Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

БСПН собрался на съезд

28-29 апреля на базе УОУ «РУЦ-Лес» (г.п. Ждановичи) состоялся очередной 16 съезд Бизнес союза  предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского. В работе съезда приняли участие представители 126 предприятий- членов БСПН, а также приглашенные.

Среди почетных гостей министр статистики и анализа и Председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь Владимир Зиновский, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания РБ Сергей Заболотец; председатель Комитета по ценным бумагам Александр Давыдов; заместитель председателя по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания РБ Анатолий Красуцкий; член комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального Собрания РБ Зинаида Березина; зам. начальника главного управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Валерий Чухманов; главный инспектор управления организации Таможенного контроля ГТК Константин Голомидо; председатель управления по предпринимательству Миноблисполкома; Александр Петрович, председатель управления по предпринимательству Мингорисполкома Александр Калиновский.

Также на съезде присутствовали и коллеги из других бизнес-ассоциаций: директор БАМАП Александр Солощев, заместитель Председателя БСП Аркадий Маслаков, вице-председатели Минского Столичного  союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов и Лилия Коваль, генеральный директор Республиканского союза нанимателей «БелСН» Эдвард Кисель.

Повестка дня была традиционной для такого мероприятия:

1. Прием в члены БСПН им. Кунявского и утверждение решений Правления.

2. Отчет Правления о деятельности БСПН им. Кунявского в истекшем году и задачах               на 2006-2007 годы.

3. О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности БСПН им. Кунявского за период с 01.05.2005 г. по 31.03.2006 г.

4. О бюджете БСПН им. Кунявского на 2006-2007 финансовый год.

 5. Разное.

 

Члены БСПН - участники единого экономического процесса

 

С отчетом правления о деятельности БСПН в истекшем году и задачах на 2006-2007 годы выступил председатель правления БСПН им. Кунявского Георгий Бадей.

Как серьезная и представительная организация, БСПН не может работать без учета реалий белорусской хозяйственной жизни, в связи с чем доклад содержал обстоятельный экономический анализ. Мнение экспертов БСПН важно, считает Георгий Бадей, «с точки зрения, понимания места, роли и задач объединений предпринимателей, в том числе БСПН по представлению интересов своих членов, содействию социально-экономическому развитию нашей страны». Представленный делегатам  анализ работы экономики РБ  в прошедшем году, в полном объеме был опубликован в предыдущем номере «Бизнес-пресс». Применительно к изложению информации, прозвучавшей на съезде, напомним, что эксперты союза предупреждают о необходимости внесения некоторых корректив в экономическую политику страны. Как прозвучало в докладе, «для выполнения намеченных задач на период до 2010 года следовало бы сосредоточить усилия всех органов и субъектов хозяйствования на привлечение прямых частных инвестиций, в том числе иностранных». Последние привлекательны еще и тем, что они несут с собой, как правило, современный менеджмент и новые рынки сбыта продукции и услуг.  Кроме того, эксперты БСПН считают непременным условием интенсификации инвестиционных процессов снижение налоговой нагрузки. «В 2005 году доходы консолидированного бюджета составили 48,4% вновь созданной стоимости (ВВП). Но это в среднем по стране, где отдельные отрасли и предприятия имеют существенные льготы. В первоочередном порядке следовало бы отменить оборотные налоги и упростить налоговую систему для малого бизнеса», сказал в своем докладе председатель правления БСПН. По его словам, малый бизнес мог бы решить проблему создания новых рабочих мест,  в том числе в малых городах и сельской местности, о которой как первоочередной говорил и президент, и правительство.

Выводы экспертов союза базируются на анализе факторов экономического роста предыдущего года и оценке их влияния в наступившем году. В частности было отмечено наличие в нашей стране действенной системы администрирования хода выполнения прогнозных параметров, которая основана на доведении обязательных заданий по темпам роста объемов производства до всех государственных органов и субъектов хозяйствования. Положительно отразилось на белорусской экономике задействование резерва имевшихся производственных мощностей при благоприятной конъюнктуре на внешних рынках. В 2005 году, например, весь прирост экспорта товаров произошёл за счет повышения цен. Средние экспортные цены нефтепродуктов выросли при этом на 41,5%, калийных удобрений - на 33,5%, шин - на 56,4%, химических волокон - на 7,7%, грузовых автомобилей - на 6,7%, тракторов - на 5% за штуку.

Кроме того, в последние годы курс белорусского рубля последовательно укрепляется. За 2003 - 2005 годы инфляция составила (декабрь к декабрю) 135,4%, а девальвация белорусского рубля по средневзвешенному курсу - 119,5%. Таким образом, относительная ревальвация составила 113,3%.

