Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

К голосу бизнеса не прислушались

 Проект закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства" будет вноситься в Палату представителей, скорее всего, без учета большинства предложений предпринимательских объединений. Об этом сообщил на заседании Совета по развитию предпринимательства в РБ заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений СЕМЕНОВ.


Сейчас законопроект находится в Совете Министров, уточнил он, куда был направлен Палатой представителей после доработки документа специально созданной там рабочей группой с участием экспертов бизнес-союзов, в частности, БСПН им. профессора Кунявского и Совета по развитию предпринимательства. "Часть предложений предпринимателей вошла в очередной вариант проекта закона. Однако в результате пересогласования с органами госуправления законопроект фактически возвращается к первоначальной редакции", - отметил Е.Семенов. У министерств возникло много претензий. Например, только Минюст написал свои возражения на семи страницах, пояснил он.


В связи с этим Совет Министров будет вносить законопроект в парламент, скорее всего, в прежней редакции, разработанной около года назад Минэкономики совместно с остальными заинтересованными ведомствами. Между тем к этому варианту закона серьезные претензии имеются у предпринимательских объединений. Еще в апреле минувшего года они назвали его "пустым и декларативным" и приступили к разработке своих предложений. Похожие оценки звучали в адрес новой старой версии законопроекта и на заседании Совета по развитию предпринимательства. По мнению его председателя, министра статистики Владимира Зиновского, в нынешнем виде документ принимать нельзя, поскольку он носит слишком рамочный характер и фактически повторяет уже действующий закон, принятый еще в 1996 г. "Было бы правильным вообще отложить законопроект либо отправить на доработку. В противном же случае он просто разочарует малый и средний бизнес, на который и рассчитан", - пояснил свою позицию глава Совета.


Впрочем, и в первом и во втором случаях эксперты отмечают, что это не тот документ, "на который предпринимателям стоит рассчитывать, и благодаря которому в сфере малого и среднего бизнеса может произойти некий прорыв". Специфика белорусского законодательства такова, что нормы прямого действия в основном прописаны в указах и декретах Президента, а также кодексах. Поэтому вклиниться в это правовое поле с проектом закона, который бы не содержал отсылочных норм, практически невозможно. Поскольку "предпринимательский" законопроект затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности, потребуется вносить изменения в различные законодательные акты. Эти изменения придется согласовывать с теми органами госуправления, в сферу компетенции которых они относятся (налогообложение, аренда, таможня, финансово-кредитная поддержка и т.д.), а на это потребуется время. Принимать подобный закон целесообразнее лишь после того, как будут внесены соответствующие поправки в другие нормативные акты. Но в любом случае законопроект будет отсылочным, отмечают эксперты.


Законопроект, разработанный при участии предпринимательских объединений, не имел норм прямого действия, но там, по крайней мере, были более четко прописаны рамочные условия работы субъектов малого и среднего предпринимательства, говорилось на заседании Совета. Кроме того, участники заседания задавались вопросом, есть ли смысл принимать закон в нынешнем виде, если определенные преференции субъектам малого и среднего предпринимательства можно провести через указ Президента. Например, если готовить пакет изменений в разные законодательные и нормативные акты, сделать это проще через тот же указ. К тому же критерии численности субъектов малого предпринимательства в свое время определялись также на уровне главы государства и корректироваться должны через указ.

Дмитрий ЕРМАК