Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс РБ

 Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (далее БСПН) организовал обсуждения проекта новой редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекса) с руководителями предприятий и организаций в рамках специальных заседаний Республиканского Клуба Директоров и Правления БСПН.  По результатам совещания подготовлены следующие предложения.

  По мнению большинства заинтересованных, в том числе, крупнейших экспортёров (ЗАО «Милавица» и ЗАО «Пинскдрев») новая редакция кодекса существенно улучшает действующий и заслуживает всяческой поддержки. Вместе с тем, в новой редакции Кодекса не удалось в полной мере избежать недостатков действующего. Так, в новом Кодексе около 30% статей имеет отсылочный, в основном к актам Государственного Таможенного Комитета (ГТК), характер. Это снижает стабильность и уровень кодификации таможенного законодательства, так как помимо Кодекса будут действовать более 100 нормативно-правовых документов. Представляется, что при доработке проекта Кодекса в Комиссиях Палаты Представителей следует добиваться сокращения количества отсылочных норм и включения максимального  числа нормативных актов в Кодекс.

К недостаткам проекта Кодекса можно отнести также отсутствие чёткой формулировки содержания и целей, единой таможенной политики (статья 1), что в последующем сказывается на содержании отдельных статей. Предлагается, эти вопросы изложить в следующей редакции:

«Таможенная политика Республики Беларусь направлена на развитие внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования, интеграцию Беларуси в мировую экономику в условиях глобализации на основе принципов Всемирной Торговой организации (ВТО)».

Среди целей таможенной политики РБ, важнейшими, наряду с отмеченными в проекте Кодекса, являются также:

§        Содействие развитию экспорта;

§        Снижение издержек (затрат) участников ВЭД на таможенное оформление операций;

§        Поощрение добросовестных и законопослушных участников ВЭД;

§        Обеспечение положительного имиджа Республики Беларусь.

Достижения указанных целей, по мнению директорского корпуса, должно обеспечиваться соответствующими формулировками статей Кодекса. Так, в Разделе II «Перемещение товаров через таможенную границу» проекта не включена статья об упрощенном порядке таможенного оформления. В то же время, согласно новому Кодексу РФ,  ГТК России обязан устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного контроля для компаний, которые удовлетворяют трем критериям(ст.68ТК РФ):

-   не имеют административных правонарушений;

-   ведут учет своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенникам сопоставлять свои сведения со сведениями компании  (требования к организации учета у участников ВЭД должны быть определены в специальном документе ГТК России);
-  осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

         Специальные упрощенные процедуры могут предусматривать хранение товаров до их выпуска на складах предприятия, проведение таможенного оформления на его объектах, а не на таможне. Кроме того, при условии уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения их уплаты выпуск товаров возможен еще до подачи таможенной декларации, если представлены коммерческие и другие документы, позволяющие идентифицировать товары (ст. 150 ТК РФ). 

В настоящее время некоторые упрощенные процедуры применяются при ввозе товаров, требующих в силу уважительных причин ускоренного оформления (например, при ввозе товаров, необходимых при стихийных бедствиях, материалов СМИ, животных, скоропортящейся продукции и др.).

Предлагаем в проекте Кодекса Республики Беларусь предусмотреть нормы (статьи) об упрощенных таможенных процедурах.

Для создания конкурентной среды и снижения издержек на таможенные услуги полагаем целесообразным уточнить подходы к организации таможенного дела на принципах ВТО. В частности, Главу 19 «Таможенные регионы» § 7 «Таможенный режим таможенного склада» предлагаем дополнить положениями из действующего Таможенного кодекса о владельцах таможенных складов, лицензионным требованиям к таможенным складам и их владельцам  (статьи 46-49 действующего ТК). Предполагается также предусмотреть страхование гражданской ответственности владельца таможенного склада.

Представляется необходимым дополнительно проработать и осмыслить содержание статьи  2 проекта Кодекса с учётом заключённых соглашений с Российской Федерацией и другими странами СНГ по единому таможенному пространству, а также, учитывая договорённости по созданию Союзного государства,  следовало бы дополнительно проработать вопросы унификации проекта Кодекса с Таможенным кодексом РФ.