Говоря о необходимости корректив экономической политики, эксперты исходят из того, что действие вышеупомянутых факторов не может быть, во-первых, постоянным, а во-вторых, постоянно эффективным. Например, продолжение нынешней денежно-кредитной политики может серьезно отразиться на рентабельности экспорта, а, следовательно, на эффективности работы предприятий.

В будущем едва ли можно рассчитывать на такой фактор как использование резерва производственных мощностей -- в новую пятилетку страна вступила с изношенными основными фондами. Коэффициент их обновления в истекшей пятилетке составил в среднем за год  3,9%, а коэффициент выбытия - 2,5%. То есть для обновления основных фондов при таких коэффициентах потребуется  25 лет при оптимальных сроках 5-7 лет.

«Изложенные соображения, конечно же, не  истина в последней инстанции», отметил председатель правления БСПН, -- их можно и нужно обсуждать и уточнять». Едва ли стоит их игнорировать. 

 

БСПН -- на защите интересов частного бизнеса

 

Также не стоит недооценивать (чем грешат многие предприниматели) важность участия в деятельности предпринимательских объединений.  «К сожалению, еще многие предприниматели считают, что проблемы будут решаться  через особое взаимодействие с государственными и другими структурами и «крышами», сказал Георгий Бадей в своем докладе. «Конечно же, такие позиции ошибочны. Надо в этом убеждать и лучше всего практичными делами объединений предпринимателей, в том числе БСПН», считает он. 

Те дела, которые в полном соответствии с уставом организации, делает БСПН, и о которых рассказал в своем докладе председатель правления союза, весьма показательны. Речь идет об участии предпринимательского объединения в формирования благоприятного правового и делового климата, в законотворческом процессе, о защите прав и интересов нанимателей, как в органах государственного управления, так и в отношениях с социальными партнерами - профсоюзами. 

И хотя все дела БСПН постоянно освещаются на страницах очередного номера «Бизнес-пресс», все проекты союза излагаются на его сайте www.bspn.nsys.by, приведем выдержки из доклада председателя правления. 

О достигнутом

 

·        В сфере законотворческих  работ наиболее значительными были, на наш взгляд, подготовленные совместно с Советом по развитию предпринимательства замечания и предложения к подготовленному Минэкономики проекту Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Наши замечания были столь существенны, что в конце пришлось предлагать новую редакцию проекта. Он содержал 17 новых статей, остальные были существенно переработаны. Одним из слабых мест проекта Минэкономики было недостаточно четко сформулированные гарантии защиты прав и интересов субъектов малого предпринимательства. В этой связи эти вопросы были выделены в отдельную главу из 8 статей. Новыми статьями были такие как «субъекты семейного предпринимательства» и «субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве». Эти статьи имеют целью содействовать занятости в сельских районах и реализации программы возрождения села, строительству агрогородков. Новое содержание получили статьи касающиеся поддержки предпринимательства системы налогообложения, пределов правового регулирование предпринимательской деятельности. Наши предложения были направлены в Совет Министров и Палату представителей  Национального собрания, где они все еще рассматриваются и дорабатываются. Надо надеется,  что в текущем году этот проект будет принят нашими законодателями.

·        Еще одним законодательным актом, тщательно проработанным в БСПН, явился проект нового Таможенного кодекса. Замечания и предложения по нему были рассмотрены на одном из заседаний РКД и Правления. По мнению большинства заинтересованных, в том числе, крупнейших экспортеров (ЗАО «Милавица» и ЗАО Пинскдрев») новая редакция кодекса существенно улучшает действующий и заслуживает всяческой поддержки. Вместе с тем, в новой редакции Кодекса не удалось в полной мере избежать недостатков действующего. Так, в новом Кодексе около 30% статей имеет отсылочный, в основном к актам Государственного таможенного Комитета (ГТК), характер. Это снижает стабильность и уровень кодификации таможенного законодательства, так как помимо Кодекса будут действовать более 100 нормативно-правовых документов. Представляется, что при доработке проекта Кодекса в Комиссиях Палаты Представителей следует добиваться сокращения количества отсылочных норм и включения максимального числа нормативных актов в Кодекс. Суть наших предложений – снижение издержек участников ВЭД на таможенные процедуры и содействие законопослушным участникам.

·        Также можно упомянуть уже принятый Закон «О хозяйственных обществах». Работа над ним продолжалась с нашим участием в рабочей группе в Парламенте. Замечания Постовского В.В, высказанные  на прошлом съезде, были рассмотрены на заседании нашего Правления. В принятом Законе не все наши пожелания учтены, но принципиальные моменты получили отражение.

·        БСПН по просьбе Минюста РБ подготовил свои замечания по проекту Указа Президента РБ по упрощению порядка рассмотрения обращений субъектов хозяйствования в государственные органы. В принятом документе наши замечания частично учтены.

