Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Выпуск март 2008

Экспорт остается приоритетом

 

ВЭД

Экспортостаетсяприоритетом

Работающимна экспортпредприятиямправительствопообещалосоздатьмаксимальноблагоприятныеусловия. Улучшениядолжныкоснутьсяедвалине всегофронтавнешнеэкономическойдеятельности. Такиеобещанияизуст представителейправительствапрозвучали23 января на 2-м саммите директоров, где обсуждалось развитие экспортной стратегии предприятий.

Экспорт остается приоритетом социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу, сообщил заместитель министра экономики Андрей Тур. В 2008 г. правительству предстоит сложнейшая задача — обеспечить сальдо внешней торговли в размере минус 1,4 млрд. USD. И ради ее выполнения оно готово на многое, тем более что отступать дальше некуда. Свободно дышать экономике не позволяют растущие цены на энергоресурсы, а энергопотребление же на единицу ВВП в Беларуси в 3 раза выше, чем в странах ЕС. Выравнивание цен на энергоносители с европейскими странами будет только снижать конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках.

По планам правительства в 2008 г. будет подготовлен комплекс нормативных актов, призванных упростить режим ВЭД, таможенные процедуры, улучшить условия внешней торговли товарами, сообщил А.Тур. Кроме того, продолжится работа по улучшению мер тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта отдельных видов товаров. Росту экспорта будет способствовать доведение предприятиям заданий наращивать удельный вес прямых поставок в общем объеме экспорта, а также повышать качество экспортируемой продукции.

Нынешний год должен также стать ключевым в изменении стратегии экспортных услуг, отметил А.Тур. И основной упор будет сделан на транспортные. Их рост в 2008 г. прогнозируется в размере 170%, тогда как рост экспорта в целом запланирован на уровне 125-128%. Добиваться этого правительство намерено следующим образом. Во-первых, убрать все сдерживающие факторы для наращивания экспорта услуг, разработать нормативный акт, регламентирующий деятельность транспортно-логистических центров. Такая задача стояла еще в прошлом году, сейчас завершается работа над пилотным проектом, уточнил А.Тур. Во-вторых, правительство намерено добиваться включения Беларуси в систему европейского транзита, чтобы использовать транспортные возможности страны максимально (сейчас этот показатель составляет лишь 18-20%). В-третьих, идет работа по поэтапному выравниванию тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом внутри страны и в международном сообщении. В-четвертых, планируется провести переговоры с отдельными государствами о выдаче дополнительного количества разрешений на выполнение автоперевозок.

Замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Антон Кудасов обнадежил ориентированных на Россию субъектов хозяйствования тем, что правительство рассматривает возможность предоставить льготы по уплате таможенных пошлин и НДС при ввозе комплектующих, запасных частей, материалов в случае экспорта продукции из них в Россию. Указ от 23.08.2005 № 391 позволяет предприятиям, которые завозят оборудование или сырье для изготовления экспортной продукции, не уплачивать таможенные пошлины и НДС в случае, если в течение шести месяцев они вывозят это сырье или оборудование в составе экспортной продукции за пределы страны. Однако действие Указа не распространяется при экспорте такой продукции в Россию, хотя подобный механизм освобождения соответствует международной практике, отметил А.Кудасов. По его мнению, причины, по которым это было сделано, исчерпаны. «Ряд отраслей (в частности, легпром) давно просят правительство распространить действие Указа на поставки в Россию. Такая возможность у Беларуси сейчас есть, тем более что переход в 2005 г. на принцип взимания НДС по стране назначения позволяет даже при отсутствии таможенной границы контролировать уплату НДС», — отметил представитель МИД.

Кроме того, он также сообщил, что сейчас в Минэкономики находится проект указа Президента под рабочим названием «О мерах по облегчению торговых и таможенных процедур». Документ, в частности, призван решить актуальный для субъектов хозяйствования вопрос о режиме взимания сборов за платные услуги при экспорте и импорте товаров (при конвоировании грузов и т. д.). «Мы предлагаем, чтобы стоимость не привязывалась к цене сделки, а эти сборы соотносились с затратами». На вопрос представителя ОАО «Пинскдрев», планируется ли объединить в единый документ экспортную таможенную декларацию и документ таможенного транзита, что позволило бы сократить время таможенного оформления при экспорте продукции, А.Кудасов сообщил, что это также учтено в проекте указа.

Представитель МИД призвал руководителей предприятий быть готовыми к тому, что с 2009 г., возможно, на белорусские и импортные товары будет установлена единая ставка налога с продаж в розничной торговле, что приведет к обострению конкуренции на внутреннем рынке для отечественных субъектов хозяйствования. Сейчас ставки различные и варьируются от 5 до 15%, причем этот налог взимается кумулятивно с учетом НДС и других налогов. Основные торговые партнеры Беларуси предъявляют по этому налогу обоснованные претензии, отметил А.Кудасов. Подвергать же риску экспорт с соседними государствами, который весьма значителен, мы не вправе, полагает он. Поэтому МИД совместно с отраслевыми министерствами намерен приложить все усилия, чтобы налог с продаж был все же унифицирован. Сейчас готовятся соответствующие бюджетные расчеты. Унификация приведет к некоторому выпадению доходов, что неизбежно. В то же время это позволит усилить экспортные возможности страны в целом, убежден он.

Дмитрий ЕРМАК

 

 

Частные ВУЗы просят защиты

 

Проблемы предпринимательства

 

Частные ВУЗы просят защиты

 

Частным учебным заведениям должна быть предоставлена такая же льгота по уплате НДС на образовательные услуги, как и государственным. С таким предложением недавно выступил Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского (БСПН).  По мнению экспертов союза, это нарушает конституционный принцип предоставления государством всем равных прав для ведения хозяйственной деятельности.

 

Проблема эта не нова, она мешает «жить и работать» частным вузам уже несколько лет, поясняют в БСПН. До 1 января 2005г. льгота по уплате НДС на образовательные услуги касалась всех учебных заведений независимо от формы собственности. Однако после внесения изменений в ноябре 2004г. в Закон «О налоге на добавленную стоимость», негосударственные и ряд других учебных заведений были выведены из числа льготников. Впоследствии, «по просьбам трудящихся», льготу вернули учебным заведениям потребкооперации и ФПБ.

По мнению экспертов БСПН, тем самым государство создало не только неравные условия хозяйствования и конкуренции для учреждений образования, но и неравные условия для граждан, потребителей этих услуг (студентов), для которых плата за образование увеличивается на НДС.

Упорство, с которым чиновники отказываются возвращать льготу частным вузам, вызывает недоумение как у экспертов, так и самих частных вузов.

В Министерстве финансов, куда обращался БСПН за разрешением проблемы, союзу ответили, что введение НДС для частных вузов не ухудшило их финансово-экономическое положение и не отразилось на стоимости обучения. Такой вывод был сделан после соответствующего анализа, проведенного еще в 2004г. и первом квартале 2005г. «В условиях свободного ценообразования включение НДС в цены привело к незначительному снижению уровня прибыли и только в оставшейся части  за счет увеличения самих цен», отметили специалисты министерства. На основе этого, а также информации Министерства образования о том, что у государственных и частных вузов практически аналогичная структура расходов на обучение и удельный вес затрат стоимости платного обучения, Минфин проинформировал правительство, что менять механизм налогообложения образовательных услуг для частников нецелесообразно.

Кроме того, Минфин повторно рассматривал этот вопрос по поручению рабочей группы по упрощению налоговой системы в Беларуси, и по результатам дополнительной проработки проблемы опять было принято решение льготу по НДС частным учебным заведениям не давать.

