Аффилированные лица
Вниманию учредителей
и участников хозяйственных обществ!!!
С 1 августа 2006
года вступает в действие Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Законом вводится новый термин «аффилированные лица»,
который ранее в белорусском законодательстве не употреблялся. В
законодательстве других государств и, в частности, в России этот термин активно
используется.
Чтобы
понять, почему белорусское законодательство вводит термин «аффилированные лица»
обратимся к законодательству Российской Федерации.
Российское законодательство об
аффилированных лицах
В
России термин «аффилированные лица» стал употребляться
с 1992 г. с введением Указа Президента Российской
Федерации от 7 октября 1992г. № 1186 «О мерах по
организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации
государственных и муниципальных предприятий».
Устанавливая перечень аффилированных лиц, данный Указ
не раскрывал значение этого термина. Федеральный закон «Об
акционерных обществах» выделил некоторые особенности,
связанные с участием аффилированных лиц в деятельности
акционерного общества, однако не дал определения понятия.
В
1998 г. в Федеральный закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках»
были внесены изменения и дополнения. В частности, дано определение и
установлен перечень аффилированных лиц.
Аффилированные
лица — это физические и юридические лица, способные
оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными
лицами юридического лица являются:
• члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, члены его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
•
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой
принадлежит данное юридическое лицо;
•
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % от общего количества
голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный
капитал вклады, доли данного юридического
лица;
• юридическое лицо, в
котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% от
общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли
данного юридического лица;
•
члены советов директоров (наблюдательных советов)
или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных
исполнительных органов участников финансово-промышленной
группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных
исполнительных органов участников финансово-промышленной
группы.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность, являются:
•
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой
принадлежит данное физическое лицо;
•
юридическое лицо, в котором данное физическое
лицо имеет право распоряжаться более чем 20% от
общего количества голосов, приходящихся на голосующие
акции либо составляющие уставный или складочный капитал
вклады, доли данного юридического лица.
Перечень аффилированных лиц существенно расширен, поскольку Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» раскрывает содержание термина «группа лиц».
Согласно
Федеральному закону «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» группа
лиц — это группа юридических и (или) физических лиц,
применительно к которым выполняется одно или несколько условий, установленных
указанным Федеральным законом.
Таким
образом, в соответствии с российским законодательством такая «группа лиц» рассматривается
как единый хозяйствующий субъект.
Требования
российского антимонопольного законодательства,
адресованные «группе лиц», необходимо учитывать при приобретении
акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.
Например, если «группа лиц» приобретает акции (доли) в уставном
капитале общества и получает право распоряжения более чем 20 % акций
(долей), то эту сделку можно совершить только с предварительного
согласия антимонопольного органа.
Целью введения норм, раскрывающих
понятие «аффилированные лица» в российском законодательстве,
явилась необходимость контроля за волеизъявлением лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность. Российский
законодатель учел основные взаимные связи на рынке, а также
правовые формы контроля за их деятельностью и зависимость от других
лиц. Опыт, приобретенный российскими предпринимателями
и законодателями, определил, что если воля зависимых
юридических лиц регулируется контролирующим их деятельность лицами,
то такие взаимоотношения основываются н принципе
подчинения. Исходя из этого, законодатель раскрыл
понятие «аффилированные лица» в нормативном правовом акте,
регулирующем вопросы конкуренции.
В сферу деятельности
и взаимоотношений аффилированных лиц подпадают прежде всего имущественные
отношения.
Они основаны на
участии в уставном фонде конкретного юридического лица.
Договорные
отношения возникают на основании
договора, когда лицо (лица) имеет возможность определить
решение, принимаемое другим лицом (лицами).
Родственные
отношения возникают между родственниками,
перечень которых устанавливается законодательством.
Однако все
указанные отношения могут быть в смешанном виде, т.е. иметь
признаки перечисленных отношений.
Аффилированные
лица хозяйственного общества в белорусском
законодательстве
Закон
«О хозяйственных обществах» (далее – Закон) главу 5 озаглавил «Аффилированные
лица и сделки хозяйственного общества». В белорусском законодательстве в
отличие от российского понятие «аффилированные лица» будет
иметь более узкое значение и относиться только к
хозяйственным обществам.
