Упрощение таможенных процедур во внешней торговле Беларуси
Упрощение
таможенных процедур во внешней торговле Беларуси
Темпы экономического развития Республики Беларусь, как и прогнозные
показатели роста ВВП до
Ø поступательным
ростом мировой экономики, что побуждает государства к совершенствованию
таможенной политики;
Ø либерализацией
международной торговли и устранением таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во
внешней торговле товарами и услугами в условиях глобализации мировой экономики;
Ø изменением
таможенных правоотношений и внедрением упрощений таможенных процедур для
«облегчения» мировой торговли по рекомендациям WCO.
Экспертами Института мировой экономики
и международных отношений Российской
академии наук (ИМЭО РАН) разработаны прогнозные показатели мирового
развития, представленные в таблице 1 (с
извлечениями). Для сравнительного
анализа сопоставлены прогнозные показатели роста ВВП, доли в ВВП мира и темпы
прироста ВВП трех стран – Беларусь, Россия и Украина, участников процесса
формирования Таможенного союза (ТС) в 3-х измерениях:
· Союзного
государства (Договор о ТС от 06.01.1995г.);
· Единого
экономического пространства (Договор о ТС и ЕЭП от 26.02.1999г.);
· Евразийского
экономического сообщества (Договор ЕврАзЭС от 10.10.2000 г.),
а также ЕС-27, как основного внешнеторгового партнера этих
стран.
В предстоящий период экономического
развития экспертами ожидается, как минимум, удвоение ВВП в Беларуси, России и Украине при
сохранении и даже снижении численности населения в этих странах. Ученые этих стран проводят исследования
различных аспектов реализации экономической политики для сохранения
положительной динамики роста ВВП, а также барьеров и условий, влияющих на торможение или замедление роста экономики.
Таблица 1.
Динамика мирового развития (в ценах
2005г.)
Страны |
Численность
населения, млн. чел.
|
ВВП,
млрд. долл. США
|
Доля в
ВВП мира, %
|
Темпы прироста ВВП, %
| ||||
|
2005г.
|
2020г.
|
2005г.
|
2020г.
|
2005г.
|
2020г.
|
2001-2010
гг.
|
2011-2020
гг.
|
Весь
мир
|
6366,3
|
7335,0
|
61
007
|
116
940
|
100
|
100
|
4,0
|
4,4
|
ЕС-27
|
488,1
|
498,0
|
12
867
|
18 720
|
21,09
|
16,01
|
2,0
|
2,7
|
Россия
|
142,2
|
140,0
|
1 560
|
3 750
|
2,56
|
3,21
|
6,1
|
6,0
|
Беларусь
|
9,9
|
9,8
|
77
|
150
|
0,13
|
0,13
|
5,9
|
4,5
|
Украина
|
48,0
|
47,0
|
321
|
800
|
0,53
|
0,69
|
7,3
|
6,0
|
Барьером на пути экономического роста, по мнению российских экспертов ОПО «Деловая Россия», является баланс
между распределительной и рыночной системами. Если преодолеть этот барьер, то
«рост экономики может быть значительно выше, чем 6-7%, прогнозируемые Правительством. Россия
может уже к
Рост ВВП в Беларуси за период 2000-2005 гг. (с 54 млрд. долл. США до 77
млрд. долл. США), характеризовался «повышением эффективности
функционирования экономики» и сопровождается структурными изменениями в
управлении и регулировании экономикой, модификацией экономической политики. В
обосновании новой модели организационно - экономического механизма
регулирования, формирующейся в Республике Беларусь, акцент также сделан на
модификацию внешнеэкономической политики и, в частности, на совершенствование
таможенной политики, гармонизацию налогового, таможенно-тарифного, валютного и
других законодательств. Все большее внимание ученые уделяют внешнеэкономическим
аспектам макроэкономического регулирования как, например, таможенной политике государства, поскольку считает, что «они не могут выполнять свои
экономические и социальные функции прежними методами».
