Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Новости 2017

БСПН готовит предложения по корректировке налогового законодательства

001032 00000620713

Планируется, что замечания и предложения союза будут направлены в органы госуправления до 30 июля т.г.

Тема фискальной политики – приоритетная в работе союза. БСПН не однократно выступал с предложениями по усовершенствованию налогового законодательства, корректировке ставок налогов и пошлин, упрощению налогового администрирования. К сожалению, большинство этих предложений не были поддержаны МНС и Минфином и не отражены в представленном властями проекте Налогового кодекса (НК), констатировала сопредседатель и директор БСПН Жанна Тарасевич на тематическом совещании, которое состоялось при бизнес-союзе 26 июля.

По словам главы БСПН, деловое сообщество не может согласовать НК в том виде, в котором он поступил на рассмотрение. В настоящий момент эксперты и члены союза анализируют представленный документ и вносят свои предложения.

Стоит также отметить, что некоторые новации НК вызывают серьезные нарекания у экспертного пула БСПН. Так, новая редакция НК угрожает понятию банковской тайны. К негативным последствиям может привести норма, согласно которой кредитные средства, поступающие на счета предприятий, могут в бесспорном порядке списываться на погашение задолженностей по обязательным платежам в госбюджет.

«Эти и другие моменты мы планируем обсудить постатейно, чтобы внести свои предложения не только в Минфин и МНС, но и в Национальное собрание», -- отметила Жанна Тарасевич.

Предприятия Оршанского района объединятся в региональную ассоциацию

original e

Соответствующий протокол о намерениях подписан 12 июля в Орше между представителями местных коммерческих предприятий и дирекцией Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН).

Встреча представителей коммерческих организаций прошла в Оршанском райисполкоме при содействии Департамента по предпринимательству Минэкономики.

Среди подписавших протокол руководители компаний пищевой перерабатывающей, легкой, деревообрабатывающей и иных отраслей промышленности, а также строительства.

Новая региональная ассоциация будет действовать при БСПН. В течение месяца стороны намерены подготовить и представить документы для организации долговременного сотрудничества.

Очередную встречу актива будущей ассоциации запланировано провести не позднее 1 сентября.

Подписание протокола о намерениях стало логическим продолжением встречи 8 июня т.г. министра экономики Владимира Зиновского с предпринимателями Орши и Оршанского района, на которой представители частного бизнеса заявили о необходимости самоорганизоваться. По итогам встречи Департаменту по предпринимательству Минэкономики и БСПН было рекомендовано проработать возможность создания региональной ассоциации.

Напомним, создать более благоприятные условия для экономического развития Оршанского региона поручил глава государства Александр Лукашенко 21 апреля 2017 года, выступая с Посланием к белорусскому народу и правительству.

БСПН им. Кунявского активнее применяет новые форматы работы и идет в регионы

Правление 28.06

Отличительной чертой работы бизнес-союза в первом полугодии т. г. стало широкое использование новых форм взаимодействия с представителями бизнеса и власти, отметила сопредседатель и директор БСПН Жанна Тарасевич, выступая 28 июня на заседании Правления союза.

Так, юбилейный, 80-й Республиканский клуб директоров был проведен в Бобруйске совместно с Бобруйской ассоциацией промышленников и предпринимателей. Региональный уклон имели и другие мероприятия БСПН, например прошедшая 4 мая свободная дискуссия в Солигорске, на которой собралось около 20 директоров местных предприятий.

Еще одной новой формой стали заседания функциональных советов, на которых эксперты союза обсуждают животрепещущие проблемы экономической жизни страны. В частности, на двух заседаниях Совета по экономической политике предметно обсуждены особенности фискальной системы Беларуси. Эксперты постарались выработать консолидированную позицию по данному вопросу. Ряд предложений членов Совета по правовым вопросам, защите прав и интересов членов БСПН в части усовершенствования законодательства неоднократно озвучивались на рабочих заседаниях в министерствах и ведомствах.

Как отметила Жанна Тарасевич, дирекция БСПН продолжит использовать новые формы работы в интересах членских организаций, а также всего белорусского бизнеса. Очередным таким проектом станет создание в партнерстве с деловыми объединениями Мальты и Эстонии интернет-портала, который будет способствовать налаживанию деловых связей между белорусскими предприятиями и компаниями из стран Евросоюза.

Отчет о работе БСПН в первом полугодии 2017 года

БСПН им. Кунявского не поддерживает инициативу ЕЭК

EЭK

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила проект решения, которое содержит поручение правительствам принять меры по предотвращению перемещения между странами ЕАЭС продукции, не соответствующей требованиям союза, в том числе не имеющей надлежащих документов, а также товаров, в отношении которых одним из государств ЕАЭС приняты специальные экономические меры.

Согласно проекту, после обнаружения на территории любого государства ЕАЭС указанная продукция может изыматься из экономического оборота. При этом отсутствие предусмотренной правом союза документации, подтверждающей безопасность и позволяющей проследить перемещение товаров, должно расцениваться как основание для их уничтожения.

Предполагается организация дополнительного надзора без применения пунктов контроля на границах между странами ЕАЭС. При ЕЭК планируется создать инспекционную группу из представителей уполномоченных органов государств — членов союза для совместного выборочного контроля за реализацией решения Евразийской экономической комиссии. Состав группы и регламент ее работы Совет ЕЭК намерен утвердить отдельным решением.

По мнению БСПН, принятие решения ЕЭК в предложенной редакции будет означать введение тотального контроля за перемещением любых товаров по территории государств — членов ЕАЭС, что влечет за собой издержки как со стороны бизнеса, так и со стороны госорганов каждой страны.

