Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров (рекомендации для нанимателей)
Введение.
Правовые основы для разработки, заключения и выполнения коллективных договоров определены в Трудовом кодексе Республики Беларусь, принятом в 1999.
Трудовое законодательство регулирует одну из самых важных сфер жизнедеятельности человека – сферу труда. От условий труда, его оплаты зависит жизнь и здоровье не только самого работника, но и членов его семьи.
Трудовое законодательство менялось с учётом развития общественных отношений. Кодексы принимались в 1918, 1922 и 1971 годах.
Трудовой кодекс (ТК) 1999г., существенно отличается от предыдущего законодательства и призван был урегулировать трудовые отношения, которые складывались с учётом возникновения организаций частной формы собственности.
Особое значение ТК придал вопросам социального партнёрства. Поэтому в ТК целый раздел (IV) посвящён общим правилам регулирования коллективных трудовых отношений.
Впервые в трудовом законодательстве был определён термин социальное партнёрство.
Ст. 352. Социальное партнерство – форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов. |
Национальный Совет по трудовым и социальным вопросам
В 1995 г. Указом Президента Республики Беларусь ст. 1507 № 278 «О развитии социального партнёрства в Республики Беларусь» постановлено «Считать развитие системы социального партнёрства в Республики Беларусь одной из важнейших государственных задач»
Указом создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам и утверждено Положение о нём (Указом №252 от 5.05.1999 г. была принята новая редакция этого Положения).
Национальный совет по трудовым и социальным вопросам (Совет) создан в целях осуществления взаимодействия Правительства Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов (далее сторон) по реализации социально-экономической политике, защиты прав, экономических и социальных интересов граждан.
В Положении о Совете определены его задачи, функции, права Совета и его членов, порядок формирования Совета.
Установлено, что от каждой стороны в состав Совета входят одиннадцать представителей с учётом одного сопредседателя, который возглавляет Совет на условиях паритетности.
БСПН является республиканским объединением нанимателей, входит в состав Совета, представляя одну кандидатуру в числе 11представителей.
Одной из основных функций Совета является разработка проектов генерального соглашения между сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за их исполнением.
В развитие Указа 252 Совет Министров Республики Беларусь утвердил Типовое положение об отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) совете по трудовым и социальным вопросам. (Постановление Совета Министров № 169 от 22.02.2012г.).
Такие советы создаются в целях осуществления взаимодействия республиканских органов государственного управления или местных исполнительных и распорядительных органов, соответствующих объединений нанимателей и профсоюзов, являющихся сторонами Совета по реализации социально-экономической политике защите трудовых, социально – экономических прав и интересов граждан на отраслевом и местных уровнях.
Основные принципы социального партнёрства
Основные принципы социального партнёрства определены в ст. 353 ТКРБ
1) равноправие сторон; 2) соблюдение норм законодательства; 3) полномочность принятия обязательств; 4) добровольность принятия обязательств; 5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; 6) обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; 7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; 8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. |
Указанные принципы были закреплены в Уставе Международной Организации Труда (МОТ), которая была основана правительством государств, для целей международного сотрудничества в деле обеспечения мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда.
Эти принципы получили дальнейшее развитие в конвенциях и рекомендациях МОТ по основным правам в области труда, найма и профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, техники безопасности и охраны здоровья.
Республикой Беларусь ратифицировано было 36 Конвенций ещё до распада СССР, в т.ч. Конвенция 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (87).
Конвенция 1949 г. «О праве на организацию и на ведение количественных переговоров»(98).
Коллективные договоры и коллективные переговоры
Одним из значимых международных актов является рекомендация «О коллективных договорах», принятая Генеральной Конференцией МОТ 6 июля 1951г. (№91).
В Рекомендации определено, что под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое с одной стороны между предпринимателем(ми), с другой стороны представительными организациями трудящихся или (при отсутствии таких организаций) представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными, согласно законодательству страны.
Трудовой кодекс в ст. 354 определил, кто не может осуществлять представительство интересов работников.
Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. |
Представительство интересов работников не может осуществлять руководитель организации и его заместители. |
В СТ. 354 имеется ссылка, что представительство интересов работников могут осуществлять иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.
В связи с тем, что законодательством не определены «иные органы» представительствовать от имени работников могут пока только профсоюзы.
