Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Инвестиции в АПК как возможность диверсификации

БСПН совместно с Минсельхозпродом и Представительством CNFA в Беларуси 17 сентября 2008 года провели научно-практическую конференцию «Диверсификация капитала и развитие АПК».

 

Докладчики конференции заслушали и обсудили доклады «АПК – привлекательная сфера для инвестиций» (Дивин В.М. – заместитель начальника главного управления экономики Минсельхозпрода РБ), «Диверсификация капитала как способ снижения рисков хозяйствования и повышения эффективности инвестиций» (Невиак С.-О. – консультант БСПН), «Практика и проблемы реформирования сельскохозяйственных организаций с привлечением инвесторов на примере Минской области» (Манько Н.Г. – начальник отдела научного обеспечения Миноблисполкома), «Информационная и консультационная поддержка сельхозпроизводителей. «Результаты программы «Волонтеры в агробизнесе», реализуемой Представительством CNFA в Беларуси» (Соколовская Л.А. – директор Представительства CNFA), «Бизнес планирование как инструмент оптимизации инвестиций и повышения их результативности» (Иванов С.И. – директор ОДО «Аграрно-консалтинговый центр»), «Опыт и подходы ЗАО «Витэкс» по инвестициям в АПК» (Терещенко В. А. –генеральный директор ЗАО «Витэкс»), «Проблемы и пути оптимизации экономических отношений производителей и потребителей сельхозпродукции» (Кругляков А.В.глава крестьянского фермерского хозяйства «Элита-К» Копыльского район), «Гармонизация производственной и институциональной инфраструктуры АПК в целях повышения эффективности инвестиций» (Жудро М.К.заведующий кафедрой БГЭУ), «Основные аспекты финансирования малого и среднего бизнеса, в том числе АПК»(Авраменко Т.В. – директор Департамента кредитования и инвестиций ОАО «Белгазпромбанк»).

            В дискуссии по проблемам, практике и опыту реформирования сельхозорганизаций на примерах организаций, приобретших сельхозпредприятия как имущественные комплексы»  приняли участие: Ричард Лип – эксперт программы «Волонтеры в агробизнесе», США, профессор Мичиганского университета; Шурим М.А.директор УП «Тепловые сети», Пол Санберг – эксперт программы  «Волонтеры в агробизнесе», США, частный консультант; Рик Макгуаер - эксперт программы  «Волонтеры в агробизнесе», США,сотрудник ABS Global; Ермак И.П.– директор СПК «Заславльский».

         В работе конференции приняли участие заместитель премьер-министра РБ Бамбиза И.М., первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Котковец Н.Н.

 

 

Рекомендации научно-практической конференции

«Диверсификация капитала и развитие КПК»

 

            Заслушав и обсудив доклады и сообщения, участники конференции пришли к выводу, что диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования. Они отметили, что в основе диверсификации - экономические стимулы, в частности такие как увеличение прибыли и рентабельности субъекта, уменьшение риска и безопасности, рост оборотов и доли на рынках.

Участники конференции напомнили, что в последние годы в Белоруссии было принято много решений, которые создают условия и предпосылки для привлечения инвестиций в аграрно-промышленный комплекс и способствуют повышению эффективности этих инвестиций. В частности, это такие документы, как Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Указы Президента Республики Беларуси от 14.06.2004 г. № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» и от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

            В ходе конференции прозвучало, что всего в Белоруссии за 2004 – 2007 г.г. коммерческие организации инвестировали в сельскохозяйственное производство около 4,5 трлн. рублей. В этот период инвесторам было передано около 25 % задействованных в сельскохозяйственном производстве угодий. Реформировано более 500 сельскохозяйственных организаций, в том числе 85 организаций инвесторы приобрели как имущественные комплексы. В докладах было отмечено, что наиболее целенаправленно и продуманно строится эта работа в Минской области, где продан 51 имущественный комплекс. В качестве инвесторов в большинстве случаев выступали организации частной формы собственности. По этим организациям в расчете на 1 балло-гектар сельхозугодий размер инвестиций составил 140,8 тыс. рублей. Указанные средства направлены на закупку сельскохозяйственной техники, семян, удобрений, реконструкции и строительства объектов животноводства и инфраструктуры.