·       Следует упомянуть и проводимую работу по вопросам налогообложения, хотя заметных успехов здесь пока не достигнуто, но понимание необходимости снижения налоговой нагрузки, упрощения системы налогообложения для малого бизнеса, мне кажется, уже имеется. Во-первых, в Совете Министров рассматривались предложения Минэкономики, поддержанные нашим союзом и БКПП по снижению оборотных налогов в 2006 г. на 1,9 процентных пункта. Правда, пока поддержана позиция Минфина по снижению 0,9%. Во-вторых, в Комиссии по малому предпринимательству при Совете Министров РБ рассмотрены предложения, с которыми выступила Тарасевич Ж.К. по упрощенной системе для малого бизнеса. Возможно, будет принят Указ Президента по этому вопросу. В-третьих, дирекцией БСПН создана рабочая (творческая) группа по подготовке предложений к специальной части Налогового кодекса. Думается, что эти вопросы будут важнейшими в работе Союза в текущем году.       

·       В отчетном периоде взаимодействие с государственными органами по формированию благоприятного инвестиционного и делового климата акцентировалось на такие структуры как Межведомственная комиссия по малому предпринимательству (руководитель А.В. Кобяков) и Межведомственный совет по экспорту (руководитель Семашко В.И.). БСПН продолжил подготовку и рассмотрение актуальных вопросов развития предпринимательства, путем включения в план этих органов. Это позволяет не только организовать плановую работу дирекции БСПН, но и привлечь к подготовке запланированных вопросов специалистов предприятий, министерств, местных органов. При МИД создана рабочая группа Межведомственного совета по экспорту, в которую включен наш представитель – Воробьев В.В. И этот канал взаимодействия с государственными органами надо использовать лучше. В этом деле мы хотели бы получать больше предложений со стороны членов Союза. Они чувствуют актуальность проблем лучше! Причем эти вопросы могут касается не только снижения преград в продвижении экспорта, но и повышения конкурентоспособности и др.

·       Отдельного внимания заслуживают проблемы в работе Национального совета по социально-трудовым вопросам. В Конституции определено, что "отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон". Одним из принципов партнерства является представительство и равенство трех сторон.  Однако сегодня говорить о равенстве не приходится. До сих пор нет специального закона, который бы четко определял правовые нормы создания, деятельности и ликвидации объединений нанимателей.  То есть не урегулирован вопрос статуса объединений нанимателей для ведения переговоров и заключения тарифных соглашений. Это особенно заметно, когда количество республиканских объединений, относящих себя к нанимателям, большое. Не решает данную проблему и п. 10 Положения о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, утвержденного Указом Президента от 5.05.1999 № 252, в котором сказано, что "представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов определяется пропорционально численности их членов в рамках установленных квот". Членами профсоюзов являются наемные работники, а членами объединений нанимателей - индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации с различным количеством работников. То есть можно ли считать, например, более представительным объединением нанимателей то, у которого больше членов с незначительной долей работников? Другой вопрос, уполномочены ли объединения нанимателей, представляющие интересы меньшинства от общего количества (по экспертным оценкам, данным членами объединений нанимателей, являются не более 1-2% от общего количества субъектов хозяйствования с 5-30% активно занятого в экономике населения), подписывать соглашения и распространять их действие, по меньшей мере, на работников, от имени которых оно заключено. С этим связана и легитимность самих соглашений, в особенности - генерального соглашения.

·       Имеются проблемы с представительством и деятельностью объединений в самом Национальном совете. Наш союз представлен в нем лишь двумя членами. 9 человек представляют БКПП. В этих условиях нашим представителям бывает сложно провести свои позиции даже среди нанимателей, не говоря уже о социальных партнерах. Примером здесь может быть вопрос о дерегулировании заработной платы. Он был вынесен на рассмотрение Национального совета по социально-трудовым вопросам. Однако решение пока не найдено. И дело не только в том, что представители правительства не поддержали наши предложения. Не было единства среди представителей нанимателей. Причем такая ситуация, когда отсутствует единство нанимателей, не редкость. Поэтому вопросы координации и взаимодействия между объединениями нанимателей (предпринимателей) приобретают все большую актуальность. В связи с этим следует вспомнить, в декабре 2004 г. председателями БСПН, Совета по развитию предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей, РОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация" и директором департамента по предпринимательству Министерства экономики было подписано Соглашение о принципах взаимодействия членов Консультативно-координационного совещания (ККС) деловых сообществ. К сожалению, с марта 2005 г. заседания ККС не собирались.

·        Взаимодействие с государственными органами не ограничивается участием в работе указанных формирований. Специалисты БСПН принимали участие в работе коллегиальных органов Министерств и комитетов, в рабочих комиссиях и группах, советах. Так, в отчетном периоде исполнительный директор принял участие в работе коллегий Минторга и Минтруда.

