Бизнес на селе
58-е заседание
Республиканского клуба директоров обсуждало тему «Эффективные инвестиции». Заседание состоялось 11 июля 2008г на базе ОДО «Центр
развития сельского предпринимательства «Комарово» в Мядельском районе.
Участники заседания заслушали и
обсудили доклады: «Факторы и критерии эффективных инвестиций» (Невиак С.-О.,
советник БСПН); «Инвестиционная политика государства. Малые города и населенные
пункты – привлекательная сфера для инвестиций» (Дмитрович Н.М., заместитель
начальника гл. управления инвестиций Министерства экономики РБ); «Новые
возможности использования государственного имущества для развития
предпринимательства» (Драпеза Г.М., начальник управления Фонда госимущества
Госкомитета по имуществу РБ); «Практика привлечения инвестиций акционерными
обществами с использованием механизмов дополнительной эмиссии» (Куцев А.Г.,
исполнительный директор ООО «Лидеринвест»);
«Новые возможности
привлечения инвестиций с помощью инструментов фондового рынка» (Любин Н.П.,
директор ООО «Лидеринвест»); «Альтернативные инстументы привлечения
финансирования бизнеса» (Примак Д.Н., начальник управления клиентских отношений
ОАО «Белгазпромбанк»); «О взаимодействии бизнеса и власти по решению проблем
комплексного регионального развития на примере д. Комарово Мядельского района.
Роль инфраструктуры в развитии предпринимательства на примере ОДО «Центр
развития сельского предпринимательства «Комарово» (Войтехович Э.А., консультант
ОДО «Комарово»).
В работе клуба приняли участие
Андриевич А.А. - начальник главного управления экономики Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РБ, Ахраменко Т.А. - начальник управления
Департамента по предпринимательству Минэкономики РБ, Дивин В.М. - заместитель
начальника главного управления экономики Министерства сельского хозяйства и
продовольствия РБ, Дмитрович Н.М. - заместитель начальника гл. управления
инвестиций Министерства экономики РБ, Ильюкевич И.В. – начальник управления
предпринимательства Миноблисполкома, Бернякович Л.С. – заместитель председателя
Мядельского райисполкома, Березина З.Н. – член Совета Республики Национального
собрания РБ, представители международных организаций и проектов – Елецких Т.В.
(ПРООН), Филиппова Ж.В. (учреждение «Новая Евразия»), Матюшенко Г.П. (гуманитарный
фонд «Живое партнерство»), торгового представительства Российской Федерации –
Спиридонов А.К., Матренечев В.П., Давыдюк О.Е.
Интервью в тему
Почему не работает даже самое
либеральное законодательство по развитию бизнеса на селе?
Несмотря на огромные
ресурсы, которые тратит государство на программы по развитию села,
результативность их низкая: молодежь по-прежнему уезжает из деревни. О том,
можно ли изменить эту ситуацию и как, корр. "БР" Татьяна МАНЕНОК беседует
с директором ОДО "Центр развития сельского предпринимательства
"Комарово" Аллой ВОЙТЕХОВИЧ.
-- Алла
Ростиславовна, практика уже показывает, что остановить миграцию молодежи в
город не помогает даже строительство современного жилья на селе. В чем же тогда
дело?
-- Молодые люди останутся в деревне, если будут иметь интересную
работу и достойную зарплату. Для этого нужно создать такие условия, чтобы сами сельские
жители открывали в деревне частные предприятия разного профиля. Но именно это
является сегодня большой проблемой, хотя на самом деле это абсолютно реально.
-- Вы знаете, как это
сделать?
-- Опыт говорит о том, что без особой поддержки вряд ли стоит рассчитывать
на инициативу сельских жителей. Нужно создавать структуры поддержки и развития
малого предпринимательства -- именно они призваны помочь ускорить развитие
рыночной экономики на селе. Такой структурой и является "Центр развития
сельского предпринимательства "Комарово". Он был создан в 2004 году в
деревне Комарово Мядельского района Минской области благодаря совместному
проекту Минэкономики Беларуси и ПРООН. Это первый в Беларуси центр поддержки
сельского предпринимательства. В нем работают высококвалифицированные
специалисты, прошедшие подготовку в области развития малого бизнеса как в нашей
стране, так и за рубежом. За это время Центр провел большое количество
семинаров по развитию предпринимательства, агроэкотуризму, оказал помощь в
создании более 30 агротуристических хозяйств.