Смущает отсутствие унифицированного перечня документов, которые должны сопровождать груз. Не дано четкое определение специальным экономическим мерам (следует полагать, речь идет о санкциях Российской Федерации в части ограничения ввоза товаров из некоторых стран). Непонятны механизм получения информации о введении таких ограничений членами ЕАЭС и то, как информация будет доводиться до госорганов и коммерческих организаций.

Предоставление права контролирующим органам конфисковывать и уничтожать продукцию без решения суда подрывает конституционный принцип защиты собственности, влечет за собой постоянные споры между контролирующими органами и бизнесом. Все это крайне негативно скажется на деловом и инвестиционном климате ЕАЭС.

По мнению БСПН, вводить дополнительный контроль следует не ранее, чем будут созданы национальные системы, обеспечивающие обмен информацией между государствами о перемещении продукции. Такая работа уже проводится. Например, в Беларуси введена система электронных счетов-фактур по НДС, в которых указывается практически вся информация о движении продукции. Доработка и адаптация данной системы в рамках ЕАЭС позволят устранить проблему взаимозачета по уплате НДС и помогут ей стать основой для новой системы контроля за перемещением товаров. В ускорении работ в данном направлении бизнес заинтересован и будет поддерживать любые инициативы.

Свои замечания и предложения в письменном виде БСПН направил в Минэкономики.

Платеж из прибыли при осуществлении хоздеятельности в объектах историко-культурного наследия

IMG 05

Минкультуры разъяснило порядок уплаты части прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности в объектах историко-культурного наследия, привязав платеж к площади арендуемых помещений.

Субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность сразу в нескольких зданиях, должны рассчитывать размер обязательного платежа из прибыли пропорционально занимаемым площадям в объектах историко-культурного наследия. Таков смысл разъяснений ответного письма министерства на адрес Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. C. Кунявского (БСПН).

Указ от 18.10.2007 № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны» обязывает юридические лица перечислять 5 % из прибыли в Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, если их деятельность оказывает влияние на историко-культурную ценность. Данный нормативный правовой акт не предполагает вычленение долей из прибыли. Тем не менее в Минкультуры отмечают, что исчисление платежа пропорционально площадям уже сформировалось как правоприменительная практика.

В министерстве также уточнили, что к непосредственному воздействию, которое оказывается предпринимательской деятельностью на историко-культурную ценность или зоны ее охраны, относится создание дополнительных объемно-пространственных сооружений. В том числе учитываются возведение пристроек, обустройство и размещение объектов сезонной торговли, рекламных носителей и других объектов на территории историко-культурной ценности и (или) в зонах ее охраны. Отчисление будет необходимо делать и в случае создания площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта, устройства новых входов, крылец, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, встроенных банкоматов.

Если же у предприятия нет прибыли, то отчисление в фонд ему делать не надо.

В то же время БСПН смущен формированием правоприменительной практики по уплате обязательного платежа без описания четкого механизма оплаты в нормативном правовом акте. Это создает потенциал для претензий со стороны контролирующих органов и применения штрафных санкций к предприятиям-арендаторам.

БСПН призывает регулятора как минимум внести уточнения в действующее законодательство.

БСПН обращает внимание на то, что большинство субъектов хозяйствования воспринимают данный платеж как новый налог, отягощающий и без того непростое финансовое положение бизнеса. Союз призывает законодателя рассмотреть возможность упразднения данного платежа.

Объявлен Республиканский конкурс инновационных проектов 2017!

inov

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь при участии Белорусского инновационного фонда проводит 8-ой Республиканский конкурс инновационных проектов по 2-м номинациям: «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект».

Конкурс проводится в целях стимулирования реализации перспективных инновационных проектов, содействия в поиске инвестиционной поддержки инновационных проектов, создания системы по выявлению и продвижению молодых, талантливых специалистов, коммерциализации результатов научных исследований и разработок. В рамках конкурса рассматриваются перспективные инновационные проекты с детально проработанной стратегией реализации (коммерциализации) и соответствующие приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь.

Участниками конкурса могут быть юридические и физические лица.

В номинации «Лучший молодежный инновационный проект» могут принимать участие физические лица, возраст которых не превышает 35 лет. Участники конкурса самостоятельно выбирают, к какой номинации относится представляемый ими инновационный проект.

Сроки проведения:

  1. Прием заявок и предварительный отбор проектов - до 1 сентября 2017 года.
  2. Экспертиза инновационных проектов - до 1 ноября 2017 года.
  3. Определение победителей и призеров конкурса - декабрь 2017 года.

В целях подготовки участников конкурса к рассмотрению и защите инновационных проектов в октябре 2017 года будет проведен семинар-тренинг с привлечением ведущих белорусских специалистов по инновационной и венчурной деятельности и бизнес-планированию.

По результатам рассмотрения и защиты инновационных проектов совет конкурса определяет победителей и призеров конкурса. В каждой номинации устанавливаются один победитель и пять призеров, из них два участника, занявших второе место, и три - занявших третье место.

Победителям и призерам конкурса вручаются дипломы и премии:

за первое место - 60 тарифных ставок 1-го разряда (1860,00 рублей);

за второе место - 40 тарифных ставок 1-го разряда (1240,00 рублей);

за третье место - 20 тарифных ставок 1-го разряда (620,00 рублей).

Среди победителей и призеров конкурса совет конкурса отбирает проекты для дальнейшей коммерциализации их результатов. Проекты, отобранные для дальнейшей коммерциализации их результатов, получают сертификат, дающий право на получение денежных средств в целях реализации данных проектов в размере 400 тарифных ставок 1-го разряда (12400,00 рублей).