Трудовой кодекс в ст.355 определил, что:
представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций. |
Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей. |
В связи с тем, что коллективный договор заключается от имени нанимателя, необходимо понимать, кто является нанимателем. В соответствии со ст. 1 ТКРБ:
Руководитель (его заместитель) – уполномоченное должностное лицо нанимателя, выступает от имени нанимателя (а не от своего имени). |
наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. |
Право на ведение коллективных переговоров имеют представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. |
Коллективные переговоры основная форма социального партнёрства к заключению коллективного договора (соглашения).
Цель переговоров учесть и согласовать взаимные интересы нанимателя и работника.
В соответствии с принципом равенства, каждая из сторон вправе направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров.
Для того, чтобы коллективные переговоры были признаны легитимными, необходимо выполнять положения, установленные в ст.357 ТК РБ:
1.Требование излагается в письменной форме; 2.Семидневный срок начала переговоров после получения требований; 3.Создание комиссий из уполномоченных представителей; 4.Документы, подтверждающие полномочия представителей (членов комиссии); 5.Стороны не имеют права прекратить переговоры в одностороннем порядке; 6.Стороны не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной. |
Трудовой кодекс (ст. 361) установил:
Коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. |
Это означает, что коллективный договор, заключается не с профсоюзом, а с работниками, работающими у конкретного нанимателя.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
При определении содержания коллективного договора стороны должны руководствоваться ст.364 ТК РБ.
Обычно представители нанимателя устраняются от подготовки проекта коллективного договора, редактируя представленный профсоюзами проект коллективного договора. Практически, выполнение условий коллективного договора ложится на организацию (т.е. нанимателя), в т.ч. в предоставлении льгот работникам и преференции профсоюзам, поэтому целесообразно готовить проект коллективного договора стороне нанимателя.
Несмотря на провозглашенный кодексом принцип равноправия, ответственность за невыполнение коллективного договора полностью несёт наниматель.
В ст.364 установлено, что содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также ТК в предусмотренных случаях. В ст. 364 установлено, что коллективный договор МОЖЕТ содержать положения об (о):
1) организации труда и повышении эффективности производства; 2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников; 3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним; 4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха; 5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; 6) заключении и расторжении трудовых договоров; 7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников; 8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; 9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; 10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; 11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов; 12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя; 13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников; 14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки; 15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора; 16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации; 17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника; 18) других трудовых и социально-экономических условиях. |
Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Исходя из положений ст.354 в колдоговор можно включить указанные пункты, но обязательность их включения не установлена.
Для того, чтобы коллективный договор получил статус локального нормативного правового акта он должен пройти стадии обсуждения, подписания и регистрации. (ст. 368, 369, 370, 371)
Законодательством определено, что стороны самостоятельно устанавливают порядок обсуждения проекта коллективного договора и могут опубликовать его в печати.
Важное значение имеет доведение содержания проекта до каждого работника, а не только до членов профсоюза.
По результатам обсуждения полученных замечаний и предложений создаваемая сторонами комиссия вырабатывает окончательную редакцию коллективного договора.
Коллективный договор подписывается уполномоченными представителями сторон. Подписи ставятся на каждой странице.
Представление коллективного договора на регистрацию ст. 371 ТК РБ, возложено на нанимателя.
Регистрацию коллективного договора осуществляет местный исполнительный или распорядительный орган по месту нахождения нанимателя.
Для регистрации наниматель обязан представить следующие документы:
(ст.371)
1) заявление с просьбой о регистрации; 2) коллективный договор, соглашение, каждая страница которого подписана сторонами; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора, соглашения. |
Орган, осуществляющий регистрацию коллективного договора, соглашения, не позднее двух недель с момента подачи заявления делает соответствующую запись в специальном журнале и на первой странице представленного коллективного договора, соглашения ставит штамп о регистрации.
Один экземпляр зарегистрированного коллективного договора, соглашения остается в органе, осуществившем регистрацию.
На нанимателя возложена обязанность ознакомления всех работников (в т.ч. впервые принятых) с действующим в организации коллективным договором (ст. 373 ТК РБ).
Сфера действия коллективного договора, соглашения (ст. 365 Т.К. РБ):
Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен. Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме. Сфера действия соглашения определяется сторонами в пределах их полномочий. |
.