Сейчас мы реализуем проекты по
развитию экологически чистого сельскохозяйственного производства, строительству
микро-гидроэлектростанции и монтажу фотоэлектрической установки. Неслучайно
именно в Комарово в 2006 году прошел 4-й Республиканский экологический форум. И
все же, признаюсь, пока эффективность работы Центра достаточно низкая. Слишком
мало создано частных предприятий, которые могли бы использоваться как
бизнес-модели для практического обучения будущих предпринимателей. Изменить эту
ситуацию можно только опираясь на поддержку государства, местной власти. Чтобы
доказать, что это возможно, мы и предлагаем создать на примере деревни Комарово
экономическую модель сельского населенного пункта.
-- Почему именно в
Комарово?
-- Население деревни (а она
расположена в непосредственной близости автодороги Вильнюс-Полоцк) превышает
800 человек, в том числе более 45% -- это трудоспособное население. Отмечу, что
в деревне расположен старинный усадебный комплекс, который включен во многие
туристические маршруты. Здесь также реализуется ряд современных энергопроектов:
внедряются энергетические установки, работающие на возобновляемых ресурсах
(газогенераторные котлы на дровах, микро-ГЭС, солнечная батарея).
Наш Центр является организатором
ежегодной республиканской выставки - ярмарки народных ремесел "Камарова --
кола дзен". Кроме того, с нашим участием два года назад стартовал проект
по развитию экологически чистого сельского хозяйства в Национальном парке
"Нарочанский". Наконец, в Комарово более полувека работает Свирский
сельскохозяйственный профессиональный лицей, на базе которого можно готовить
молодежь для работы на малых предприятиях. Возможности для развития малых
предприятий в нашем поселке есть. Малые предприятия можно разместить на базе
неиспользуемых ремонтных мастерских, которые сейчас принадлежат СПК
"Свирский край". В комплекс ремонтных мастерских, который
бездействуют вот уже 6 лет, входят 4 здания, ангар и навес для хранения
сельхозтехники.
Здесь можно разместить несколько
частных предприятий: в том числе предприятия придорожного сервиса (станцию
техобслуживания легковых автомобилей, гостиницу, кафе), предприятие по
производству мебели и сувениров, хлебопекарню, колбасный цех, предприятие по
производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции и т. д.
Такие предприятия могли бы
рассматриваться как модельные, а опыт их развития мог быть востребован в других
регионах страны. А чтобы помочь новым предприятиям встать на ноги, наш Центр
предлагает создать на территории комплекса ремонтных мастерских
бизнес-инкубатор.
-- Что для этого
нужно?
-- Повторюсь, в первую очередь,
сотрудничество местной власти, бизнеса и общественных организаций. Пока процесс
налаживания диалога идет очень медленно. Более того, специалисты Центра в своей
работе сталкиваются с рядом проблем, свидетельствующих, что местная власть не
понимает важности создания структур поддержки сельского предпринимательства.
Маленький штрих к сказанному. Центр
создан в форме общества с дополнительной ответственностью, то есть является
коммерческой организацией. Сам этот статус уже порождает у местной власти
фактор недоверия к нашей организации. Хотя очевидно, что реализуемые нами проекты
имеют, скорее, социальную, а не коммерческую направленность: проводимые в
рамках их мероприятия не предполагают оплату.
Хотела бы также обратить внимание,
что все законодательные документы по поддержке предпринимательства в сельских
населенных пунктах, в том числе и декрет президента N9 от 20 декабря 2007 года,
требуют доработки, поскольку они не касаются организаций частной формы
собственности. Так что документы вроде бы принимаются хорошие, а на самом деле
они не работают.
-- Почему? Казалось
бы, в стране в последнее время принято столько либеральных документов по
развитию частного бизнеса на селе...