            В результате в 2007 г. производство сельскохозяйственной продукции по реформированным хозяйствам увеличилось по сравнению с 2003 г. на 62 %, а рентабельность возросла на 20 процентных пунктов. Лучших результатов добиваются инвесторы, способные на ряду с техническим и технологическим переоснащением обеспечить эффективный менеджмент и интеграцию сельскохозяйственного и основного производства. Примером такого подхода может служить деятельность ЗАО «Витэкс» (генеральный директор В.А. Терещенко).

            Мониторинг эффективности и целесообразности продажи имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций свидетельствует, что изменение аграрной политики в сторону привлечения частного, отечественно и зарубежного капитала в сельское хозяйство оправдывает себя и должно иметь дальнейшего развития, отметили участники конференции. В то же время опыт деятельности инвесторов, принявших в управление сельскохозяйственные организации, и мнения потенциальных инвесторов говорят о необходимости дополнительных мер, позволяющих активизировать процесс привлечения инвестиций.

По мнению участников конференции, фактором, сдерживающим процесс привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство, является растянутость во времени процедуры передачи инвестору имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций по причине необходимости оформления большого числа правоустанавливающих документов. Также в ряде случаев сдерживающим фактором является вмешательство местных органов власти в хозяйственную деятельность инвестора, отсутствие на практике равных условий для всех сельхозпроизводителей. Существуют и другие проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных специалистов, медленными институциональными преобразованиями.

            В качестве важнейших мер, призванных обеспечить привлечение инвестиций в АПК, участники конференции предлагают следующее:

            - совершенствование налоговой системы республики, направленное на снижение налоговой нагрузки и оптимизацию расходов по ее администрированию;

             - снижение процентных ставок по кредитам, которое обеспечит более благоприятные условия привлечения реальным сектором экономики финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и осуществления инвестиций в основные средства;

             - привлечение иностранных инвестиций в условиях дефицита собственных средств создаст условия не только для будущего развития и для замещения собственных средств на инвестиции, которые, в свою очередь, могут быть использованы на пополнение оборотных средств;

             - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности путем дальнейшего совершенствования законодательно-правовой базы, сокращения административных барьеров (в части регистрации, лицензирования, контроля), улучшения доступа к кредитно-финансовым ресурсам (развитие микрокредитования, системы гарантии и страхования, создания новых объектов инфраструктуры, облегчающих доступ к информационным ресурсам и научно-техническим разработкам), улучшение доступа к неэффективно используемым объектам госимущества и сокращения арендной платы;

             - создание благоприятного инвестиционного климата через обеспечение стабильности нормативной и законодательной базы инвестиционной деятельности; защиту прав собственности; развитие финансовых рынков; стабильность национальной валюты, совершенствование ценового регулирования; совершенствование информационного процесса и создание баз данных по инвестиционным проектам; развитие системы подготовки и переподготовки специалистов в области инвестиций и бизнес-планирования инвестиционных проектов.

            Диверсификация капитала является наиболее сложной и комплексной из всех стратегий развития субъекта, так как она требует тщательного анализа потенциалов, синергии, культуры субъектов, потенциала сотрудников, знания и компетенции менеджмента, подчеркивали участники конференции. Диверсификация сопровождается необходимыми процессами переструктурирования и реорганизации субъектов. Международная практика показывает, что в случае пренебрежения этими требованиями и спецификой диверсификационных процессов полученные экономические, а иногда и социально-политические результаты, являются отрицательными и приводят к ущербу субъектов и всей экономики.

            Участники конференции также высказали пожелание руководителям министерств и научных учреждений - учесть указанные выше проблемы и рекомендации по их решению. Также, по их мнению, БСПН стоило бы проработать возможности создания информационно-справочной системы «Инвестиции в АПК», а Минсельхозпроду и БСПН совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом и другими заинтересованными провести в 2009 году Саммит инвесторов «Свободная экономическая зона АПК» (СЭЗ АПК).

