Требуется финансовое оздоровление
Экономика
Требуется финансовое оздоровление
обзор развития экономики в 2007 году
В 2007 году экономика
Беларуси работала в условиях резкого повышения тарифов на импортные
энергоносители. Поэтому традиционные оценки итогов с позиций «выполнили-не выполнили»
прогнозные задания представляется недостаточными. Важно преследовать не только
влияние высоких тарифов, но и устойчивость экономики в экстремальных условиях,
так как повышение цен на газ, нефть и прочие энергоносители не последнее.
Сравнительные данные о планируемых и
фактически полученных результатах в 2007 году видны из таблицы 1. Из 19 утвержденных Президентом страны прогнозных заданий
не обеспечено выполнение по 5 – темпам роста продукции сельского хозяйства и
продовольственных потребительских товаров, уровню прироста импорта,
внешнеторгового сальдо и рентабельности реализованной продукции в
промышленности. По сравнению с достигнутыми в 2006 году показателями уровень
снизился по 12.
Как и следовало ожидать, повышение тарифов
отразилось на показателе рентабельности. В целом по экономике она составила 12%
против 13,2% в 2006 году, в том числе в промышленности 13% против 15,6%, а в
топливной промышленности – 7,8% против 29,7%.
Расчеты показывают, что по концерну
«Белнефтехим» себестоимость продукции повысилась по сравнению с 2006 годом - на
4,7 трлн. рублей или на 43,1%, а прибыль от реализации снизилась на 800,5 млрд.
рублей или на 24,8%. По предприятиям Минтоппрома себестоимость продукции
выросла на 1,8 трлн. рублей, или на 45,5%.
В целом же по экономике себестоимость
продукции, работ и услуг увеличилась на 24,5 трлн. рублей, или на 27,2%, в том
числе затраты на импортные энергоносители выросли на 2,7 млрд. долларов США
(примерно 5,9 трлн. BLR),
или на 138,4%. Затраты на импорт нефти и нефтепродуктов, с учетом изменения
объемов закупок, увеличилась на 1,7 млрд. долларов, или на 26,1%; природного
газа – на 1,1 млрд. долларов, или на 110,9%; электрической энергии – на 23,6
млн. долларов, или на 44,5%. Затраты на импорт каменного угля сохранились на уровне
2006 г, хотя импортные цены на уголь повысились в 1,5 раза.
Отмеченный рост
затрат, естественно, отразился как на объемных, так и на финансовых результатах
коммерческих организаций.
По объемным
показателям отраслей экономики можно заметить снижение в 2007 году темпов роста
по сравнению с 2006 годом, а по отдельным - росту промышленного производства и
продукции сельского хозяйства - и по сравнению со среднегодовыми темпами,
полученными в прошлой (2001 – 2005 гг.) пятилетке.
Прирост ВВП в 2007 г.
оказался выше, чем среднегодовые темпы за прошлую пятилетку, но в структуре ВВП
происходят заметные сдвиги, что видно из следующих данных.
Удельный вес в ВВП
добавленной стоимости (чистой продукции) составил
| |||
|
2007
г.
|
2006
г.
|
2005
г.
|
промышленность
|
26,7
|
27,6
|
27,4
|
сельское хозяйство
|
7,4
|
7,5
|
7,5
|
строительство
|
8,5
|
7,9
|
7,0
|
транспорт и связь
|
8,6
|
9,2
|
9,0
|
торговля и общественное питание
|
10,2
|
10,3
|
9,7
|
Снижается удельный вес
чистой продукции (добавленной стоимости) промышленности, сельского хозяйства и
транспорта, но существенно возрастает доля строительства и торговли. Что можно
признать позитивным.
В промышленности более
высокие темпы роста обеспечены в машиностроении и металлообработке (113,9% к
уровню 2006 года), промышленности строительных материалов (111,3%), лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (110,8%), при
снижении объемов производства в электроэнергетике (98,7% к уровню 2006 г.) и
топливной промышленности (99,8%), что изменило и структуру промышленного
производства. Доля машиностроения повысилась с 21,1% в 2006 г. до 22,2 % в 2007
г.
Отставание от
прогнозных заданий по темпам роста продовольственных товаров (104,2% против
109-110% по прогнозу) чревато и тем, что товарная масса отечественного
производства не обеспечивает рост реальных денежных доходов населения (рост
114,7% против 107,5 – 108,5%) и розничного товарооборота (рост 115,3% против
109,5 – 110,5%). Тем самым на рынке республики складывается благоприятная
ситуация для импорта продовольственных товаров. Их импорт в 2007 году составил
1,6 млрд. долларов США, или на 8,2% больше чем в 2006 году. Это, естественно,
не улучшило наше внешнеторговое сальдо.
В 2007 году
сохранились относительно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал
(114,7%), в том числе по объектам производственного назначения (111,6%).
Основными источниками финансирования были собственные средства организаций
(41,6% общего объема), средства консолидированного бюджета (26%) и кредиты
банков (19,6% общего объема). Инвестиции в основной капитал из иностранных
источников (без кредитов иностранных банков) составили всего 189,1 млрд.
рублей, или 0,7% от общего объема инвестиций.
Касаясь финансовых
показателей, следует заметить следующее. Выручка от реализации продукции
(работ, услуг) за 2007 год выросла по сравнению с 2006 г. на 28%, а прибыль от
реализации – на 15,1%. Более высокие темпы выручки были по предприятиям
Минэнерго (57,2%), в составе которого концерны «Белтрансгаз» и «Белтопгаз»,
т.е. где были резко повышены тарифы на природный газ.