-- Приведу маленький пример. Наше законодательство четко не разграничивает
мини-предприятие и крупное производство. При организации производства на
хлебопекарне мы столкнулись с тем, что СНИПы для мини-хлебопекарни и
хлебозавода одни и те же. Но ведь их практически невозможно выдержать на малом
предприятии, а малейшие нарушения чреваты огромными штрафами.
Подчеркну также, что ставки
арендной платы для юридических лиц и ИП в сельской местности и малых городах
должны снижаться, если мы хотим создать благоприятные условия для развития
бизнеса. Однако практика говорит об обратном: условия аренды становятся более
жесткими. Еще один пример. Предприниматель на хуторе в Витебской области
(недалеко от поселка Лынтупы) арендует неиспользуемое более 15 лет здание
(бывший склад запасных частей). Открыл на его базе деревообрабатывающий цех, создал
рабочие места для 6 человек.
Однако с июня этого года ставка
арендной платы выросла с 0,4 EUR до 0,8 EUR/кв. м. Собственник ничего не
предпринял ни по ремонту здания, ни по подводу коммуникаций, ни по улучшению
подъездных путей, а получить за аренду 800 тыс. BYR в месяц хочет... Но теперь
предприниматель задает себе вопрос: а зачем мне это надо? Проще, уехать на
временную работу в Литву (она всего
Разве не очевидно, что бесхозные
здания надо бесплатно отдавать тем людям, которые остались жить на селе,
работают и дают работу другим? Ведь их остались единицы. Им надо всячески
помогать. Только как объяснить это местной власти? Приведу пример из
собственной практики. Специалисты нашего Центра, изучившие опыт работы в
области агротуризма Литвы, Польши, Украины, Германии, Дании, активно
консультируют всех желающих по ведению агроэкотуристической деятельности.
Благодаря этому в Комарово и окрестностях работают 12 агротуристических
хозяйств.
Но, как говорят, теория должна
подтверждаться практикой. В 2005 году наша семья приняла решение создать на
базе сельского дома на хуторе в Островецком районе Гроднеской области, который
принадлежит моей матери, агротуристическое хозяйство. Сделали ремонт, провели в
дом воду, обустроили санузел и душ. Привели в порядок близлежащую территорию, подъездные
пути. Позже зарегистрировали усадьбу в налоговой службе и мать начала
официально оказывать услуги в области агроэкотуризма, а мы ей помогать. Кстати,
эту усадьбу использовали как практический пример (бизнес-модель) для желающих
создать аналогичное хозяйство.
Но вот проблема, с которой мы
столкнулась. В этом году решили провести ремонт дома и увеличить количество
комнат для гостей. Казалось бы, в стране с 2007 года при поддержке
Белагропромбанка работает программа по развитию агроэкотуризма (выдаются
кредиты на модернизацию, восстановление, реконструкцию агроусадеб и т. д.), и
проблем не должно быть. Тем более, что наша усадьба -- это первая
агротуристическая усадьба в районе, которая соответствовала всем необходимым
нормам и стандартам. Прошло более 2 месяцев, а ответа на наше обращение не
было. Лишь после того, как я побывала на приеме у председателя райисполкома,
нам ответили, что проект не может быть поддержан, поскольку в усадьбе нет
достаточного количества комнат для приема гостей. Но ведь именно на это мы и
просили финансовую поддержку!
В середине июня согласно
рекомендации комиссии Гродненского облисполкома, которая изучала данную
проблему, подали документы повторно. Ответ получили в конце августа с очередным
безосновательным отказом. Вы задали вопрос: что нужно делать для развития
предпринимательства в сельской местности? Отвечаю: надо, чтобы прежде всего
выполнялось законодательство, чтобы решения не основывались на субъективном
мнении отдельных чиновников. Хотела бы обратить внимание, что в сфере агроэкотуризма
в Беларуси принят самый либеральный нормативный документ -- указ президента №
372. Но ведь резкого увеличения агротуристических усадеб не наблюдается.
Причина в одном -- это нежелание местной власти создавать условия для предпринимательства.
А ведь без этого нельзя рассчитывать на развитие сельских регионов.