Положение о республиканском конкурсе инновационных проектов, формы конкурсной документации можно найти на сайте конкурса http://konkurs.bif.ac.by.

Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию на сайте конкурса http://konkurs.bif.ac.by, заполнив установленные организаторами формы (заявку, паспорт и бизнес-план инновационного проекта), и направить в срок до 1 сентября 2017 г. в печатном виде комплект конкурсных документов в адрес Белорусского инновационного фонда (220002, г. Минск, ул. В. Хоружей, д. 31 А, ком. 403).

Контактный телефон +375 17 2931781, факс +375 17 2931797.

Добро пожаловать к участию в конкурсе!

Свободная дискуссия, организованная БСПН в Солигорске, собрала около 20 директоров местных предприятий

DSC 1359

О наболевшем в условиях хозяйствования говорили 4 мая на базе ООО «Энергия» — старейшего члена бизнес-союза. Обмен мнениями выдался эмоциональный, но в то же время достаточно продуктивный.

Чем вы можете помочь?

С первых минут встречи активную позицию занял директор ООО «Любимый трикотаж» Михаил Исаеня. Эмоциональная риторика спикера свелась к одному тезису: не верю, что можно что-либо изменить.

«Легкую промышленность Беларуси завалили! На днях был в Минске, в торговом центре «Столица», — одни турецкие товары, в Galileo сплошь иностранщина. Тысячи квадратных метров торговых площадей занимают DeFacto, Colin’s, LC Waikiki!» — воскликнул руководитель.

По его мнению, вхождение импорта в торговые центры приводит к массовому разорению белорусских предприятий. Проблема давно должна быть вынесена на уровень Совета безопасности, но ее предпочитают не замечать.

Михаил Исаеня признался, что разочаровался в условиях работы в стране и думает об эмиграции: «Несколько лет назад предпринимателей загнали в ЧУПы, оставив без штанов, зато те, кто уехал за границу, все в шоколаде».

По словам бизнесмена, он безрезультатно пытался донести до ответственных лиц на разного рода заседаниях информацию о бедственном положении в отрасли. Несколько раз Михаил Исаеня порывался покинуть мероприятие, демонстрируя неверие в то, что через бизнес-союз можно решить какие-то проблемы.

Перед зеркалом и с анекдотом

«Возможно, вы выступали на совещаниях, которые перед зеркалом проводите? — иронично парировал сопредседатель БСПН Лев Карпач. — Я, как и вы, директор коммерческой организации (ЗАО «Вилия». — Прим. авт.), при этом в бизнес-союзе уже 20 лет. За это время я хорошо усвоил, что, каким бы я умным ни был, какие бы серьезные вопросы не адресовал чиновникам, без союза я ничего не достигну».

Апатичные возмущения подтолкнули Льва Карпача процитировать старый советский анекдот: «Когда большевики пришли в Одессу, думаете, я не возмущался? Еще как! Я им фигу в кармане показывал!»

В том, что бизнесу нужно объединяться в разного рода гильдии, включая небольшие, местечковые, уверен директор солигорского ООО «Энергия» Игорь Уфимцев.

Когда год назад Минфин неожиданно, без каких-либо серьезных оснований, сразу в шесть раз повысил стоимость контрольных знаков на чай и кофе, компания «Энергия» призывала коллег по цеху попробовать аргументированно доказать регулятору пагубность таких действий. Резко возросшие расходы на контрольные знаки грозили вогнать бизнес импортеров в убытки, тем более что тогда в стране розничные цены на их продукцию административно сдерживались. Не все компании откликнулись на призыв, некоторые тоже утверждали: ничего мы не изменим. Однако нашлись и те, кто согласился бороться за свои интересы. Аргументы компаний БСПН обобщил в аналитической записке и направил ее в правительство. В скором времени регулятор пошел на компромисс и в два раза снизил стоимость контрольных знаков на чай.

Конфликт интересов

На встрече в Солигорске предприниматели говорили на разные темы, но всегда о наболевшем. Директор ООО «ЭкоСтройИнвест» Дмитрий Протасеня посетовал на завышенные требования к размеру уставного фонда строительных организаций, что усложняет аттестацию малого и среднего бизнеса. Выходит, что компании выбрасывают с рынка по формальному признаку, хотя фактически они обладают и оборудованием, и кадрами, и компетенцией, чтобы работать на тех или иных объектах.

Любопытно, что данный аргумент не хотят слышать не только в Минстройархитектуры, но и в Белорусском союзе строителей. Как предположили представители БСПН, возможно, это связано с полугосударственным статусом данного профессионального объединения. Не секрет, что оно отстаивает интересы прежде всего крупных строительных компаний ведомственной подчиненности, для которых и принимались новые правила аттестации несколько лет назад. Выход один: пытаться продвигать свои интересы через деловые объединения, не аффилированные с госструктурами.

Спикеры БСПН также обратили внимание на то, что конфликт интересов нередко возникает не только на стыке частной и государственной собственности, но и между малыми и крупными предприятиями, а также между представителями разных отраслей. При этом в выигрыше оказываются, как правило, те, кто сумел объединить усилия с коллегами по цеху.

Утомленные потребителями

Директор ЧУП «Центр-С» Жанна Зинукова рассказала о расцветающем потребительском экстремизме в регионах. Одна местная жительница приобрела у этой фирмы кухню, а спустя три месяца пользования вдруг решила, что мебель ей не нравится. Придравшись к одному из зазоров в изделии, женщина смогла отсудить у ЧУП «Центр-С» 55 млн неденоминированных рублей. Примечательно, что покупательница даже полностью не рассчиталась по договору за приобретенную мебель и до сих пор продолжает ею пользоваться.