Самые высокие темпы по
прибыли получены по системе Минсельхозпрода, которая включает облсельхозпроды,
где прирост составил 118,1%, в том числе по облсельхозпродам прибыль выросла в
4 раза. И это при приросте продукции по сельскохозяйственным организациям (без
населения) в сопоставимых ценах всего на 9%, и приросте выручки от реализации в
текущих ценах на 20,3%, в том числе по облсельхозпродам на 22,1%.
В целом по республике
прибыль от реализации товаров, работ, услуг за 2007 год составила 14,3 трлн.
рублей, что на 15,1% больше чем за 2006 год при росте потребительских цен за
этот период на 8,4%, цен производителей промышленной продукции – на 16,3%, цен
на строительно-монтажные работы – на 10,8% и тарифов на грузовые перевозки – на
11,8%.
Балансовая прибыль (прибыль до
налогообложения) составила 13,8 трлн. рублей, что на 15,6% больше чем за 2006
год, а чистая прибыль (после выплаты налогов) – 9,1 трлн. рублей. По отраслям
экономики сумма чистой прибыли, темпы ее роста, а также доля налоговых платежей
в объеме прибыли до налогообложения видны из таблицы 2.
Наиболее высокие темпы чистой прибыли были по
предприятиям транспорта (179,3%), жилищно-коммунального (139,5%) и сельского
(133,2%) хозяйства. А доля чистой прибыли в общем ее объеме существенно выше по
сельскому хозяйству (96,5%, т.е. налоговые платежи составили 3,5% от общей
прибыли). По другим отраслям платежи из прибыли были на порядок выше. По
промышленности они составили 34,5%.
Обращает внимание,
что, несмотря на отмеченный рост чистой прибыли, выросла и просроченная
задолженность субъектов хозяйствования. На 1 января т.г. она составила 4,7
трлн. рублей, что выше, чем на начало 2007 г. на 4,4%. Просроченная
задолженность по кредитам банков и займам выросла на 11,5%. Просроченную
кредиторскую задолженность имели 55,5% общего числа организаций (на 1 января
2007 г. таких организаций было 56,9% общего числа). Объем ее на 1 января т.г.
составил 4,2 млрд. рублей (рост по сравнению с началом 2007 г. 3,8%). На
задолженность свыше трех месяцев приходилось 64,4% общей суммы просроченной
кредиторской задолженности. Это говорит о том, что задержки с расчетами по
обязательствам носят хронический характер.
Анализируя состояние
финансовых расчетов уместно взглянуть на показатели бюджета страны, который
формируется через налоги и иные денежные поступления. Данные об объемах доходов
и расходов государственного бюджета за 2007 год приведены в таблице 3.
Прежде всего, следует
отметить, что доходы бюджета выросли на 25,2 %, что превышает темпы роста ВВП и
прибыли. Отсюда и рост доли доходов бюджета в ВВП по сравнению с 2006 г. (50%
против 48,4%в 2006г.). То есть, вопреки обещаниям Минфина налоговая нагрузка в
2007 г. возросла на 1,6 процентных пункта.
Уместно заметить
опережающий рост доходов от внешнеэкономической деятельности (рост в 3 раза),
что, очевидно, связано с разделением таможенных пошлин на экспортируемые
нефтепродукты. В то же время можно отметить низкую долю поступлений от
подоходного налога (3,2% к ВВП и 6,4% в доходах бюджета) и от собственности
(соответственно 1,6% и 3,2%).
Расходы бюджета
выросли по сравнению с 2006 годом на 29,7%, в том числе на национальную
экономику – на 52,9%, общегосударственные нужды – на 35,4%, а вот на
образование – лишь на 15,7%, здравоохранение – на 22,1%, социальную политику –
на 22,8%. Отмечая опережающий рост расходов на национальную экономику, можно с
сожалением отметить, что, в подавляющем большинстве, они ушли на поддержку
государственных предприятий, а не на развитие более эффективных малых и средних
частных предприятий.
Неоправданным, на наш
взгляд, является и профицит бюджета, хотя объем его снизился по сравнению с
2006 годом почти на 70%.
Отмечая вполне
благополучное положение с доходами государственного бюджета (при этом
просроченная задолженность предприятий и организаций по налогам и сборам,
включая социальное страхование, составила на 1 января т.г. 449,1 млрд. рублей)
приходится констатировать, что финансовое состояние субъектов хозяйствования
улучшается медленно, что видно из динамики баланса финансовых активов и
пассивов, приведенных в таблице 4.
Улучшение баланса определяется, прежде всего,
тем, что темпы роста активов (132,6% к уровню начала 2007 г.) опережают темпы
роста пассивов (131,7%), а также ростом денежных средств предприятий на счетах
в банках (141,3%).
В то же время,
продолжается нежелательный рост дебиторской и кредиторской задолженности
(соответственно 132,1% и 122,8%), а также остатков готовой продукции на складах
предприятий (125,6%). Настораживает и продолжающийся рост задолженности по
кредитам банков (148% к началу 2007 и 228,6% к началу 2006 годам). Сальдо
баланса основных текущих финансовых активов и пассивов составило на начало
текущего года 15,7 трлн. рублей, что в 1,7 раза выше объема чистой прибыли,
полученной по экономике в 2007 году. Поэтому только оздоровление финансов
предприятий и организаций может служить основой для достижения высоких рубежей,
намеченных на текущий – 2008 год и пятилетку в целом.
Аналитическая группа БСПН