Курс на инновации?
…включите
стимулы
Доля малых инновационных предприятий в Беларуси
фактических находится в пределах статистической погрешности — около 1,2% от
общего числа малых предприятий (МП), тогда как за рубежом этот показатель
равняется 20-40%. При этом количество таких организаций за последние 10 лет
сократилось в стране в два с лишним раза, а число работников на них — в 3,5
раза. Такие данные были озвучены на заседании Совета по развитию
предпринимательства в РБ, в ходе которого обсуждались проблемы инновационного
бизнеса в стране. По состоянию на сентябрь 2005г. работало всего 260 малых
инновационных предприятий с общей численностью 1700 человек.
Развитию
инновационного предпринимательства в стране препятствует целый ряд причин.
Главные из них — несовершенство законодательства в сфере малого инновационного
бизнеса, отсутствие у него должных экономических стимулов работы в этой сфере и
финансовых механизмов обеспечения такой деятельности, неразвитость
инновационной инфраструктуры. В стране не создана нормативно-правовая база,
которая бы стимулировала на инновации МП, отмечали участники заседания Совета.
В действующем законодательстве полностью отсутствуют понятия, связанные с
инновационным предпринимательством. Вместе с тем бизнес в научной и научно-технической
сферах имеет свои особенности: он гораздо сложнее и рискованнее, а на ранних
стадиях своего становления является более затратным и менее прибыльным, чем
другие виды бизнеса.
Современные
инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений. Однако
доступ к банковским ресурсам у инновационных предприятий ограничен не в меньшей
степени, чем у остальных предпринимателей. Так, одним из основных условий
предоставления банковского кредита является передача банку в залог материальных
активов предприятия-заемщика, как правило, основных средств предприятия,
оцененных по остаточной стоимости. Однако величина стоимости залога при этом
должна значительно превосходить сумму запрашиваемого кредита. По мнению
экспертов Совета по развитию предпринимательства, даже с учетом ежегодно
проводимой переоценки основных фондов предприятий остаточная стоимость
имеющегося у МП в собственности оборудования крайне мала для того, чтобы
претендовать на получение значимых по величине банковских кредитов.
Стоимость
материальных активов (производственных зданий, технологического оборудования,
транспорта и т.д.) предприятий, в том числе и малых, в развитых странах
составляет всего 10-15% (в некоторых случаях 3-5%) их рыночной капитализации.
Вся остальная стоимость складывается из их нематериальных активов — «ноу-хау»,
технологий, изобретений, патентов, опытных образцов, торговой марки и т.д.
Такой подход к финансовой оценке предприятий позволяет им получать кредитные
банковские и другие финансовые ресурсы для инновационного развития в
необходимых размерах.
Кроме
того, в Беларуси пока не разработаны и не внедрена в практику внебанковская
финансовая поддержка: стартовые, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с
участием государства и способные обеспечить субъектам малого инновационного
предпринимательства необходимые инвестиции. Средства, которые выделяются
местными органами власти в рамках программы господдержки малого
предпринимательства, доступны инновационным предприятиям только на общих
основаниях. Действующее налоговое законодательство также не оказывает
стимулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности малых
предприятий. Так, в себестоимости выпускаемой наукоемкой продукции существующей
системой налогообложения практически не учитывается значительная по величине
интеллектуальная составляющая стоимости инновационного продукта, поэтому,
например, большую часть заработанной платы высококвалифицированному научному и
инженерно-техническому персоналу предприятиям приходится платить из своей
прибыли.
Дорогостоящие
маркетинговые усилия предприятий по продвижению инновационного продукта на
рынок также во внимание налоговым законодательством не принимаются.
Значительные финансовые затраты на маркетинг в соответствии с существующим
положением не могут быть отнесены на себестоимость инновационной продукции.
Снижение себестоимости продукции за счет внедрения в ее производство новых
научно-технических разработок при прочих равных условиях влечет за собой
увеличение налогов на добавленную стоимость и прибыль.
Таким
образом, получается, что наиболее эффективно работающие инновационные
предприятия несут и самую большую налоговую нагрузку. Малые инновационные
предприятия не имеют и каких-либо правовых преимуществ при покупке в
собственность выставленных на аукцион арендуемых ими производственных
помещений. Поэтому сколь угодно перспективное инновационное предприятие с
блестящим инженерно-техническим персоналом может на законных основаниях легко
лишиться своего рабочего помещения в случае победы на аукционе другой,
например, торговой фирмы, решившей расположить в приглянувшемся ей помещении
склад.
Все
это, безусловно, снижает экономический интерес предпринимателей к организации
сложных инновационных производств, способных выпускать новые наукоемкие,
высокотехнологичные товары, ориентированные на экспорт и импортозамещение, не
стимулирует перетока финансовых средств из торговой предпринимательской
деятельности в производственную.
К
слову, переход страны на инновационный путь развития предусматривает
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси
до 2020г. Поставлена задача усилить участие государства в создании и развитии
объектов инновационной инфраструктуры, содействовать развитию малых форм
инновационного предпринимательства. Однако для того чтобы повысить активность
субъектов малого и среднего бизнеса, вывести эту сферу из пределов статистической
ошибки, государству потребуется решить целый комплекс задач, считают эксперты
Совета по развитию предпринимательства.
Дмитрий
ЕРМАК