В поисках правды БСПН обращался и в Конституционный суд (КС), однако внятного ответа, нарушает ли это права частных вузов, не получил. Специалисты КС в своем письме, в частности, констатировали, что льгота по уплате НДС касается только государственных учебных заведений, учреждений образования потребительской кооперации, ФПБ, а также научных организаций, осуществляющих послевузовское образование. Льгота же, предусмотренная для них Законом «О налоге на добавленную стоимость», не нарушает принцип налогообложения, установленный в пункте 4 статьи 2 Налогового кодекса, полагают специалисты КС. Они также указывают на то, что предоставление налоговых льгот является «правом, а не обязанностью компетентного нормотворческого органа. Кроме того, льготы относятся к необязательному элементу налогообложения».

По мнению юридического советника Международной финансовой корпорации Валерия Фадеева, работавшего в середине 90-х заместителем председателя Конституционного суда РБ, на льготу по уплате НДС частные учебные заведения имеют такие же права, как и государственные. «Какая разница, какой вуз проводит платное обучение, государственный или частный. Государственные имеют двойное преимущество: они не только не платят НДС, но и еще получают дотации со стороны государства». Ответ же специалистов Конституционного суда по сути формальный, считает он. «Там в основном идет речь о том, кто может претендовать на льготы по налогообложению. Но ведь мы говорим о равенстве условий хозяйствования различных форм собственности, что гарантирует статья 13 Конституции», сказал В. Фадеев.

В самих частных вузах о необходимости платить НДС высказываются, разумеется, негативно. Там не согласны с оценкой Минфина о том, что это никак не повлияло на их финансовое положение. В большинстве из них рентабельность снизилась. «Мы платим 10 различных налогов. На уплату одного только НДС у нас уходит около 1,5 млрд. Br в год», рассказал ректор одного из негосударственных столичных вузов. — «Эти деньги мы могли бы вложить в строительство собственного здания, а также общежития для студентов. Но сделать этого мы не можем. Все заработанные средства уходят на зарплату работникам, аренду помещений и налоги». Он уточнил, что из заработанных в прошлом году более 9 млрд. Br в казну пришлось заплатить половину, тогда как государственные учебные заведения не платят практически ничего. Повышать же плату за обучение вуз не имеет права. Как и другие субъекты хозяйствования, он может увеличить цену не более чем на 0,5% в месяц. «Государство не тратит на нас ни копейки, а забирает половину нашего дохода. И при этом нас еще упрекают, что мы, мол, частники», посетовал наш собеседник. При этом он выразил надежду, что «со временем все станет на свои места».

Дмитрий ЕРМАК

 

Хроника жизни БСПН им. Кунявского

Хроника жизни БСПН им. Кунявского

 

Октябрь 2007 г. - февраль 2008 г.

 

№ п/п

Основные мероприятия и работы

Примечания (результаты)

Октябрь 2007 г.

1.

01-06.10 первый заместитель директора Наумович Н.К. приняла участие в региональном семинаре для объединений нанимателей Восточной Европы и Центральной Азии «Эффективное объединение нанимателей» в г. Киеве.

Поддержка имиджа БСПН перед МОТ и другими объединениями нанимателей, получение полезной информации.

2.

10.10 Председатель Правления БСПН  принял участие в семинаре «Развитие кооперации малых и крупных предприятий как фактор повышения эффективности производства».

Представлен доклад «Организация субконтрактных отношений в деятельности БСПН». С содержанием доклада можно ознакомиться на сайте БСПН http://bspn.nsys.by/

3.

17.10 по просьбе МИД в БСПН проведена встреча докладчика по Беларуси Комиссии по политическим вопросам ПАСЕ, заместителя Председателя ПАСЕ Андреа Ригони с деловыми кругами Республики Беларусь.

Состоялся обмен мнениями по проблемам развития предпринимательства и отношений с ЕС. Информация размещена на сайте БСПН.

4.

17.10 по итогам круглого стола (20.09.2007 г.) совместно с Советом по развитию предпринимательства в Администрацию Президента, Национальное собрание и Совет Министров направлена записка (исх. 01-15/2-247 – 460-02/02) с предложениями по совершенствованию налоговой системы.

По поручению Совета Министров записка рассмотрена Министерством финансов совместно с Министерством экономики, Министерством по налогам и сборам, Министерством труда и социальной защиты. Президентом РБ принято решение оставить ставку НДС на уровне действовавшей – 18%.

5.

16-20.10 БСПН совместно с Ассоциацией деревообрабатывающих и мебельных предприятий  организован и проведен конкурс «Лучшие образцы мебели «Осень – 2007».

Победителями конкурса стали 32 предприятия, которым было вручено 54 диплома в разных номинациях.

6.

25.10 советник-консультант БСПН Невиак С.-О. принял участие в 7 международной конференции по маркетингу.

Невиак С.-О. выступил с докладом «Стратегическое планирование как фактор успеха предприятия. Зарубежный опыт»

7.

26-27.10 состоялось 55 заседание Республиканского клуба директоров на тему «Эффективный менеджмент. Опыт ЗАО «Пинскдрев» и практическое занятие лектория БСПН «Эффективный менеджмент: теория и практика».

С материалом РКД можно ознакомиться на сайте.

Ноябрь 2007г.

8.

01, 09.11 проведены переговоры о взаимодействии с представителями торгового представительства РФ и представительством Администрации Краснодарского края.

Принято решение о проведении 29.11.07 круглого стола «Предпринимательство в интеграционных отношениях Беларуси и регионов России».

9.

01-02.11 специалисты БСПН приняли участие в днях немецкой экономики в Беларуси.

Проведены переговоры о сотрудничестве с руководителями организаций–участников мероприятия.

10.

08.11 по просьбе ОАО «Завод электродвигателей «Элласт» в Министерство промышленности направлено (исх. 01-15/2-252) письмо по вопросу включения плавильно-раздаточных печей СВО в программу технического перевооружения и модернизации литейных производств предприятий промышленности Республики Беларусь.

Ответ Минпрома носит уклончивый характер.

11.

08.11 состоялось очередное заседание Функционального совета по развитию кооперации и партнерских отношений.

Обсуждены проблемы кооперации и субконтрактации.

12.

14-15.11 Председатель Правления БСПН выступил на заседании круглого стола «Актуальные проблемы развития предпринимательства и пути их разрешения», г. Гродно.

В заседании приняли участие заместитель Председателя облисполкома, Министр статистики и анализа РБ, около 30 предпринимателей.

13.

20.11 по запросу Минэкономики направлено (исх. 01-15/2-257) мнение БСПН по вопросу целесообразности принятия Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

БСПН считает целесообразным возобновить работу над проектом Закона РБ «О поддержке малого и среднего предпринимательства»

14.

21.11 состоялось очередное заседание Правления БСПН

С решениями Правления можно ознакомиться на сайте БСПН.

15.

23.11 Председатель Правления БСПН принял участие в Х Минском форуме, проводимом при поддержке Правительства Германии.

Представлен доклад «Шансы частного предпринимательства в Республике Беларусь».

16.

29.11 по поручению Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания Межведомственного совета по развитию экспорта от 11.10.2007г. п.1.11) проведен круглый стол: «Предпринимательство в интеграционных отношениях Беларуси и регионов России».

 

Приняли участие 40 человек. Обсуждены проблемы  сотрудничества субъектов хозяйствования двух стран. Рабочей группой, созданной по итогам круглого стола, выработаны решения, с содержанием которых можно ознакомиться на сайте БСПН.

Декабрь 2007 г.

17.

05.12 проведено шестое занятие лектория «Эффективный менеджмент: теория и практика» на тему «Принципы финансирования предприятия. Современные инструменты кредитного финансирования».

Приняли участие около 30 человек

 

18.

10.12 в адрес Конституционного Суда Республики Беларусь направлено (исх. 01-15/2-280) обращение по вопросу неравных условий налогообложения коммерческих и государственных ВУЗов.

 

Получен ответ Конституционного суда. Информация по этому вопросу опубликована в Бизнес-пресс.

19.

19.12 в адрес Премьер-министра Земли Бранденбург направлены (исх.01-15/2-288) предложения по сотрудничеству с организациями Германии в области развития электроэнергетики с использованием возобновляемых источников.

