Фанера пролетела мимо предпринимателей
Предпринимательство
Фанера пролетела мимо предпринимателей
Сложности с получением сырья и зарегулированное ценообразование — основные причины, по которым многие частные производители мягкой мебели в Беларуси работают в 2007 г. фактически «в ноль». Об этом было заявлено на заседании ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора Кунявского (БСПН).
Нынешний механизм ценообразования подрезает производителям «крылья», считает директор Заславской мебельной фабрики Михаил Бельский. «Государство разрешает ежемесячно повышать цену не более чем на 0,5%, но это ничто для нас. Мебель — это не социально значимый продукт, не хлеб или молоко», — отметил он. И механизм ценообразования должен быть более гибким. Каждое предприятие должно иметь право устанавливать цену по своему усмотрению, ведь рынок в любом случае расставит все на свои места, считают производители. Сейчас же предприятия работают сегодняшним днем, на проедание, а не на развитие. «Мы работаем без кредитов, фактически на пределе рентабельности, выкручиваемся как можем, за счет отдельных заказов», — отметил М.Бельский.
Государственным предприятиям в плане ценообразования проще, поскольку у них есть лобби в лице органов госуправления. Частники же оказываются один на один с регистрирующим органом. Кроме того, чтобы продать свою продукцию через магазины, производителям приходится закладывать минимально возможную цену, поскольку торговые организации устанавливают 30-процентную надбавку. В результате они зарабатывают больше, чем сами производители. И при этом ни за что не отвечают, сетуют мебельщики.
Производителям мебели также приходится конкурировать с т.н. подвально-гаражными фирмами, которые формируют рыночные цены на мебель массового спроса. Государство пытается решить эту проблему через сертификацию услуг по индивидуальным заказам (она введена с 1 ноября), возможно, сейчас ситуация как-то улучшится, выразил надежду М.Бельский.
«Проблема ограничения цен для производителей касается всех, и мы поднимаем ее давно, — сообщил председатель БСПН Георгий Бадей. — Мы обращались в Совет Министров и приводили аргументы, что это наносит вред экономике, подавляет собственного производителя и стимулирует импорт, с которым потом безуспешно боремся». В качестве примера в обращении приведено конкретное предприятие по производству кетчупа. Из-за невозможности повышать цену на продукцию рентабельность там упала до минус 17%. Производство пришлось свернуть, а в результате освободившуюся нишу на внутреннем рынке заняли российские и украинские производители аналогичной продукции, которые не сталкиваются с подобными ценовыми проблемами. К сожалению, пока правительство не намерено отказываться от регулирования цен, ведь перед ним стоит задача сдерживать инфляцию, отметил Г.Бадей.
«Тормозят» развитие мебельных (как, впрочем, и других) предприятий сложности с доступом к сырью. Так, фанеру и ДВП невозможно купить ни по каким ценам, даже по биржевым. «Выкручиваемся кто как может, покупаем в магазинах, но и там ее не везде можно найти, — отметил директор ИП «Витсервисмебель» Анатолий Мацерук. — Покупать же фанеру в России невыгодно. Там предпочитают торговать за наличный расчет, чтобы не создавать себе проблемы с подтверждением НДС, и в результате цена становится выше биржевой на 35%». В то время, как спрос на мебель среди населения растет, производители из-за проблем с материалами вынуждены порой отказываться от заказов.
«Ежегодно Беларусь заготавливает порядка 12 млн. кубометров древесины. Из них концерн «Беллесбумпром» получает 3,2 млн. Прибавьте сюда облисполкомы, министерства и ведомства. В результате до биржи доходит не более 1,5 млн. кубометров, за которые фактически и борется весь частный бизнес», — отметил председатель ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий профессор Александр Барташевич.
Сетования на сложности с доступом к сырью звучат в последнее время от представителей частного бизнеса все чаще. В нынешнем году обострилась для них также проблема приобретения цемента и молока. Эксперты БСПН обращались по этому поводу в правительство. Там им объяснили, что ресурсов для частного бизнеса нет потому, что у них нет «ведомственной подчиненности». Спустя какое-то время выделять фонды для частника обязали местные власти. Но они делиться с «чужим» для них сектором не особо желают. В ближайшей перспективе БСПН намерен лоббировать решение об обязательном распределении порядка 10% от выделяемых областям ресурсов на нужды частника. Впрочем, проблема решится, скорее всего, лишь тогда, когда у частников будут условия доступа к сырью наравне с государственными.
Дмитрий ЕРМАК