Проще простого должна быть упрощенная система налогообложения
БСПН совместно с Институтом приватизации и менеджмента (ИПМ) проанализировали действующую систему налогообложения субъектов малого предпринимательства и пришли к выводу о необходимости ее реформирования. Свои предложения по ее совершенствованию специалисты упомянутых организаций направили в Министерство экономики. Этот вопрос уже рассмотрела на своем заседании Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, которую возглавляет вице-премьер Андрей Кобяков. Признав предложения разумными и обоснованными, комиссия решила направить их в другую комиссию, работающую над упрощением налогового законодательства.
Создание эффективной упрощенной системы налогообложения, адекватной белорусским условиям и стимулирующей развитие малого бизнеса, является важной задачей правительства, подчеркивают эксперты. При этом они отмечают, что работать по нынешней упрощенной системе субъектам малого предпринимательства не выгодно, что подтверждается данными Минэкономики: ее использует лишь 1% индивидуальных предпринимателей, имеющих на это право. Применять упрощенную систему налогообложения сегодня могут лишь юридические лица и ИП со среднемесячной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах или иных обособленных подразделениях), в связи с чем «вне игры» оказались малые предприятия, занимающиеся производством (см. таблицу). Помимо лимита среднесписочной численности, установлены ограничения по объему оборота и видам деятельности. Среди других причин непопулярности — высокая стоимость патента, высокая ставка налогообложения валовой выручки, авансовый механизм уплаты налога, ограничение возможностей ведения бухгалтерского учета без двойной записи слишком и ряд других.
Реформировать нынешнюю упрощенную систему налогообложения эксперты БСПН и ИПМ предлагают, разделив потенциальных плательщиков на три группы. В первую отнести индивидуальных предпринимателей (ИП), не привлекающих наемных работников. При этом разрешить им использовать труд лиц, состоящих с ними в близком родстве (родителей, супругов, братьев, сестер, сынов и дочерей и т.д.) на базе совместной собственности супругов. Во вторую группу предлагается отнести микропредприятия, к которым относятся ИП и юридические лица, в т.ч. иностранные, со среднегодовой численностью работников до 25 человек (включая внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, а также работающих в обособленных подразделениях таких юридических лиц) с объемом годовой выручки не выше 60 тыс. EURO. И в третью группу — малые предприятия со среднегодовой численностью работников до 50 человек с объемом годовой выручки не более 400 тыс. EURO.
Еще один шаг — отмена авансового механизма уплаты налога. Он должен уплачиваться ежеквартально на основании фактических результатов деятельности предприятий, что позволит избежать значительного увеличения налогового бремени на те из них, которые имеют низкую величину валовой выручки, считают эксперты. Кроме того, это поможет перейти к заявительному принципу использования упрощенной системы налогообложения. Для микропредприятий предлагается снизить ставку налогообложения валовой выручки с 10 до 8%, что обеспечит сопоставимость упрощенной и общей систем налогообложения с точки зрения налогового бремени, а также разрешить им добровольно вести учет, определять и уплачивать НДС по общим правилам. В этом случае они должны платить налог с валовой выручки по ставке 6%. При этом база налогообложения должна уменьшаться на сумму НДС, исчисленного в установленном порядке, что создаст равные условия для ИП и малых предприятий, использующих упрощенную и общую системы налогообложения.
Категорию «малые предприятия» эксперты предлагают освободить от отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды; целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, а также других целевых общереспубликанских сборов. Кроме того, разрешить выделять НДС в расчетных и платежных документах как часть цены реализуемого товара (работы, услуги) в размере 15,25% или 9,09%. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками в бюджет, должна определятся ежеквартально как разница между общей суммой налога, исчисленной нарастающим итогом с начала года и суммами налоговых вычетов (зачетов, возвратов) за этот же период.
Необходимо также разрешить ведение бухгалтерского учета без двойной записи на основе Книги учета хозяйственных операций для всех ИП и малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, считают эксперты. При этом упрощенный учет не должен освобождать налогоплательщиков от обязанностей хранить счета-фактуры, квитанции и другую учетную документацию, необходимую при проверках налоговыми органами. Наличие подобной документации должно быть в качестве обязательного условия использования упрощенного учета. Выбирать между учетом на основе двойной записи и упрощенной системой, предназначенной для малого бизнеса, должны сами налогоплательщики. Все это позволит реально упростить не только налогообложение и отчетность, но и бухгалтерский учет, что сделает упрощенную систему налогообложения более эффективной.
По оценкам экспертов БСПН и ИПМ, реализация предлагаемых мер значительно улучшит экономическую среду и создаст стимулы для развития малого бизнеса в стране. В то же время они полагают, что в долгосрочном периоде недостатки налогообложения валовой выручки будут иметь весьма важное значение, и альтернативным вариантом может стать переход к налогообложению доходов (потока денежных средств). Последнее позволит избежать увеличения налогового беремени на субъектов малого предпринимательства, имеющих небольшую прибыль или же несущих убытки. Данный «страховой эффект» может перевесить большую нестабильность налоговых поступлений, поскольку в случае с малыми предприятиями, особенно в странах с переходной экономикой, риски и неопределенность являются намного более высокими.
Ограничения по численности работников
Отрасль | Закон О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства | Закон об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства | Фактическая средняя численность работников на малых предприятиях |
Промышленность | 100 | 15 | 23 |
Сельское хозяйство | 60 | 15 | 19 |
Строительство | 50 | 15 | 17 |
Оптовая торговля | 50 | 15 | 13 |
Розничная торговля | 30 | 15 | 9 |
Бытовое обслуживание населения | 30 | 15 | 14 |
Другие отрасли непроизводственной сферы | 25 | 15 | 12 |
Дмитрий ЕРМАК