Так, по аналогии с Российским таможенным кодексом, возможно, следовало бы ввести статью «Об особенностях декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии», изложить её в следующей редакции:

1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.

3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.

4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.

По отдельным статьям проекта кодекса предлагаем рассмотреть следующие замечания и предложения:

       Статья 3 «Таможенное законодательство Республики Беларусь»

Пункт 1 четвертый абзац после двоеточия дополнить фразой:«которые подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном законодательством порядке».

    Добавить пункт 7: «Нормы права, изложенные в настоящем Кодексе являются нормами прямого действия, если иное не указано в статьях  Кодекса».

 

Статья 4 «Требования к актам таможенного законодательства»

В пункте 2 о положениях нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в целях конкретизации словосочетание «такими актами» заменить на «указанными актами»

Дополнить пунктами и подпунктами:

4.Нормативные акты таможенного законодательства, предусматривающие запреты, ограничения или требования в области таможенного законодательства вступают в силу не ранее одного месяца со дня официального их опубликования.

5. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия в ином значении, чем в настоящем Кодексе.

6. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.

       7. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

 

Статья 8. «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»

В подпункте 15 пункта 1  представляется неудачным определение «отечественные лица». Вероятно, речь должна идти о резидентах Беларуси.

      Статья 9 «Информирование по вопросам таможенного регулирования»

Предлагается в пункте 1 после слов «по телевидению и радио» добавить «посредством официального сайта  ГТК Республики Беларусь  в Интернете».

Статья 10 «Консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов»

Представляется, что консультирование могут осуществлять не только таможенные органы, но и коммерческие и некоммерческие организации в соответствии с учредительными документами и уставом. Соответствующая запись должна присутствовать в пункте 1. Кроме этого предлагается в пункте 1 слова «одного месяца» заменить на  «10 дней».

Статья 24 «Дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим при определении страны их происхождения»

Слова «в иных случаях отсутствия документов», по нашему мнению, недостаточно согласуются с п.1 этой статьи.

Статья  27 «Классификация товаров»

Представляется целесообразным конкретизировать пункт 2, в том числе  указать уровень классификационного кода (четырехзначный, шестизначный, девятизначный или иной).

      Статья 28 «Принятие предварительного решения»

Необходимо оговорить конкретный срок принятия таможенным органом предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ввиду его существенного влияния  на оперативность работы субъекта хозяйствования. Считаем вполне достаточным для принятия предварительного решения срок 7 -10 дней.

Статья 29 «Запрос о принятии предварительного решения»

В пункте 2 слова «30 дней» заменить словами «10 дней»

Статья 34 «Порядок и сроки подачи жалобы в таможенный орган»

В пункте 1 Следует уточнить, что жалоба подается лицом, чьи права нарушены.

            Статья 37 «Последствия подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенный орган»

Целесообразно более конкретно оговорить случаи приостановления исполнения обжалуемых действий либо, наоборот, в качестве общего правила установить приостановление, а в качестве исключения - исполнение, указав, при этом, соответствующие критерии. В противном случае остается возможность для субъективных решений.

Статья 42  «Решение таможенного органа по жалобе, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

Пункт 5 добавить словами «и возмещению ущерба, нанесенного решением, действием (бездействием) таможенного органа».

Статья 67 «Сроки производства таможенного оформления» В пункте 1 слова «как правило» опустить, кроме того, рассмотреть возможность сокращения сроков до 4-6 часов.

Статья 75 «Таможенная декларация»В пункте 1 слова «как правило» опустить, кроме того, рассмотреть возможность сокращения сроков до 4-6 часов.В пункте 1 слова «как правило» опустить, кроме того, рассмотреть возможность сокращения сроков до 4-6 часов.