 

 

 

 

Выгоден ли бизнес на селе?

- Сегодня инвесторам есть смысл направлять свои капиталы в сельское хозяйство, — такое заявление сделал на открытии научно-практической конференции «Диверсификация капитала и развитие АПК» заместитель премьер-министра Иван БАМБИЗА.

Убеждение вице-премьера в первую очередь основано на анализе нормативно-правовой базы, которой располагает отечественный агропромышленный комплекс и которая дает возможность любому, кто инвестирует в развитие села, получать от этого весомую прибыль. По его словам, государство практически все сельское хозяйство «перевело на условия, характерные для работы юридических лиц в свободных экономических зонах». В частности, декретами Президента от 20.12.2007 № 9, от 28.01.2008 № 1, от 12.08.2008 № 17, Указом от 24.06.2008 № 350 и др. для инвесторов установлены весомые льготы и преференции. Льготируется, например, часть полученной прибыли, налоговых платежей, направляемых на развитие материально-технической базы… Такой либерализации законодательства, подчеркнул докладчик, наши соседи не имеют.

Привлекательным для бизнеса АПК становится и в связи с его крупномасштабной модернизацией, что позволяет ежегодно наращивать темпы производства сельскохозяйственной продукции и ее реализации, в том числе на экспорт. «И этот потенциал, — заверил предпринимателей И.Бамбиза, — со временем будет только увеличиваться, следовательно, будут расти и доходы инвесторов».

Правда, по словам вице-премьера, пока не созданы соответствующие экономические условия для реализации отечественной продукции на внутреннем рынке. Это сдерживает привлечение инвестиций в отрасль. О том, что условия для продажи импортных товаров и работы импортеров сегодня лучше, чем для работы местных товаропроизводителей и торговли белорусскими товарами, свидетельствует динамика ввоза в республику продовольствия из-за рубежа: за последние месяцы рост составил от 30 до 60%. «Мы пытались обсуждать эту тему с предпринимателями — пока не получается», — посетовал И.Бамбиза, назвав в этой связи «половинчатым решением» новую инструкцию Минэкономики, регулирующую вопросы ценообразования (см. «ЭГ» №№ 68, 69, 72).

«Надо двигаться в сторону увеличения оптовых и розничных торговых надбавок, особенно по отечественной продукции, с тем чтобы заинтересовать торговлю реализовывать свое, а не импорт», — заявил он, добавив, что эти вопросы «еще будем обсуждать».

Таким образом, судя по словам заместителя премьер-министра, правительство не собирается отказываться от регулирования в сфере ценообразования.

Что еще мешает нормальной работе АПК? «Практически отсутствует, и по всем без исключения направлениям» оптово-логистическая система сбыта продукции — нет центров, где можно было бы сформировать ее крупные партии, заключить долгосрочные контракты и гарантировать экспортные поставки в Россию и дальнее зарубежье «как по количеству, так и по ценовому параметру». В этой связи вице-премьер очень надеется на усиление просветительской работы в предпринимательской среде, в т.ч. с помощью средств массовой информации.

Бизнесу пора переходить от торговли к вложению средств в сельское хозяйство. «Если это наш внутренний союз предпринимателей, — заявил И.Бамбиза, обращаясь к участникам (напомним, что одним из организаторов конференции выступил БСПН им. М.Кунявского. — Ред.), — а не союз импортеров, то я думаю, что мы можем несколько изменить подходы и заняться развитием предпринимательства исходя из интересов отечественного производителя и торговли отечественными товарами». По его мнению, надо активнее разъяснять и пропагандировать возможности отечественной нормативной базы по развитию агробизнеса. «Потому что предприниматель чаще всего не верит власти, но если его коллега профессионально и доходчиво разъяснит правовое поле и экономические выгоды от работы в АПК, от организации продажи продукции на внутреннем рынке и на экспорт, я думаю, что это будет полезно», — заключил он.

