Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Малому бизнесу – «малые» требования

ВЭД

 

Малому бизнесу – «малые» требования

 

Сделать процедуру таможенного оформления и статистического декларирования товаров более прозрачной, что позволило бы сократить временные и финансовые издержки предприятий, предложил правительству Совет по развитию предпринимательства в РБ.

По мнению экспертов, эта процедура вызывает проблемы даже у опытных участников ВЭД. Для создаваемых частных унитарных предприятий (ЧУП) данная сфера отношений станет наиболее сложной, а это чревато серьезными экономическими последствиями. Некоторые из предложений Совета нашли отражение в принятых и разрабатываемых нормативных правовых документах.

Выводы были сделаны по результатам анализа экспортно-импортной деятельности предприятий, а также практики их судебных споров с таможенными органами. Работа выполнялась в рамках совместного проекта Совета по развитию предпринимательства и Программы развития ООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».

Процедуры таможенного оформления и статдекларирования товаров рассчитаны главным образом на крупные предприятия, имеющие стабильные и долгосрочные отношения с зарубежными партнерами. Для «малых» же они сопровождаются различными трудностями. Эксперты, в частности, указывают на ограниченные сроки представления статдеклараций. Сделать это необходимо не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки (оприходования) товаров. Однако в реальности в распоряжении субъекта хозяйствования имеется всего четыре дня, поскольку день отгрузки товара включается в срок представления декларации (постановление ГТК от 29.12.2001 № 66, письмо ГТК от 15.01.2002 № 02/543).

Одним из распространенных оснований для отказа в регистрации статдекларации является отсутствие оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, подтверждающего российское либо белорусское происхождение товаров. На практике у субъектов хозяйствования зачастую возникают сложности при получении таких документов в связи с территориальной удаленностью отдельных регионов России. Эти процедуры сопровождаются также достаточно высокими финансовыми затратами — сертификат оформляется на каждую партию товара и обходится импортеру от 50 до 300 USD за каждый. Кроме того, данные судебной практики по спорам с участием таможенных органов свидетельствуют, что у таможенных органов часто возникают сомнения по поводу достоверности или правильности заполнения представленных сертификатов СТ-1. Отсутствие копии сертификата в ТПП РФ расценивается как «факт представления для статистического декларирования товара сертификата, который не выдавался ТПП РФ».

Для вновь созданных ЧУП, не обладающих соответствующим персоналом, процедура статдекларирования товаров и подтверждения страны их происхождения станет практически неподъемной прежде всего по организационным причинам, считают эксперты Совета. А обязанность получения на каждую партию российского товара свыше 1,5 тыс. USD сертификата СТ-1 стоимостью 100-150 USD вообще сделает мелкий торговый бизнес экономически нецелесообразным.

Между тем законодательство предусматривает для определения страны происхождения товара в качестве альтернативы СТ-1 грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара, предъявляемые для целей таможенного оформления (постановление ГТК от 28.03.2003 № 24). При этом маркировка, ярлыки, бирки, таблички, паспорта и тому подобное на товаре либо имеющие отношение к такому товару позволяют его идентифицировать со сведениями, указанными в предъявляемой декларации о происхождении товаров.

Эксперты также обращают внимание на то, что таможенные процедуры сопровождаются целым рядом сопутствующих финансовых затрат, не столь значительных для крупных субъектов, но весьма ощутимых для мелких предприятий. Так, при подаче документов, включая электронные копии, сотрудники таможенных органов принимают их к рассмотрению только после тестирования магнитных носителей в РУП «Белтаможсервис». При этом в оплату услуг включается тестирование не только дискеты (диска), но и каждой записанной на нее электронной копии документов. Такой подход таможенных органов к «оптимизации» процедуры таможенного оформления не соответствует сложившейся практике взаимоотношений субъектов хозяйствования с госорганами, считают эксперты. Например, сведения по персонифицированному учету лиц, застрахованных в органах государственного страхования, также представляются в электронном виде. Однако за тестирование дискет и дисков органы социальной защиты, в отличие от таможенных органов, оплаты не требуют.

Среди рекомендаций Совета по развитию предпринимательства:

— продлить срок представления в таможенные органы статдекларации до 15 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада или с даты оприходования импортируемых товаров;

— продлить срок представления в таможенные органы периодической статдекларации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным;

— внести изменения в действующий порядок подтверждения происхождения товаров. В частности, в качестве декларации о происхождении товаров допустить использование грузовых, транспортных или иных товаросопроводительных документов, содержащих сведения о стране происхождения товара.

— не взимать с субъектов хозяйствования плату за услуги, выполнение которых предусмотрено общими требованиями процедуры таможенного оформления товаров;

— снизить требования для получения статуса «Добросовестный участник ВЭД» малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями;

— упорядочить систему административной ответственности за нарушения в области таможенных правоотношений.

Следует отметить, некоторые из предложений Совета уже учтены. Так, в принятом в конце прошлого года постановлении Совмина № 1915 предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров, приобретенных ИП или ЧУП в розничной торговой сети за пределами РБ, в качестве основных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, могут быть представлены товарные, кассовые чеки, квитанции, а также любые первичные документы, отражающие факты совершения внешнеэкономической операции и являющиеся основанием для бухгалтерских записей. В таком режиме ИП и ЧУП смогут работать до 1 июля 2009 г.

Указом Президента от 28.01.2008 № 40 снижены требования для получения статуса добросовестного участника ВЭД субъектами малого предпринимательства.

Дмитрий ЕРМАК