10 дней, которые потрясли бизнес
С 14 сентября белорусские
субъекты хозяйствования будут формировать цены по новой инструкции. Это
событие было бы вполне обыденным, если бы не весьма неоднозначная
ситуация, сложившаяся в сфере ценообразования в последние дни.
Поэтому вступлению в силу нового документа была посвящена
пресс-конференция, которая прошла в пятницу в Министерстве экономики.
Постановление
№ 183 (см. с.17-24 Информбанка) скоропостижно отменяет старое Положение
о порядке формирования цен (тарифов) со всеми изменениями
и дополнениями, включая п.1 постановления № 179. Однако министр
экономики Николай Зайченко заявил журналистам, что этот документ, повергший
в шок значительную часть белорусского бизнеса, «принимался не в одночасье».
Оказывается, аналитики министерства 1,5 месяца просчитывали перспективы его
применения и нашли их вполне приемлемыми. Однако «та реакция, которая
последовала после принятия постановления № 179, была для нас неожиданной»,
признал министр. Почему-то никто в министерстве не предполагал, что
ограничение торговой надбавки многие импортеры воспримут как приговор своему
бизнесу. «Естественно, мы такие цели не ставили, — заявил
Н.Зайченко, — мы заинтересованы в том, чтобы не было дефицита
товаров». Авторы постановления лишь хотели добиться выравнивания условий
реализации импортных и белорусских товаров и сдерживания возникающих
из-за недостаточной конкуренции сверхвысоких «накруток» на импорт,
которые, по данным министерства, по ряду товаров достигают от 200
до 4000%. Н.Зайченко также заявил, что 10 дней с момента публикации
постановления № 179 до его вступления в силу (так
и не состоявшегося) были отпущены как раз для того, чтобы выявить
возможность его применения. К счастью, руководителям и экспертам
бизнес-союзов хватило этих дней, чтобы представить аргументы, заставившие
чиновников изменить точку зрения в ходе нескольких совещаний, в т.ч.
у главы правительства. На радостях участники пресс-конференции
не стали выяснять, кто виноват в переполохе и что делать, чтобы
подобное не повторялось впредь. Лидеры предпринимательских объединений
Георгий Бадей, Александр Калинин и Виктор Маргелов в целом
удовлетворены результатами переговоров и надеются, что опыт столь
конструктивного сотрудничества с властями будет полезен и в будущем.
Действительно,
этот опыт весьма пригодится. Ведь нынешняя инструкция унаследовала все старые
проблемы: ограничения торговых надбавок и состава затрат, необходимость
составления плановых калькуляций и оформления документов. Все это вместе
с регистрацией цен и предельными индексами отнимает множество
времени, сил, средств и мешает вовремя реагировать на требования
рынка.
С
перечнем товаров, на которые сейчас можно свободно формировать цены, тоже
будет еще немало вопросов. По словам Н.Зайченко, на практике торговые
надбавки на товары, по которым цены разрешается формировать
с учетом конъюнктуры рынка, и так примерно соответствуют уровню применяемых
ограничений. Возможно, так оно и есть. Но заметим, что ранее
в перечень входили «прочие непродовольственные товары иностранного
производства, не включенные в перечисленные группы товаров». То есть
без ограничений размера торговой надбавки могли формироваться цены
на огромную номенклатуру импорта. Теперь такой возможности не будет,
например, на ввозимые компьютеры, телевизоры и многое другое.
Свободно цены можно формировать лишь на продовольственные
и непродовольственные товары, прямо названные в «расширенном»
перечне. Но импортеры, кажется, рады и этому. Не каждый же день замах
нормативной дубинки завершается относительно мягким шлепком.
Между
тем цены в Беларуси будут расти, посетовал министр, такова нынче всемирная
тенденция. Да и на сальдо внешней торговли ценовые ограничения тоже
мало повлияют. Ведь объем непрерывно дорожающих ввозимых инвестиционных
и промежуточных товаров несопоставим с потребительским импортом, цены
на который мы пытаемся регулировать в рознице. С другой стороны,
Н.Зайченко уверен, что население не обязано оплачивать «бизнес
на стрижке купонов». Надо полагать, налоги и расходы
на преодоление административных барьеров, доля которых в цене иных
товаров существенно превышает прибыль, остающуюся в карманах бизнесменов,
потребителей беспокоить не должны. Но если все предопределено,
то к чему столько строгостей? Когда же появится в Беларуси
действительно свободное ценообразование?
По
словам министра экономики, это «светлое будущее» станет возможным, когда доля
малого и среднего бизнеса в ВВП составит хотя бы 40-45%,
а лучше, подобно развитым странам, — 50-60. С достижением этой
критической массы, созданием по-настоящему конкурентной среды и победой
над монополизмом надобность в государственном регулировании цен отпадет.
Почему за столько лет эта среда и критическая масса в Беларуси,
в отличие от некоторых соседей, так и не появились,
Н.Зайченко не уточнил. Между тем у нас, как и в остальном
мире, одним из признаков монополии является ограничение свободы определять
цены и/или условия предоставления товаров. А доминирующее положение государства
на рынке отдельных товаров и услуг пока остается незыблемым. Тем
не менее министр заявил, что правительство Беларуси рассматривает малый
бизнес «как основу экономического роста в будущем» и потому сегодня
работает над улучшением нормативных условий для бизнеса и привлечения
инвесторов. По его словам, также «мы были заинтересованы в том, чтобы
импортеры создавали здесь рабочие места вместо того, чтобы везти товар». А
белорусским бизнесменам, которые сейчас специализируются на импорте, пора
заняться созданием производств в республике. Министр полагает, что частный
сектор что-то уже накопил, но сомневается в незыблемости курса
на создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса.
Н.Зайченко заверил, что этот курс проводится главой государства, правительством
и, естественно, Минэкономики. Надо полагать, нынешняя история
с ценообразованием тому наглядное подтверждение…
Леонид
ФРИДКИН