Пятилетка выполнена. Начинаем
новую
20-го января на базе спортивно-оздоровительного комплекса
«Загорье» состоялось 50-е юбилейное
заседание Республиканского клуба директоров. Традиционно в начале года
руководители обсудили вопрос «Экономика Беларуси в 2006 году и на период до
2010 года». Повестка дня включала
следующие вопросы:
· Тенденции и основные направления
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010годы;
· Прогноз социально-экономического
развития страны на 2006 год. Актуальные вопросы;
· Бюджетная и налоговая политика в 2006
году;
· Основные направления кредитно-денежной
политики на 2006-2010 год.
Было хорошо, а будет еще лучше
С докладом по первому и второму вопросу выступил
заместитель министра экономики Леонид Димодов. По его словам, предыдущий год
был достаточно успешным для нашей экономики. Выполнены все важнейшие показатели
прогноза кроме двух -- объемы производства сельского хозяйства и
потребительских непродовольственных товаров. Улучшаются не только валовые
показатели, но и финансовые, характеризующие качество роста, сообщил
замминистра. Например, растет
рентабельность, уточнил он.
Все программные документы, определяющие условия хозяйствования на следующий год приняты, сообщил
замминистра: утверждены параметры прогноза на год, принят бюджет, основные
направления социально-экономического развития и кредитно-денежной политики.
Правительство совместно с Нацбанком приняло план совместных действий на будущий
год. Очень высокие задачи установлены и на следующий год. ПО словам
замминистра, чтобы реальный сектор мог их осилить правительство предприняло
некоторые усилия. Например, снижена налоговая нагрузка за счет уменьшения общей
ставки оборотных налогов с 3,9% до 3%. В результате общая налоговая нагрузка
должна снизится на 1,3% ВВП. Вторая составляющая благоприятного инвестиционного
климата -- низкий уровень инфляции, считает замминистра. Впервые за последнее
время по году она не превысила 8%. Примерно на таком же уровне она должна
остаться и в 2006 году. Соответственно будет снижаться ставка финансирования и
до 11-13% ставка по вновь выдаваемым кредитам для предприятий. Очень большая
работа проделана по подготовке Указа Президента №27 от 13 января. Документ даст
государственным предприятиям возможность отстрочить их задолженности и,
подготовив бизнес-планы, начать работу с чистого листа. Аналогичный документ
готовится по акционерным обществам доля государства в которых уже не меньше 75%
или может быть доведена до этого предела. По мнению замминистра, это будет способствовать активизации
инвестиционной деятельности предприятий. В наступившем году и дальше будут
приниматься меры по повышению финансовой устойчивости предприятий. Будет
продолжена практика предоставления государственной поддержки, предоставления
субсидий, льготирования за счет бюджета процентных ставок по банковским кредитам. Открыты многочисленные
иностранные кредитные линии, в рамках которых могут получить финансирование
эффективные инвестиционные проекты. 70 млн. EUR по немецким банкам, еще столько
же итальянским.
Кроме тог, в этом году будут приниматься меры по поддержке предпринимательства и выручки в
этом секторе планируется увеличить в полтора раза. Кроме того, что проводится модернизация
действующих производств, создаются новые, такие об организации которых еще 4
года назад мы и думать не могли. Например, начато строительство Шкловской
фабрики газетной бумаги.
Составлен перечень важнейших инвестиционных
проектов (96), которые могут быть профинансированы под 50% ставки
рефинансирования. В этом году, как и в прошлом составлен перечень
валообразующих предприятий, которые находятся на особом контроле правительства.
В основном это предприятия Минпрома и нефтехима (порядка 50%).
По замыслу правительства, в наступившем году
предприятия будут готовить эффективные проекты производства высокотехнологичной
продукции, модернизировать действующие производства, активно кредитоваться.
Работа их будет настолько эффективной, что к концу года средняя заработная
плата вырастет еще на 50 USD относительно конца 2005 года и достигнет 300
долларов в эквиваленте.
Как показала развернувшаяся далее дискуссия, директора не разделяют
оптимизма чиновников в отношении процессов, происходящих в отечественной
экономике. По их мнению, условия хозяйствования в Беларуси не то что не
улучшаются, но даже и ухудшаются.