Официальный ответ пока не получен. Контакты по этим вопросам ведутся с Представительством немецкой экономики.

20.

22-23.12 состоялась экскурсионная поездка членов БСПН в Литву, организованная Ассоциацией туристских организаций (председатель – Булатов В.Г., директор ООО  «Весь мир»).

Приняли участие 23 человека.

21.

27.12 состоялось заседание Рабочей группы по созданию Гарантийного фонда.

Принято решение о приглашении консультанта.

Январь 2008 г.

22.

11.01 состоялось 56 заседание Республиканского клуба директоров на тему «Экономика Республики Беларусь в 2008: актуальные задачи и приоритеты».

Материалы размещены  на сайте БСПН.

23.

11.01. Генеральный директор ЗАО «Борисовдетспецпродукт» В.И.Хиневич принял участие в заседании круглого стола по вопросам ценообразования, организованном Советом по развитию предпринимательства.

Изложена позиция БСПН по вопросам регулирования ценообразования и доступа к лимитируемым сырьевым ресурсам.

24.

24.01 проведено седьмое занятие лектория «Эффективный менеджмент: теория и практика» на тему «Контроллинг в системе управления предприятием» с участием директора Академии контроллинга Толкача В.В.

Слушателям лектория вручены сертификаты и удостоверения государственного образца о прохождении курса «Эффективный менеджмент: теория и практика».

Февраль 2008 г.

25.

28.01 – 02.02 в рамках Проекта «Содействие региональному развитию сельских регионов через повышение эффективной занятости и конкурентоспособности малых предприятий» состоялась стажировка 9 представителей местных органов власти и руководителей малого предпринимательства в Германии.

Участники стажировки ознакомились с зарубежным  опытом стимулирования и поддержки развития предпринимательства в малых городах и сельской местности.

26.

13.02 проведено заседание функционального совета по организационным вопросам, внутренним процедурам и деловой этике «О выполнении Устава и Регламента членами БСПН».

Подготовлены рекомендации для решения Правления.

27.

18.02 подготовлена и направлена в Совет Министров записка (исх. 01-15/2-29) О предложениях по оптимизации импорта потребительских товаров (в соответствии с протоколом № 2 от 14.02.2008г. заседания Межведомственного совета по развитию экспорта).

Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. поручил Минэкономики и Минторгу рассмотреть предложения БСПН.

28.

20.02 состоялось заседание Ассоциации инфраструктуры поддержки предпринимательства с участием представителей Торгового представительства России.

Рассмотрены предложения по вопросам информационной поддержки внешнеэкономических отношений для малого предпринимательства Беларуси и регионов России.

29.

25.02 в БСПН проведена встреча с главой Миссии МВФ в Беларуси.

Обсуждены возможные меры по активизации развития частного предпринимательства в стране.

30.

27.02 состоялось совместное заседание Правления и  Совета Республиканского клуба директоров.

С принятыми решениями заседания можно ознакомиться на сайте БСПН.

31.

28.02 Директор БСПН и  генеральный директор ЗАО «МАП» Найдович С.М. приняли участие во встрече с немецкой делегацией в Минэкономики.

Обсуждены вопросы поддержки предпринимательства.

 

 

Тендеры обещают упростить

Экономика

 

Тендеры обещают упростить

 

Упростить процедуру проведения тендеров и госзакупок планируется в ближайшее время. Соответствующие изменения готовятся в Указ от 25.08.2006 № 529, сообщил недавно первый вице-премьер Владимир СЕМАШКО.

 

Основным изменением может стать наделение директоров правом самостоятельно проводить тендерные закупки оборудования. Часть полномочий планируют сохранить за министрами. В настоящий момент решения по закупкам принимаются на уровне вышестоящих организаций: министерств и ведомств. В.Семашко подверг критике процедуру проведения тендеров, которая является сложной и требует длительного согласования. «Мы можем сохранить рынки сбыта, качество, номенклатуру только через техперевооружение, — отметил он на недавнем заседании Республиканской ассоциации предприятий промышленности. — Если на пути техперевооружения стоит бюрократическая препона и полгода- год проводится тендер, то это вызывает раздражение. Соответствующее изменение в указ будет внесено».

Стоит признать, бизнес-общественность уже неоднократно высказывала озабоченность относительно сложной процедуры закупок. Эта тема звучала на январском заседании Республиканского клуба директоров БСПН им. Кунявского. Можно понять стремление контролирующих органов сделать тендерные закупки абсолютно прозрачными, но это не должно мешать бизнесу, резюмировали тогда члены клуба. «Требования по тендерам отпугивают многих поставщиков», — отметила директор ОАО «Красный мозырянин» Елена Косуха. По ряду специфического оборудования найти даже одного, не то что нескольких, бывает проблематично. В апреле 2007 г. предприятие объявило тендер на закупку газовой грелки. Необходимое количество предложений собрать не смогли. Разрешение приобрести оборудование у одного поставщика получили только спусти 6 месяцев, горелку приобрели в октябре.

Сложности с проведением тендеров возникают не только при использовании бюджетных средств. Закупая сырье за собственные деньги, «Красный мозырянин» вынужден отдавать предпочтение отечественному поставщику, если его цена превышает цену иностранного партнера не более чем на 25%. В результате приобретается более дорогое отечественное сырье. Для кондитерской фабрики, у которой материальные затраты в себестоимости достигают 70%, это существенно, посетовала Е.Косуха.

Как отмечают руководители на местах, предприятия изначально заинтересованы в приобретении более дешевых материалов и оборудования. Применение же правил тендерных закупок, предоставляющих льготные условия отечественным поставщикам, влечет повышение цен и «конфликтует» с интересами потребителей. Сложившаяся практика дискредитировала идею тендерных торгов как инструмента снижения цены.

Сложности возникают и в рамках министерств, когда предприятия одной системы, наладив между собой сотрудничество, вынуждены применять длительные процедуры в соответствии с Указом № 529. В 2007 г. РУПП «Завод железобетонных изделий» (Молодечно) за счет средств инновационного фонда приобрел оснастку для производственного оборудования. Поставщик, также предприятие Минстройархитектуры, был заранее известен. Цена-качество устроили покупателя. Именно этот поставщик стал победителем по результатам конкурса, но его проведение отняло драгоценное для хозяйственников время… На молодечненском заводе считают целесообразным установить отдельные правила по закупкам, осуществляемым в рамках производственной кооперации между министерскими предприятиями, в особенности если речь идет об использовании инновационных средств министерства. Это может стать дополнительным механизмом финансовой поддержки.

Сложность процедур толкает некоторых бизнесменов на сознательное нарушение правил госзакупок. Как рассказал, руководитель одной из строительных организаций, это случается, когда заказчик просит выполнить ремонтные работы в сжатые сроки. К примеру, в зимний период «горящими» могут быть теплоизоляционные работы. Фирмы, выполняющие работы вне тендерных правил, существуют не более одного года, что позволяет им избежать проверок. Неравная конкуренция существенно усложняет жизнь тех субъектов хозяйствования, кто стремится работать легально.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

 

 

Требуется финансовое оздоровление

Экономика

 

Требуется финансовое оздоровление

обзор развития экономики в 2007 году 

 

           

В 2007 году экономика Беларуси работала в условиях резкого повышения тарифов на импортные энергоносители. Поэтому традиционные оценки итогов с позиций «выполнили-не выполнили» прогнозные задания представляется недостаточными. Важно преследовать не только влияние высоких тарифов, но и устойчивость экономики в экстремальных условиях, так как повышение цен на газ, нефть и прочие энергоносители не последнее.