·        В декабре 2005г. подписано Соглашение о сотрудничестве БСПН и Могилевского облисполкома по реализации проекта «Содействие региональному развитию через повышение эффективной занятости и конкурентоспособности малых предприятий» в рамках Программы Немецкого правительства  для Беларуси. Цель проекта заключается в создании лучших условий и предпосылок для развития нового бизнеса и малых предприятий в сельском регионе на основе более эффективного использования местных трудовых и материальных ресурсов, повышения квалификации предпринимателей путем обучения и обмена опытом, развития региональной кооперации между большими предприятиями и частными предприятиями МСБ, а также постепенного улучшения сотрудничества с местными органами для развития региональной  экономики и создания рабочих мест. Цель этого Соглашения отработать подходы к решению региональных проблем развития предпринимательства.

·       Функции защиты и лоббирования интересов субъектов хозяйствования – членов БСПН и частного сектора в целом, осуществляется исполнительной дирекцией также путем обращения с запросами (записками) в Совет Министров, Министерства и другие государственные органы. В отчетном периоде таких записок было 7. Отдельные из них имели общий характер. Среди них запросы: в Совет Министров РБ  («О системе оповещения о подрядных торгах на строительство объектов»; «О порядке отчисления в инновационные фонды» и «О недопущении придания обратной системы правовым актам»); в МНС РБ (по вопросу получения налоговых льгот по проектам международной технической помощи); в Минтруд РБ – о регулировании оплаты труда руководителей организаций, имеющих филиалы; в Минприроды и Минжилкомхоз РБ (по вопросам установления лимитов на  коммунальные отходы некоммерческих организаций);  в Администрацию Президента, Совет Министров и КГК (по вопросу нецелесообразности ввода маркировки чая контрольными знаками).

·       Ряд обращений имели отношение к отдельным предприятиям – членам БСПН. Инициировали обращения в госорганы такие предприятия как: ОАО «Белтеплоизоляция», ООО «Энергия», ЗАО «Гомельлифт», ОАО «Белфа», а также исполнительная дирекция. По большинству обращений получены ответы, которые доведены до сведения заинтересованных, а также размещены на сайте БСПН, Бизнес-пресс и в «Экономической газете».

·       Наиболее массовой формой помощи было оказание консультационной помощи. В отчетном периоде  субъектам  хозяйствования, включая индивидуальных предпринимателей, оказано 1903 консультации, в том числе центральным офисом БСПН – 643. Важным является то, что примерно 70% из общего числа субъектов хозяйствования имели возможность получить квалифицированную помощь впервые, благодаря организации «прямой линии» в соответствии с проектом, осуществляемым БСПН при поддержке Фонда «Евразия». «Прямая линия» организована для оказания консультативной помощи всем обратившимся в БСПН и к его региональным партнерам (ЦПП) на безвозмездной основе.

·       Определенный прогресс сделан в создании дистанционной системы консалтинга.  Практически завершена работа по подготовке материалов для создания информационного блока «Как начать свое дело». Данные материалы в настоящее время редакционно обработаны, и основные рубрики размещены на сайте. Продолжается работа по разработке материалов для информационной системы «Путеводитель инвестора».

·       В целях улучшения ситуации и повышения эффективности работы следует предусмотреть проведение обязательного тематического семинара для членов БСПН  по вопросам эффективного использования созданных ресурсов, стандартного программного обеспечения. К этому семинару приглашаем заинтересованных директоров или уполномоченных ими представителей организаций.

·       Дирекция  намерена переходить к системе электронных новостей (Newsletter), поставляемых членам БСПН для повышения уровня информации и с целью активизировать возможности обобщения опыта работы, выявления общих проблем развития БСПН и, таким образом, предоставления новых услуг членам.УБР

·       В связи с возникновением проблем в сфере лицензирования предпринимательской деятельности в области деревообработки подготовлено и направлено письмо в Совет по развитию предпринимательства Республики Беларусь с просьбой выступить с инициативой в СМ Республики Беларусь о внесения изменений в действующую процедуру получения (подтверждения) лицензий.

·       Проведены ремонт помещений, совместно с ЗАО «Вилия» создано помещение – аудитория для проведения заседаний, семинаров и других мероприятий. Переоборудованы и оснащены новой техникой рабочие места дирекции, создана компьютерная сеть. Большая работа проведена по модернизации сайта БСПН. Огромный и неоценимый вклад во все эти изменения внесены нашим советником господином С. Невиаком и ООО «Нетворк Системс».