«О каком улучшении инвестиционных процессов можно говорить, если
уровень изъятий год от года растет?», вопрошали директора. На информацию
замминистра экономики Леонида Демидова и начальника управления минфина
Александра Козлякова, о том, что в этом году налоговая нагрузка на экономику
снизилась на 1,3% по отношению к ВВП, директора прореагировали напоминанием о
росте, например, земельного налога. По информации
одного из руководителей, размер этого налога увеличился в 14 раз. Никаких
снижающих коэффициентов, которые в теории могут предоставляться местными
властями, на практике нет, утверждают они. Решать эту проблему Александр Козляков посоветовал более тесной работой
с местными властями. «Значит вы не нашли правильных слов, чтобы объяснить,
насколько это для вас важно», считает он. Правда, с тем, что уровень
централизации средств у нас довольно высок (45-46%) и действительно держится на
одном уровне, он согласился. Хотя структура изъятий меняется и на уровне
предприятий их объем должен уменьшатся, считает А. Козляков.
Особых успехов достигли валообразующие предприятия (их в республике
более 100). Ставку на них правительство расценивает, как удачный и эффективный
ход. Правда, у директоров компаний в число валообразующих не вошедших, это не
вызывает энтузиазма. «Их вы поддерживаете, а что делать нам?», интересовались
они у чиновников. По мнению директора
ЧПУП «Восход-С» Владимира Сосновского,
нельзя сформировать полноводную реку платежей из 2-3 валообразующих ручейков.
Поддерживать формированием благоприятных условий хозяйствования нужно всех, и
от этого государство будет становиться еще богаче.
Без ответа остался и заданный
одним из руководителей «наивный», по его оценке, вопрос: «Почему налоги
государственные и частные предприятия платят одинаковые, а помощь из собранных
сумм могут получить только государственные?».
Декларации правительства о том, что кредитные ресурсы становятся
дешевле, а значит доступнее, также, по мнению директоров, безосновательны.
Поскольку как только снижается ставка рефинансирования, а с ней и ставки по
кредитам, сразу же пропорционально вырастают платежи банку за сопровождение
кредита.
Вопреки недавним заверениям
правительства о том, что переход на принцип взимания НДС по стране назначения в торговых отношениях с РФ, на
экономике отразился положительно, директора привели ряд примеров, этот тезис
опровергающих. Подтверждение уплаты партнером уплаты НДС в РФ не приходит по
полгода, рассказал директор «Белфа» Михаил Костылев и предприятие несет
постоянные убытки. «Нельзя было перекладывать проблемы взаимоотношений между
налоговыми органами на директоров», считает он. То, что наши налоговые требуют
фактически два подтверждения -- бумажное и электронное -- стало откровением
даже для А. Козлякова. Это требование порождает новые проблемы -- если в
электронном документе машина округлила суммы и они за счет этого перестали
совпадать с теми, что записаны в «бумажном» варианте, то сделка вообще
признается недействительной со всеми вытекающими отсюда последствиями,
рассказал он о своем опыте сотрудничества с РФ.
«Я прошу, чтобы у нас в проекте
решения Клуба директоров было обращение к правительству рассмотреть этот
вопрос», предложил директор «Белфы».
Не решило имевшихся проблем, а
только породило новые -- создание в Беларуси биржевой торговли, считают
директора. Приобретение товара через биржу существенно увеличило расходы
покупателей.
«Для того, чтобы купить лес, надо
со всех регионов ехать в Минск, на биржу. Более того, надо собрать целую гору
документов и аккредитоваться. Аккредитация стоит 250 тыс на один месяц. Дальше
0,4% от суммы сделки надо заплатить брокерский сбор. Случается, что люди
отказываются от сделок после того, как узнают, что лес надо забирать, например,
в Житковичах», изложил новый и осложнивший жизнь субъектов хозяйствования
механизм. Сегодня все крупнейшие предприятия деревообработки развалены.
Произошло это из-за безумного поднятия цен на сырье. Белорусский лес, который
тоже продается через биржу в 2-2,5 раза дороже, например, Украинского,
рассказал работающий с этим сырьем Владимир Сосновский. В результате наша
продукция становится неконкурентоспособной.
«егодня делается еще один рывок для поднятия цен. Куб
доски уже стоит 100 долларов. Давайте вообще сделаем 500, тогда ситуация будет
выглядеть следующими образом. Например, мы сможем выпустить один
железнодорожный костыль. Если он раньше стоил 100 рублей, то теперь он будет
стоить 200. В результате в два раза поднимется объем реализации, отчисления в
бюджет, увеличился валовый доход и пр. Но…костыль-то остался один. К тому же,
кому он за такие деньги нужен?