 

Сравнительные данные о планируемых и фактически полученных результатах в 2007 году видны из таблицы 1. Из 19 утвержденных Президентом страны прогнозных заданий не обеспечено выполнение по 5 – темпам роста продукции сельского хозяйства и продовольственных потребительских товаров, уровню прироста импорта, внешнеторгового сальдо и рентабельности реализованной продукции в промышленности. По сравнению с достигнутыми в 2006 году показателями уровень снизился по 12.

Как и следовало ожидать, повышение тарифов отразилось на показателе рентабельности. В целом по экономике она составила 12% против 13,2% в 2006 году, в том числе в промышленности 13% против 15,6%, а в топливной промышленности – 7,8% против 29,7%.

Расчеты показывают, что по концерну «Белнефтехим» себестоимость продукции повысилась по сравнению с 2006 годом - на 4,7 трлн. рублей или на 43,1%, а прибыль от реализации снизилась на 800,5 млрд. рублей или на 24,8%. По предприятиям Минтоппрома себестоимость продукции выросла на 1,8 трлн. рублей, или на 45,5%.

В целом же по экономике себестоимость продукции, работ и услуг увеличилась на 24,5 трлн. рублей, или на 27,2%, в том числе затраты на импортные энергоносители выросли на 2,7 млрд. долларов США (примерно 5,9 трлн. BLR), или на 138,4%. Затраты на импорт нефти и нефтепродуктов, с учетом изменения объемов закупок, увеличилась на 1,7 млрд. долларов, или на 26,1%; природного газа – на 1,1 млрд. долларов, или на 110,9%; электрической энергии – на 23,6 млн. долларов, или на 44,5%. Затраты на импорт каменного угля сохранились на уровне 2006 г, хотя импортные цены на уголь повысились в 1,5 раза.

            Отмеченный рост затрат, естественно, отразился как на объемных, так и на финансовых результатах коммерческих организаций.

            По объемным показателям отраслей экономики можно заметить снижение в 2007 году темпов роста по сравнению с 2006 годом, а по отдельным - росту промышленного производства и продукции сельского хозяйства - и по сравнению со среднегодовыми темпами, полученными в прошлой (2001 – 2005 гг.) пятилетке.

            Прирост ВВП в 2007 г. оказался выше, чем среднегодовые темпы за прошлую пятилетку, но в структуре ВВП происходят заметные сдвиги, что видно из следующих данных.

Удельный вес в ВВП добавленной стоимости (чистой продукции) составил

 

2007 г.

2006 г.

2005 г.

промышленность

26,7

27,6

27,4

сельское хозяйство

7,4

7,5

7,5

строительство

8,5

7,9

7,0

транспорт и связь

8,6

9,2

9,0

торговля и общественное питание

10,2

10,3

9,7

 

            Снижается удельный вес чистой продукции (добавленной стоимости) промышленности, сельского хозяйства и транспорта, но существенно возрастает доля строительства и торговли. Что можно признать позитивным.

            В промышленности более высокие темпы роста обеспечены в машиностроении и металлообработке (113,9% к уровню 2006 года), промышленности строительных материалов (111,3%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (110,8%), при снижении объемов производства в электроэнергетике (98,7% к уровню 2006 г.) и топливной промышленности (99,8%), что изменило и структуру промышленного производства. Доля машиностроения повысилась с 21,1% в 2006 г. до 22,2 % в 2007 г.

            Отставание от прогнозных заданий по темпам роста продовольственных товаров (104,2% против 109-110% по прогнозу) чревато и тем, что товарная масса отечественного производства не обеспечивает рост реальных денежных доходов населения (рост 114,7% против 107,5 – 108,5%) и розничного товарооборота (рост 115,3% против 109,5 – 110,5%). Тем самым на рынке республики складывается благоприятная ситуация для импорта продовольственных товаров. Их импорт в 2007 году составил 1,6 млрд. долларов США, или на 8,2% больше чем в 2006 году. Это, естественно, не улучшило наше внешнеторговое сальдо.

            В 2007 году сохранились относительно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал (114,7%), в том числе по объектам производственного назначения (111,6%). Основными источниками финансирования были собственные средства организаций (41,6% общего объема), средства консолидированного бюджета (26%) и кредиты банков (19,6% общего объема). Инвестиции в основной капитал из иностранных источников (без кредитов иностранных банков) составили всего 189,1 млрд. рублей, или 0,7% от общего объема инвестиций.

            Касаясь финансовых показателей, следует заметить следующее. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за 2007 год выросла по сравнению с 2006 г. на 28%, а прибыль от реализации – на 15,1%. Более высокие темпы выручки были по предприятиям Минэнерго (57,2%), в составе которого концерны «Белтрансгаз» и «Белтопгаз», т.е. где были резко повышены тарифы на природный газ.

            Самые высокие темпы по прибыли получены по системе Минсельхозпрода, которая включает облсельхозпроды, где прирост составил 118,1%, в том числе по облсельхозпродам прибыль выросла в 4 раза. И это при приросте продукции по сельскохозяйственным организациям (без населения) в сопоставимых ценах всего на 9%, и приросте выручки от реализации в текущих ценах на 20,3%, в том числе по облсельхозпродам на 22,1%.

            В целом по республике прибыль от реализации товаров, работ, услуг за 2007 год составила 14,3 трлн. рублей, что на 15,1% больше чем за 2006 год при росте потребительских цен за этот период на 8,4%, цен производителей промышленной продукции – на 16,3%, цен на строительно-монтажные работы – на 10,8% и тарифов на грузовые перевозки – на 11,8%.

Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) составила 13,8 трлн. рублей, что на 15,6% больше чем за 2006 год, а чистая прибыль (после выплаты налогов) – 9,1 трлн. рублей. По отраслям экономики сумма чистой прибыли, темпы ее роста, а также доля налоговых платежей в объеме прибыли до налогообложения видны из таблицы 2.

Наиболее высокие темпы чистой прибыли были по предприятиям транспорта (179,3%), жилищно-коммунального (139,5%) и сельского (133,2%) хозяйства. А доля чистой прибыли в общем ее объеме существенно выше по сельскому хозяйству (96,5%, т.е. налоговые платежи составили 3,5% от общей прибыли). По другим отраслям платежи из прибыли были на порядок выше. По промышленности они составили 34,5%.

            Обращает внимание, что, несмотря на отмеченный рост чистой прибыли, выросла и просроченная задолженность субъектов хозяйствования. На 1 января т.г. она составила 4,7 трлн. рублей, что выше, чем на начало 2007 г. на 4,4%. Просроченная задолженность по кредитам банков и займам выросла на 11,5%. Просроченную кредиторскую задолженность имели 55,5% общего числа организаций (на 1 января 2007 г. таких организаций было 56,9% общего числа). Объем ее на 1 января т.г. составил 4,2 млрд. рублей (рост по сравнению с началом 2007 г. 3,8%). На задолженность свыше трех месяцев приходилось 64,4% общей суммы просроченной кредиторской задолженности. Это говорит о том, что задержки с расчетами по обязательствам носят хронический характер.

            Анализируя состояние финансовых расчетов уместно взглянуть на показатели бюджета страны, который формируется через налоги и иные денежные поступления. Данные об объемах доходов и расходов государственного бюджета за 2007 год приведены в таблице 3.

            Прежде всего, следует отметить, что доходы бюджета выросли на 25,2 %, что превышает темпы роста ВВП и прибыли. Отсюда и рост доли доходов бюджета в ВВП по сравнению с 2006 г. (50% против 48,4%в 2006г.). То есть, вопреки обещаниям Минфина налоговая нагрузка в 2007 г. возросла на 1,6 процентных пункта.

            Уместно заметить опережающий рост доходов от внешнеэкономической деятельности (рост в 3 раза), что, очевидно, связано с разделением таможенных пошлин на экспортируемые нефтепродукты. В то же время можно отметить низкую долю поступлений от подоходного налога (3,2% к ВВП и 6,4% в доходах бюджета) и от собственности (соответственно 1,6% и 3,2%).

