Республиканский клуб директоров. Экономика в 2008 году. Проблемы и приоритеты
Дела и жизнь БСПН
возможны
фото
Республиканский клуб директоров. Экономика в 2008 году. Проблемы и приоритеты
Очередное 56-е
заседание Республиканского клуба директоров состоялось 11 января на базе ОСК
«Раубичи». Традиционно, в начале нового
года предметом рассмотрения стало обсуждение планов и перспектив 2008 года.
Об основных параметрах, задачах и приоритетах экономики в 2008 году собравшимся рассказала заместитель Министра экономики Республики Беларусь Татьяна Старченко. В своем выступлении она отметила, что государство уже предприняло определенные меры для создания предприятиям более благоприятных условий хозяйствования и вложения инвестиций. В частности, в 2008 году на 0,9% снижена налоговая нагрузка. За счет отмены отчислений в дорожный фонд и сохранения ставки НДС на прежнем уровне (18%) у субъектов хозяйствования останется около 1 трлн. BYR. «Такой подарок субъекты хозяйствования получили получили впервые», -- подчеркнула замминистра. Правительство поставило задачу обеспечить в следующем году рост доходов не ниже роста ВВП. Заработная плата должна вырасти до 400 USD. Однако правительство настаивает на том, чтобы повышение зарплаты соответствовало производительности труда и эффективности производства. Этот показатель будет контролироваться, чтобы не допустить разбалансированности товарно-денежных потоков.
Правда, как отметила Т. Старченко, в правительстве есть понимание, что без создания соответствующих стимулов для руководителей предприятий привлечь инициативных людей в реальный сектор не удастся. Что же касается инвестиционной политики, то в этом году основной акцент правительство сделает, судя по всему, на привлечении иностранных и частных инвестиций, прежде всего, в сельскую местность, малые и средние города. Речь идет о реализации комплексной программы развития малых и средних городов, утвержденной в прошлом году указом № 265. Эта программа охватывает 187 населенных пунктов и направлена на реализацию примерно 1 тыс. инвестпроектов, создание более 19 тыс. новых рабочих мест. На ее реализацию планируется направить около 2 трлн. BYR, из которых бюджетные средства составляют 25%. Указом утвержден также перечень предприятий, зарегистрированных и работающих в малых и средних городах, которые в 2007- 2010 гг. будут уплачивать налог на прибыль в размере 50% от установленной ставки.
Кроме того, правительство уже созрело для того, чтобы упростить реализацию неликвидного госимущества. Невзирая на уже принятые документы, продажи идут медленно, признала замминистра, поэтому идет речь о создании правового поля для упрощенной процедуры. Замминистра обратила внимание, что Беларусь пока не использует в полной мере свои транзитные возможности. Перед транспортной отраслью в 2008 году стоит очень сложная задача -- в 1,7 раза увеличить экспорт своих услуг. В повестке -- создание логистических центров, для чего пока не хватает нормативной базы.
И все же, призналась Т. Старченко, чтобы осилить намеченный правительством инвестиционный рубеж, внутренних источников будет недостаточно. Поэтому в Беларуси создана рабочая группа под руководством вице-премьера Андрея Кобякова и председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича, которая нарабатывает нормативные акты для создания в Беларуси благоприятного инвестиционного климата. «Преждевременно говорить, что выйдет на финише, но это шаг вперед. Мы понимаем, что условия в Беларуси не должны быть хуже, чем в других странах», -- подчеркнула Т. Старченко. Пока, по ее словам, правительство работает над оптимизацией налогообложения, упрощением процедуры регистрации бизнеса, созданием более благоприятных условий для работы инвесторов в СЭЗ.
Замминистра также рассказала о подготовке решения об изменении порядка налогообложения ценных бумаг -- снижении налога на доходы от реализации корпоративных ценных бумаг с 40% до 24%. А вот по поводу отмены моратория в отношении акций, приобретенных в процессе льготной приватизации, что стопорит развитие рынка ценных бумаг в стране, замминистра ничего конкретного сказать не смогла.
