Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

10 дней, которые потрясли бизнес

С 14 сентября белорусские субъекты хозяйствования будут формировать цены по новой инструкции. Это событие было бы вполне обыденным, если бы не весьма неоднозначная ситуация, сложившаяся в сфере ценообразования в последние дни. Поэтому вступлению в силу нового документа была посвящена пресс-конференция, которая прошла в пятницу в Министерстве экономики.

Постановление № 183 (см. с.17-24 Информбанка) скоропостижно отменяет старое Положение о порядке формирования цен (тарифов) со всеми изменениями и дополнениями, включая п.1 постановления № 179. Однако министр экономики Николай Зайченко заявил журналистам, что этот документ, повергший в шок значительную часть белорусского бизнеса, «принимался не в одночасье». Оказывается, аналитики министерства 1,5 месяца просчитывали перспективы его применения и нашли их вполне приемлемыми. Однако «та реакция, которая последовала после принятия постановления № 179, была для нас неожиданной», признал министр. Почему-то никто в министерстве не предполагал, что ограничение торговой надбавки многие импортеры воспримут как приговор своему бизнесу. «Естественно, мы такие цели не ставили, — заявил Н.Зайченко, — мы заинтересованы в том, чтобы не было дефицита товаров». Авторы постановления лишь хотели добиться выравнивания условий реализации импортных и белорусских товаров и сдерживания возникающих из-за недостаточной конкуренции сверхвысоких «накруток» на импорт, которые, по данным министерства, по ряду товаров достигают от 200 до 4000%. Н.Зайченко также заявил, что 10 дней с момента публикации постановления № 179 до его вступления в силу (так и не состоявшегося) были отпущены как раз для того, чтобы выявить возможность его применения. К счастью, руководителям и экспертам бизнес-союзов хватило этих дней, чтобы представить аргументы, заставившие чиновников изменить точку зрения в ходе нескольких совещаний, в т.ч. у главы правительства. На радостях участники пресс-конференции не стали выяснять, кто виноват в переполохе и что делать, чтобы подобное не повторялось впредь. Лидеры предпринимательских объединений Георгий Бадей, Александр Калинин и Виктор Маргелов в целом удовлетворены результатами переговоров и надеются, что опыт столь конструктивного сотрудничества с властями будет полезен и в будущем.

Действительно, этот опыт весьма пригодится. Ведь нынешняя инструкция унаследовала все старые проблемы: ограничения торговых надбавок и состава затрат, необходимость составления плановых калькуляций и оформления документов. Все это вместе с регистрацией цен и предельными индексами отнимает множество времени, сил, средств и мешает вовремя реагировать на требования рынка.

С перечнем товаров, на которые сейчас можно свободно формировать цены, тоже будет еще немало вопросов. По словам Н.Зайченко, на практике торговые надбавки на товары, по которым цены разрешается формировать с учетом конъюнктуры рынка, и так примерно соответствуют уровню применяемых ограничений. Возможно, так оно и есть. Но заметим, что ранее в перечень входили «прочие непродовольственные товары иностранного производства, не включенные в перечисленные группы товаров». То есть без ограничений размера торговой надбавки могли формироваться цены на огромную номенклатуру импорта. Теперь такой возможности не будет, например, на ввозимые компьютеры, телевизоры и многое другое. Свободно цены можно формировать лишь на продовольственные и непродовольственные товары, прямо названные в «расширенном» перечне. Но импортеры, кажется, рады и этому. Не каждый же день замах нормативной дубинки завершается относительно мягким шлепком.

Между тем цены в Беларуси будут расти, посетовал министр, такова нынче всемирная тенденция. Да и на сальдо внешней торговли ценовые ограничения тоже мало повлияют. Ведь объем непрерывно дорожающих ввозимых инвестиционных и промежуточных товаров несопоставим с потребительским импортом, цены на который мы пытаемся регулировать в рознице. С другой стороны, Н.Зайченко уверен, что население не обязано оплачивать «бизнес на стрижке купонов». Надо полагать, налоги и расходы на преодоление административных барьеров, доля которых в цене иных товаров существенно превышает прибыль, остающуюся в карманах бизнесменов, потребителей беспокоить не должны. Но если все предопределено, то к чему столько строгостей? Когда же появится в Беларуси действительно свободное ценообразование?

По словам министра экономики, это «светлое будущее» станет возможным, когда доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит хотя бы 40-45%, а лучше, подобно развитым странам, — 50-60. С достижением этой критической массы, созданием по-настоящему конкурентной среды и победой над монополизмом надобность в государственном регулировании цен отпадет. Почему за столько лет эта среда и критическая масса в Беларуси, в отличие от некоторых соседей, так и не появились, Н.Зайченко не уточнил. Между тем у нас, как и в остальном мире, одним из признаков монополии является ограничение свободы определять цены и/или условия предоставления товаров. А доминирующее положение государства на рынке отдельных товаров и услуг пока остается незыблемым. Тем не менее министр заявил, что правительство Беларуси рассматривает малый бизнес «как основу экономического роста в будущем» и потому сегодня работает над улучшением нормативных условий для бизнеса и привлечения инвесторов. По его словам, также «мы были заинтересованы в том, чтобы импортеры создавали здесь рабочие места вместо того, чтобы везти товар». А белорусским бизнесменам, которые сейчас специализируются на импорте, пора заняться созданием производств в республике. Министр полагает, что частный сектор что-то уже накопил, но сомневается в незыблемости курса на создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Н.Зайченко заверил, что этот курс проводится главой государства, правительством и, естественно, Минэкономики. Надо полагать, нынешняя история с ценообразованием тому наглядное подтверждение…

Леонид ФРИДКИН