 

О проблемах и планах

·        По другим направлениям организационной работы говорить об успехах не приходится. Как известно, в прошлом году были созданы 4 ассоциации: строительных организаций, предприятий инфраструктуры, туристических организаций, предприятий деревообработки. К сожалению, существуют они пока, в большей мере, виртуально, за исключением разве, что ассоциации туристических организаций. Лишь здесь существует инициатива и желание что-то делать. У других этого не видно. Уместно заметить, что такая структурная перестройка соответствует положениям проекта закона «Об объединениях нанимателей (работодателей) и призвана не только способствовать развитию социального партнерства на отраслевом уровне, а главное улучшить обслуживание субъектов хозяйствования с учетом их специфики и отраслевых особенностей. Отсюда первейшая задача -  наладить работу.

·        На более высокий уровень следует поднять всю организационную работу и информационно-аналитическое обеспечение деятельности БСПН. Прежде всего, необходимо повысить качественный уровень организационной работы с членами БСПН, положив в ее основу принципы «клиентинга», а также организовать формирование новых ассоциаций и, в первую очередь, в таких отраслях, где имеется наибольшее число предпринимателей: легкая промышленность, торговля и другие. Это позволить повысить роль БСПН в решении проблем частного сектора, а следовательно, престиж и популярность БСПН в среде предпринимателей и на этой основе увеличить представительность. Этому должна способствовать и работа Республиканского клуба директоров, разработка и реализация ряда проектов с международными организациями и программами.

·        Представительность, а проще говоря, членская численность Союза остается главной проблемой Союза, и решаем её мы крайне плохо. В истекшем периоде в членстве БСПН принято 11 организаций, выбыло по различным причинам 19. То есть численность Союза снизилась на 8 членов. Это, пожалуй, самый неприятный итог и критерий нашей работы. Отсюда финансовое положение, возможности найма квалифицированных специалистов, оказания помощи членам Союза. Сегодня ясно, что без активного участия всех членов Союза, Правления справится с задачей привлечения новых членов силами лишь исполнительной дирекции невозможно. убрать кусок

·        Совершенно очевидно, что будущее Союза может быть благополучным, если нам удастся его развивать и в отраслевом, и в региональном направлениях. Для этого нужны не только финансы, но и техническая помощь заинтересованных организаций.

 

Гости съезда -- о предпринимательстве и БСПН

По окончании доклада председатель правления не только поблагодарил делегатов и гостей съезда за внимание, но и призвал к дискуссии. Надо заметить, что 16 съезд БСПН оказался чрезвычайно представительным. Своим присутствием его почтили не только коллеги из других бизнес-объединений, но и представители ряда министерств, парламентарии. Как результат -- интересные собеседники -- содержательные дискуссии. 


Бизнес-ассоциации должны консолидироваться


Владимир ЗИНОВСКИЙ, председатель Совета по развитию предпринимательства в РБ, министр статистики и анализа

 

Несмотря на наличие определенных проблем, малый бизнес в нашей стране представляет собой перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в экономике страны. Так, по состоянию на 1.01.2006г., доля субъектов частной формы собственности, малых частных предприятий, а также акционерных обществ, в уставном фонде которых доля государства не превышает 50%, составила 12% в ВВП. А если говорить о частном бизнесе в целом, то его доля в ВВП страны составляет 53%. На 1 января т.г. в Беларуси насчитывалось 216 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 183 тыс. - индивидуальные предприниматели, а 33 тыс. - малые предприятия. Количество занятых на малых предприятиях на 1января 2006 г. составило 456,2 тыс. человек (на 18% больше, чем в 2000г.). На их долю приходится более 10% от общего количества занятых в экономике. С учетом сектора индивидуальных предпринимателей общее количество работающих в частном бизнесе достигает 750 тыс. человек (18% от всех занятых в экономике). В дальнейшем государство планирует проведение последовательной политики по развитию предпринимательства, а также переориентацию его субъектов из сферы торговли в производство и услуги. В соответствии с совместным Планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза экономического развития на 2006 г. планируется довести долю субъектов малого предпринимательства в общем объеме выручки при реализации товаров до 30%. Отсюда вытекает необходимость формирования условий, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса, ориентирующих его субъектов на реализацию эффективных и долгосрочных проектов.

В последнее время в этом направлении делаются очень серьезные шаги. Принят Декрет Президента об упрощении регистрации, Закон о хозяйственных обществах, выработаны и находятся на рассмотрении главы государства предложения о соразмерности санкций за налоговые и таможенные правонарушения размерам причиненного ущерба. В стране сложились и доказали свою состоятельность определенные формы диалога государства и бизнеса по выявлению и преодолению негативных тенденций и проблем в развитии предпринимательства, расширены возможности бизнес-ассоциаций воздействовать на создание административно-правовых и экономических условий предпринимательской деятельности. Подтверждение этому -  деятельность межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства при Совмине, участие представителей предпринимательских союзов в составе рабочих групп по подготовке предложений в действующее законодательство или доработке подготовленных проектов нормативных актов. Не в обиду для других объединений, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского является сегодня ведущим игроком на этом поле, активно и профессионально представляя интересы не только членов союза, но и всего делового сообщества. Примером может служить активное участие союза в разработке проекта закона о поддержке малого и среднего предпринимательства, в подготовке проекта программы развития экспорта, в деятельности координационного совета по содействию иностранным инвестициям и многое другое.

