Итоговая коллегия Министерства торговли Республики Беларусь
26 января 2006 года состоялось заседание итоговой коллегии в Министерстве торговли в котором приняла участие исполнительный директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Тарасевич Жанна Каземировна.
Представляем Вашему вниманию сокращенный вариант выступления
Приглашения деловых сообществ на итоговые коллегии ведущих министерств можно считать положительным моментом, что подразумевает собой готовность со стороны государственных органов более тесно и плодотворно работать над общими вопросами и проблемами. Такое сотрудничество видится, прежде всего, в объединении усилий по решению проблем, которые возникают у субъектов предпринимательской деятельности, и, что положительно будет влиять на формирование благоприятного делового климата. Объединения предпринимателей имеют возможность оперативно проводить мониторинг проблем, обобщать их и давать свои рекомендации, а это является плодотворной почвой для дальнейшей работы госорганов. Кроме того, успешным видится и организация непосредственного диалога (за круглым столом) между руководством органов госвласти и директорским корпусом
Теперь о проблемах торговли, которые необходимо решать уже сегодня.
1) С каждым днем условия конкуренции становятся все более жесткими на фоне разных условий хозяйствования. Например, а) разные требования организации торговли малого предприятия (юридического лица) и индивидуального предпринимателя. Речь идет об условиях формирования цены, процедуры прохождения сертификации, уплаты налогов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д.; б) решения и указания местных органов о запрете торговать на территории Смолевичского района борисовским мороженным, на территории г.Могилева лидской мукой, в Бресте – могилеской или климовичской водкой и т.д., ссылаясь на тот факт, что на указанных территориях есть свои производители аналогичных товаров. С точки зрения местечкового взгляда это может и верно, но с позиций потребителя и экономики в целом, такие действия негативно влияют на «здоровую» конкуренцию, на предоставление выбора потребителю и на увеличение товарооборота, в целом. Тем более, что не за горами вступление Республики Беларусь в ВТО, и это требует особого внимания и действий со стороны госорганов и деловых сообществ по защите как потребителя (населения), так и отечественного производителя (продавца).
2) Соотношение торговых надбавок и реальных затрат по организации торговли. Размер торговых надбавок на целый ряд продовольственных товаров не покрывает затраты по их реализации. Так, при средних затратах торговли в размере 15% размер тороговой надбавки на: молокопродукты – 10%, мясо (говядина и свинина на кости) - 11%; вареные колбасы (за исключением импортных) – 11%, мясные консервы для детского питания, Республики Беларусь – 10%, хлеб и хлебобулочные изделия, масло животное, сахар – 15%. Причем сахар розничная торговля получает от оптового звена и надбавка распределяется в следующих размерах: опт – 5%, розница – 10%. В обороте названные товары составляют 30-40 %. Получить прибыль на остальном ассортименте, покрывая заведомо известные убытки, достаточно трудно.
Возникает необходимость пересмотра размеров торговых надбавок.
3) Третья проблема сопряжена с предыдущей. Это не вполне обоснованный рост затрат на организацию торговли. Например, за предыдущий год резко увеличились тарифы на инкассацию денежной наличности и плата за другие банковские услуги. Конкретный пример (г.Могилев). Тарифы на инкассацию денежной наличности менялись три раза: с 01.01.2005 по 26.07.2005 – 2,1 руб за 1 тыс руб; с 26.07.2005 по 01.12.2005 – 2,36 руб за 1 тыс руб; с 01.12.2005 г. – 3,3 руб за 1 тыс руб; то есть в течение года тарифы возросли на 57 %, в том числе с 1 декабря на 39,8%. В целом, расходы по инкассации достигают суммы чистой прибыли торгового предприятия за 1 месяц.
4) Еще одна проблема розничной торговли. Она связана с реализацией товаров в стеклянных бутылках и банках. Практически все субъекты розничной торговли в своем ассортименте имеют товары в стеклотаре. Однако прием стеклянной посуды от населения осуществляют лишь некоторые субъекты торговли. В результате, в организациях розничной торговли, осуществляющих сбор стеклотары, скапливается большое количество порожней стеклопосуды. Сдать собранную посуду поставщикам эти предприятия могут только в тех объемах, которые получили сами у конкретного поставщика. Сдача большего количества стеклотары возможна, но крайне невыгодна, ибо данной организации необходимо уплатить налог на добавленную стоимость за счет собственных финансовых результатов.
В итоге, у населения возникает проблема сдачи посуды (особенно на селе), у предприятия розничной торговли – проблема эффективной организации приема, хранения и сдачи стеклотары, сверх полученной; у производителей (поставщиков) – проблема собрать необходимый объем посуды для последующего производства и расфасовки товара. Решение проблемы видится в отмене уплаты НДС. 5) И последняя проблема. Мы часто говорим о поддержке отечественного производителя и продвижении отечественных товаров на рынок, о развитии фирменной торговли и т.д. Но, судя по местоположению фирменных магазинов отечественных производителей, особенно в областных и районных центрах, можно прийти к выводу, что слова расходятся с делом. В центре и других многолюдных местах, оптимальных для организации торговли, размещены, как правило, бутики и магазины, торгующие товарами импортного производства. Например, г.Гродно. Пешеходная улица Советская. Практически нет ни одного фирменного магазина отечественного производителя наряду с десятками торговых точек с товаром импортного производства.
Считаю, что отечественный производитель в первоочередном порядке должен получать доступ к торговым площадям для организации фирменной торговли.
Надеюсь, что решение этих проблем станет началом совместной и плодотворной работы госорганов и деловых сообществ.
Пользуясь случаем, приглашаю организации торговли также к сотрудничеству с БСПН им.Кунявского, главной целью которого является координация предпринимательской деятельности, представление и защита интересов коммерческих организаций.