Желание что-то делать есть
Доклад замминистра экономики не оставил равнодушным аудиторию. Глава представительства Немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский подчеркнул, что зарубежные компании с огромным интересом следят за процессами Беларуси в ожидании принципиальных изменений в инвестиционном климате. В прошлом году страну посетили около 30 немецких компаний, оборот которых превышал 26,5 млрд. EUR. Они хотят работать в Беларуси. «Но достаточно ли революционные изменения в инвестиционное законодательство готова предложить группа под руководством А. Кобякова и П. Прокоповича?" -- спросил выступающий. Ведь предложенного снижения на 0,9% налоговой нагрузки (при том что налоги формируют около половины ВВП) крайне мало для того, чтобы создать привлекательную среду для притока капитала, подчеркнул В. Августинский. По его словам, нужен комплекс мер по созданию благоприятной бизнес-среды в Беларуси. «Без либерализации существующих подходов мы ничего не изменим», -- констатировал глава представительства Немецкой экономики.
Да, сказала Т. Старченко, "предложения достаточно революционны" – мы тоже пытаемся понять, что же сдерживает приток иностранных инвесторов? По ее словам, белорусская сторона в том числе изучает опыт Малайзии и Китая. При этом замминистра подчеркнула, что "нам нужен не просто объем инвестиций, а инвестиции в технологии, которые бы позволили конкурировать хотя бы на территории соседей". "Опыт Китая и Малайзии говорит о том, что это возможно лишь при вовлечении транснациональных корпораций. А этого решения у нас пока нет", -- констатировала Т. Старченко. "В частности, эксперты предлагают снять мораторий на изменения в законодательство. Этот мораторий у нас уже был, а затем его отменили, потому что инвестиций как не было, так и нет. Значит, причина в чем-то другом. Налоговая нагрузка высокая? Мы пошли по пути упрощения по пути упрощения налогообложения для предприятий в малых городах. Но пока импульса большого нет. Значит, дело не в налогах. А в чем же? Мы пришли к выводу, что главное условие -- возможность участия инвесторов в эффективном управлении предприятий, это значит -- собственность, приватизация", -- отметила замминистра. В этой связи она заметила, что рекомендации международных экспертов белорусскому правительства в основном сводятся к отмене льготных энерготарифов для потребителей и отмене льгот для населения. "Станет ли от этого лучше, не могу сказать. У нас выбрана стратегия точечной поддержки реального сектора и населения, а затраты мы переложили частично на бюджет и энегетиков", -- заметила в этой связи замминистра экономики. А на прямой вопрос из зала -- лучше или хуже белорусы стали жить в прошлом году -- Т. Старченко заметила: "Думаю, не хуже. Просто мы в основном топчемся на одном месте. Движение есть, но медленное". По ее словам, положительно то, что есть желание и понимание что-то делать. "И это дорого стоит", -- заключила замминистра.
«Даже хуже, чем
в Ливане»
Ответить на вопрос, почему иностранные инвестиции не идут в Беларусь, взялся участник заседания РКД, генеральный директор иностранного предприятия "ВилоБел" Владимир ЗЕМША.
-- Когда органы власти разрабатывают законодательные условия по привлечению иностранных инвестиций, они самолично оценивают их привлекательность. Однако иностранный инвестор смотрит на ситуацию в Беларуси не в сравнении с условиями работы местных предприятий, а с условиями ведения бизнеса в Германии, странах Прибалтики, России и т. д. Условия, созданные здесь, в сравнении с условиями в других странах невыгодны, неинтересны. Основное препятствие -- отсутствие возможности ведения в Беларуси прозрачного бизнеса. Наше предприятие существует только потому, что в нем работает команда белорусских энтузиастов, которые делают невозможное.
Вся система и налоговая среда в Беларуси непрозрачна. По белорусской системе наша компания имеет прибыль, по МСФО -- мы в минусе. Система расходов, ценообразования, таможня -- какую сферу мы ни затронем, она непонятна. Таких условий нигде нет. Мы регулярно собираемся на подведение итогов со своими коллегами, которое проводится в разных странах. Такой системы, как в Беларуси, -- сложной, неповоротливой и просто нереальной по построению нормальной системы продвижения нет ни в одной стране мира -- ни в Таиланде, ни в Тайване. Мы сидим за одним столом с представителями такой страны, как Ливан, где идет война, и даже у них многие вопросы решаются проще, чем у нас.
Если инфляция
превысит 15%, ни один инвестор не станет
вкладывать деньги в экономику
О монетарной политике и перспективах развития банковского сектора
Беларуси участникам заседания рассказал первый заместитель Председателя Национального банка Павел Каллаур.
