Белорусский бизнес созрел для создания кластеров
В настоящий момент в Беларуси сформировались не менее 6-7 горизонтально интегрированных бизнес-структур, которые в полной мере соответствуют понятию кластера. Более десяти близки к такому статусу. Об этом 5 декабря говорили участники профильной конференции «Развитие кластеров в регионах Беларуси: потенциал, вызовы и перспективы». Мероприятие было организовано БСПН им. Кунявского совместно с Советом по развитию предпринимательства, при поддержке Минэкономики Беларуси и МИД Польши.
Кластеры как драйвер ВВП
Сопредседатель и директор БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич напомнила об амбициозных планах властей по удвоению ВВП страны. Чтобы достичь обозначенной цели, ежегодный прирост экономики должен составлять не менее 6-8%. При этом в 2011-2018 гг. средний прирост ВВП составил был лишь около 1% в год. Очевидно, что для ускорения роста нужны новые драйверы. По мнению руководителя бизнес-союза, одним из таких драйверов могут выступить кластеры.
В пользу такого довода говорит мировая статистика. Кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. В США в рамках кластеров работает более 50% предприятий, которые производят более 60% ВВП. В ЕС насчитывается свыше 2 000 кластеров, в которых занято 38% рабочей силы объединенной Европы.
В Беларуси процесс кластеризации находится на начальной стадии. Чтобы собрать и поддержать кластерные инициативы БСПН им. Кунявского при финансовой поддержке МИД Польши и Подляского регионального фонда развития начали профильный проект. В том числе в 2018 году в Польше были организованы трехнедельные стажировки для представителей власти и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, прошли 6 семинаров и 25 панельных дискуссий в 22 городах страны, проведены полевые исследования. В этом году прошла еще одна стажировка и 6 региональных семинаров, соглашения о сотрудничестве заключены между СЭЗ «Могилев» и Подляским фондом регионального развития, а также между СЭЗ «Могилев» и Кластером металлообработки Польши.
Польский опыт развития кластеров во многом может быть полезен для нашей страны. Кроме того, ввиду развитых торговых отношений между Беларусью и Польшей кластеризация может носить трансграничный характер, стимулируя производственно-торговые отношения между компаниями.
«Я знаю, что после нашего проекта кластеризация в Беларуси не закончится», — выразил убеждение директор по развитию Подляского регионального фонда развития Камил Пендовски. По его словам, на страте проекта было много скептиков, определенные сомнения беспокоили и польскую сторону, взявшуюся обеспечить финансирование и методологическую поддержку. По истечению двух лет сомнения развеяны. Есть результаты и польская сторона готова продолжить поддержку кластеризации в Беларуси.
Инициативы снизу
Как неоднократно отмечалось в ходе конференции, кластеризация – это, прежде всего, инициатива бизнеса. Да, чиновники могут оказать определенную поддержку проектам, но результат всецело будет зависеть именно от предпринимателей, их организационных способности и готовности инвестировать. «Надо двигаться снизу. Кто хочет, тот создает», — отметил начальник управления экономики инновационной деятельности Минэкономики Дмитрий Крупский.
При этом совсем не обязательно, чтобы уже на страте интеграционные структуры формализовывались, чтобы получить статус кластера. Куда важнее суть взаимодействия между компаниями-участниками подобных образований.
Любопытен опыт пока еще не формализованного Первого транспортного кластера (ПТК), образованного в Минском районе. Идейным вдохновителем ПТК выступил известный в Беларуси бизнесмен Вячеслав Довнар. По словам предпринимателя, сейчас в кластере порядка 80 компаний. В числе якорных участников «Евроремдизель», «Русские шины», «ДС №197 Гостехосмотр» и некоторые другие. Мощности ПТК позволяют одновременно размещать на его территории и обслуживать до 500 автопоездов с перспективой расширения.
По предварительным оценкам, работа на базе ПТК может сократить простой одного автопоезда на 3-5 дней каждый месяц, что повлечет прирост выручки на 1200-1500 долл. Для перевозчика, имеющего в распоряжении условно 10 автопоездов это может означать увеличение выручки на 120-150 тыс. долл. в год. Объединение в кластере большого количества перевозчиков позволит получить скидки на топливо, запасные части для работы подвижного состава, шины, услуги по техобслуживанию и прочее. Все это способно уменьшить себестоимость услуг транспортных компаний на 5-12%, или на 250-500 долл. с автопоезда в месяц.
Как заверил Вячеслав Довнар, кластер создаст не менее 1 тыс. рабочих мест. В случае достаточного масштабирования выручка международных автомобильных перевозчиков в целом по стране должна прирасти от 50 до 100 млн долл. в год.
Портал в помощь
Дать базовую информацию и компетенции тем, кто намерен развивать кластер, призван новый портал CLUSTERLAND.BY, презентованный в ходе конференции. «Мы отобрали лучшие материалы о кластерах, а не просто то, что вырвано из интернета. Эти материалы адоптированы к белорусским реалиям», — заверила специалист проекта, консультант Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Людмила Истомина.
По словам спикера, создатели портала рискнули и сделали упрощенный вариант методики, «чтобы не отпугнуть людей». В том числе ресурс обобщил опыт лучшие практики, сформировал правовую и методологическую базу, а также предложил потенциальным участникам кластеров общаться между собой в формате специализированной социальной сети.
Материалы конференции в облаке