Согласно
Закона аффилированными лицами хозяйственного
общества, если иное не предусмотрено законодательными актами,
признаются физические и (или) юридические лица,
способные прямо либо косвенно через иных физических и
юридических лиц оказывать влияние на деятельность этого
общества, его органов, участников, а также работников, обладающих полномочиями по
принятию решений.
В соответствии с Законом аффилированными лицами хозяйственного
общества являются:
• члены коллегиальных органов управления хозяйственным
обществом, физическое или юридическое лицо, осуществляющее полномочия
единоличного исполнительного органа этого общества;
• супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры членов
коллегиальных органов управления хозяйственным обществом и физического лица,
осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого общества,
а также супруги их детей, внуков, братьев и сестер;
• юридические лица, являющиеся участниками хозяйственной группы, в
состав которой входит это хозяйственное общество, а также члены коллегиальных
органов управления этими юридическими лицами и физические или юридические лица,
осуществляющие полномочия их единоличных исполнительных органов;
• юридические и физические лица (участники), которые имеют право
распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в
размере 20 и более процентов либо долей (акциями), составляющей 20 и более
процентов уставного фонда иного юридического лица, способного оказывать влияние
на деятельность этого общества, а также супруги, родители, дети, внуки, братья
и сестры таких физических лиц;
• юридическое лицо, в уставном фонде которого данное хозяйственное
общество имеет право распоряжаться долей (акциями) в размере 20 и более процентов;
• унитарные предприятия, созданные хозяйственным обществом.
Перечень
аффилированных лиц достаточно обширный, но вместе с тем закрытый. Он может
быть изменен только Законом. В связи с этим следует подчеркнуть, что
хозяйственные общества сами не вправе «придумывать» другие основания отнесения
физических и юридических лиц к аффилированным лицам.
Обязанности хозяйственного общества и его аффилированны хлиц
В соответствии с Законом хозяйственное
общество обязано определить круг его аффилированных лиц и вести их учет.
Закон не конкретизирует порядок ведения учета и в отличие
от российского законодательства не вводит отчетности об аффилированных лицах
перед государственными органами.
Общества обязаны осуществлять учёт аффилированных лиц в письменной форме путем составления отдельного документа под названием «Списки аффилированных лиц» (далее — Списки). Списки будут являться документом хозяйственного общества и должны храниться по месту нахождения исполнительного органа хозяйственного общества либо в ином месте, определенном законодательными актами
Отсутствие
в Законе требований к порядку ведения учета аффилированных лиц означает, что
хозяйственное общество самостоятельно определяет его.
Можно порекомендовать следующий порядок
ведения Списков. Документ может состоять из титульного листа и непосредственно
списков (перечня) физических и юридических лиц, которые являются аффилированными.
Такой список (перечень) удобнее вести в виде таблицы.
На титульном листе указываются название
документа — «Списки аффилированных лиц» — и полное наименование
хозяйственного общества.
Таблица может составляться в следующем порядке.
СпискикаффилированныхлицОАО«С»
Аффилированное лицо (ФИО, наименование, место жительства, место нахождения, основание отнесения
лица к аффилированному, дата наступления основания)
|
Количество принадлежащих
лицу акций
|
Доля лица в уставном
фонде
|
Отметка о выбытии
|
ФИО:
Иванов Иван Иванович
Место жительства:
г. Минск
Основание:
Лицо является членом
коллегиального органа управления (Совета директоров)
Дата наступления
основания: 01.07.2005
|
125
|
0,14%
|
|
ФИО:
Иванова Анна Кирилловна
Место жительства:
г.Минск
Основание: лицо является супругой члена коллегиального органа
управления (Совета директоров)
Дата наступления
основания: 01.05.2005
|
0
|
0
|
Основание:
Решение суда о
расторжении брака.
Дата наступления основания:
10.11.2005
|
Наименование: УП «М»
Место нахождения:
г. Борисов
Основание: лицо, учредителем которого является ОАО «С»
Дата наступления основания:
20.05.2005
|
0
|
0
|
|
Наименование: ЗАО «Э»
Место нахождения:
г. Могилёв
Основание: лицо, которое
имеет право распоряжаться более чем 20% акций ОАО «С»
Дата наступления
основания: 09.05.2005 года
|
25017
|
28,2%
|
|
Закон не содержит требования о том, что
Списки должны быть утверждены каким-либо органом хозяйственного общества.
