Эффективность ценового регулирования
Свободное
ценообразование свалится на субъектов хозяйствования как манна небесная только
через три года. Раньше - ну никак. Неужели еще три года из-за жесткого
регулирования цен предприятия будут терпеть убытки, а импортные товары
вытеснять с рынка отечественные? В Минэкономики прикрываются ожидаемым
повышением цен на энергоносители и настаивают на том, что пускать цены в
свободный полет можно лишь спустя переходный период. Вот и вырисовывается
забавная ситуация. Отменять регулирование ценообразования правительство не
желает, но при этом отчаянно борется с его последствиями.
— Это уже не рыночная экономика, которую у
нас провозгласили, — заявил «ЭН» Председатель правления Бизнес союза
предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей. -Рыночная
экономика может терпеть лишь ограниченное влияние и регулирование. У нас
ситуация полностью противоположная. По данным опроса, более 90% субъектов
хозяйствования подтвердили, что регулирование цен сдерживает инвестиционную
деятельность предприятий, а также отрицательно сказывается на доходности и
рентабельности. Наиболее чувствительны к таким методам социально-экономического
развития частные предприятия. Но государство не должно вмешиваться в их
деятельность. А получается, что собственность частная, но ее владелец не может
распоряжаться своей же продукцией по собственному усмотрению. Иди, спроси
разрешения у чиновника, по какой цене ты можешь продавать свой товар. На
утверждение новых цен предприятия тратят от месяца и больше. Если процесс
затягивается, предприятие снимает товар с производства, чтобы не обрастать
большими убытками. Тем самым, оголяя рынок и освобождая место для импортных
поставщиков. «Одно из предприятий, которое среди прочего занимается
производством кетчупа, полгода потратило на то, чтобы согласовать повышение
цены, хотя рентабельность кетчупа в прошлом году была минус 17%. Пока шло
утверждение новых цен, предприятие было вынуждено сократить производство
товара. А в это время на наши рынки спокойно поступал кетчуп с Украины и России
по ценам примерно в 1,5-2 раза дороже. Такая ситуация складывается по многим
видам товаров», - пояснил Георгий Бадей».
Чтобы
как-то ускорить процесс согласования, субъекты хозяйствования идут на разные
ухищрения. «Например, пришил новые пуговицы и называй изделие новым видом
одежды. То есть предприятия вынуждены заниматься не маркетингом, а идти в обход
существующих, барьеров, чтобы как-то работать».
А позиции
на рынке между тем нахально захватывают импортные товары, часто по ценам
превышающие отечественные аналоги. И даже угрозы Президента заставить торговлю
активнее принимать и продавать белорусские товары при таком жестком
регулировании цен не повлияют на ситуацию глобально. «Розничная торговля
заинтересована иметь больше импортных товаров,
-
объяснил Георгий Бадей. - Здесь больше возможностей для повышения цен и
рентабельности предприятий».
Кстати,
помимо финансового ущерба от производства товаров по старым ценам, предприятия
несут расходы на содержание специального штата сотрудников, которые работают с
государственными органами по ценообразованию. Должен же ведь кто-то доказывать
властям необходимость изменения цен.
Между тем
эффективность ценового регулирования близка к нулю. По оценкам экспертов, в
прошлом году почти 6% роста потребительских цен «обеспечило» правительство за
счет административного регулирования. Также свою лепту внесла импортная
продукция, стоимость которой формируются не предельными индексами, а исходя из
заключенных контрактов и ряда других факторов. Получается, что инфляцию
правительство все равно не может сдерживать, как бы жестко не регулировались
цены. Так не лучше ли отменить?
Георгий Бадей считает, что давно пора вернуться в правовое поле
закона «О ценообразовании», который принят еще 1999 году. А отказаться от
ценового регулирования нужно, начиная уже с этого года. «Это можно делать
пошагово. Например, на первом этапе ввести свободное ценообразование для малого
бизнеса и тех предприятий, которые не пользуются госдотациями. Идеальный
вариант - свободные цены, которые регулируются рынком. Государственное
регулирование только в отношении естественных монополистов и социально значимых
товаров, перечень которых устанавливает Совмин. Причем, перечень должен быть
достаточно конкретным и небольшим». Что касается потребителей, то их
кошельки при свободном определении цен субъектами хозяйствования и
предпринимателями не пострадают. «Может, по каким-то видам товаров и
произойдет повышение цен. Но в целом рынок товаров уже сформировался. Сейчас не
те времена, когда наши субъекты хозяйствования могли устанавливать любые цены из-за дефицита
товаров на рынке. Сейчас дефицита нет. Каждый бизнесмен думает не только о том,
как произвести товар, но и как его продать. Недавно общался с руководителем
одного из предприятий, занимающегося производством металлической крышки для
закатки консервов. Чтобы быть конкурентоспособным, руководитель захотел снизить
цену на товар. И это при том, что металл за последнее время подорожал на 40%.
Еще раз повторю, что рынок в любом случае расставит все по своим местам. И если
кто-то зарвется, то сразу ощутит это на собственных продажах. Надо развивать
конкуренцию и тогда все вопросы изменения цен будут решаться через конкурентную
борьбу, а не жесткое регулирование».
Андрей Кожемякин