По оценке А. Кондратьева, президента
Международной академии транспорта, в странах СНГ повысился общий уровень
барьеров по отдельным направлениям экономического развития, как, например,
международные грузоперевозки. Значительными барьерами на пути реализации
транспортных услуг являются длительные сроки оформления документов при
пересечении границы, большое количество документов, требуемых таможенниками при
пересечении границы, принудительное платное сопровождение грузов,
вымогательство со стороны представителей контрольных служб сопредельных
государств и др.
Темпы снижения барьеров на пути
международного перемещения товаров и услуг и либерализацию внешнеэкономических связей заметно ускорил процесс
глобализации с середины 80-х гг. прошлого столетия. Благодаря дальнейшему росту числа стран –
членов Всемирной торговой организации (ВТО) и реализации программ либерализации
ВЭД, усиливается тенденция ослабления
протекционизма, в том числе таможенного, в международной торговле. По мнению
ведущих ученых ИМЭО РАН «в случае серьезного отката глобализации и возврата к
протекционизму в международных экономических отношениях среднегодовые темпы
прироста мирового ВВП могут упасть на 2-2,5 процентных пункта». Российские ученые (Козырин А.Н., Емельянов
А.С., Ялбулганов А.А., Варфоломеева
Ю.А.) рассматривают протекционизм, как «направление внешнеторговой политики;
курс государственного регулирования внешнеторговой деятельности, направленный
на использование различного рода ограничений и запретов экономического и
административного характера, затрудняющих доступ иностранных товаров на
внутренний рынок данного государства, снижающий их конкурентоспособность на
этом рынке и, как следствие, обеспечивающий надежную защиту отечественных
производителей аналогичных товаров».
Характерным примером ослабления протекционизма во внешней торговле является использование различных упрощений процедур торговли, которые применяются странами в рамках интеграционных образований (зоны свободной торговли, таможенного союза, единого экономического пространства, валютного союза) или руководствуясь положениями конвенций международных организаций экономического (в т.ч. таможенного) сотрудничества. Основная цель упрощения процедур торговли заключается в том, чтобы «уменьшить для предприятий сложности осуществления операций международной торговли, связанные с увеличением количества нетарифных барьеров, ростом документооборота при одновременном обеспечении оптимальной эффективности и действенности государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью».
На пути интеграции Беларуси и России
существует немало препятствий и трудностей. Становление и развитие Таможенного
союза (Соглашение от 06.01.1995 г. между Россией и Беларусью) «тормозится не
только причинами объективного характера, но и различиями интересов государств и
разноуровневым ходом экономических реформ в этих государствах, рядом обстоятельств
в отношениях международных организаций». На втором этапе формирования
Таможенного союза – создания общей
таможенной территории возник ряд острых вопросов «например, о распределении
вносимых таможенных платежей между бюджетами сторон, окончательно решенный
Верховным Судом Российской Федерации (Пленум Верховного Суда РФ от
04.07.2000г.), признанием отсутствия сформированного Таможенного союза».
Вероятно, по этой причине до настоящего времени не выработано согласованной позиции по внедрению и
использованию специальных упрощений таможенных процедур в практике таможенного
дела на общем таможенном пространстве обеих стран.
Показательным примером ослабления
государственного протекционизма во внешней торговле является устранение
нетарифных барьеров и снижение тарифной защиты на пути международного
перемещения товаров и услуг. Так, в ЕС 21% от общего числа ставок таможенных
пошлин, являются нулевыми. После вступления Китая в ВТО общий уровень
таможенных тарифов уменьшился с 12% в
Несомненно, снижение тарифной защиты в
международной торговле существенным образом положительно влияет на развитие
грузоперевозок и транзитных возможностей стран – транзитеров.
По прогнозным показателям
экономического развития ЕС, в период 2000-2020 гг. ожидается рост общего количества
грузоперевозок на 50% и, в частности, автомобильным транспортом - на 55%,
морским - 59%, воздушным на 108%. Приведенные показатели характеризуют
конъюнктурную ситуацию как исключительно благоприятную для белорусских
грузоперевозчиков в международном сообщении на европейском рынке транспортных
услуг, а также на восточном направлении международного транзита.