По словам Жанны Зинуковой, такие случаи не единичны: другим предпринимателям также приходилось нести убытки в связи с сомнительными претензиями потребителей. Купил за 10 руб. краску для волос, не понравился цвет — отсудил не только стоимость покупки, но и расходы на парикмахера, а также на судебную тяжбу.

«Надо менять законодательство», — резонно заключила директор и сопредседатель правления БСПН Жанна Тарасевич.

Обобщать подобные замечания через бизнес-союзы и направлять предложения законодателю призвал заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский. По его словам, именно сейчас наиболее благоприятное время, чтобы повлиять на корректировку условий хозяйствования. «Чтобы серьезно изменить деловой климат, одним декретом не обойтись. Надо вносить изменения в сотни, а может, и тысячи нормативных актов», — уверен представитель министерства.

Фоторепортаж с места мероприятия в облаке https://cloud.mail.ru/public/Kjz8/DMbwV9EBb 

Директивный рост зарплат плохо стыкуется с необходимостью снизить себестоимость белорусской продукции. Об этом говорили участники 80-го РКД

РКД 80

Очередное мероприятие Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) состоялось 20 апреля в Бобруйске, что, помимо прочего, позволило взглянуть на задачи глазами местных чиновников и бизнесменов.

Сохраняем оптимизм

«Отступать некуда, за нами Бобруйск», — продемонстрировала готовность добиваться результата заместитель председателя местного горисполкома Ирина Ануфриева.

По ее словам, поставлена задача в течение 2017 года повысить зарплаты в городе почти на 30 %. Чиновники исполкома понимают, что достижение цели во многом будет зависеть от того, как сработают предприятия реального сектора.

«Ставим задачу обеспечить работой всех, кто может и хочет работать. На 2017 год наметили создать не менее 1300 рабочих мест, в том числе порядка 1000 в сфере предпринимательства», — сообщила представитель исполкома.

Уже сейчас, несмотря на наличие в Бобруйске крупных предприятий государственной собственности, субъекты предпринимательства формируют более половины бюджета. Дальнейший рост частного бизнеса в исполкоме связывают с улучшением деловой среды, чего, в частности, планируют добиваться за счет снижения налоговой нагрузки.

Местные предприятия не смогли воспользоваться налоговыми льготами декрета № 6, поскольку в городе проживает более 200 тыс. человек, а потому снижать фискальную нагрузку горисполком взялся через регулирование ставок земельного налога и налога на недвижимость. В планах расширение территории СЭЗ «Могилев» в Бобруйске, что дополнительно повысит инвестиционную привлекательность города.

Спикер добавила позитива статистикой по росту экспорта местных предприятий, как в прошлом году, так и в I квартале нынешнего. Компании вышли на 34 новых рынка сбыта, что снизило их зависимость от российского рынка и помогло обеспечить  положительное внешнеторговое сальдо в объеме 100 млн долларов.

Есть успехи в снижении затрат. По прошлому году экономический эффект от этих мероприятий оценен в 4,4 млн деноминированных рублей. В этом году, несмотря на запланированное повышение зарплат, исполком видит возможность снизить затраты еще на 4 %.

Расчет директора

Выступившие на РКД руководители предприятий были куда более сдержанными в своих прогнозах. «Чтобы выйти на предложенный нам уровень зарплат, мы должны увеличить выручку в валютном выражении на четверть и при этом из 400 работников сократить примерно 20—25 человек», — поделился расчетами генеральный директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Кунц.

По его словам, продукция предприятия сохраняет конкурентоспособность благодаря тому, что в цену заложена относительно небольшая норма прибыли. И то лишь потому, что основные конкуренты — россияне в погоне за длинным рублем склонны работать со значительной наценкой. «Если завтра на рынок придут фирмы, зарабатывающие за счет значительных оборотов при низкой норме прибыли, то мы можем и не выжить», — отметил Михаил Кунц.

В своих выступления руководители, кто осторожно, а кто более явно, давали понять, что директивный рост зарплат плохо стыкуется с финансовыми возможностями компаний.

«Директивные показатели не имеют ничего общего с реальностью, не учитывают ресурсы предприятий и игнорируют их стратегии развития. В основе таких показателей лежит «хотелка» прибавить к прошлому году некий процент роста», — уверен директор СООО «Европластик» Александр Преснецов.

По его словам, бесконечные заседания директивных органов проходят непродуктивно для предприятий, вне рыночных отношений и логики. Подобные встречи бизнесмен призвал, как минимум, проводить с учетом загруженности руководителей и разрешить присутствовать там не директорам, а их замам.

На макроуровне

В том, что ситуация созрела для бурного роста зарплат, усомнился и почетный председатель БСПН, экс-министр экономики Георгий Бадей.

Спикер напомнил, что белорусская экономика переживала спад в течение 26 месяцев. В том числе в прошлом году ВВП сократился на 3,9 %, в валютном исчислении экономика сжалась на 14 %, с 55 млрд до 47,4 млрд долларов.

Достижение средней зарплаты в 1 тыс. руб. требует ее увеличения на 38,5 % к уровню 2016 года, или на 24,8 % по сравнению с предыдущим декабрем. По мнению представителя БСПН, весьма проблематично будет соразмерно увеличить производительность труда, и при этом продать продукцию, чтобы не сработать на склад.

Георгий Бадей также считает, что резкий рост зарплат конфликтует с задачей снизить себестоимость продукции и услуг белорусских предприятий на 25 % согласно требованию Указа от 24.02.2016 № 78. Тем более что не просматривается возможность серьезно сократить иные издержки бизнеса.