Федор ЗАЯЦ

Деньги любят отдачу…

Белорусские аграрии всегда нуждались, и государство не оставляло их без поддержки. Уместно отметить, что средства в эту отрасль направляются немалые: только на цели Государственной программы возрождения и развития села выделено более 70 трлн. Br. Но есть и отдача — взять хотя бы нынешний рекордный (более 9,3 млн. т) намолот зерновых.

Между тем, почувствовав вкус к первым успехам и достойной жизни, сельчане просят все новых денег — на реконструкцию ферм и закупку удобрений, на оснащение детских садиков и другие жизненно необходимые нужды. У государства (именно оно в любой стране является основным донором сельхозпроизводителей) средств не хватает. Надежда на частный бизнес.

В общем-то бизнесмены не против: как правило, такой альянс оказывается выгодным обеим сторонам. Например, ЗАО «Витекс», вложив с 2004 г. 15 110 млн. Br в убыточный СПК «Теплень», не просто в корне изменило жизнь местного населения, но и получило возможность отказаться от импортных закупок многих ингредиентов для основного производства — необходимые им мед, молоко, экстракты трав и другое теперь «выращивают» сами. «Подсобным цехом» для ЗАО «Выставочный центр «Аквабел» стало некогда убыточное УП «Совхоз «Боровляны». Многие компании переносят в свои новые владения складские помещения, логистические центры, вспомогательные производства и т. д.

В то же время немало и таких случаев, когда в силу различных причин, особенно когда подобные союзы формировались наспех и без должного расчета, результат оказывался плачевным: они распадались, инвесторов приходилось искать уже для двух убыточных хозяйств, а потраченные до этого деньги уходили «в песок». Именно поэтому аграрии и предприниматели — новые потенциальные инвесторы села, прежде чем затевать очередную кампанию, решили рассмотреть проблемы АПК внимательнее, посоветоваться, что нужно сделать для того, чтобы вложенный в село капитал работал наиболее эффективно.

А товаропроизводитель — свободу

В частности, так утверждает один из участников конференции — начальник отдела по научному обеспечению, внедрению новых форм хозяйствования и реформирования собственности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Николай МАНЬКО, с которым беседует корреспондент Федор ЗАЯЦ.

— Николай Григорьевич, ваш доклад посвящен современным проблемам реформирования села. Что там теперь, собственно, происходит?

— Белорусское село постепенно переходит на индустриальные рельсы. В силу неблагоприятной и все обостряющейся демографической ситуации мы теряем личные подсобные хозяйства, и дальше кормить страну, скорее всего, придется общественному сектору. Для этого он нуждается в серьезном технологическом переоснащении. В прошлые годы в области было реконструировано 139 молочно-товарных ферм, 27 животноводческих комплексов, 17 птицефабрик. 22 новые фермы возводятся в нынешнем году. Собственно, это уже и не фермы, скорее комплексы, где 4-6 доярок обслуживают от 600 до 1100 голов скота.

Переходим на новые технологии в земледелии — 70% работ уже выполняются в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

В области возводятся 325 агрогородков — и тоже привносят в жизнь свои нюансы. Создав в них социальную базу, мы должны, как Форд говорил, «продать» ее услуги. «Покупатель» — население — должно для этого иметь деньги. То есть на селе нужно развивать производство, причем «быстрые» доходы приносят только молоко и птица. Этого мало, следовательно, в агрогодках должны работать центры малого предпринимательства, быть разнообразие выпускаемой продукции. Одновременно это будет способствовать росту занятости сельского населения.

— И в какой мере во всем этом рассчитываете на частный капитал?

— В 2004-2005 гг. 140 хозяйств области было «отдано» новым инвесторам, в 2006-2007 гг. — еще около 40, и в этом году столько же должны объединиться в рамках программ совершенствования структуры управления аграрным сектором. За 2004-2008 гг. в аграрный сектор области инвестировано 1,6 трлн. Br. Закуплено 800 тракторов, 580 зерноуборочных комбайнов, свыше 300 тыс. единиц иной сельскохозяйственной техники.