            Расходы бюджета выросли по сравнению с 2006 годом на 29,7%, в том числе на национальную экономику – на 52,9%, общегосударственные нужды – на 35,4%, а вот на образование – лишь на 15,7%, здравоохранение – на 22,1%, социальную политику – на 22,8%. Отмечая опережающий рост расходов на национальную экономику, можно с сожалением отметить, что, в подавляющем большинстве, они ушли на поддержку государственных предприятий, а не на развитие более эффективных малых и средних частных предприятий.

            Неоправданным, на наш взгляд, является и профицит бюджета, хотя объем его снизился по сравнению с 2006 годом почти на 70%.

            Отмечая вполне благополучное положение с доходами государственного бюджета (при этом просроченная задолженность предприятий и организаций по налогам и сборам, включая социальное страхование, составила на 1 января т.г. 449,1 млрд. рублей) приходится констатировать, что финансовое состояние субъектов хозяйствования улучшается медленно, что видно из динамики баланса финансовых активов и пассивов, приведенных в таблице 4.

Улучшение баланса определяется, прежде всего, тем, что темпы роста активов (132,6% к уровню начала 2007 г.) опережают темпы роста пассивов (131,7%), а также ростом денежных средств предприятий на счетах в банках (141,3%).

            В то же время, продолжается нежелательный рост дебиторской и кредиторской задолженности (соответственно 132,1% и 122,8%), а также остатков готовой продукции на складах предприятий (125,6%). Настораживает и продолжающийся рост задолженности по кредитам банков (148% к началу 2007 и 228,6% к началу 2006 годам). Сальдо баланса основных текущих финансовых активов и пассивов составило на начало текущего года 15,7 трлн. рублей, что в 1,7 раза выше объема чистой прибыли, полученной по экономике в 2007 году. Поэтому только оздоровление финансов предприятий и организаций может служить основой для достижения высоких рубежей, намеченных на текущий – 2008 год и пятилетку в целом.

Аналитическая группа БСПН

 

Реформа лизинга. Есть предложения

Реформа лизинга. Есть предложения

 

Расширить понятие лизинга, круг лизинговых операций, упростить порядок оформления документов и усилить правовую защиту лизингодателей предлагает проект указа «О лизинге».

Проект подготовлен при активном участии Белорусского союза лизингодателей (БСЛ). Документ определяет лизинг как вид инвестиционной предпринимательской деятельности, что соответствует нормам международного права, в частности, Конвенции о межгосударственном лизинге, подписанной в Москве 25.11.1998 г. и ратифицированной Законом РБ от 9.11.1999 № 309-З.

Документ предлагает расширить определение предмета (объекта) лизинга по сравнению с действующим постановлением Совмина от 31.12.1997 № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь». Так, предложено расширить круг видов активов, передаваемых в лизинг, отменить запрет на использование этого имущества для личных (семейных) или бытовых нужд. Это даст возможность оказывать лизинговые услуги физическим лицам и даст право юрлицам приобретать объекты лизинга для некоммерческого (социального) использования. Кроме того, лизинг предложено распространить на части (доли) имущества.

Предложено разделить понятия «срок договора лизинга» и «срок лизинга». Первый срок предлагается исчислять с момента заключения договора, второй — с даты фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю. По словам члена правления БСЛ Максима Аверука, нынешние нормы законодательства, по которым срок договора лизинга исчисляется с момента фактической передачи имущества, доводят ситуацию до абсурда — вынуждают осуществлять различные действия по незаключенным договорам.

Проект предусматривает внесение авансового платежа, который засчитывается в состав первого и последующих лизинговых платежей и не должен превышать 30% контрактной стоимости предмета лизинга (как это предусмотрено в ст.5 Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ от 12.10.2005 г.). Таким образом, лизинговые компании получат дополнительные гарантии по исполнению договоров.

Любопытно, что согласно проекту передачу предмета лизинга предполагается осуществлять исключительно по акту приемки-передачи, форму которого лизингодатели будут разрабатывать самостоятельно. Напомним, что ст.9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», регулирующая вопросы применения первичных учетных документов, и прочие нормативные документы в этой сфере требуют оформлять передачу актами формы ОС-1 и накладными, являющимися бланками строгой отчетности.

Предусмотрено закрепить норму, в соответствии с которой лизинг как финансовая аренда не подпадает под действие законодательства о ценообразовании. Это позволит лизинговым компаниям избавиться от извечной проблемы белорусских субъектов хозяйствования — обоснования цен, их регистрации и соблюдения предельных индексов.

Предусмотрена и большая степень защиты собственности, находящейся в лизинге. В соответствии с нормами проекта ее конфискация будет возможна только вследствие виновных действий лизингодателя (собственника имущества). При нарушениях, допущенных лизингополучателем, за предметом лизинга останется имущественная неприкосновенность. Как образно выразился М.Аверук на недавней конференции, организованной СП «Автобизнес», если таможенники при поверке фуры найдут бутылку пива, купленную водителем в Польше и положенную в тент, то после признания такой бутылки тайником, автомобиль, находящийся в лизинге, конфисковать не смогут.

Предложено усилить ответственность предприятий по оформлению лизинга и платежам по нему. Лизингополучатели обязаны будут за свой счет регистрировать договоры и предметы лизинга (прав на него), если иное не предусмотрено договором лизинга. Предлагается также предоставить лизингодателю право бесспорного списания сумм со счета задолжавшего лизингополучателя в случае, если предприятие более двух раз подряд не перечислило необходимые платежи. Кстати, эта норма уже вызвала критику со стороны председателя БСПН им. Кунявского Георгия Бадея. Комментируя этот документ, он отметил, что необходимо применять не столь радикальные методы взимания долга.

Проект указа «варится» уже давно и активно обсуждается в среде заинтересованных. В БСЛ нынешний проект считают «сырым» и полагают, что он еще изменится. Ведь некоторые нормы затрагивают целый ряд вопросов гражданского права, налогообложения, ценообразования, бухучета, контроля. Это значит, что потребуется либо увязать действующее законодательство с проектом, либо «подправить» положения проекта.

За более активное использование лизинга как инструмента привлечения инвестиций выступает Республиканская ассоциация предприятий промышленности (БелАПП). По мнению экспертов этой организации, лизинг — резерв, который можно использовать в достижении амбициозных задач по привлечению инвестиций в основной капитал белорусской экономики. Напомним, по прогнозам правительства, в 2008 г. этот показатель должен вырасти на 25%. О том, что резерв есть, и он значительный, свидетельствует опыт других стран. Доля лизинга в инвестициях в США — 30%, в РФ — 8%, в Беларуси по результатам 2006 г. — 5,3%. Преимущество лизинга в том, что он позволяет обновлять основные фонды при отсутствии у лизингополучателя свободных средств на приобретение имущества в собственность. При этом в случае лизинга, в отличие от кредита, не требуется дополнительное обеспечение. Выгода и в снижении налоговой нагрузки, поскольку лизинговые платежи относят на затраты и допускается механизм ускоренной амортизации.

По информации БелАПП, в ближайшее время в Беларуси лизинг будут использовать и как средство продвижения товаров на экспорт. Подготовлены изменения в Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Готовятся пилотные проекты поставок отечественной промышленной продукции на внешние рынки на условиях лизинга. БелАПП и БСЛ подготовили предложение правительству передать лизинговым компаниям часть продукции промышленных предприятий, произведенной и не реализованной в 2007 г., на условиях товарного кредита для реализации договоров международного лизинга. Авторы идеи выступают за использование в рамках пилотного проекта нулевой ставки НДС при передаче продукции от производителя уполномоченным лизинговым компаниям.

Для финансирования операций лизинга, связанных с выполнением инновационных и инвестиционных проектов, и компенсации расходов по ним предложено использовать средства Белорусского инновационного фонда, региональных и ведомственных инновационных фондов.