Статья 75 «Таможенная декларация»
Целесообразно непосредственно в Кодексе определить случаи и порядок использования иных документов в качестве таможенной декларации (часть вторая пункта 6).
Статья 80 «Принятие таможенной декларации»

В пункте 2 фразу «в день ее получения» предлагается заменить на «в течение трёх часов после ее получения». В пункте 5  слова «не позднее дня, следующего за днем получения» заменить на слова «не позднее трёх часов с момента ее получения».
Статья 81 «Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации»

Пункт 1 изложить в следующей редакции: «По мотивированному обращению декларанта в письменной форме или  требованию таможенного органа» и далее по тексту.
  В пункте 2, абзац 4 исключить слова «определение размера суммы таможенных платежей» и ввести пункт 4 следующего содержания:
 По обращению декларанта в письменной форме и после выдачи письменного разрешения  таможенного органа допускается внесение  изменений в таможенную декларацию, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на выдачу свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.
Статья 84 «Таможенный агент (представитель)»
В пункте 1 исключить слово «юридическое» и добавить слова «порядок официального признания лица в качестве таможенного агента определяется Советом Министров».
Статья 85 «Требования, предъявляемые к таможенному агенту (представителю)
Считаем, что требования к таможенному агенту по наличию основных средств в размере не менее 10000 базовых величин (120000 долларов США) чрезмерно завышены. По роду своей деятельности и при заключении договора страхования риска гражданской ответственности таможенный агент не нуждается в наличии таких основных средств, а потому, такое требование может быть расценено, как попытка подавить мелких конкурентов. Предлагается оставить это требование в редакции действующего Таможенного Кодекса.
Статья 88 «Специалист по таможенному оформлению»

В пункте 1 слова «Государственным таможенным комитетом» заменить на «Советом Министров».
Статья 90 «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению»

Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста целесообразно принимать через суд, т.к. это означает для лица потерю работы.
Статья 113 «Представление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита»

Полагаем, что Кодекс должен определить исчерпывающий перечень случаев, при которых не требуется уплаты ввозных пошлин (часть 2 пункта 2), иначе это не только нестабильность законодательства, но и возможность для коррупции. Предлагаем вместо слов «Государственный таможенный комитет» записать слова «Правительство Республики Беларусь».
Статья 131 « Временное хранение на складе получателя товаров»
Дополнить пункт абзацем следующего содержания: «если  габаритные размеры (объем) не позволяют разместить товар для хранения на складе временного хранения».
Статья 204 «Срок действия режима таможенного склада»
  
В пункте 1 слово «двух» заменить на слово «трёх», то есть сохранить действующую норму ТК.
Статья 240 «Возникновение и прекращение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов»
   В подпункте 11 предлагается слова «0,25 базовой величины» заменить словами «1 базовой величины».
Статья 249 «Сроки уплаты таможенных платежей», а также в Статье 240
применены отсылки на 15 статей Кодекса, что само по себе является неудобным для использования, причем конкретный срок ни в одной из статей не приводится. Хотя, по сравнению с действующим ТК, срок смещается от момента принятия таможенной декларации к моменту выдачи свидетельства помещения под определенный таможенный режим.

В Российском же Кодексе при ввозе товаров, например, на перечисление таможенных платежей компаниям дается 15 дней со дня прибытия товаров на территорию России или со дня окончания внутреннего таможенного транзита (ст. 329 ТК РФ). Следовало бы дополнительно рассмотреть вопросы сроков уплаты пошлин, в том числе на сырьё, имея ввиду получение готовой продукции и её реализации.

Статья 253 «Общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов»

В пункте 4 цифру «15» заменить на «5».     

        В пункте 5 исключить слово «налоговым».

Статьи 261-263
Считаем нецелесообразным ведение специального реестра банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, касающиеся банковских гарантий и ведения реестров финансовых организаций, их выдающих. Регистрация таких организаций Нацбанком и выдача соответствующих лицензий, по нашему мнению, являются достаточным основанием для выдачи банковских гарантий.
Статья 294 «Таможенная проверка»
Полагаем, что пункт 6 должен содержать исчерпывающий перечень полномочий таможенных органов при проведении таможенной проверки. То же и в отношении Статьи 312 «Правомочия таможенных органов». Если принимается Кодекс, то он должен содержать исчерпывающие правомочия таможенных органов.
      Предлагаем сохранить имеющийся в действующей редакции Таможенного Кодекса раздел «Ответственность таможенных органов  Республики Беларусь и их должностных лиц».