В результате слияния хозяйств на селе оказалась масса неиспользуемых производственных помещений. Также работаем по их вовлечению в оборот. Зачем объединившимся хозяйствам держать, скажем, две мастерские? Законодательство позволяет приобрести это помещение под определенные проекты и на условиях льготного кредитования запустить их в производство. И это выгодно, потому что иначе создать новый бизнес в пригородной зоне, где земля стоит очень дорого, почти невозможно.

С другой стороны, каждый СПК имеет какую-то технику (семяочистительные машины, оборудование для протравливания семян и т. д.). Когда просчитали всю эту «экономику», оказалось, что нам столько не надо. Выгоднее в каждом районе построить региональный центр по подготовке семян — 10-12% валового сбора зерна идет на семенные цели. Но опять же нужны инвестиции. Собственные сельчанам очень сложно найти — большинство хозяйств закредитовано.

В этом году область собрала 160 тыс. т рапса — никогда таких объемов не получали. Значит, нужны инвестиции на создание мощностей по его переработке. Хозяйства свободных денег не имеют, должен прийти инвестор.

Еще одно направление — закупка племенного молодняка для развития мясного скотоводства.

В инвестициях нуждаются мясо- и молокоперерабатывающие заводы. Самые мощные из них в области — Слуцкий и Борисовский, все остальные становятся филиалами. Они технически и технологически отстали от современных рыночных требований, их надо переводить на производство сухого молока, другой востребованной продукции.

— Какие организационно-правовые вопросы надо решать, чтобы пришедший на село частник не испытывал сожаления о потерянном капитале?

— Первое, что необходимо, — укрупнение сельхозорганизаций. РУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси» подсчитал, что оптимальный размер сельхозугодий для выхода на самоокупаемость — от 5 до 10 тыс. га. Второе — внедрять не только современные производства, но и подходы к управлению бизнесом. Хороший пример здесь — тот же «Аквабел», где создана оптимальная структура хозяйства, обеспечена технологическая цепочка производства.

Большинство наших сельхозорганизаций сегодня «многоукладные»: производят и молоко, и мясо, и свинину, и птицу, и овощи- фрукты. Конечно, мы их как-то объединяем под эгидой Белптицепрома, Белживпрома и других подобных структур. Но очень недостает товаропроводящих структур в виде ассоциаций или чего-то иного — как принято во всем мире, когда есть главенствующая компания, которая объединяет, координирует и регулирует взаимоотношения других входящих в нее субъектов. Посмотрите: сегодня каждый молочный завод стремится в Россию. А ведь по сути должна выходить одна мощная структура — условно под брэндом «Слуцкая агропродовольственная компания». А все остальные входить в нее и иметь свои экономические интересы.

Не на пользу общему делу, считаю, жесткий контроль и администрирование со стороны государства работы сельхозпроизводителя. Многие руководители ждут, что вот сейчас кто-то придет и отдаст распоряжение, что делать и чего не делать. Так нельзя, надо смелее внедрять либеральные, что ли, модели управления. Люди, которые вложили в бизнес свой капитал, должны быть уверены, что дальнейший продукт — это их собственность. То есть им должно быть гарантировано право после выполнения государственного заказа распоряжаться им по своему усмотрению.

Разумеется, во всем мире государство регулирует развитие аграрного сектора. Но — создавая соответствующую экономическую среду, чтобы люди знали, в каких условиях будет идти работа, и контролируя соблюдение законов на всех уровнях. А у нас тем, где и сколько сеять, куда везти урожай и т. д., в основном распоряжаются административные органы.

— Это сдерживает инвестиции в аграрный бизнес?

— А как может быть иначе, если сами инвесторы находятся в каком-то подвешенном состоянии: вроде власть им продала хозяйства, но право-то собственности у них условное. Нужна защищенность бизнеса и гарантия того, что вложенные в село средства тоже будут под защитой закона. Собственность должна быть собственностью. Уверен, что если бы это было так, вложенные в агропромышленный комплекс средства заработали бы гораздо эффективнее.

