Стабильность без уверенности
Участники Объединенного клуба директоров обсудили ситуацию в белорусской экономике и перспективы развития бизнеса.
Мероприятие состоялось 3 февраля. Объединенный клуб директоров (ОКД) впервые совместно провели ведущие деловые объединения страны – БСПН им. Кунявского, МССПиР, РСПП и БНПА.
Чиновники на позитиве
Руководители министерств экономического блока отметили стабилизацию ряда макроэкономических параметров в 2021 году. По словам, заместителя министра экономики Дмитрия Ярошевича, одним из наиболее существенных достижений стал выход на положительное сальдо текущих операций, что стабилизировало валютный рынок. Помог экспорт. На него правительство и дальше намерено делать ставку. Согласно прогнозу социально-экономического развития страны, в 2022 году экспорт товаров и услуг должен добавить еще 6,3%.
Да, подвела инфляция. По 2021 году она составила почти 10%, но, как отмечает руководитель министерства, половина этого роста «импортирована». Будучи открытой экономикой, Беларусь испытала на себе общемировой тренд ускорения инфляции. К слову, в США она достигла рекордного за 40 лет уровня – 7%.
В Беларуси нет навеса для ускорения инфляции. По итогам 2021-го широкая денежная масса приросла только на 7%, а в текущем году согласно прогнозу не должна выйти за рамки 7-13%, заверил заместитель начальника главного управления мониторинга и экономического анализа Нацбанка Андрей Категов.
По мнению чиновников, не следует бояться и высокого индекса цен промышленной продукции как фактора для возможного дальнейшего раскручивания инфляции. В значительной степени данный индекс включает стоимость поставок на экспорт и, следовательно, напрямую не затрагивает ценообразование на внутреннем рынке.
Впрочем, при формировании бюджета заложена несколько более высокая цифра инфляции в 2022 году – 7,2% (при курсе доллара 2,82 BYN), признал первый зам. министра финансов Дмитрий Кийко. Более скромен и расчетный темп роста ВВП – 100,7% против 102,9% по прогнозу социально-экономического развития. В Минфине такие расхождения объясняют применением в расчетах инерционного сценария.
В условиях продолжающейся пандемии COVID-19, а также повышенной неопределенности ввиду санкций со стороны страна Запада сложно прогнозировать доходную часть казны. По итогам прошлого года удалось избежать худших сценариев: вместо ожидаемых 4,5-6 млрд BYN дефицит республиканского бюджета составил лишь около 1 млрд BYN, и этот разрыв был полностью покрыт за счет собственных источников (в основном остатками бюджета прошлых лет).
В 2022-м дефицит бюджета предполагается в размере 2,8 млрд BYN. «Уровень некритичный, полностью управляемый, имеются источники по его рефинансированию», – заверил Дмитрий Кийко.
Часть доходов бюджета консолидирована в резервном фонде в размере 0,9 млрд BYN. Если доходы окажутся выше ожидаемых – они будут зачисляться в резервный фонд и покрывать некоторые расходы, которые пока не определены в расходной части. По планам, средства фона в основном пойдут на инвестиционные цели, развитие инфраструктуры и выплату зарплаты бюджетникам.
Еще меньше определенности с государственным долгом. Представитель Минфина признал тот факт, что Беларусь оказалась отрезанной от внешних рынков капитала и сейчас испытывает проблему с рефинансированием долгов. А они весьма немалые – до 2027 года ежегодные выплаты будут составлять 2,5-3 млрд долл. В подобной ситуации средства бюджета придется направлять не только на уплату процентов, но и выплату основного долга.
У страны не остается выбора кроме как мобилизовать доходные источники. Этим поясняется пересмотр льготных форматов налогообложения и общий рост налоговой нагрузки на бизнес и граждан.
Бизнес в сомнениях
Представители делового сообщества понимают необходимость наполнения бюджета, однако озабочены большой неопределенностью не только внешних факторов, но и внутренних. Уже наметился тренд на снижение деловой активности: новые предприятия и ИП регистрируются реже, а действующие бизнесы закрываются чаше.
Много вопросов накопилось к работе контролирующих органов. Формирование списка проверок все еще остается непрозрачным, тогда как штрафы, в том числе в случаях так называемой минимизации налоговых обязательств, зачастую неадекватны нарушениям.
С одной стороны, перевод администрирования налогов и прочего контроля за оборотом товаров в цифровой формат можно рассмотреть как объективный процесс развития технологий. Но, с другой стороны, некоторые меры (например, распространение обязательной маркировки и прослеживаемости товаров) не находят здравого объяснения. Зачем, например, создавать дополнительные технические сложности предприятиям молочной отрасли, а также ритейлу введением маркировки и использованием электронных накладных, если в Беларуси нет проблемы серого рынка этой продукции. Создается впечатление, что белорусской правительство идет на поводу у России, не отстаивания должным образом национальные интересы.
Деловые объединения также подтвердили готовность к широкому диалогу с органами власти, чтобы вместе обсуждать вопросы развития частного сектора экономики.
Презентации ОКД в облаке
Запись трансляции ОКД в облаке