Между тем, для оптимизации
международных перевозок и реализации принципа «точно вовремя» при доставке
товаров, по мнению Х.Рогге - директора
немецкой ассоциации экспедиторских и логистических компаний «DSLV» необходимо
чтобы таможенные процедуры проходили более гибко, отсутствовали технологическая
несовместимость операций таможенного оформления и контроля и проблемы
таможенной инфраструктуры.
Процесс совершенствования таможенного транзита
и таможенных технологий оформления и контроля в Беларуси находится под
постоянным контролем органов государственного управления и осуществляется в
соответствии с положениями Указа Президента РБ от 16.07.2007г. № 320 «О
реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь». Наряду со снижением тарифной защиты внешней
торговли, нетарифные барьеры преодолева-ются как в части совершенствования
таможенного администрирования, так и предоставлением участникам ВЭД различных
преференций и льгот. Вместе с тем, консолидированный подход к либерализации
таможенного дела посредством внедрения упрощений таможенных процедур не
обозначен в правовых актах национального таможенного законодательства.
Проблемы, возникающие в международной
торговле товарами и транспортны-ми услугами, амортизируются международными
организациями роль которых усиливается в условиях глобализации. Государства
вынуждены принимать во внимание состояние дел у других стран, экономических
союзов стран, рекомендации международных организаций в области налогообложения,
социальной политики, таможенного регулирования внешней торговли и др. Участие в
работе различных международных экономических и торгово-таможенных организаций
обусловлено стремлением стран стать равноправными торговыми партнерами на
мировом рынке.
В настоящее время вопросы таможенно -
тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами и услугами
рассматриваются Россией и Украиной преимущественно в аспекте своего участия в
ВТО (объединяет 151 страну и 97% всей мировой торговли товарами и услугами) и
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (создана в
Ø Рамочным стандартам
безопасности и облегчения мировой торговли (
Ø Международной
Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Конвенция Киото,
объединяет 54 страны, вкл. США, страны ЕС, Китай, Украину).
Конвенция Киото была принята WCO 25.09.1974 г. и пересмотрена в июне
Всемирная таможенная организация
рекомендует следующие принципы организации таможенного дела:
- совершенствование
технологии проведения таможенного контроля;
- максимальное
использование информационных технологий;
- партнерский подход
в отношениях между таможенными органами и предпринимательским сообществом;
- стандартизация и
упрощение таможенного оформления;
Общий принцип Конвенции Киото можно
сформулировать как содействие развитию внешней торговли без ущерба для
эффективности таможенного контроля. Конвенция рассматривает таможенное
администрирование таким образом, чтобы при выполнении таможенных процедур не
было необоснованных препятствий в оптимизации транспортной логистики,
вовлечения предпринимательства в излишние издержки в связи с перевозкой или
хранением товаров, сбором и составлением документов и т.д.
В Концепции развития таможенных органов
Российской Федерации до
Директор Департамента государственного
регулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ РФ Г. Баландина, характеризует положения Конвенции Киото как
крайне важные для России в части «применения одних и тех же механизмов
таможенного администрирования, использования одних и тех же документов,
сведений, процедур, технологий таможенного контроля». Оценивая перспективы
строительства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, эксперты отмечают, что «Киотская конвенция – единственный свод принципов и
правил», на основе которых следует «унифицировать таможенное законодательство в
будущем Таможенном союзе, потому что это самые прогрессивные правила».
Руководствуясь положениями Конвенции
Киото (любая из сторон вправе принять
любое из Специальных приложений или их Глав) и в силу особенностей экономики,
административной системы и национального законодательства отдельные Специальные
приложения конвенции («Таможенные правонарушения», «Переработка» и др.) не
могут быть приняты к использованию в практике таможенного дела России на этом
этапе таможенной интеграции. Это значит, что автоматического присоединения
страны в Конвенции Киото произойти не может. По мнению ученых первоначально
необходимо определить национальным законодательством соответствующие правила
использования упрощенных таможенных процедур. Весомым представляется
теоретический и практический опыт России по совершенствованию механизма
таможенного регулирования внешней торговли, который несомненно будет полезен
Беларуси на предстоящем движении к международным стандартам WCO в таможенном
деле.