 


Насильно мил не будешь

Несколько лет назад ряду бизнесменов и госпредприятий в нагрузку раздали убыточные колхозы. Почему успешные в своей отрасли менеджеры не смогли перенести эффективную практику в АПК, нам пояснил эксперт Союза нанимателей и предпринимателей им. М.Кунявского Свен-Олаф НЕВИАК.

— Белорусские предприятия, получившие в нагрузку к основной деятельности объекты сельского хозяйства, столкнулись с необходимостью диверсификации производства, которая бывает двух видов — за счет расширения линейки продукции, а также распределения своих капиталов (в Беларуси пока не получила широкого распространения) в целях получения прибыли.

Определившись с желанием расширить собственное поле деятельности, при диверсификации следует учитывать пять критериев: необходимость отказа от одного из видов продукции; перспективы нового направления деятельности (структура, рентабельность); возможность увеличения потенциала основного субъекта деятельности; политическую и экономическую стабильность новых рынков; трудовые ресурсы.

В зависимости от выбранных критериев экономисты выделяют три основные возможности для диверсификации. Горизонтальная — приобретение бизнеса, дополняющего основной. Например, к машиностроительному производству покупаются приборостроительные активы, завод запчастей и т. д. Вертикальная — покупка предыдущих или последующих производственных цепочек (металл — машиностроение — структуры сбыта). Его особенностью является диверсификация в области капиталовложения, а не управления. Органическая — получение контроля над не связанными друг с другом сферами деятельности (торгуя апельсинами, создаем сборочный цех компьютерных мониторов). Последний вариант наиболее редко встречается в европейских странах.

К сожалению, при получении подшефных колхозов зачастую именно с органической диверсификацией столкнулись предприятия (перепрофилировать новоприобретенное хозяйство смогли далеко не все). Из-за этого эффективность проведенных государством мероприятий значительно снизилась. Во многих случаях упала рентабельность бизнес-структур, а сами сельхозорганизации с приходом специализировавшегося на других рынках менеджмента не получили достаточно ощутимого импульса к развитию.

Поэтому полагаю, что нынешняя практика, даже возможно принося какие-либо тактические выгоды, не может быть оправдана в долгосрочной перспективе. Директивное объединение не может быть эффективным (органическая диверсификация в 70% случаев приводит к последующему разделению активов). Очень сомнительно, что предприятия смогут эффективно пользоваться активами, возможность приобретения которых не рассматривалась. В итоге у них нет выработанной стратегии развития на 10-15 лет вперед, что в будущем создаст для них серьезные трудности.

В нынешней ситуации рекомендую директорам смотреть на возможную перспективу активов. Попытаться включить в цепочку производства продукцию собственной сельхозорганизации (как удалось сделать парфюмерной компании «Элита»). Децентрализовать руководство (по статистике, общее с головным предприятием руководство значительно снижает эффективность управления) — колхоз должен сохранять определенную независимость, но за счет притока финансов получить новые возможности для развития.

В целом диверсификация — обычное явление для предприятия, поскольку направлена на его развитие и повышение эффективности субъектов хозяйствования и служит показателем нормальной работы на рынке. Но процесс этот, наверное, должен быть добровольным.

Поэтому считаю целесообразным для госструктур рассмотреть иные варианты привлечения инвестиций в АПК, тем более ряд предпринимателей могут вкладывать в эту отрасль деньги. Только для этого необходимо создать нормальные условия для бизнеса — главным образом решить вопрос частной собственности на землю. Власти должны не контролировать отрасль, а создавать благоприятные условия для работы.

Федор Заяц

 

 

 

 

 

Минуя мировую практику

Большой интерес на вызвало выступление Михаила ШУРИМА, директора УП «Теплосети» — организации, которая в 2004 г. получила подшефный колхоз. Специалист выделил несколько причин, из-за которых белорусская система АПК гораздо менее эффективна иностранных аналогов, а также рассказал о методах сокращения дистанции от конкурентов.