«Гоним вал…», сокрушались и другие
директора.
Гоподдержка экспорта -- тоже
декларация, поскольку, экспортируя, например, в РФ необходимо оформить столько
документов, что к моменту окончания этой работы, хочется дать обещание никогда
больше ничего не экспортировать.
Председатель комиссии по
промышленности, ТЭК, связи и предпринимательству Анатолий Павлович оценил важность
состоявшегося диалога. Такие встречи, по его мнению, дают возможность депутатам
получить важную информацию о состоянии дел в экономике, ходе экономических
процессов и проблемах предприятий. Он также рассказал собравшимся о том, что
хорошего для белорусского бизнеса сделали в прошлом году парламентарии. В
снижении общей ставки оборотных налогов на 0,9 п.п. парламентарии также видят
свою заслугу. В свою очередь он призвал
директорский корпус к сотрудничеству на стадии обсуждения законодательных
актов, чтобы потом не пришлось высказывать недовольство.
Он проинформировал, что к
рассмотрению на весенней сессии готовится около 80 законопроектов. Значимыми
для деловых людей он назвал Бюджетный и Таможенный кодексы, Кодекс о Земле, О внесении
изменений и дополнений в Инвестиционный Кодекс, законопроекты О рекламе, Об
обращении с отходами, О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь о бухгалтерском учете и
отчетности, О борьбе с коррупцией, О занятости населения. Один из важнейших
законопроектов для предпринимателей -- О поддержке малого и среднего
предпринимательства. Сегодня у нас на 1 тысячу 6 малых предприятий, в то время
как в развитых странах от 15 до 20. Надо создавать серьезнейший документ, чтобы
был рост.
В частности при работе над Законом
о внесении изменений и дополнений в Закон о хозяйственных обществах. Глава
комиссии сообщил , что в 2004 году планируется рассмотреть законопроект Об унитарных предприятиях, О профессиональном
пенсионном страховании, Об опросах общественного мнения, Об ипотеке, Об охране
труда, О внесении изменений и дополнений в Закон о государственной регистрации
недвижимого имущества и сделок с ним, О торговле, О защите прав потребителей.
Работа депутатского корпуса над
вопросами совершенствования законодательства проходит при тесном взаимодействии
с предпринимательскими объединениями, сообщил глава парламентской комиссии. В
этом случае она оказывается наиболее результативной, уточнил он и призвал к
сотрудничеству.
Начальник главного
управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александр Козляков не согласился тем, что
государство ничего не делает для снижения налоговой нагрузки. «В 2005 году
общая ставка налогов из выручки составляла 3,9%, в 2004 году -- 4,15%, а на
2006 уже -- 3%», привел он свои аргументы. Может быть, динамика и не такая
стремительная, как хотелось бы, но она есть, считает он. Государство проводит
социально ориентированную политику, и мы не можем разом отказаться от этих платежей,
объяснил начальник главного управления причины медленного снижения ставки так
называемых оборотных налогов. «Второе
направление, по которому нам необходимо работать -- это попытка разгрузить от
оборотных платежей фонд заработной платы», сообщил А.Козляков. Речь идет об
чрезвычайном налоге и отчислениях на социальное страхование. Рассматривается
вопрос отмены чрезвычайного налога, но нас беспокоит, а не возникнет ли вопрос
о том, что государство решило не заниматься решением проблем Чернобыльских территорий,
поделился сомнениями с директорами А.Козляков. По его мнению, сложно говорить о реальности снижения нагрузки на фонд
заработной платы, без реформирования системы пенсионного обеспечения.
А.Козляков также не согласен с
тем, что рост уровня централизации свидетельствует о росте налоговой нагрузки. Он объяснил собравшимся,
почему так получается, что принимаются решения по снижению налоговых платежей,
а такой показатель, как отношение централизации к уровню ВВП не меняется. Причины тому -- в изменении
принципов взимания налогов, например, НДС. От перехода на принцип взимания по
стране назначения которого мы только выиграли -- и в плане снижения налоговой
нагрузки, и в плане пополнения об, по его словам, оборотных средств на самих
предприятиях
Те суммы, которые мы раньше
платили в российский бюджет, оплачивая продукцию, сырье и материалы,
поставляемые из РФ, сегодня мы уплачиваем в бюджет белорусский. Произошло
перераспределение средств, и страна получила ни много, ни мало свыше 1 трлн. Br средств, но при этом ставки налогов, а соответственно и налоговая
нагрузка, отнюдь не выросли.