«Налоговики утверждают, что по прошлому году налоговая нагрузка не увеличилась. Но как же она могла не увеличиться, если в условиях падающего ВВП доходы консолидированного бюджета выросли на 7 %?!» — недоумевает экономист.

Спикер напомнил, что БСПН направлял в правительство и Администрацию президента пакет предложений по снижению издержек в реальном секторе, однако ключевые инициативы матрицы мер, в том числе по финансовому оздоровлению предприятий, не были реализованы.

Пряники нового декрета

Снижение затрат для бизнеса «по самым скромным подсчетам, на 10—15 %» пообещал директор Департамента по предпринимательству Петр Арушаньянц. По его словам, к такому экономическому эффекту приведет принятие декрета и еще нескольких нормативных правовых актов в рамках упрощения технических барьеров перед бизнесом. Чиновник анонсировал появление очередного пакета документов в конце мая — начале июня. Насколько их меры будут действенными? Возможно, этот вопрос станет предметом обсуждения на следующем РКД.

Материалы 80-го РКД в облаке https://cloud.mail.ru/public/LWCB/GnsFftfVu

Изменены санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов

sanpin

Изменены Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95.

Изменения внесены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 апреля 2017 г. № 29 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 г. № 95.

Постановление №95 от 20.08.2015    СанПиН      Постановление № 29

 

БСПН им. Кунявского расширяет границы для белорусского бизнеса

DSC05749

Бизнес-союзы Беларуси, Эстонии и Мальты создадут общий интернет-портал для обмена деловыми предложениями и практической информацией.

Кроме того, будет оказана дополнительная помощь предпринимателям в налаживании деловых контактов и информировании об условиях ведения бизнеса в трех странах.

Такие планы очерчены в подписанном 19 апреля в Минске соглашении о долгосрочном сотрудничестве между Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН), Эстонской ассоциацией малого и среднего бизнеса (EVEA) и Мальтийской палатой малого и среднего бизнеса (GRTU).

«Эстонии есть что предложить белорусским предпринимателям, в первую очередь это наши уникальные цифровые услуги по дистанционному ведению бизнеса на территории ЕС», — заявила в ходе подписания документа вице-президент EVEA Марина Каас.

«С нетерпением ждем начала нового этапа сотрудничества. Стартовавший проект связан с широкими возможностями, которые открываются перед белорусскими, мальтийскими и эстонскими предприятиями, если они будут работать вместе», — отметил член исполнительного совета GRTU Ноэль Гаучи.

«Налаживание деловых связей с Эстонией и Мальтой означает дополнительные возможности для белорусского бизнеса в привлечении инвестиций и развитии внешнеторговых отношений. Мы как минимум рассчитываем на построение партнерской бизнес-сети между предпринимателями Беларуси, Мальты и Эстонии», — подытожил сопредседатель правления БСПН Дмитрий Дичковский.

Сотрудничество между бизнес-союзами трех стран начато как часть проекта East Invest 2, который поддерживается Еврокомиссией в рамках «Восточного партнерства».

БСПН — одно из крупнейших бизнес-объединений Беларуси, членами которого являются более 150 организаций малого, среднего и крупного бизнеса с общей численностью работников свыше 50 тыс. человек.

EVEA объединяет около 1 тыс. малых и средних предприятий Эстонии во всех секторах экономики.

GRTU — старейшая деловая ассоциация Мальты, представляющая интересы около 7 тыс. малых и средних предприятий.

80-е заседание Республиканского Клуба Директоров

shut

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН) и Совет Республиканского Клуба Директоров (РКД) при участии Ассоциации предпринимателей и промышленников г. Бобруйска 20 апреля 2017 г. (четверг) проводит 80-е заседание Республиканского Клуба Директоров (далее – РКД) на тему: «Реальности экономики и наболевшие вопросы организаций. Локальные решения и рецепты для оздоровления и развития».

Целью заседания является обмен опытом и практикой работы коммерческих организаций по снижению издержек и повышению конкурентоспособности в свете требований Указа Президента от 23.02.2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», а также дискуссия по актуальным вопросам функционирования экономики в текущем году.

Для участия в заседании приглашены руководители органов государственного управления, в том числе Совета Министров, Национального банка, Национального Собрания Республики Беларусь, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Верховного суда и других министерств и ведомств, местных органов власти, члены Республиканского Клуба Директоров, представители международных организаций и делового сообщества, средства массовой информации.

По вопросам участия в заседании РКД просим обращаться не позднее 17 апреля т.г. по телефонам: 298-32-79, 298-27-92ф или e-mail: admin@bspn.by, org@bspn.by.

Программа заседания.

Деловое сообщество предлагает радикально упростить налоговую систему

tax

Совет по экономической политике при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) в целом поддержал руководителя НИЦ Мизеса Ярослава Романчука, предложившего отказаться от НДС и по аналогии с американской системой заменить его налогом на розничные продажи. По мнению этого эксперта, для эффективного и справедливого налогообложения достаточно всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и подоходного налога с физлиц. Налог с розничных продаж при нынешнем их объеме и ставке в 20 % обеспечит поступления в размере 5 млрд долларов. Столько же дадут акцизы на алкоголь, табак и энергетические товары. Около 3,5—4 млрд принесет налог с физических лиц по ставке 10 %. Итого государственный бюджет будет сформирован в размере около 14 млрд долларов, или 30 % к ВВП.

