Центры поддержки предпринимательства сами нуждаются в помощи
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им.
Кунявского провел анкетирование центров поддержки предпринимательства
и бизнес-инкубаторов на предмет выявления их ключевых проблем.
Исследование позволило сделать ряд любопытных выводов. В числе основных —
то, что поддержка малого и среднего бизнеса по-прежнему остается
инициативой самого бизнеса, а не государства.
В опросе,
проведенном в августе-сентябре, приняли участие 20 центров поддержки
предпринимательства (ЦПП) и 3 инкубатора малого предпринимательства (ИМП),
что составляет соответственно 53% и 43% от их общего числа. Всего
по состоянию на 1.07.2008 г. инфраструктура поддержки
и развития малого предпринимательства в республике насчитывала 38 ЦПП
и 7 ИМП.
Свыше
половины респондентов, ответивших на вопросы анкеты, имеют более чем
пятилетний опыт работы в качестве субъекта инфраструктуры поддержки. Это
дает основания полагать, что сводные результаты опроса сформированы
на основе информации, отражающей реальную ситуацию, проблемы
и недостатки.
Анализ
сводных данных свидетельствует о следующем. Формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране
явилось в основном результатом частной инициативы. На этот факт указали
более 65% респондентов. Только четверть из опрошенных субъектов были
созданы по инициативе или рекомендации госорганов.
Деятельность
субъектов инфраструктуры имеет преимущественно коммерческий характер и осуществляется
в конкурентных условиях, без каких-либо существенных мер поддержки
со стороны государства. Только 3 респондента указали на наличие
государственных заказов со стороны территориальных органов управления.
Причем у двух из них доля заказа в общем объеме выручки
от реализации весьма незначительна (0,2% и 5,6% соответственно).
Деятельность
субъектов инфраструктуры имеет довольно высокую диверсификацию и включает
от 3 до 10 видов различных услуг. Основные доходы формируются
за счет оказания информационных и консультационных услуг,
а также по подготовке и переподготовке кадров. В то же
время более 30% опрошенных осуществляют коммерческую деятельность,
не связанную с реализацией задач субъекта инфраструктуры. Причем доля
такой деятельности позволяет им получать до 70% выручки!
Стоит
отметить, что в течение последних трех лет имело место возрастание
потребности в услугах инфраструктуры. На этот факт указали более 80%
респондентов, в том числе более 47% констатировали значительный рост.
Определены
наиболее востребованные в предпринимательской среде услуги. Это
консультации по вопросам выбора вида бизнеса и его
организационно-правовой формы, помощь в регистрации и открытии,
консультации по осуществлению хозяйственной деятельности. При этом опрошенные
констатировали существенную проблему: основными потребителями услуг являются
начинающие предприниматели, что вносит существенную долю неопределенности
в работу ЦПП и инкубаторов, поскольку для данной категории клиентов
характерно, как правило, отсутствие средств и неготовность адекватно
оплачивать информацию и обучение.
Несмотря
на наличие возрастающей потребности в инфраструктуре поддержки,
эффективность деятельности ее субъектов остается невысокой. Опрошенные оценили
эффективность собственной деятельности на уровне 3 баллов из 5
возможных.
Причины можно разделить на две группы.
Первая касается
внешних факторов, определяющих организационно-правовые и экономические
условия хозяйственной деятельности, а именно: отсутствие заказов
со стороны государства, гарантирующих определенные доходы и создающих
условия для развития; высокий уровень арендных платежей и налоговых изъятий;
отсутствие государственной финансовой поддержки; низкая платежеспособность
клиентов.
Вторая группа
причин — это внутренние проблемы развития субъектов, обусловленные прежде
всего спецификой их бизнеса, недостатком опыта работы в условиях
конкурентной среды (низкая информированность потенциальных клиентов
об оказываемых услугах; недостаток квалифицированных специалистов; низкая
координация действий по продвижению своих интересов). По мнению
респондентов, превалируют внешние факторы.
Определены
и наиболее эффективные направления возможной государственной поддержки
субъектов инфраструктуры. Самыми высокими оценками отмечены такие меры, как
обеспечение помещением либо существенное снижение ставок арендной платы
(максимальное значение — 4,6), подготовка, переподготовка и повышение
квалификации персонала за счет средств госпрограмм (4,2) и участие
представителей субъектов инфраструктуры в заседаниях местных органов
власти по вопросам предпринимательской деятельности (4,0).
Характерно,
что вопросы прямой финансовой поддержки оцениваются на том же уровне, как
и проведение мероприятий с участием представителей органов
государственного управления, — 3,8 балла из 5 возможных.
Это
свидетельствует о готовности субъектов работать и развиваться,
осваивать новые виды услуг и расширять круг клиентов, выступать
конструктивным партнером государства в вопросах развития
предпринимательства.
Для этого ЦПП
и ИМП готовы повысить уровень подготовки своих сотрудников. При выборе
наиболее актуальной тематики возможных обучающих семинаров почти 70% опрошенных
указали вопросы применения маркетинговых подходов в деятельности субъектов
инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме того, проявлен высокий
интерес к таким темам, как проблемы применения и направления совершенствования
упрощенной системы налогообложения; перспективы развития индивидуального
предпринимательства; новые возможности имущественного обеспечения
предпринимательской деятельности в свете последних указов Президента;
практика и проблемы развития предпринимательства в сельской
местности.
В ближайшее
время на основании анкетирования, а также проведенного тематического
стола (см. «ЭГ» № 77 за 3.10.2008 г.) БСПН им. Кунявского
подготовит и направит в Минэкономики перечень предложений по совершенствованию
условий деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Проектная группа БСПН им. Кунявского