8 | 112-113 121,0 124,4 | 118-120 120,2 149,5 | 115,5-117,5 - 172,7-175,71) |
|
|
Производство потребительских товаров по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
104,7 104,7 103,5-104,5 106,8 106,8 |
104-105 108,9-109,9 104,5-105,5 104,7 111,8 |
108-109 117,6-119,8 105,5-106 107,8 120,5 |
109-110 128,2-131,8 109-110 112,9 136,0 |
111-111,5 142,3-147 109,5-111 - 148,9-151,01) |
142-147 |
184
|
Объем внешней торговли, включая услуги по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году Экспорт по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году
|
102,8-103,8 102,8-103,8 102,8-103,8 100,8 100.8
103,7-104,8 103,7-104,8 103,7-104,8 102,7 102,7 |
195,9-106,9 108,9-111 106,8 109,5 110,4
106-107 109,9-112,1 106,5 109,5 112,5
|
108-109,4 117,6-121,4 105,5-106,2 123,7 136,6
108,5-109,5 119,2-122,7 105-105,5 122,3 137,6 |
109,5-110,8 128,8-134,5 112,2-113,2 137,1 187,3
109-110,7 129,9-135,8 112-113 135,2 186,0
|
110,5-111,7 142,3-150,2 110-111 - 206-207,91)
110-111,8 142,9-151,8 111-112 - 206,5-208,31)
|
142-150
143-152 |
164,3
172
|
Реальные денежные доходы населения по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
116 116 103,5-104,5 129,0 129,0 |
105-106 121,8-123 105-106 108 139,3 |
105-106 127,9-130,4 106-106,5 108 150,4 |
108-109 138,1-142,1 108-109 113,6 170,9 |
114-115 157,4-163,4 113-114 - 193,1-194,81) |
158-163 |
171,6 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) по Программе фактически |
135 146,1 |
120-127 134,8 |
118-124 125,4 |
117-121 114,4 |
115-117 108-1101) |
257,2-301,0 305-310,8 |
|
Розничный товарооборот по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
108-110 108-110 104,5-105 128,2 128,2 |
105,0-106,0 113,4-116,6 105-106 111,5 143,0 |
107-107,2 121,3-125,0 106-106,5 110,3 157,7 |
110-110,2 133,4-137,7 108-109 112,1 176,8 |
112,3-113 149,8-155,6 113-114 - 199,8-201,61) |
150-155 |
240 |
Платные услуги населению по Программе к 2000 году по годовому прогнозу фактически к 2000 году |
106,0 106,0 103-104 109 109 |
105,0-106,0 111,3-112,4 105-106 108,7 118,5 |
111-111,5 123,5-125,3 107-107,5 111,2 131,8
|
113,0-113,5 139,6-142,2 109-110 112,9 148,8 |
115,0-116,0 160,5-165 113-115 - 168,1-171,11) |
160-165 |
150,4 |
1) Ожидаемое исходя из 100% выполнения параметров прогноза.