Налоговую нагрузку обещают снизить
Налоговая нагрузка в
2007 году может быть снижена на 0,5 процентного пункта к ВВП, сообщила
пресс-служба правительства, ссылаясь на министра финансов Николая Корбута.
Субъектам хозяйствования обещают, что будут отменены чрезвычайный налог и
отчисления в фонд содействия занятости (4% от ФОТ), а также местные
целевые сборы (3% от прибыли, оставшейся в распоряжении организации после
налогообложения). Правда, налог на прибыль при этом обещают повысить с 24 до 26%.
Кроме того, для упрощения системы
налогообложения предлагается установить единую предельную ставку местного
налога с продаж и налога на услуги в размере 10% (вместо действующих
дифференцированных ставок от 5 до 15%). Такие меры заложены в проекте
Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2007год, который
правительство уже рассмотрело. По оценке экспертов, предлагаемые изменения в
налогообложении прибыли уменьшат общую ставку изъятий из нее на 1 процентный
пункт.
Сделать уплату налогов проще и
понятнее предлагается и для отдельных категорий плательщиков. В частности, речь
идет о том, чтобы разрешить индивидуальным предпринимателям и малым
предприятиям с числом работающих не более 15 человек и объемом годовой выручки,
не превышающим 600 млн. руб., уплачивать единый налог по ставке 10% от валовой
выручки. Также предлагается продлить в следующем году действие нормы Указа
Президента № 285, разрешающей индивидуальным предпринимателям уплачивать
фиксированный НДС при ввозе товаров из России. По словам министра финансов,
прорабатываются предложения по упрощению системы уплаты налогов для организаций
с количеством работающих от 15до 100 человек.
Правда,
пока не прописан механизм этой простоты, субъекты малого предпринимательства
радоваться не торопятся. Дело в том, что в настоящее время в белорусском
законодательстве предусмотрена упрощенная система налогообложения для этой
категории плательщиков. Ставка единого налога также определена в размере
10% от валовой выручки, но при этом есть еще такое отягчающее обстоятельство,
как патент (документ, удостоверяющий право применения
"упрощенки", который выдается налоговыми органами). Платежи в
счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиком в размере
1/12его годовой стоимости. Как показывает опыт хозяйственной деятельности, на
практике стоимость патента может в 1,5-2раза превышать упомянутый 10-процентный
порог, в результате чего субъекты хозяйствования вынуждены целый год уплачивать
авансом налог в повышенном размере. При этом превышение 10-процентной валовой
выручки будет учтено лишь в следующем году.
Вышеизложенное
обстоятельство делает систему невыгодной и соответственно непопулярной у
предпринимателей (ее использует 1% из тех, кто имеет на это право). Поэтому все
предложения бизнес-ассоциаций по упрощению процесса уплаты налогов всегда
содержали и такое, как отмена этого патента.
Кстати, в свое время эксперты Бизнес союза предпринимателей и нанимателей
совместно со специалистами Института приватизации и менеджмента подготовили и
направили Минэкономики свои предложения по упрощению «упрощенной» системы
налогообложения. Эксперты предлагали разделить потенциальных
пользователей упрощенной системы на три группы. К первой отнести индивидуальных
предпринимателей (ИП), не привлекающих наемных работников. При этом разрешить
им использовать труд лиц, состоящих с ними в близком родстве (родителей,
супругов, братьев, сестер, сыновей и дочерей и т.д.), на базе совместной
собственности супругов. Во вторую группу -- микропредприятия, к которым
относятся ИП и юридические лица, в т.ч. иностранные, со среднегодовой
численностью работников до 25 человек (включая внешних совместителей и
работающих по договорам гражданско-правового характера, а также работающих в
обособленных подразделениях таких юридических лиц) с объемом годовой выручки не
выше 60 тыс. EUR. И в третью группу - малые предприятия со среднегодовой
численностью работников до 50 человек и с объемом годовой выручки не более 400
тыс. EUR.
Еще
одним шагом, по их мнению, должна была стать отмена авансового механизма уплаты
налога. Он должен уплачиваться ежеквартально на основании фактических
результатов деятельности предприятий, что позволит избежать значительного
увеличения налогового бремени на те из них, которые имеют небольшую валовую
выручку. Кроме того, это поможет перейти к заявительному принципу использования
упрощенной системы налогообложения. Для микропредприятий предлагается снизить
ставку налогообложения валовой выручки с 10 до 8%, что обеспечит сопоставимость
упрощенной и общей систем налогообложения с точки зрения налогового бремени, а
также разрешить им добровольно вести учет, определять и уплачивать НДС по общим
правилам. В этом случае они будут платить налог с валовой выручки по ставке 6%.
При этом база налогообложения должна уменьшаться на сумму НДС, исчисленного в
установленном порядке, что создаст равные условия для ИП и малых предприятий,
использующих упрощенную и общую системы налогообложения.
Категорию
"малые предприятия" эксперты предлагали освободить от отчислений в
республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия
и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в
дорожные фонды; целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов
стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, а
также других целевых общереспубликанских сборов. Кроме того, разрешить выделять
НДС в расчетных и платежных документах как часть цены реализуемого товара
(работы, услуги) в размере 15,25% или 9,09%. Сумма налога, подлежащая уплате
налогоплательщиками в бюджет, должна определяться ежеквартально как разница
между общей суммой налога, исчисленной нарастающим итогом с начала года, и
суммами налоговых вычетов (зачетов, возвратов) за этот же период.
Авторы
предложений тогда говорили о том, что необходимо разрешить вести бухгалтерский
учет без двойной записи на основе Книги учета хозяйственных операций для всех
ИП и малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения. При
этом упрощенный учет не должен освобождать налогоплательщиков от обязанностей
хранить счета-фактуры, квитанции и другую учетную документацию, необходимую при
проверках налоговыми органами. Наличие подобной документации должно быть
обязательным условием использования упрощенного учета. Выбирать между учетом на
основе двойной записи и упрощенной системой, предназначенной для малого
бизнеса, должны сами налогоплательщики. Все это позволит реально упростить не
только налогообложение и отчетность, но и бухгалтерский учет, что сделает
упрощенную систему налогообложения более эффективной.
Может быть, работая над планами на
2007 год, правительство учтет вышеупомянутые предложения? Ведь требование
упростить систему налогообложения отдал, выступая со своим ежегодным посланием
парламенту и белорусскому народу, Президент Беларуси. "Без реальных мер по
упрощению налоговой системы проект (бюджета - прим. ред.) можете мне даже не представлять",
и возложил личную ответственность за выполнение этого требования на
премьер-министра и министра финансов.