Такая налоговая нагрузка примерно на 25 п. п. ниже нынешней (сейчас в Беларуси, согласно результатам проведенного агентством PwC исследования Paying taxes 2017, она составляет 54,8 % к ВВП), тем не менее, как показывают предварительные расчеты, консолидированных в бюджете сумм хватило бы для полноценного обеспечения госрасходов уже в нынешнем году.

Реформа радикально снизит налоговую нагрузку на бизнес и повысит его конкурентоспособность на международном уровне. Кроме того, значительно снизятся расходы на налоговое администрирование, ведь разобраться с исчислением и уплатой трех налогов смогут даже люди без специального бухгалтерского образования. Пока ввиду трудностей налогового администрирования ежегодные расходы экономики только на содержание бухгалтерии оцениваются в 3,36 млрд долларов.

«Возможно, многие посчитают такие предложения слишком революционными, однако в БСПН полагают, что в их основе лежит правильный, рациональный подход. По мнению членов нашего совета по экономической политике, не стоит бояться новых инициатив. Переход на три налога дает государству ту же сумму доходов, но параллельно решает проблемы равенства, нейтральности и универсальности налогов. Ликвидируются неправомерные льготы у целого ряда предприятий и отраслей», — отметила сопредседатель и директор БСПН Жанна Тарасевич.

Разумеется, как и любая реформа, предложенное упрощение налоговой системы требует детального осмысления и уточнения. Например, необходимо как-то вписать ее в формат работы в ЕАЭС. Кроме того, возникает вопрос, как быть с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Упразднение налога на прибыль может привести к тому, что эти суммы с иностранных собственников белорусских предприятий начнут взимать другие государства.

В БСПН намерены продолжить обсуждение возможной налоговой реформы. «Минфин, налоговики выступают в духе, мол, если что-то затронем, начнем менять, то завтра все обрушится. Сейчас наша задача подготовить общество, власть, чтобы было осознание, что надо что-то менять», — считает почетный председатель БСПН Георгий Бадей.

Результаты опроса экспертов БСПН

Презентация Ярослава Романчука

Изменены санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания

char4avannie 1306

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 марта 2017 г. № 20 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2017 г. № 12» утверждена новая редакция Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания».

  Постановление № 12   СанНиП    Постановление № 20           

Информация Министерства здравоохранения

LPO

Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло постановление от 17 февраля 2017 г. № 15 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

Постановление разработано в рамках проводимой работы по оптимизации законодательства в области санитарно­-эпидемиологического благополучия населения. Постановлением, в целях исключения дублирования требований иных технических нормативных правовых актов, отменяются:

Санитарные правила 2.1. /3.5.20-35-2003 «Ввоз и реализация подержанных вещей «Second Hand», поступающих из-за рубежа». В настоящее время требования к реализации данной продукции регламентируются Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 года № 744, и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 года № 703.

Санитарные правила и нормы 2.1.12-61-2005 «Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья». Требования к данной деятельности определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 года № 708 «Об утверждении Положения о координации деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами», приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30 апреля 2015 года № 27 «О технических требованиях к контейнерам для раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, устанавливаемых в жилищном фонде».

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию», Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к производственным помещениям, оборудованию и организации рабочих мест при использовании копировально-множительной техники». Минимальные гигиенические требования для такой деятельности установлены в переработанных в 2016 году санитарных нормах и правилах «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Минздрава от 08.07.2016 г. №85.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло постановление от 27 февраля 2017 г. № 18 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

После вступления Постановления в силу утратят силу следующие документы:

Санитарные правила и нормы № 10-64 РБ 98 «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 29 апреля 1998 г. № 18;

Санитарные правила и нормы 2.1.4.10-37-2002 «Гигиенические требования к разработке, производству, испытаниям и реализации устройств очистки, доочистки и кондиционирования питьевой воды», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 163;

Санитарные правила и нормы 1.1.10-38-2002 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 165;

Санитарные правша и нормы для табачных изделий 1.1.12-1-2003, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 января 2003 г. № 2;

Санитарные правила и нормы 1.1.12-14-2003 «Гигиенические требования к безопасности средств личной гигиены», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 27 августа 2003 г. № 96.

На основании предложений БСПН Минэкономики обещает подготовить документ уровня Директивы № 4

Пресс конференция

Об этом 9 марта на пресс-конференции, организованной бизнес-союзом, заявил директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц.

«Эту и следующую неделю будем вести мозговой штурм. Думаю, многие предложения бизнес-союзов будут поддержаны. Есть четкое указание главы государства о радикальном упрощении законодательства. Те, кто вошли в рабочие подгруппы, понимают эту задачу», — заверил представитель Минэкономики.

Реформа по этапам

Напомним, распоряжением президента от 13.01.2017 № 6рп создана рабочая группа, которая займется исключением из законодательства излишних требований к субъектам хозяйствования и совершенствованием контрольной деятельности.

Поставлена задача до 24 марта направить президенту предложения по кардинальному сокращению технических и других норм, правил и прочих обязательных требований к хозяйствующим субъектам. Также поручено разработать меры по минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность предприятий.

По словам Петра Арушаньянца, первый этап работы — сбор предложений делового сообщества — завершился 6 марта. Теперь начался второй — совещания на уровне министерств и ведомств, при которых созданы подгруппы. На третьем этапе, после 20 марта, основная рабочая группа при Администрации президента приступит к формированию окончательного перечня изменений в законодательство.

Счет на сотни

Между тем количество предложений по совершенствованию правового поля уже исчисляется сотнями. Активную позицию в этом деле занял Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН), собравший 184 предложения 68 коммерческих и других организаций. Эти содержащие обоснования инициативы переданы в Администрацию президента.

