Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Эффективность ценового регулирования

Свободное ценообразование свалится на субъектов хозяйствования как манна небесная только через три года. Раньше - ну никак. Неужели еще три года из-за жесткого регулирования цен предприятия будут терпеть убытки, а импортные товары вытеснять с рынка отечественные? В Минэкономики прикрываются ожидаемым повышением цен на энергоносители и настаивают на том, что пускать цены в свободный полет можно лишь спустя переходный период. Вот и вырисовывается забавная ситуация. Отменять регулирование ценообразования правительство не желает, но при этом отчаянно борется с его последствиями.

 Это уже не рыночная экономика, которую у нас провозгласили, — заявил «ЭН» Председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей. -Рыночная экономика может терпеть лишь ограниченное влияние и регулирование. У нас ситуация полностью противоположная. По данным опроса, более 90% субъектов хозяйствования подтвердили, что регулирование цен сдерживает инвестиционную деятельность предприятий, а также отрицательно сказывается на доходности и рентабельности. Наиболее чувствительны к таким методам социально-экономического развития частные предприятия. Но государство не должно вмешиваться в их деятельность. А получается, что собственность частная, но ее владелец не может распоряжаться своей же продукцией по собственному усмотрению. Иди, спроси разрешения у чиновника, по какой цене ты можешь продавать свой товар. На утверждение новых цен предприятия тратят от месяца и больше. Если процесс затягивается, предприятие снимает товар с производства, чтобы не обрастать большими убытками. Тем самым, оголяя рынок и освобождая место для импортных поставщиков. «Одно из предприятий, которое среди прочего занимается производством кетчупа, полгода потратило на то, чтобы согласовать повышение цены, хотя рентабельность кетчупа в прошлом году была минус 17%. Пока шло утверждение новых цен, предприятие было вынуждено сократить производство товара. А в это время на наши рынки спокойно поступал кетчуп с Украины и России по ценам примерно в 1,5-2 раза дороже. Такая ситуация складывается по многим видам товаров», - пояснил Георгий Бадей».

Чтобы как-то ускорить процесс согласования, субъекты хозяйствования идут на разные ухищрения. «Например, пришил новые пуговицы и называй изделие новым видом одежды. То есть предприятия вынуждены заниматься не маркетингом, а идти в обход существующих, барьеров, чтобы как-то работать».

А позиции на рынке между тем нахально захватывают импортные товары, часто по ценам превышающие отечественные аналоги. И даже угрозы Президента заставить торговлю активнее принимать и продавать белорусские товары при таком жестком регулировании цен не повлияют на ситуацию глобально. «Розничная торговля заинтересована иметь больше импортных товаров,

- объяснил Георгий Бадей. - Здесь больше возможностей для повышения цен и рентабельности предприятий».

Кстати, помимо финансового ущерба от производства товаров по старым ценам, предприятия несут расходы на содержание специального штата сотрудников, которые работают с государственными органами по ценообразованию. Должен же ведь кто-то доказывать властям необходимость изменения цен.

Между тем эффективность ценового регулирования близка к нулю. По оценкам экспертов, в прошлом году почти 6% роста потребительских цен «обеспечило» правительство за счет административного регулирования. Также свою лепту внесла импортная продукция, стоимость которой формируются не предельными индексами, а исходя из заключенных контрактов и ряда других факторов. Получается, что инфляцию правительство все равно не может сдерживать, как бы жестко не регулировались цены. Так не лучше ли отменить?

Георгий Бадей считает, что давно пора вернуться в правовое поле закона «О ценообразовании», который принят еще 1999 году. А отказаться от ценового регулирования нужно, начиная уже с этого года. «Это можно делать пошагово. Например, на первом этапе ввести свободное ценообразование для малого бизнеса и тех предприятий, которые не пользуются госдотациями. Идеальный вариант - свободные цены, которые регулируются рынком. Государственное регулирование только в отношении естественных монополистов и социально значимых товаров, перечень которых устанавливает Совмин. Причем, перечень должен быть достаточно конкретным и небольшим». Что касается потребителей, то их кошельки при свободном определении цен субъектами хозяйствования и предпринимателями не пострадают. «Может, по каким-то видам товаров и произойдет повышение цен. Но в целом рынок товаров уже сформировался. Сейчас не те времена, когда наши субъекты хозяйствования могли  устанавливать любые цены из-за дефицита товаров на рынке. Сейчас дефицита нет. Каждый бизнесмен думает не только о том, как произвести товар, но и как его продать. Недавно общался с руководителем одного из предприятий, занимающегося производством металлической крышки для закатки консервов. Чтобы быть конкурентоспособным, руководитель захотел снизить цену на товар. И это при том, что металл за последнее время подорожал на 40%. Еще раз повторю, что рынок в любом случае расставит все по своим местам. И если кто-то зарвется, то сразу ощутит это на собственных продажах. Надо развивать конкуренцию и тогда все вопросы изменения цен будут решаться через конкурентную борьбу, а не жесткое регулирование».

 

Андрей Кожемякин