В ближайшее время БелАПП и БСЛ планируют оказать помощь промышленным предприятиям в изучении теоретических и практических аспектов применения лизинговых механизмов при реализации инвестпроектов. Во втором квартале намечено проведение обучающего семинара для специалистов финансово-экономических, технических и маркетинговых служб предприятий и организаций.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

 

 

Профпенсии. Ситуация не устраивает нанимателей

Социально-трудовые отношения

 

Профпенсии. Ситуация не устраивает нанимателей

 

 

Законопроект «О профессиональном пенсионом страховании» принял под занавес своей осенней сессии парламент.  Еще не вступивший в силу, он нуждается в доработке, считают в предпринимательских кругах. О том, что не устраивает нанимателей, рассказал директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского Эдвард КИСЕЛЬ.

— Одна из основных проблем — большое количество отсылочных норм. В проекте пять основных статей непрямого действия, что не дает возможности оценить экономические и социальные последствия его принятия для работников и нанимателей. В принципе, это протокол о намерениях, а не закон. Например, очень важная статья 5 «Работники, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию» не содержит полного их перечня. Его будет утверждать правительство. Это приведет к нестабильности, частым и не всегда обоснованным изменениям этого списка. Для накопительного страхования это недопустимо: сроки накопления 10 и более лет. Я считаю, что перечень надо полностью изложить в законе.

Согласно следующей статье оценку условий труда на рабочих местах будут проводить наниматели с участием профсоюзов на основании перечня работников, подлежащих страхованию (т. е. которого нет). Ну хорошо, если это будут белорусские наниматели, тогда еще можно говорить о соблюдении социальной справедливости. А если иностранцы: россияне, арабы, китайцы? Результаты оценки вряд ли будут в пользу наших работников, если ее, конечно, вообще проведут. Кроме того, у каждого предприятия своя методика оценки, которая зависит от его экономического положения. Поэтому в комиссию по аттестации рабочих мест обязательно должны входить независимые специалисты Минздрава и Минтруда. Порядок проведения оценки условий труда, как и список лиц, имеющих право на досрочную профпенсию, также должен быть изложен в самом законе, а не утверждаться правительством, как сказано в документе.

- Указывает ли проект размер взносов, которые должен платить наниматель?

— В статье 7 «Взносы на профессиональное пенсионное страхование» говорится, что тарифы взносов устанавливает Президент. На мой взгляд, их размер и порядок уплаты должны указываться в законе. Только в этом случае можно просчитать экономические последствия для нанимателей и будущую пенсию работников. По предварительным расчетам профсоюзов, по этой системе профессиональная пенсия будет составлять от 5 до 15% от заработной платы работника. По данным Минтруда, страховой тариф составит примерно 4%, и им будет облагаться заработок работника в размере не более трех средних зарплат. Можно посчитать. При нынешней средней заплате по стране в 700 тыс. Br страховой взнос составит около 100 тыс. Br. Получается, что если наниматель будет выплачивать работнику эту пенсию 10 лет, то он только эти 100 тыс. Br и будет получать. Если 5 лет — то 200 тыс. Br. Вот представьте, что шахтеру, который получает 3 млн. Br, предложат выбирать — зарплату или пенсию. Как вы думаете, что он выберет? Поэтому надо сесть и все подсчитать, обязательно с участием страховых компаний, занимающихся накопительными видами страхования. Они помогут определиться, какой должен быть взнос и сколько надо накапливать, чтобы получить какую-то определенную пенсию.

- К каким последствиям может привести принятие законопроекта в нынешнем виде?

— В первую очередь, это нестабильность. Ведь если решение по многим основным вопросам будет принимать правительство, это означает, что различные министерства и ведомства будут вносить свои предложения, принимать свои постановления, как правило, достаточно часто и не в срок. Система аттестации рабочих мест и страховые взносы, к примеру, в каждой отрасли свои. Поэтому в законе должна быть прописана единая для всех система. И ничего страшного, если он получится как инструкция. Зато наниматели при выплате пенсий своим работникам будут руководствоваться только этим основным документом, что важно, учитывая суровую административную ответственность.

Этот проект необходимо скоординировать с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (рисковое), чтобы исключить двойное обязательное страхование. Получается, что и рисковое, и вводимое обязательное профессиональное страхование (накопительное), где объектом страхования является утеря трудоспособности в связи с выработкой определенного стажа и потерей здоровья на «вредной» работе, заставит нанимателя дважды платить страховой тариф в размере 4% от фонда оплаты труда. Страховые взносы существенны для предприятий, в то время как на страховые случаи расходуется лишь около 30% собранных взносов. Вероятно, надо либо уменьшить размер страхового взноса на рисковое страхование, либо неиспользованные его средства пустить на выплату профпенсий.

- Как наниматели относятся к изменению источника финансирования профпенсий? Не раз доводилось слышать, что это ляжет тяжким грузом на их плечи…

— Относятся с пониманием. Да, это будет дополнительная нагрузка: к 36%, уплачиваемым в Фонд соцзащиты, придется добавить еще 4%. Но что делать? Мы хотим, чтобы пенсия у наших пенсионеров-льготников была солидная. Наниматель, имеющий опасные условия труда, должен стараться не доводить работника до профзаболевания, переводить на безвредные условия труда. Правда, нередко главная проблема именно в том, куда деть работника, решившего выйти на досрочную пенсию. Нельзя же выкидывать его на улицу…

Этот закон, безусловно, нужен. При выведении профпенсий из общей пенсионной системы страховые взносы будут накапливаться на отдельном субсчете. Эта система хороша тем, что если она заработает, у нас появится помимо общей распределительной вторая накопительная часть нашей пенсии. В конце концов, надеюсь, что мы образумимся и начнем страховать на предприятиях дополнительную добровольную пенсию работникам за счет средств нанимателя. Получится три пенсии, как на Западе: базовая, профессиональная и дополнительная (которая составляет 30-40%). Кстати, и концепция реформирования пенсионной системы предусматривает три уровня пенсионного обеспечения граждан. Поэтому это очень правильный закон.

Беседовала Инесса ГЕРМАНЧУК

 

 

Продаются предприятия

Продаются предприятия

 

Продавать предприятия как имущественные комплексы разрешил Указ Президента от 25.02.2008 № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

Указ определяет условия проведения этих сделок в процессе приватизации на конкурсной основе. Обязательное условие приобретения — предоставление покупателем прошедшего экспертизу инвестиционного проекта, из которого должно быть понятно, как планируется использовать приобретенное предприятие. Кроме того, организация-покупатель должна взять на себя долги покупаемого убыточного предприятия. Речь идет о налогах, сборах (пошлинах), ссудах, займах и иных обязательных платежах в республиканский и местные бюджеты (включая государственные целевые бюджетные фонды). Сюда же включаются платежи в ФСЗН, по экономическим санкциям, по уплате штрафов и начисленных пеней за нарушения законодательства, иные неисполненные обязательства. Также новый собственник должен будет сохранить рабочие места на период расчетов по долгам и создать новые в соответствии с инвестпроектом.

Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса устанавливается в размере 20% его оценочной стоимости на 1 января этого года. При нулевой стоимости, тем более отрицательной, цена продажи составит 1 базовую величину.

Указ предоставляет возможность новым собственникам рассчитываться по долгам с отсрочкой в 3 года. Расплатиться с государством за купленное предприятие можно будет в течение 6 лет.

Отметим, что предложенный механизм реанимации государством своих убыточных предприятий не нов. Четыре года назад в соответствии с указами от 19.03.2004 № 138 и от 14.06.2004 № 280 с целью финансового оздоровления села и привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство были проданы убыточные сельхозорганизации. Предпринятые меры дали ожидаемый эффект, считают в Минсельхозпроде. По состоянию на начало нынешнего года на селе осталось 23 убыточные организации, тогда как на начало 2004 г. их было 1258, сообщили там «ЭГ». В большинстве реорганизованных хозяйств значительно (от 1,5 до 3,6 раз) возросло валовое производство продукции, увеличилась зарплата, модернизировано производство.