Оптимистичные ориентиры экономического развития страны, намеченные на 2008 год, достижимы, если правительство не увлечется валовыми показателями роста, как в реальном производстве, так и в банковской системе. Такое мнение высказал первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Павел Каллаур 11 января на заседании Республиканского клуба директоров. Он подчеркнул, что перед директорской аудиторией привык выступать «прагматично. Банкир с сожалением отметил, что минувший год имеет новые серьезные негативные тенденции, которые связаны с несбалансированностью в экономике. Это касается текущего счета валютного баланса, а также инфляции, составившей 12,1%. «Это очень много», -- констатировал П. Каллаур. Кроме того, отметил он, происходило также нарастание негативных явлений во внешнем секторе. Во многом, продолжил банкир, сложившаяся в прошлом году ситуация обусловлена внешними условиями. "Но давайте реально смотреть на ситуацию: определенный вклад в нее внесли и некоторые наши решения, принимавшиеся без учета понимания сбалансированного коммерческого курса", -- отметил он, напомнив, что реальный рост доходов населения в стране выше производительности труда и т. д.
Политика обменного курса сохранится
В текущем году на валютном рынке Беларуси созданы более благоприятные условия, чем в аналогичный период прошлого года, констатировал П.Каллаур. По его словам, правительство и Нацбанк сделали определенные выводы после возникших в начале 2007 года проблем на валютном рынке и «немного обезопасили себя». Если в прошлом году золотовалютные резервы в стране составляли менее одного месячного импорта, то благодаря принятым государственным решениям они сейчас составляют около 5 млрд. USD – это запас примерно двухмесячного импорта. По словам банкира, нарастить золотовалютный резерв помогли российский кредит (1,5 млрд. USD), продажа собственности (1,2 млрд. BYR), а также действия нефинансовых предприятий (350 млн. USD), еще 1,25 млрд. USD составили привлеченные ресурсы банковской системы.
Прогноз, сделанный правительством на текущий год, выглядит достаточно оптимистично. Платежный баланс в целом также сбалансирован, даже предусмотрен небольшой резерв -- 350 млн. USD, отметил П. Каллаур. Кроме того, если правительству удастся реализовать меры по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций, то за счет этого фактора возможно увеличение золотовалютных резервов на 2 млрд. BYR. «Время покажет, удастся выполнить эти планы», -- сказал в этой связи банкир.
Он подчеркнул, что в сложившихся условиях при выполнении намеченных параметров Нацбанк и правительство в состоянии обеспечить стабильность курса национальной валюты в отношении к иностранным. Предусмотренные в текущем году отклонения курса белорусского рубля к доллару составят, как предполагается, плюс-минус 2,5%.
По словам П. Каллаура, прежняя политика обменного курса, по сути, сохранится и в текущем году. Что же касается стабильности национальной валюты в отношении к покупательной способности, здесь ситуация также прогнозируется устойчивой. Инфляция предусмотрена несущественная – в размере 6-8%. Однако, добавил банкир, скорее всего, мы будем иметь инфляцию по верхней границе, так как "в 1,5 раза снизить инфляцию за год -- это очень сложная задача».
Для хозяйственников важны процентные ставки, а они, как известно, привязаны к уровню инфляции, отметил П. Каллаур. Если инфляция составит 8%, то ставка рефинансирования будет снижена до 9% (сейчас она составляет 10%).
В свою очередь прогноз ставок на кредитном рынке будет определяться по верхней границе и составит ориентировочно 11-12%. Кстати, в прошлом году процентные ставки как в иностранной, так и в национальной валюте были практически аналогичными -- примерно по 12%. Что касается доступности кредитов с точки зрения процентной политики, то она в текущем году будет не хуже, чем в 2007 году, сказал банкир. Правда, заметил он далее, программировать довольно существенное улучшение, особенно в первом полугодии, было бы слишком оптимистично.
Действия банков по привлечению кредитных ресурсов в этом году будут продолжены, сказал П. Каллаур. По его словам, банки дали оптимистичные прогнозы по привлечению ресурсов: в 2008 году они планируют привлечь на 1 млрд. USD больше, чем в 2007 году.
Запас прочности создан
Минувший год был для банковской системы удачным с точки зрения стратегии привлечения инвесторов, подчеркнул первый зампредседателя правления Нацбанка. В Беларусь пришли серьезные банки из России, прежде всего, ВТБ -- крупнейший государственный институт РФ, а также Внешнеторгбанк -- крупнейший банк, находящийся под контролем правительства РФ.