Стороны осуществляют контроль за исполнением коллективных договоров. Профсоюзы осуществляют контроль в порядке установленного законодательством, об исполнении коллективного договора работники информируются не реже одного раза в полгода, избранными сторонами способом.
Разрешение коллективных трудовых споров
Одним из важных аспектов взаимоотношений нанимателя и работников является умение урегулировать разногласия сторон по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективного договора.
Глава 36 ТК РБ урегулировала последовательность действий сторон в разрешении коллективных трудовых спорах.
Особое внимание нанимателю надо обратить на порядок предъявления требований работников.
Несмотря на то, что сторонами коллективного трудового спора являются наниматель и работники в лице их представительных органов (профсоюзы) требования нанимателю утверждаются не на собрании членов профсоюза, а на собрании (конференции) работников организации.
Такое собрание считается правомочным, если на нём присутствует более половины работников, а на конференции не менее двух третей делегатов. Требования нанимателю утверждаются большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции) и направляются нанимателю в письменном виде.
На нанимателя возложена обязанность рассмотреть требования и в письменной форме не позднее десятидневного срока (со дня получения требования) уведомить о своём решении представительный орган.
Согласно ст.379 на нанимателя возлагалась обязанность, о возникшем споре уведомить Республиканский трудовой арбитраж, однако, в этой части положения ст. 379, в настоящее время не действует.
Новое в законодательстве об урегулировании коллективного трудового спора.
Советом Министров Республики Беларусь от 3.05.2013г. №343 принято постановление «О ликвидации Республиканского арбитража»
Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2013г. №320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных споров», определён порядок и условия деятельности трудовых арбитражей, а также усовершенствована система урегулирования коллективных трудовых споров, которая определена в главе 36 ТК РБ «Разрешение коллективных трудовых споров».
До приведения в соответствие с Указом №320 акты законодательства действуют в части, не противоречащей Указу №320.
Таким образом, при урегулировании коллективных трудовых споров глава 36 ТК РБ, используется только в части не противоречащей Указу №320.
Указом определено, что коллективные трудовые споры рассматриваются:
- примирительной комиссией; - с участием посредника; - в трудовом арбитраже. |
На нанимателя возложена обязанность в трёхдневный срок, с даты отказа в удовлетворении всех или части требований работников уведомлять об этом Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты.
Указом установлена обязанность рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией и определена процедура её формирования.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны вправе обратиться к посреднику либо в трудовой арбитраж.
Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым по соглашению между нанимателем (нанимателями, объединениями нанимателей) и работниками в лице их представительных органов (далее – стороны) в целях разрешения коллективного трудового спора. (П.1.7. Указа № 320).
В Указе определено, кто может быть трудовым арбитром, его права и обязанности, а также процедура исполнения решения.
Решение трудового арбитража носит обязательный характер по коллективным трудовым спорам.
При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон вправе (в месячный срок) обратиться в суд для его принудительного исполнения.
Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 131-З внесены существенные изменения в Трудовой Кодекс, в т.ч. в главу 36 «Разрешение коллективных трудовых споров» с учётом положений, изложенных в Указе №320. Указанный закон вступает в силу 25 июля 2014г.
При заключении новой редакции Коллективного договора в организации целесообразно учитывать изменения, внесённые в Трудовой Кодекс, чтобы нормы коллективного договора не противоречили законодательству, которое вступит в действие с 25 июля 2014 года.
Генеральное соглашение
Республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь заключают Генеральное соглашение. Это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на республиканском уровне.
В ст. 360 ТК РБ установлено, что содержание соглашения определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение может содержать положения о (об): 1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений; 2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях; 3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом; 4) обеспечении занятости; 6) иных трудовых и социально-экономических условиях. 5) охране труда и окружающей среды; 6) иных трудовых и социально-экономических условиях |
30 декабря 2013 г. Сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам подписано Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014 -2015 годы.
Соглашение заключено на два года и вступает в силу с момента подписания и действует до заключения нового соглашения, но не более трёх лет.
Соглашение действует в отношении всех нанимателей (их объединений), профсоюзов (их объединений), работников, студентов и учащихся учреждений образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионального технического образования.
Генеральное соглашение служит основой для заключения тарифных местных соглашений и коллективных договоров.
Первый заместитель
директора Н.К. Наумович