Продаются предприятия
Продаются предприятия
Продавать предприятия как имущественные
комплексы разрешил Указ Президента от 25.02.2008 № 113 «О порядке
и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных организаций».
Указ определяет условия проведения этих сделок в процессе приватизации на конкурсной основе. Обязательное условие приобретения — предоставление покупателем прошедшего экспертизу инвестиционного проекта, из которого должно быть понятно, как планируется использовать приобретенное предприятие. Кроме того, организация-покупатель должна взять на себя долги покупаемого убыточного предприятия. Речь идет о налогах, сборах (пошлинах), ссудах, займах и иных обязательных платежах в республиканский и местные бюджеты (включая государственные целевые бюджетные фонды). Сюда же включаются платежи в ФСЗН, по экономическим санкциям, по уплате штрафов и начисленных пеней за нарушения законодательства, иные неисполненные обязательства. Также новый собственник должен будет сохранить рабочие места на период расчетов по долгам и создать новые в соответствии с инвестпроектом.
Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса устанавливается в размере 20% его оценочной стоимости на 1 января этого года. При нулевой стоимости, тем более отрицательной, цена продажи составит 1 базовую величину.
Указ предоставляет возможность новым собственникам рассчитываться по долгам с отсрочкой в 3 года. Расплатиться с государством за купленное предприятие можно будет в течение 6 лет.
Отметим, что предложенный механизм реанимации государством своих убыточных предприятий не нов. Четыре года назад в соответствии с указами от 19.03.2004 № 138 и от 14.06.2004 № 280 с целью финансового оздоровления села и привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство были проданы убыточные сельхозорганизации. Предпринятые меры дали ожидаемый эффект, считают в Минсельхозпроде. По состоянию на начало нынешнего года на селе осталось 23 убыточные организации, тогда как на начало 2004 г. их было 1258, сообщили там «ЭГ». В большинстве реорганизованных хозяйств значительно (от 1,5 до 3,6 раз) возросло валовое производство продукции, увеличилась зарплата, модернизировано производство.
Однако далеко не все присоединенные сельхозорганизации вышли на планируемые 4 года назад результаты. Многие из них балансируют на грани убыточности. Не получили должной отдачи и многие инвесторы. Например, в экономической службе одного из предприятий подтвердили, что вложенные в подъем приобретенного в свое время СПК средства к настоящему времени «ни по рентабельности, ни по прибыли от реализации продукции далеко не окупились и не скоро окупятся». Хотя надежда есть: компания за эти годы реконструировала практически все животноводческие помещения своего сельхозфилиала, внедрила новые технологии в растениеводство, обновила машинно-тракторный парк. Серьезно изменилось отношение к работе самих людей, так что уже в нынешнем году, «если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств, и если мы реализуем продукцию по закупочным государственным ценам», филиал выйдет на прибыльную работу.
Достичь намечаемых 4 года назад целей, считают специалисты отрасли, прежде всего помешали несовершенство законодательства и та компанейщина, в условиях которой начиналась и велась работа по реанимации отстающих сельхозорганизаций. В результате реформирование пошло в разных направлениях: кто-то создавал юридическое лицо, кто-то — филиал, кто-то присоединял отстающее хозяйство к своей фирме…
В ряде случаев неэффективными, несостоятельными, не способными собрать команду специалистов оказались сами инвесторы. «Вложили деньги, купили комбайны, другую технику и решили, что все остальное образуется само собой, — прокомментировал ситуацию один из специалистов «штаба» отрасли. — Между тем, многие вопросы, скажем, обеспечение технологичности производства, качества продукции, остались за бортом».
Безусловно, когда промышленным предприятиям предлагались СПК, замечает в этой связи директор ЗАО «Инвестиционная компания «Юнитер» Андрей Дерех, это не всегда обещало положительный эффект. Приобретение непрофильных активов — это отвлечение не только денежных, но и управленческих ресурсов. С этой точки зрения Указ № 113 сулит гораздо лучшие перспективы. Если компания заинтересована в расширении бизнеса и видит в должнике доходное предприятие, ему выгодно покупать его. Разумеется, с учетом дополнительных вложений в развитие все надо хорошо посчитать, подготовить четкий бизнес-план и программу инвестирования, и только после этого смотреть, каким образом новое предприятие войдет в существующую структуру. К слову, чем оно крупнее, тем больше проблем, потому что новые активы — это не только технологические инвестиции, но и вложения в менеджмент и управление, маркетинг и поиск новых рынков.
Тем не менее, появление Указа, считает специалист, является шагом к либерализации рынка. Да, детализация регламентов по переводу долгов, по форме присоединения требует дополнительных времени и разъяснений. Например, известно, что во многих эффективно работающих госкомпаниях имеются убыточные филиалы или другие структурные подразделения. «Возможна ли продажа таких объектов — разъяснения в Указе я не нашел» — , говорит эксперт.
По словам А.Дереха, в первую очередь предложенный механизм может «заработать» в легкой промышленности. Возможно, подчеркнул он, частная собственность и формат малого и среднего бизнеса как раз и есть тот вариант, который поможет отрасли скорее встать на ноги. Еще одна отрасль, которая может воспользоваться Указом — торговля, многие организации которой балансируют на грани убыточности. Приход новых инвесторов, вероятно, обеспечит более эффективное управление данной сферой.
Конечно, подчеркнул другой мой собеседник, можно было бы прибегнуть к иной форме управления неэффективным бизнесом, когда государство передает его в концессию частному инвестору. Например, частник берет на обслуживание дорогу — ремонтирует ее, обслуживает, но ставит там пропускной пункт и собирает пошлину — делится с государством и что-то зарабатывает себе. В концессию можно сдавать что угодно, включая те же убыточные организации. Просто сделки с частным бизнесом должны происходить на взаимовыгодной основе, их не надо навязывать банкирам или промышленникам. Концессионер должен иметь в доходе свою долю — такую, которая привлекала бы его к этому проекту.
Федор ЗАЯЦ