Вместе с тем для повышения эффективности диалога бизнеса и государства необходимо активизировать взаимодействие бизнес-ассоциаций при обсуждении проблем предпринимательской деятельности, а также консолидировать усилия по продвижению выработанных инициатив. Убежден, что нужно более активно использовать потенциал Консультативно-координационного совещания деловых сообществ и Совета по развитию предпринимательства в РБ.


Конструктивно давить на правительство


Сергей ЗАБОЛОТЕЦ, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания

Государственная политика в новой пятилетке будет направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Это вопрос не только экономический, но и политический. Если мы не разовьем обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции и законодательную базу, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений, а без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет.

Подводя итоги социально-экономического развития Беларуси за первый квартал этого года, правительство сделало акцент на необходимость разработки мероприятий по финансовой стабилизации малого и среднего предпринимательства. Эти задачи предусмотрены и Программой государственной поддержки малого предпринимательства на 2006 год.

Пока наши показатели развития предпринимательства намного скромнее, чем в странах ЕС и  РФ. На тысячу жителей в Беларуси приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах ЕС в среднем - 30, в США - 74. Вместе с тем малый бизнес Беларуси, несмотря на существующие проблемы, - это развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль в обеспечении общего экономического роста страны. Недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства обусловлен прежде всего отсутствием действенных стимулирующих мер, способствующих повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, наращиванию объемов производства, расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансово-кредитным, материально-техническим, информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям, а также мер, способствующих переходу к более цивилизованным, прозрачным методам ведения бизнеса.

По мнению парламентариев, одним из основных административных барьеров на пути развития малого предпринимательства является существующая практика разрешительного принципа. Предпринимательским кругам уже удалось достичь определенных успехов в лоббировании создания среды, содействующей бизнесу, а именно: упорядочения процедуры лицензирования и сертификации, упрощенной системы налогообложения, сокращения числа проверок. Введение с 1 июня этого года принципа "одного окна" станет еще одним шагом и в отношении упрощения государственной регистрации субъектов хозяйствования. Однако, несмотря на декларируемую политику поддержки и развития предпринимательства, современные реалии свидетельствуют о том, что действующая система выдачи разрешений и согласований является одной из главных административных преград. Возможно, решение этой задачи - в разработке и принятии систематизирующего закона, устанавливающего общие правила игры. Именно по такому пути пошли некоторые государства (Россия, Узбекистан). Закон "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" в прошлом году принят и Верховной Радой Украины.

Мы полагаем, что предприниматели, бизнес-ассоциации должны постоянно оказывать конструктивное давление на правительство и парламент с целью достижения результата в улучшении правового и делового климата. На наш взгляд, очень полезны в этом плане общественные дискуссии предпринимателей и законодателей, в ходе которых всегда может быть найдена золотая середина законопроектной составляющей.  Проводником диалога между нами могут стать общественные объединения.

 

Не "дайте", а "возьмите"


Жанна ГРИНЮК, УП "Центр системных бизнес-технологий "Сатио"

Может быть, это будет звучать диссонансом с тем, о чем уже говорили на съезде, но, на мой взгляд,  предпринимательские объединения сегодня находятся в состоянии некоего кризиса. Их авторитет достаточно низок в восприятии самих предпринимателей, зачастую они в одиночку эффективнее решают свои проблемы нежели вместе, в рамках предпринимательских объединений.  Причем это не голословные заявления, а данные, которые были зафиксированы в ходе исследований Института приватизации и менеджмента.

Думаю, дело не в том, что тот или иной союз недостаточно известен и стоит «раскрутить» его имидж, как появится авторитет. Мы сегодня видим довольно представительный форум, а это значит, что в принципе мы имеем достаточно хорошие коммуникативные ресурсы.

Анализируя высказывания предпринимателей, я обратила внимание, что все они склонны видеть себя не равноправным субъектом общественных отношений, а неким объектом для воздействия. Главным для себя предприниматели считают девиз «Дайте нам спокойно работать». Но ведь это девиз объекта в экономике, на который направлено воздействие со стороны государства..! Я не согласна с тем, что предприниматели должны занимать такую позицию.  С точки зрения нашей с вами социальной зрелости мы должны изменить свою позицию с "дайте" на позицию "возьмите". В изменившихся условиях предпринимательские объединения вообще и БСПН, в частности, должны задуматься об изменении своей миссии в обществе. запятые

В силу разных социально-политических обстоятельств мы были вне системы, мы не были в нее включены и, скорее всего, шли в другую сторону. Теперь мы должны стать участниками общей системы: бизнес - общество - государство. На мой взгляд, самое главное сегодня, в т. ч. и для бизнес-союза, является не задача отстаивать несчастные права несчастных предпринимателей, а доказывать  то, какую пользу приносит бизнес обществу, активнее включаться в межсекторальное партнерство, демонстрировать свою социальную ответственность. В этом случае мы изменим позицию аутсайдеров, которым нужны какие-то вливания, на позицию лидера. Наверное, это самая главная системная задача, которая стоит перед предпринимателями вообще и союзом, в частности, поскольку именно у БСПН сегодня наибольшее количество сил, ресурсов, возможностей  и авторитета для этого.

