Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Новости 2020

Беларусь наложила вето на решение ЕЭК о запрете экспорта необработанной древесины

Дровы

Причина – включение дров в список запрещенных к вывозу товаров, с чем категорически не согласна белорусская сторона, в частности Республиканская лесопромышленная ассоциация.

Решение ЕЭК от 28 декабря 2021 г. N 194 должно было вступить в силу 29 января и предполагало полный запрет на экспорт следующих товарных позиций:

- древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах;

- лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные;

- лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, необработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм.

Запрет на экспорт вызвал протест со стороны белорусских экспортеров. В итоге вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко, представляющий нашу страну в совете ЕЭК, заблокировал Решение N 194.

В письме Республиканской лесопромышленной ассоциации (РЛПА) на имя министра экономики Александра Червякова было выражено несогласие с тем, что под запрет на экспорт попали товары, имеющие коды ТН ВЭД 4401 11 0001 и 440112 000 1 с наименованиями «Древесина топливная в виде бревен длиной менее 1 м или расколотых бревен и поленьев». В эту категорию в том числе входят дрова, являющиеся ходовым экспортным товаром.

При обилии данной продукции внутренний рынок потребить все производимые объемы не в состоянии. Внутри страны в основном потребляются дрова мягколиственных пород (ольха, береза, сосна). Использовать твердолиственные породы (дуб, граб, ясень) у жилищно-коммунального хозяйства не получается по технологическим причинам. К тому же сырье твердолиственных пород малопригодно для изготовления топливных гранул, топливных брикетов и практически не используют для производства щепы. Зато дрова из трердолиственных пород хорошо продаются на внешних рынках – в ЕС и Великобритании. В подобной ситуации нет основания для введения нетарифных мер защиты внутреннего рынка, тогда как запрет на экспорт попросту привел бы к недобору валютной выручки, что не в интересах нашей страны.

По словам главы РЛПА Валерия Александровича, спорное решение ЕЭК N 194, скорее всего, будет пересмотрено. Российская сторона уже предложила проект таких изменений, который не вызывает критических нареканий со стороны белоруского бизнеса.

 

Возобновляемая энергетика – путь к энергетическому суверенитету Беларуси

ВІЭ

БСПН им. Кунявского намерен инициировать диалог с госорганами о более активном использовании возобновляемой энергетики в стране. К такому решению пришли участники рабочей встречи, состоявшейся при БСПН 11 января.

Подробнее: Возобновляемая энергетика – путь к энергетическому суверенитету Беларуси

Каким быть Закону «Об объединениях нанимателей»?

Закон

Об этом говорили на круглом столе, организованном 2 декабря БСПН им. Кунявского при поддержке московского бюро МОТ. В онлайн-мероприятии приняли участие представители МОТ, Минтруда, а также ведущих деловых объединений страны.

 

Новый статус, новые возможности

По словам зам. министра труда и социальной защиты Игоря Старовойтова, проект закона создает условия, при которых деловые ассоциации на добровольной основе смогут принять решение, будут ли они презентовать себя как объединения нанимателей, что в случае их соответствия законодательным требованиям позволит Минтруда включить их в специальный реестр. Для получения статуса республиканского объединения нанимателей деловая ассоциация должна объединять в своих рядах не менее 15 нанимателей от большинства областей и Минска, для статуса областного (Минского городского) – не менее 10, районного или городского – не менее 5 нанимателей от этих территориальных единиц.

К основным задачам объединений нанимателей отнесены:

- взаимодействие с профсоюзами;

- ведение коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению тарифных отраслевых и местных соглашений;

- исполнение своих обязательств по соглашениям, в том числе координирование деятельности своих членов по исполнению обязательств, принятых в рамках генерального, тарифных отраслевых и местных соглашений.

Предполагается, что координировать деятельность объединений нанимателей в рамках системы социального партнерства будет Конфедерация нанимателей. Такой статус планируется закрепить за наиболее представительным республиканским объединением.

Проект закона содержит норму, согласно которой объединения нанимателей получают право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках своих уставных целей.

 

Есть позитив, но есть и замечания

Глава БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич напомнила, что это уже вторая попытка разработать профильное законодательство. Прежний закон «Об объединениях нанимателей» в 2005 году прошел два чтения в Национальном собрании, но не был подписан президентом.

