Почему большие не «дружат» с малыми?
Проблемы предпринимательства
Почему большие не «дружат» с малыми?
…боятся обвинений в коррупции
Новая промышленная политика в Беларуси должна ориентироваться на создание условий для развития производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями.
Об этом шла речь на семинаре "Содействие развитию малого производственного предпринимательства в регионах посредством оказания комплексной информационной поддержки и организации субконтрактинговых отношений", который состоялся на базе инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО». Семинар был организован Департаментом по предпринимательству Министерства экономики при поддержке совместного проекта ПРООН и Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».
В ходе семинара отмечалось, что многие белорусские предприятия, которые долгие годы оставались на плаву благодаря господдержке, теряют свои позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке: из-за высоких издержек они не могут конкурировать с более мобильными и эффективными компаниями. Снизить их, как показывает мировой опыт, помогает развитие новых форм организации производства на основе кооперации крупных и малых предприятий. Ведь именно малый производственный бизнес является фактором эффективных производственных кластеров. А развитие производственной кооперации и субконтрактации стало сейчас основным фактором повышения эффективности производства.
Крупные корпорации, стремясь получить более дешевые компоненты, активно сотрудничают с малыми и средними предприятиями, используя систему контрактации. К примеру, развитие субконтрактных отношений в Чехии, Польше, Венгрии открыло в последние годы большие возможности для малого малого и среднего бизнеса.
Как же включить белоруссские малые компании в кооперацию с крупными промышленными предприятиями? Ведь сегодня между ними не только нет такого сотрудничества, но и, более того, ориентируясь на производство готового продукта, они нередко даже конкурируют между собой.
Главный консультант совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и ПРООН Татьяна Быкова обратила внимание на основные барьеры, тормозящие этот процесс и развитие производственного бизнеса в стране. Одна из основных проблем -- размещение производства. Действующая процедура отчуждения объектов госсобственности сложна и не всегда прозрачна, поэтому большинство предпринимателей вынуждены арендовать помещения. При этом издержки на аренду помещения стали одной из самых ощутимых статей затрат их бизнеса.
Одной из главных причин низкой эффективности является также высокий удельный вес накладных расходов, обусловленных наличием множества бюрократических процедур при осуществлении хозяйственной деятельности.
Ведь сегодня основные меры госрегулирования распространяются на все субъекты -- будь-то гигантский комбинат, мини-кафе или парикмахерская. В условиях небольших масштабов производства для частных компаний это оборачивается значительным ростом накладных расходов на единицу продукции или услуг. Тормозит развитие сотрудничества и кооперации малого бизнеса с крупными предприятиями различные формальные и неформальные ограничения для госпредприятий на закупки сырья и комплектующих у субъектов малого предпринимательства, а также размещения у них заказов на производство отдельных деталей и т. д.
Еще одна головная боль производственного бизнеса: обеспечение сырьевыми и материальными ресурсами. В стране практически сохранилась советская система выделения фондов по указанию отраслевых министерств, в которую малые предприятия не включены.
Как результат, отечественный производственный бизнес имеет сегодня очень слабые инвестиционные возможности. К примеру, по итогам первого полугодия 2007 года доля убыточных малых предприятий составила почти 30% от их общего числа. Чтобы переломить эту тенденцию, необходима на государственном уровне реализация комплекса мер по нивелированию перечисленных проблем развития производственного предпринимательства и интеграции его в систему кооперационных отношений, подчеркнула Т. Быкова. Прежде всего, необходимо поменять сегодняшний механизм приватизации: практиковать передачу в безвозмездное пользование для реализации инвестпроектов нежилых помещений и иного имущества, неиспользуемых более 3 лет, с правом последующей передачи в собственность.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства следовало бы "резервировать" определенную долю в объеме госзаказа, а также проводить специализированные конкурсы по его размещению. Было бы также разумно привлекать их в качестве соисполнителей крупных госзаказов путем установления специальных требований к победителям таких конкурсов. Представители бизнеса считают, что за применение любых формальных и неформальных ограничений на закупки у частных предприятий сырья, материалов, комплектующих и т. д. должна быть установлена административная ответственность госчиновников.
Спрочно
Проект Программы развития ООН в Беларуси "Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора" стартовал с 1 января 2007 года и рассчитан на 3 года. На реализацию проекта ПРООН направит около 180 тыс. USD, еще около 20 тыс. USD будет перечислено из республиканского Фонда содействия развитию предпринимательства. Проект реализуется Советом по развитию предпринимательства совместно с предпринимательскими ассоциациями и бизнес-союзами, а также с Минэкономики, Министерством по налогам и сборам, Министерством статистики и анализа, облисполкомами и другими госорганами.
Татьяна МАНЕНОК