 

«Не надо бояться платить членские взносы»

 

Эдвард КИСЕЛЬ, генеральный директор Республиканского союза нанимателей "БелСН"

Мы определили для себя ряд основных проблем, решением которых продолжим заниматься в ближайшее время. Сегодня основная задача всех предпринимательских союзов - создать нормальные конкурентные условия работы для предприятий и их руководителей. В первую очередь это касается налоговой системы. В Беларуси налоговая нагрузка у предприятий на 10% выше, чем у российских субъектов хозяйствования. Поэтому мы намерены добиваться как минимум выравнивания этого показателя с восточными соседями, с которыми строим Союзное государство. Идет также работа над снижением оборотных налогов, которых, кроме Беларуси, нет нигде в мире. Сегодня осталось четыре оборотных налога: два в республиканский бюджет и два в местный. В рамках рабочей комиссии по реформированию налоговой системы с участием вице-премьера правительства Андрея Кобякова мы предлагаем уменьшить республиканские оборотные налоги с 2007г. до 2%. Правда, Минфин пока соглашается на 2,5%. Местные оборотные налоги (налоги на продажу и услуги) мы предлагаем снизить до 5%. Еще одно из наших предложений по реформированию налоговой системы - установить единый фиксированный платеж для предприятий. Поскольку налогооблагаемая база одна, все налоги должны к этой базе привязываться и не зависеть друг от друга. Сейчас происходит накрутка одних налогов на другие, в результате чего происходят ошибки, за которые к предприятиям применяют штрафные санкции. В перспективе этих налогов не должно быть вовсе. Планируем решать в рамках комиссии и вопросы снижения налоговой нагрузки на фонд заработной платы.

Еще одна проблема, над которой работает Республиканский союз нанимателей, - соразмерность экономических правонарушений штрафным санкциям, которые накладываются на предприятия. Комиссия работает над этой проблемой, уже подготовлены соответствующие предложения. Но, что совершенно непонятно, недавно вышел Указ № 181, согласно которому пеня за просрочку поставок продукции, приобретенной за бюджетные деньги, увеличивается в 50 раз. Конечно, это разорительно для предприятий.

Следующее направление нашего союза - вооружить знаниями наших руководителей и специалистов предприятий, чтобы те не оказались жертвами провокаций со стороны конкурентов, проверяющих органов и не стали нарушителями законодательства. Такая работа уже ведется, например, готовим типовые документы по проведению тендеров.

Планируем более плотно заняться социальной защитой руководителей предприятий: пенсионной системой, в случае заболеваний, а также в случае потери работы. Особенно актуально это при потере работы: поставлена задача в течение 2006 г. минимизировать число убыточных предприятий, и директорский корпус может пострадать в первую очередь.

Сегодня, кроме нескольких предпринимательских союзов, отстаивать интересы предпринимателей никто не собирается, поэтому надо сохранить хотя бы то, что уже есть. Не надо бояться платить членские взносы, за счет которых живут союзы и которые предприятия не всегда охотно платят. Это не просто взносы, это, по сути, инвестиционные вложения в интеллект работающих там людей и бизнеса в стране в целом.

В дискуссии также приняли участие……

***

 

Заслушав информацию по всем вопросам повестки дня, съезд решил:

 

По первому вопросу:

1. Утвердить решения Правления БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО (Протоколы Правлений №1 от 27.07.2005 г., № 2 от 24.11.2005 г., №3 от 28.02.2006 г. и принять в члены БСПН организации, указанные в Списке (список прилагается).

 

По второму вопросу:

 

1. Доклад Председателя Правления БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО принять к сведению.

2. Признать работу Правления и Исполнительной дирекции БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО удовлетворительной.

3. Обеспечить в 2006-2007 гг. развитие БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО как лидирующей бизнес-ассоциации через расширение членской базы союза,  поддержки частного предпринимательства, объема предоставляемых услуг и их качества, по следующим приоритетным направлениям:

         3.1. оказание всесторонней консультационной и информационной поддержки членам БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО;

         3.2. содействие формированию правовой среды и улучшению делового климата в Республике Беларусь;

         3.3. формирование правильного понимания общественностью роли бизнеса и координация деятельности деловых сообществ;

3.4.оптимизации и повышении внутренней эффективности работы сотрудников Исполнительной дирекции и членов Правления БСПН.     