«От общего количества предложений 35 % касается санитарных норм и правил, около 20 % — технических норм и регламентов. Значительная часть замечаний бизнеса связана с контрольной и надзорной деятельностью, в том числе с проведением внеплановых проверок и мониторинга», — сообщила сопредседатель и директор БСПН Жанна Тарасевич.

Основные авторы инициатив — субъекты малого и среднего предпринимательства. На их долю приходится соответственно 66,2 и 22,7 % предложений. Доля крупного бизнеса — 9 %. Половина компаний, представивших свои замечания, относится к торговле, 12 % — к строительству, 22 % — к обрабатывающей промышленности.

По оценкам БСПН, для реализации предложений коммерческих организаций следует пересмотреть (отменить, внести изменения и дополнения) более чем 90 нормативных правовых актов, в том числе 8 законов и кодексов, 1 декрет и 16 указов, 15 постановлений Совмина, 32 постановления республиканских органов управления, 2 постановления Главного государственного санитарного врача.

Дело техники и политической воли

Как заверил Петр Арушаньянц, большое количество нормативных правовых актов, требующих пересмотра, не является серьезным барьером. Многочисленные изменения в законодательство могут быть внесены несколькими, а возможно, и одним нормативным актом. Действительно важно сейчас определиться с самими реформами.

Чиновники уверяют в своей решимости радикально упростить условия ведения бизнеса в стране. «Если правил и требований будет меньше, то и нарушений тоже, меньше потребуется проверок. Наша задача — не просто сократить контрольную деятельность, а сделать ее превентивной, чтобы контролеры учили бизнес, как избежать ошибок», — пояснил Петр Арушаньянц.

Несмотря на такие заверения, представители деловой общественности все еще испытывают скептицизм по поводу результатов реформы. Смущают и формальное выполнение директивы № 4, и игнорирование некоторых недавних предложений деловой общественности.

«Мы не удовлетворены рассмотрением матрицы предложений по повышению конкурентоспособности белорусских предприятий, которую мы внесли в Администрацию президента в октябре 2015 года. Один из блоков касался снижения регуляторных издержек», — напомнил почетный председатель БСПН Георгий Бадей.

Смущает и то, что, несмотря на заявленный на высоком уровне пересмотр подходов к работе контролирующих структур, принципиально пока ничего не изменилось. В качестве примера Георгий Бадей привел недавнюю проверку работниками Комитета госконтроля одной из столичных фабрик. Там контролеры потребовали предъявить им сведения, которые и так находятся в открытом доступе и содержатся в отчетности: копии учредительных документов, акты и справки проверок за три года, справку с указанием размера уставного фонда, организационной структуры компании.

Новый индикатор

Законодательство для малого бизнеса должно быть значительно проще, чем для крупного, уверен директор ЧП «Зуботехническая лаборатория «Клевер Лаб» (член Ассоциации стоматологических организаций БСПН) Илья Ермалкевич. Пока же, по мнению бизнесмена, общеотраслевые правила зачастую непосильны для малых субъектов хозяйствования.

В том, что реформа упростит жизнь «самым маленьким», заверил Петр Арушаньянц. Правительство поставило цель увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 40 % к 2020 году и до 50 % к 2030-му. По словам чиновника, этот показатель станет одним из основных индикаторов деловой среды в ближайшие годы.

Предложения белорусского бизнеса по изменению законодательства

Перечень нормативных правовых актов, подлежащих пересмотру

С Международным женским днём!

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с Международным женским днём!

В этот цветущий весенний день, наполненный тонкой атмосферой женской красоты и мудрости, обаяния и молодости, уважаемые, дорогие и горячо любимые представительницы прекрасного пола, примите наши искренние поздравления! Благодаря вашей мудрости, заботе и терпению вы преображаете этот мир, делая его счастливее и ярче. Пусть приятные мгновения праздника навсегда будут в вашей душе, а каждый день будет озарён счастливой улыбкой, пусть сбываются все ваши надежды и мечты. Желаем вам всяческих благ, ярких побед, добрых эмоций и несметного счастья! С праздником весны и вдохновения!

Дирекция БСПН им. Кунявского

МАРТ подготовил революционный проект Указа

riteil

Мораторий на проверки до конца 2020 года и широкие налоговые льготы для субъектов ретейла, общепита и бытовых услуг.

Документ представлен деловой общественности 27 февраля на заседании общественно-консультативного совета при министерстве.

Проект предусматривает введение до 31 декабря 2020 года моратория на проведение плановых проверок профильных субъектов хозяйствования, за исключением проверок санитарного и пожарного надзора, контроля за выполнением лицензионных требований и ведомственного контроля.

Организациям и ИП могут разрешить самостоятельно устанавливать режим работы принадлежащих им объектов, за исключением тех, которые открыты с 23:00 до 7:00, а также создавать стационарные объекты независимо от того, вошли ли они в утвержденные исполкомами схемы размещения.

Предусматриваются значительные налоговые льготы для тех, кто занимается бизнесом на территории средних, малых городских поселений и в сельской местности. Согласно проекту, субъекты хозяйствования, владеющие магазинами и павильонами с торговой площадью до 100 кв. м, торговыми местами на рынках, объектами общепита с количеством мест до 50, а также те, кто оказывает бытовые услуги, вправе не уплачивать НДС и налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели — подоходный налог с физлиц. Ставка налога при использовании упрощенной системы налогообложения установлена на уровне 1 %.

Предусмотрены преференции в виде продажи государственного имущества по оценочной стоимости без проведения аукциона, а также рассрочка оплаты. Разрешается проводить перепланировку помещений без разработки проектно-сметной документации, если работы не затрагивают несущую способность конструкций.