Однако далеко не все присоединенные сельхозорганизации вышли на планируемые 4 года назад результаты. Многие из них балансируют на грани убыточности. Не получили должной отдачи и многие инвесторы. Например, в экономической службе одного из предприятий подтвердили, что вложенные в подъем приобретенного в свое время СПК средства к настоящему времени «ни по рентабельности, ни по прибыли от реализации продукции далеко не окупились и не скоро окупятся». Хотя надежда есть: компания за эти годы реконструировала практически все животноводческие помещения своего сельхозфилиала, внедрила новые технологии в растениеводство, обновила машинно-тракторный парк. Серьезно изменилось отношение к работе самих людей, так что уже в нынешнем году, «если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств, и если мы реализуем продукцию по закупочным государственным ценам», филиал выйдет на прибыльную работу.

Достичь намечаемых 4 года назад целей, считают специалисты отрасли, прежде всего помешали несовершенство законодательства и та компанейщина, в условиях которой начиналась и велась работа по реанимации отстающих сельхозорганизаций. В результате реформирование пошло в разных направлениях: кто-то создавал юридическое лицо, кто-то — филиал, кто-то присоединял отстающее хозяйство к своей фирме…

В ряде случаев неэффективными, несостоятельными, не способными собрать команду специалистов оказались сами инвесторы. «Вложили деньги, купили комбайны, другую технику и решили, что все остальное образуется само собой, — прокомментировал ситуацию один из специалистов «штаба» отрасли. — Между тем, многие вопросы, скажем, обеспечение технологичности производства, качества продукции, остались за бортом».

Безусловно, когда промышленным предприятиям предлагались СПК, замечает в этой связи директор ЗАО «Инвестиционная компания «Юнитер» Андрей Дерех, это не всегда обещало положительный эффект. Приобретение непрофильных активов — это отвлечение не только денежных, но и управленческих ресурсов. С этой точки зрения Указ № 113 сулит гораздо лучшие перспективы. Если компания заинтересована в расширении бизнеса и видит в должнике доходное предприятие, ему выгодно покупать его. Разумеется, с учетом дополнительных вложений в развитие все надо хорошо посчитать, подготовить четкий бизнес-план и программу инвестирования, и только после этого смотреть, каким образом новое предприятие войдет в существующую структуру. К слову, чем оно крупнее, тем больше проблем, потому что новые активы — это не только технологические инвестиции, но и вложения в менеджмент и управление, маркетинг и поиск новых рынков.

Тем не менее, появление Указа, считает специалист, является шагом к либерализации рынка. Да, детализация регламентов по переводу долгов, по форме присоединения требует дополнительных времени и разъяснений. Например, известно, что во многих эффективно работающих госкомпаниях имеются убыточные филиалы или другие структурные подразделения. «Возможна ли продажа таких объектов — разъяснения в Указе я не нашел» — , говорит эксперт.

По словам А.Дереха, в первую очередь предложенный механизм может «заработать» в легкой промышленности. Возможно, подчеркнул он, частная собственность и формат малого и среднего бизнеса как раз и есть тот вариант, который поможет отрасли скорее встать на ноги. Еще одна отрасль, которая может воспользоваться Указом — торговля, многие организации которой балансируют на грани убыточности. Приход новых инвесторов, вероятно, обеспечит более эффективное управление данной сферой.

Конечно, подчеркнул другой мой собеседник, можно было бы прибегнуть к иной форме управления неэффективным бизнесом, когда государство передает его в концессию частному инвестору. Например, частник берет на обслуживание дорогу — ремонтирует ее, обслуживает, но ставит там пропускной пункт и собирает пошлину — делится с государством и что-то зарабатывает себе. В концессию можно сдавать что угодно, включая те же убыточные организации. Просто сделки с частным бизнесом должны происходить на взаимовыгодной основе, их не надо навязывать банкирам или промышленникам. Концессионер должен иметь в доходе свою долю — такую, которая привлекала бы его к этому проекту.

Федор ЗАЯЦ

 

 

На пути к рейтингу

Экономика

 

На пути к рейтингу

 

Путь к повышению рейтинга нашей страны по условиям ведения бизнеса лежит через либерализацию условий хозяйствования. Эта идея — лейтмотив совместного плана правительства и Нацбанка, подготовленного специально для выполнения вышеупомянутой задачи.

 

Документ принят еще в декабре прошлого года. Кое-что из запланированного в нем уже даже реализовано. В частности, Указ от 27.12.2007 № 667, упрощающий процедуру предоставления земельных участков. Если и остальные предложения правительства и Нацбанка найдут понимание у Президента, то нас ждут изменения в 10 сферах экономики. Напомним, что с идеей войти в число первых 25 государств в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса выступил глава Нацбанка П.Прокопович. А.Лукашенко ее поддержал и потребовал разработать соответствующие решения. Об их подготовке руководители правительства и Нацбанка должны регулярно докладывать Президенту.

В первую очередь, речь идет об условиях привлечения иностранных инвестиций. Правительство и Нацбанк предлагают разрешить компаниям, доля иностранного капитала в которых превышает 51%, самостоятельно формировать цену на их продукцию и самим устанавливать размер заработной платы для сотрудников. Рассматривается также вариант освобождения их от обязательной продажи валюты. Правда, есть одно «но». Поставив задачу развивать бизнес в регионах, правительство намерено осчастливить таким правом только того иностранного инвестора, который придет в белорусский населенный пункт с численностью жителей до 50 тыс. человек.

В планах также использовать такой инструмент повышения инвестиционной активности, как концессия. Перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию, готовится.

Разработчики документа фактически признают, что использование института «золотой акции» в нашей стране не соответствует мировым стандартам (хотя уверения в обратном звучали неоднократно). Во всяком случае, запланировано привести белорусскую практику в регулировании этого вопроса в соответствие с мировой.

Не только изменение условий деятельности, но и стабильность обещает реализация задуманного резидентам СЭЗ. Для них предлагается сохранять действие законодательства, существовавшего на момент регистрации, в течение 10 лет. На такой же срок предлагается освободить их от необходимости уплачивать налог на прибыль, если стоимость реализуемого инвестпроекта превышает 20 млн. EUR. Если инвестируется более 10 млн. EUR, то расходы по созданию внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта, предлагается финансировать из бюджета. Раз в три года, а не ежегодно, предлагается пересматривать перечень импортозамещающих производств. Присутствие в нем является основанием для получения некоторых преференций, поэтому составление перечня всегда превращается в широкомасштабную кампанию, выбивающую из производственной колеи. Документ обещает также снять ограничения по видам производств для резидентов СЭЗ и требование обязательной продажи валюты.

В рамках повышения нашей инвестиционной привлекательности предлагается кое-что изменить и в условиях хозяйствования для отечественных компаний. Поскольку у нас стоит задача наращивать экспорт, то коснутся они участников ВЭД. В частности, упрощения обещаются тем предприятиям, которые обладают статусом «добросовестный участник ВЭД». Сборы и платежи, взимаемые при экспорте и импорте, могут стать меньше, поскольку планируется привести их стоимость «в соответствие с фактическими затратами на их осуществление».

Правительство и Нацбанк предлагают оживить фондовый рынок. В частности, отменить запрет на продажу акций, полученных в ходе приватизации госпредприятий. Правительство высказывает намерение избавиться от практики продажи государству долей тех коммерческих организаций, которым оказывается господдержка. Правда, из документа не ясно каким образом: то ли перестать помогать, то ли помогать не в обмен на собственность…

Очевидно, что разработчики документа от Нацбанка настроены более решительно. Об этом свидетельствуют разногласия, проявившиеся при подготовке предложений по распоряжению госимуществом. Нацбанк предлагает передать правительству право продавать предприятия как имущественные комплексы, если их стоимость менее 1 млн. базовых величин (порядка 16 млн. USD). Такой же стоимостный порог они предлагают установить и для распоряжения акциями госкомпаний, если после продажи части из них в собственности государства все равно останется более 50%. Правительство, однако, такую ответственность брать на себя не хочет. Там готовы распорядиться лишь собственностью, которая стоит не более 100 тыс. БВ (чуть более 1,6 млн. USD). Напомним, что в настоящее время госимуществом, которое стоит более 10 тыс. БВ, распоряжается Президент.