         4. Продолжить работу по развитию социально-трудовых отношений через совершенствование механизмов, основанных на социальном партнерстве и активном диалоге сторон посредством их переговоров и консультаций.

         5. Продолжить работу по совершенствованию структуры БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО через создание отраслевых ассоциаций и привлечение новых организаций в члены БСПН.

         6.Организовать на постоянной основе взаимодействие представительных сообществ (объединений предпринимателей) с исполнительными и законодательными государственными органами по снятию административных барьеров и улучшению делового инвестиционного климата.

         7. Продолжить работу по формированию общественного мнения в поддержку развития малого и среднего бизнеса и продвижения рыночных реформ с привлечением средств донорских организаций.

         8. С целью улучшения финансового состояния БСПН им.Кунявского коммерциализировать часть услуг, предоставляемых членам БСПН и другим организациям посредством возобновления деятельности хозяйственного общества при БСПН им.Кунявского.

         9. Поручить Исполнительной дирекции с учетом высказанных предложений и замечаний участников съезда разработать проект Плана (основных направлений) развития БСПН им.Кунявского на 2006-2010 гг. и представить на обсуждение и утверждение Правлению БСПН.

 

По третьему вопросу повестки дня:

1. Отчет по результатам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности исполнительной дирекции БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО за период с 01.05.2005г. по 31.03.2006 г. утвердить.

 

По четвертому вопросу повестки дня:

1.Сохранить принцип уплаты ежегодных членских взносов, т.е. установить их фиксированную величину, исходя из среднесписочной численности работающих в организации (учреждении).

2.Утвердить  смету доходов  и  расходов БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО в  размере 120 000 000 (Сто двадцать миллионов) белорусских рублей.

3. Установить следующую градацию и величину членских взносов для организаций (учреждений) – членов БСПН им.Кунявского

 

Среднегодовая численность работников в организации

Годовая величина членских взносов на

2006-2007 гг.

бел. руб.

Величина членских взносов на 2006-2007 гг.

в расчете на 1 квартал ,

бел. руб.

ЦПП (бизнес-инкубаторы)

 

250 000

 

62 500

1-5

300 000

75 000

6-10

400 000

100 000

11-15

500 000

125 000

16-25

700 000

175 000

26-50

800 000

200 000

51-100

1000 000

250 000

101-200

1300 000

325 000

201-300

1500 000

375 000

301-400

1700 000

425 000

401-500

1900 000

475 000

501-750

2100 000

525 000

751-1000

2300 000

575 000

1001 и более

2600 000

625 000

 

 

4. Установить периодичность обязательной уплаты членских взносов поквартально, а именно,  не позднее первого числа месяца, следующего за кварталом, т.е. не позднее 1 июля, 1 октября, 1 января и 1 апреля.

         5. С целью улучшения финансового состояния БСПН рекомендовать членским организациям БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО уплатить членские взносы за 2006-2007 финансовый год в полном размере до 1 июля 2006 года.

         6. Установить для действительных членов БСПН уменьшение величины членских взносов на 15% от фактически полученной суммы членского взноса  новой организации, рекомендованной и принятой в состав в кандидаты в члены БСПН.  

         7. Величину взносов при вступлении организации кандидатом в члены БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО определять на дату подачи заявления о принятии, исходя из утвержденных съездом параметров, пропорционально полному количеству месяцев, остающихся до окончания текущего финансового года.

         Установить величину вступительного взноса в размере 1/12 от величины членских взносов. Уплату вступительного членского взноса организация проводит не позднее дня, предшествующего дню заседания Правления БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО. Сумма вступительного взноса включается в сумму ежегодных членских взносов. При отсутствии факта перечисления соответствующей суммы денежных средств, Правление не вправе принимать организацию кандидатом в члены БСПН ИМ. КУНЯВСКОГО. Удалить. 

         8.       В целях совершенствования взаимоотношений между БСПН и членами союза рекомендовать действительным членам БСПН подписать договор взаимного выполнения обязательств и делегирования полномочий. Для организаций, вновь вступающих в члены БСПН, подписание настоящего договора является обязательным условием.

         9. Поручить Правлению и Исполнительной дирекции БСПН совместно с другими заинтересованными объединениями предпринимателей (с их согласия) повторно выйти с предложением в соответствующие органы государственной власти о включении членских взносов организаций, уплачивающих объединениям нанимателей (предпринимателей), в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

         10. Разрешить Правлению принимать решения об отсрочке либо освобождению (частичном или полном) от уплаты членских взносов в исключительных случаях, учитывая сложное финансовое положение членских организаций БСПН им. Кунявского.