В обосновании к проекту указа МАРТ выражает озабоченность в связи с ухудшающимся качеством обслуживания населения в регионах, а также с ростом затрат на такую деятельность. В январе — октябре 2016 года с отрицательным финансовым результатом сработали 92 % сельских комплексных пунктов по приему заказов на бытовые услуги. С 2011 по 2015 год количество магазинов на селе уменьшилось на 9,2 %, с 9893 до 8987, а их торговая площадь — на 3,3 %, с 749,9 тыс. до 725,8 тыс. кв. м.

Подготовленный проект указа получил положительные оценки на заседании ОКС, сообщила «БР» присутствовавшая на встрече сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанна Тарасевич.

«По мнению представителей деловой общественности, это довольно революционный документ. После его принятия бизнес за пределами кольцевой Минска можно будет развивать быстро и без значительных издержек. К тому же отказ от согласования режимов работы объектов и возможность открывать их вне заранее согласованных схем значительно упрощает жизнь предпринимателям и в столице, и в других крупных городах», — отметила Жанна Тарасевич.

Одновременно глава БСПН выразила опасение по поводу того, что проект указа может быть заблокирован Минфином и МНС из-за выпадающих в случае его принятия налоговых поступлений.

Министерству антимонопольного регулирования и торговли поручено доработать проект и до 1 мая в установленном порядке внести его на рассмотрение в Совмин. В бизнес-союзе надеются, что данный нормативный акт все-таки будет подписан и сохранит наиболее прогрессивные нормы.

В Беларуси распространяется опасная практика, когда от менеджеров требуют возместить наложенные на их компании штрафы

2016 02 03 extern 01

По настоянию прокуратуры предприятия начали подавать в суды иски к своим менеджерам, чтобы те компенсировали наложенные на компании штрафы. Зафиксировано уже несколько таких случаев, что является опасным прецедентом для судебно-правовой системы и делового климата в стране.

В частности, одна из столичных фабрик не смогла своевременно перечислить деньги в Фонд социальной защиты населения, за что была оштрафована. Районная прокуратура расценила действия заместителя директора, ответственного за перевод средств, как нанесение ущерба предприятию и настояла на том, чтобы компания подала иск к должностному лицу о взыскании с него ущерба. При этом прокуратуру не смутило то, что своевременно провести платеж в ФСЗН не удалось из-за заблокированных счетов предприятия и что полная компенсация наложенного на предприятие штрафа загоняет менеджера в серьезную финансовую кабалу.

Предприятие подало против своего работника иск, который был удовлетворен судом: заместителя директора компании обязали выплатить ущерб, правда, не в полном объеме, а в размере 5 %, или около 800 евро в эквиваленте. Последнее обстоятельство несколько смягчило участь конкретного человека, но не сняло проблему в правовом поле страны, поскольку создан судебный прецедент.

«В распространении такой правоприменительной практики мы видим целый набор угроз. Так, штрафы придется возмещать работникам, невиновным в совершенном правонарушении, но несущим материальную ответственность в силу должностных обязанностей. С такими перспективами количество желающих занять руководящую должность может сильно поубавиться, что ударит по деловой активности в стране», — считает Валерий Фадеев, глава совета по правовым вопросам БСПН, заслуженный юрист Беларуси.

С пертурбациями может столкнуться и правовая система. Возможно, придется пересмотреть институт материальной ответственности в нарушение принципа разумности, а из концепции административной ответственности исключить такой субъект, как юридическое лицо. Утратится связь между материальной ответственностью и размером заработка (дохода) должностных лиц. У бизнеса не останется права на хозяйственный риск, невозможно будет справедливо распределить затраты, вызванные управленческими ошибками, и проч.

БСПН обратился в Конституционный суд, Верховный суд и Генеральную прокуратуру с просьбой оценить обоснованность привлечения менеджеров к ответственности за уплаченные предприятиями штрафы. Однако ответы ведомств разочаровали.

Конституционный суд сообщил, что вопрос не относится к его компетенции, и напомнил, что правом обращения к нему наделены только пять высших государственных органов: президент, Палата представителей, Совет Республики, Совмин и Верховный суд.

В Верховном суде также отказались давать какие-либо оценки, сославшись на то, что иски предприятий еще должны стать предметом рассмотрения судами более низкой инстанции.

Из Генеральной прокуратуры бизнес-союз получил ответ, что «сложившаяся практика возмещения виновным работником ущерба нанимателю, в том числе причиненного уплатой организацией штрафных санкций, не противоречит законодательству».

По мнению Валерия Фадеева, в подобных ситуациях белорусское законодательство играет против менеджеров компаний и суды будут вынуждены удовлетворять иски предприятий, подаваемые по настоянию прокуратуры.

Согласно ст. 401 Трудового кодекса (ТК), работники несут, как правило, полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю, если только ограниченная ответственность не установлена коллективными договорами и соглашениями. При этом независимо от содержания колдоговоров полная материальная ответственность наступает в случаях, предусмотренных ст. 404 ТК, в том числе: если имущество и другие ценности получены работником под отчет по разовой доверенности; если ущерб причинен преступлением; если лицо находилось в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

«Результаты первичного правового анализа свидетельствуют как минимум о необходимости четко оговорить в законодательстве ограниченную материальную ответственность работников в случае взыскания штрафов с предприятий», — уверен представитель БСПН.

Данная позиция бизнес-союза изложена членам рабочей группы по совершенствованию законодательства об административной ответственности, действующей при Минэкономики.