— Сегодня Беларусь стремится вступить в ВТО. Но что нас ждет в условиях свободной торговли? Боюсь, учитывая неконкурентоспособность отечественной сельхозпродукции, ничего хорошего — при исчезновении таможенных барьеров наши рынки заполонят гораздо более дешевые и качественные аргентинская говядина и испанские яблоки. То есть с полной уверенностью можно утверждать, что ежегодно поддерживаемый миллиардами рублей АПК не реализует собственный довольно высокий потенциал.

Полагаясь на свой опыт, могу заявить, что основными причинами создавшегося положения являются отсутствие высококвалифицированных кадров и применение морально устаревших технологий.

Если раньше успешные менеджеры избегали АПК из-за заведомой убыточности отрасли, то вместе с мировым ростом цен на продовольствие в мире пренебрежение к сельскому хозяйству исчезло. Появилась заинтересованность как белорусских, так и внешних инвесторов вкладывать средства в отечественные проекты. Но существует несколько причин, отпугивающих местный и зарубежный капитал.

В «черном» списке — большое число проверок, практика дотаций не всех субъектов хозяйствования, а только убыточных «государственных» сельхозорганизаций (в результате частнику сложно конкурировать), и главное, едва ли не запрет для мелкого и среднего бизнеса заниматься переработкой — наиболее рентабельным видом деятельности в отрасли. Именно последний фактор не дает прийти частнику, что оказывает негативное влияние на всю экономику страны. Так, в странах ЕС небольшие предприятия, обеспечивающие условно хлебом или молоком отдельный район или город, покрывают до 80% потребностей населения стран ЕС. Мы же не реализуем заложенный в этом сегменте потенциал.

Чтобы исправить создавшееся положение, предлагаю изменить концепцию развития АПК с государственной на частную, начав оказывать значимую поддержку хозяйствам всех форм собственности. Кроме того, для увеличения заинтересованности инвесторов необходимо решить вопрос с частной собственностью на землю, низкопроцентными кредитами. Полагаю целесообразным создание при Администрации главы государства центра инновационной деятельности, обладающего широкими полномочиями.

Также для преодоления технологической пропасти в рамках госпроекта целесообразно создание нескольких экспериментальных хозяйств — для последующего распространения практики на остальной территории РБ.

Нам есть чему учиться. Так, в Канаде коровы дают 42 л молока в день, у нас хорошим считается удой в 15 л. Проведя предварительные переговоры с тамошними специалистами, могу засвидетельствовать их готовность поделиться технологиями, опытом, стадом. Стоимость проекта невысокая, с учетом небольшого перерабатывающего завода для собственного молока варьируется от 0,5 до 1 млн. USD (окупаемость составит 4-5 лет).

В будущем, если объект докажет жизнеспособность, на условиях лизинга (по примеру мирового гиганта «Пармалат») возможно строительство таких заводов по всей стране. Аналогичная ситуация с популярным козьим молоком.

Заметно наше отставание в эффективности свинокомплексов (в Беларуси норма — 15 кг поросят от свиноматки в год, во Франции — 30-32). В данном случае европейцы также готовы продать технологии кормления, оборудование, свиноматок. Стоимость комплекса, рассчитанного на 20 тыс. голов, — 4 млн. USD. В течение десяти лет реально создать до 15 аналогичных баз, которые полностью покроют потребности страны в свинине.

Также существует дефицит качественных отечественных яблок, которые менее вкусные и более дорогие, чем иностранные. Подобное положение сложилось из-за неправильной технологии хранения, выращивания и неверной системы полива. Исправление ситуации в данном сегменте потребует наименьших финансовых усилий. Для сада в размере 10 га всего за 70 тыс. USD можно привезти саженцы и наладить систему капельного орошения.

Окупаемость, с учетом строительства овощехранилищ, после получения первого урожая — не более 2-3 лет. Согласитесь, даже в случае неудачи потеря подобных средств незначительна. Зато выгода позволит опровергнуть миф о плохом климате.

Предлагаю в качестве экспериментальной базы мое сельскохозяйственное подразделение.

Записал Антон БОЙКО