Тогда с принятием закона бизнес-союзы надеялись решить ряд вопросов: в том числе более четко идентифицировать себя как участников социального партнерства, получить возможность заниматься предпринимательской деятельностью, а за субъектами хозяйствования закрепить возможность относить членские взносы на затраты для целей налогообложения.

С тех пор некоторые вопросы частично удалось решить. Например, в рамках общей системы налогообложения членские взносы разрешили относить на себестоимость (при УСН налогооблагаемая база не изменилась). В проект изменений в Гражданский кодекс вошла норма, разрешающая бизнес-союзам заниматься предпринимательской деятельностью.

Положительные нормы появились и в проекте закона «Об объединениях нанимателей». Предложена более четкая правовая основа для тех, кто претендует на звание «объединение нанимателей», появилась их идентификация, в том числе разделение на республиканские и региональные, предусмотрено право на занятие предпринимательской деятельностью.

Одновременно Жанна Тарасевич выразила обеспокоенность содержанием ст.9 проекта закона, предполагающей создание надстройки над деловыми объединениями в виде конфедерации нанимателей. По мнению главы БСПН, критерии для придания одному из объединения подобного статуса прописаны некорректно. А тот факт, что конфедерации планируется делегировать формирование Национального совета по трудовым и социальным вопросам и заключение трехстороннего Генерального соглашения (с правительством и профсоюзами), станет косвенным понуждением для вступления деловых объединений в эту структуру. В подобной конструкции под вопросом оказывается независимость объединений нанимателей, что противоречит нормам Конвенции №87 МОТ.

На последнее обстоятельство указывают и представители этой организации. Как отметила специалист по правовым нормам Департамента МОТ по международным трудовым нормам Оксана Вульфсон, с большой вероятностью контролирующие органы МОТ выскажут замечания относительно ст. 9 закона, поскольку у конфедерации нанимателей есть признаки монополии.

О необходимости обеспечивать автономность объединений нанимателей, как того требует Конвенция №87, напомнил Кристиан Хесс, специалист по странам Европы и Центральной Азии Департамента МОТ по международным трудовым нормам. Он выразил недоумение тем, почему нужна организация для координации позиции объединений нанимателей и как быть, если они не хотят координации?

Участники круглого стола засомневались в том, что закон в предложенной редакции будет стимулировать развитие объединений нанимателей и повышать их репрезентативность по количеству членов. «Закон предусматривает многочисленные обязательства для объединений нанимателей, но не хватает прав, чтобы укреплялась их база», -- полагает председатель Республиканского союза нанимателей «БелСН» Сергей Жарников.

 

Предложение БСПН

Жанна Тарасевич предложила продолжить работу над формулировками, в частности, изложить в новой редакции ст. 9 проекта закона, которая закрепила бы свободу объединений нанимателей как участников социального диалога:

Статья 9. Независимость объединений нанимателей и их координация на участие в системе социального партнерства.

 1. Объединения нанимателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений нанимателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений нанимателй, установленных международными договорами Республики Беларусь, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

3. Порядок взаимодействия объединений нанимателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений нанимателей.

Продолжить консультации по проекту рекомендовали и представители МОТ. Для этого еще есть время. Сейчас проект закона находится в правительстве, которое, по планам, должно представить его в парламент до конца декабря.

 

Закон "Об объединениях нанимателей" (по состоянию на 16 сентября т.г.)

Тезисы доклада Ж.Тарасевич

Начата подготовка рамочного соглашения о сотрудничестве с Минздравом

Ахова здароўя

Разработка документа одобрена 26 ноября на встрече членов Ассоциации стоматологических организаций БСПН. Кроме того, от министра здравоохранения Дмитрия Пиневича получено устное согласие на оформление сотрудничества.

Подробнее: Начата подготовка рамочного соглашения о сотрудничестве с Минздравом

При БСПН им. Кунявского заработал третейский суд

Третейский суд

Мингорисполком свидетельством №19 от 15.09.2021 года поставил на учет постоянно действующий третейский суд при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского.

Подробнее: При БСПН им. Кунявского заработал третейский суд