Наряду с этими крупными инвесторами, в банковскую систему благодаря созданным новым правилам в СЭЗ пришли банки из Польши, Украины, Чехии. В ближайшее время, как ожидается, завершатся сделки с инвесторами Ливана, Ирана, а также с еще несколькими российскими банками по покупке ряда небольших белорусских банков.
Мы оцениваем процесс развития банковской системы Беларуси положительно, что и дало ожидаемый результат, отметил П. Каллаур. По его словам, банковская система страны абсолютно прозрачна и отвечает международным требованиям. Учет ведется по международным стандартам, в отличие от реального сектора экономики, где эта работа проводится ненадлежащим образом. «Это важно, чтобы иностранные инвесторы могли правильно оценивать состояние предприятия и принять решение по его покупке или приобретению пакета его акций», -- отметил банкир.
Он пояснил, что приход иностранных банков в Беларусь был вызван определенными сигналами: "часть предприятий приватизирована, и это, естественно, -- знак для банков, что процессы приватизации в стране будут продолжены, а это означает возможности для проведения бизнеса в нашей стране.
П.Каллаур подчеркнул, что на данном этапе национальная банковская система имеет достаточный запас прочности. Показатели достаточности капитала национальной банковской системы, рассчитанные по международной системе, при нормативе 8% сейчас в 2 раза выше и составляют 16%. Плюс отмечены улучшения по доступности кредитов -- как с точки зрения расширения кредитов, так и оптимальных процентных ставок, а это должно способствовать развитию экономики предприятий. Он рассказал, что в прошлом году в банковской системе обозначены определенные новации (хотя это нормальная международная практика) -- предприятиям предоставлена возможность иметь несколько текущих счетов в разных банках. Делалось это с большим скрипом, признал банкир, но исключительно для того, чтобы расширить возможности предприятий по своему финансированию.
П. Каллаур отметил, что сейчас подготовлены изменения в указ N 7, регулирующий внешнеэкономическую деятельность и валютный контроль. В соответствии с документом, упрощается процедура с паспортом сделки -- паспорта сделки можно будет оформлять в тех банках, где обслуживается предприятие. Кроме того, если предприятие по каким-то причинам не сможет уложиться в нормативные сроки возврата валютной выручки, предусмотрено продление этих сроков. Если раньше это было прерогативой Минторга, то сейчас эту функцию берет на себя Национальный банк с передачей полномочий региональным банкм. «Мы работали над этим указом 4 года, надеюсь, что в ближайшее время он будет подписан», -- отметил банкир.
Нельзя увлекаться валовыми показателями
Говоря о возможностях внешнего финансирования, П. Каллаур обратил внимание директоров, что ожидать снижения процентных ставок за счет изменения ситуации на внешних рынках не приходится. Из-за опасности возникновения рецессии экономики США, Англии и других стран повышены риски финансового кризиса в этих и других странах, и это будет негативным образом отражаться на процентной политике зарубежных банков. Тем не менее, считает П. Каллаур, с точки зрения доступности кредитов и расширения возможности получения кредитов перспективы для белорусских предприятий сейчас лучше, чем в 2007 году.
Если по итогам прошлого года активы в банковской системе выросли на 40%, то на этот год предусмотрен рост активов на 41%. «Это гораздо выше, чем рост экономики: в последние годы развитие финансового сектора идет опережающими темпами, что в целом помогает экономическому росту», --отметил банкир.
Рост банковских активов прогнозируется и в последующие годы -- в 2009 и 2010 гг. они должны увеличиться в 1,5 раза.
Но, как подчеркнул банкир, экономика должна развиваться на сбалансированной основе. "Все эти радужные прогнозы по росту активов действительно имеют обоснование. Но они будут реализованы только в том случае, если мы не будем забывать о необходимости сбалансированного роста. Если же мы увлечемся валовым ростом -- как в реальном секторе экономики, так и активов в банковской системе, невзирая на инфляционные последствия, то, к сожалению, мы будем совершенно противоположные результаты», -- подчеркнул П. Каллаур.
Он пояснил, что если инфляция в стране превысит 15%, то ни один иностранный инвестор в условиях нарастания высоких рисков не будет выстраивать стратегические планы ведения бизнеса в этой стране.
Татьяна МАНЕНОК