Конвенция Киото содержит ряд положений,
привлекающих внимание таможенных органов стран мирового сообщества.
В частности, глава 6 Конвенции Киото
содержит следующие положения:
§ таможенные органы
стремятся к сотрудничеству с другими таможенными администрациями и заключают
соглашения о взаимной административной помощи;
§ таможенные органы
стремятся к сотрудничеству с торговым сообществом и заключают меморандумы о
взаимопонимании.
Изменения в таможенных правоотношениях,
рекомендуемые конвенцией, дают возможности участникам ВЭД в качестве
«уполномоченного грузополучателя» получать товары напрямую по месту своего
нахождения без их предоставления в таможенный пункт по месту назначения груза.
Соответственно, в качестве «уполномоченного грузоотправителя» - отправлять
товары напрямую из места своего нахождения без их предъявления в таможенный
пункт по месту отправления груза. Обладать таким статусом могут лица,
уполномоченные таможенными органами на определенную деятельность в области таможенного
дела.
Практическую
реализацию основные положения конвенции нашли в решении МЭРТ РФ (Приказ № 9 от
27.01.2005 г.) «Об утверждении порядка установления специальных упрощенных таможенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц». Таможенный кодекс РФ (Статья 68) с
Партнер Беларуси по интеграционным
объединениям на постсоветском
пространстве - Украина присоединилась к Протоколу о внесении изменений в
Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от
26.06.1999, приняв соответствующий Закон
от 05.10.2006 г. № 227-V с целью «удовлетворения потребностей участников
международной торговли и таможенных служб в облегчении, упрощении и
гармонизации правил и процедур». Согласно статьи 6 Протокола «настоящий
протокол и приложения к нему полностью заменяют собой Конвенцию во
взаимоотношениях между Сторонами настоящего протокола». Украина, став полноправным участником Конвенции Киото,
и соответственно, опираясь на положения конвенции, будет стремиться к
расширению своих транзитных возможностей, развитию логистических систем,
модулей и центров на национальной
таможенной территории.
Проведенное
исследование позволяет сделать следующие
выводы:
1. Внедрение отдельных положений Конвенции Киото в национальную
практику таможенного дела может способствовать успешному
достижению прогнозных показателей экономического развития страны на последующие
годы, развитию международных грузоперевозок и транзита по таможенной территории
Беларуси.
2. В поступательном развитии интеграционных процессов с участием
Республики Беларусь и России необходимо устранить возникшие
разнозначимые условия хозяйственной деятельности субъектов – участников ВЭД при
одностороннем внедрении Россией новых принципов организации таможенного дела.
3. Республика Беларусь как член Всемирной таможенной организации
имеет возможность непосредственно присоединиться к отдельным
положениям Конвенции Киото, либо с учетом практического опыта России и Украины
по реализации положений конвенции и в развитие процесса формирования
Таможенного союза, самостоятельно расширить возможности участников ВЭД в
таможенных технологиях, внедрить отдельные упрощения таможенных процедур в
национальную практику таможенного дела.
4. Совершенствование механизма таможенного регулирования
ВЭД
способствует развитию сферы транспортно-экспедиционных,
логистических и таможенных услуг,
повышению конкурентоспособности национальных операторов этих услуг на
международных рынках.
Таким образом, поступательный рост экономики страны, развитие интеграционных процессов с участием республики, либерализация мировой торговли, усиление влияния международных организаций и, в частности, Всемирной таможенной организации побуждают национальные таможенные органы к внедрению и использованию в практике таможенного дела упрощенных процедур таможенного оформления и контроля, как дополнительного ресурса для развития внешней торговли, международных грузоперевозок и транзитных возможностей.
Мацкевич
Вадим
кандидат
экономических наук