Более консервативно правительство и в отношении регулирования финансового рынка. Тамошние эксперты не согласны с предложением Нацбанка отменить установленный порядок очередности платежей. Либерализация в этом вопросе, по мнению авторов идеи, повысила бы ответственность руководителей за финансовое состояние предприятий и платежную дисциплину. Правительство же устраивает ситуация, когда несмотря ни на что бюджет получает положенные ему средства в первую очередь. По мнению Нацбанка, следовало бы упростить отношения банков с клиентами по вопросам кредитования. Предлагается внести изменения в Указ от 13.10.2006 № 615. Некоторые его требования не соответствуют существующей практике оценки банками залогового имущества, а необходимость независимой оценки залога ведет к дополнительным финансовым затратам при получении кредита. В правительстве же считают, что уход от этих требований приведет к неадекватности оценочной стоимости и неплатежам по кредитам.

Есть шанс, что сбудутся надежды страховщиков на либерализацию этого рынка. План правительства и Нацбанка предусматривает внесение изменений в Указ от 25.08.2006 № 350, которые позволят частным компаниям работать по обязательным видам страхования.

К марту 2008 г. должны появиться проекты нормативных актов, определяющие условия деятельности в нашей стране инвестиционных фондов и венчурных компаний. Создание белорусской венчурной компании, судя по всему, намерено инициировать само государство. К этому же сроку планируется подготовить изменения в Закон о банкротстве, который должен упростить прописанные там процедуры. Очередной раз планируется рассмотреть возможность реформирования пенсионной системы. Концепция многоуровневой системы пенсионного обеспечения должна быть подготовлена к уже к началу весны.

Будут ли приняты предложения правительства и состоится ли хоть и не революционная, но все-таки либерализация в отдельных секторах экономики, видимо, станет понятно уже к лету. Правда, даже при положительном исходе говорить о нашем инвестклимате, как об одном из самых лучших в мире, все равно будет очень рано.

Елена ГОЛУБЬ

 

 

Предприниматели за реформы, но…

Проблемы предпринимательства

 

Предприниматели за реформы, но…

 

Частный бизнес в Беларуси хотел бы работать в условиях полноценного рынка, однако вхождение в него должно быть мягким и комфортным. Таковы результаты исследования, проведенного исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ).

Более того, предприниматели против того, чтобы государство самоустранилось в случае либерализации условий хозяйствования. Государство должно контролировать важнейшие объекты госсобственности и поддерживать отечественного, а не иностранного инвестора, полагают они.

Результаты исследования были озвучены на семинаре «Отношение частного бизнеса в Беларуси к рыночной трансформации». Напомним, исследование проводилось в августе 2007 г. среди более 500 малых и средних предприятий (МСП) во всех регионах Беларуси. На вопросы социологов отвечали владельцы предприятий или топ-менеджеры.

Рыночных взглядов придерживается большинство опрошенных МСП — порядка 85%. В то же время эти взгляды не являются однозначными. Эксперты разделили их на пять групп. Первую и самую большую (32%) с наиболее либеральными подходами к рынку составили «либералы». Почти столько же (31%) оказалось «нерешительных». В группу «рыночников-интервенционистов» (тех, кто выступает за рыночные отношения при большой роли государства по регулированию рынка) вошли 15% опрошенных. К «госкапиталистам» (выступающим за рынок при сохранении госсобственности) были отнесены 13%, а к «патерналистам» (они за максимальное вмешательство со стороны государства) — 9%.

Наиболее либеральных взглядов придерживаются представители МСП, основанных до 1996 г. (т.н. «первопроходцы», начавшие работать в относительной рыночной свободе), отметил экономист центра социально-экономического исследований CASE (Варшава) Петр Козаржевский. Это свойственно также предприятиям сферы торговли и общественного питания; организациям, зарегистрированным в Минске и Витебской области; предприятиям, испытывающим трудности в работе. Кроме того, либеральность «зашкаливает» у руководителей предприятий, работающих на зарубежных рынках, причем не связанных с СНГ, а также придерживающихся стратегии экспансии на внешних рынках.

За рыночные отношения при активном участии государства и сохранении им госсобственности выступают в основном руководители новых предприятий, созданных в конце 90-х гг. Такой факт эксперты объясняют тем, что они уже изначально появились в условиях неполной рыночной свободы и смогли приспособиться к новым условиям.

Кроме того, такие взгляды свойственны строительным организациям; бизнесу, работающему в Могилевском регионе; а также предприятиям, работающим в конкурентной среде. «Либеральным взглядам не способствует хорошее экономическое положение, — отметил П.Козаржевский. — Проводимая ими стратегия является успешной и изменение внешних условий для них является угрозой». В то же время в группе с наиболее либеральными взглядами оказались практически все лидеры бизнеса, привел он такой парадокс. В силу своей конкурентоспособности они достаточно независимы в нынешней бизнес-среде.

Наименее восприимчивые к рынку «патерналисты» воспринимают либерализацию как угрозу. «Это в основном группы «нишевиков», для которых любое открытие рынка будет означать проблемы. При этом внешние административные барьеры, от которых страдает большинство субъектов хозяйствования, для них не существенны», — пояснил эксперт.

Различны взгляды среди частных МСП и на государственную поддержку. Лишь 14% считает, что она не нужна, остальные же выступают за дифференцированный подход. Так, 44% опрошенных за то, чтобы государство поддерживало всех отечественных производителей, 42% — высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, 34% — стратегические предприятия. В свою очередь, за поддержку сельхозпроизводителей высказались только 26%, а государственных производителей — 8%. Целью господдержки, по мнению ее сторонников, должны быть развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства (61%), а также обеспечение конкурентоспособности белорусских предприятий на зарубежных рынках (54%). По мнению же противников господдержки, любые преференции ограничивают конкуренцию и неизбежно ведут к росту цен на продукцию и налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования, а также порождают коррупцию.

Более сплоченное мнение среди частного бизнеса в отношении приватизации госсобственности. Ее сторонниками оказались 95%. За полную частную собственность малых предприятий выступают 77% опрошенных, крупных — 48%, а частная собственность на землю допустима для 43%. При этом за необходимость каких-либо ограничений или льгот при приватизации высказались 76% представителей малого и среднего бизнеса. Так, почти половине опрошенных (45%) не хотелось бы, чтобы в приватизации участвовал иностранный капитал, а 20% высказалось против российского. В свою очередь, отдавать преимущество трудовым коллективам при проведении приватизации считают необходимым 21% респондентов, а новым частным предприятиям — 14%.

Участвовать в приватизации госсобственности заинтересованы 63%, однако только 16% готовы это сделать на любых условиях. Если же процесс будет прозрачным и честным, то участвовать намерены (26%). Чаще всего о таком условии говорили представители предприятий, проводящих стратегию экспансии, отметил П.Козаржевский.

Вторым условием приватизации опрошенные называли доступ к финансовым ресурсам (24%). «Это не связано с экономическим положением самих предприятий. Многим просто не хватило бы собственных средств на покупку акций госпредприятий», — отметил эксперт. За введение ограничений для иностранного капитала высказалось 7%.

«Основная масса предпринимателей выступает за мягкий переход к реформам. Они представляют себе рынок, но для своих, комфортный, со множествами подушек безопасности», — подытожил эксперт. При этом на взгляды представителей частных МСП непосредственно влияли размеры предприятий, их возраст, отраслевая принадлежность, а также региональные различия.

Дмитрий ЕРМАК