Поэтому для того, чтобы Списки имели статус юридического документа (в случае
его представления в какой-либо орган или организацию), целесообразно каждую
страницу Списков удостоверять печатью и подписью работника, на которого приказом
руководителя (иным документом) возложена обязанность по составлению и ведению
Списков. Хозяйственное общество вправе отнести утверждение Списков к компетенции
одного из своих органов управления и предусмотреть это в уставе.
В соответствии с Законом хозяйственное
общество, определив круг его аффилированных лиц, обязано письменно их об этом
уведомить. Общество вправе самостоятельно определить форму, порядок и сроки
такого уведомления.
Хозяйственное Общество вправе запросить
у лиц, которых закон признаёт аффилированными, информацию, необходимую для
определёния круга аффилированных лиц.
Аффилированные юридические и физические
лица обязаны в письменной форме уведомить общество, аффилированными лицами
которого они являются, о принадлежащей им доле в уставном фонде (принадлежащих
им акциях) этого хозяйственного общества не позднее 10 дней с даты ее (их)
приобретения.
Еще одной обязанностью аффилированных
лиц является доведение до сведения общего собрания участников общества и (или)
Совета директоров информации, содержание которой регламентируется Законом.
Необходимо отметить, что «доводить информацию» обязаны не все аффилированные
лица, а только те, которые прямо указаны в Законе.
Физическое лицо,
имеющее право единолично или совместно с одним или несколькими его
аффилированными лицами (супруг, супруга), родители, дети, усыновители,
усыновлённые (удочерённые), дед, бабка, внуки, родные братья и сёстры и
родители супруга (супруги) распоряжаться долей в уставном фонде (акциями)
хозяйственного общества и (или) иного юридического лица, являющегося
аффилированным лицом этого общества, в размере 20 и более процентов, вправе
уполномочить одного из них в порядке, установленном обществом, довести до
сведения общего собрания установленную информацию.
Юридическое лицо,
имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного
общества и (или) иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом
этого общества, в размере 20 и более процентов и юридическое лицо, по отношению
к которому хозяйственное общество является дочерним или признаётся зависимым
обязаны в порядке, установленном хозяйственным обществом, доводить до сведения
общего собрания его участников и (или) Совета директоров (Наблюдательного
совета) информацию.
Непредставление установленной законом
информации может повлечь для аффилированного лица негативные правовые последствия.
В случае причинения хозяйственному обществу убытков в результате непредставления
аффилированным лицом истребованной информации такое лицо по требованию общего
собрания участников обязано возместить ему эти убытки, если иное не
предусмотрено иными законодательными актами.
Заинтересованность аффилированных лиц
Закон связывает способность аффилированных лиц общества оказывать влияние на его деятельность через заинтересованность аффилированных лиц в заключении этим обществом сделок. Поэтому глава Закона, посвященная аффилированным лицам, называется «Аффилированные лица и сделки хозяйственного общества».
В Законе определено, что
заинтересованность аффилированных лиц в совершении хозяйственным обществом
сделки признается в случаях, если эти лица:
• являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц
в их отношениях с хозяйственным обществом;
• владеют (каждый в
отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей) юридического
лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в
их отношениях с хозяйственным обществом;
• занимают должности в органах управления юридическим лицом,
являющимся стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их
отношениях с хозяйственным обществом;
• в иных случаях, определенных учредительными документами.
Закон предоставил
право Обществу расширять перечень таких случаев, устанавливая их в
учредительных документах.
Для сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, Законом предусмотрен
особый порядок принятия решения об их заключении.Подобное решение
принимается общим собранием участников общества большинством от общего числа
лиц, принявших участие в голосовании и не заинтересованных в совершении этой
сделки.
Закон устанавливает процедуру принятия
решения о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность
аффилированных лиц, когда не требуется решения общего собрания и право принятия
решения передается другим органам управления:
Решение общего собрания участников
хозяйственного общества о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность
его аффилированных лиц может и не требоваться в случае, если условия такой
сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые
совершались хозяйственным обществом в процессе осуществления им текущей
хозяйственной деятельности.
Учредительными документами
хозяйственного общества к компетенции совета директоров (наблюдательного
совета) может быть отнесено принятие решение о сделке, в совершении
которой имеется заинтересованность
аффилированных лиц, в случае, если стоимость имущества, являющегося предметом
сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, не превышает двух процентов
балансовой стоимости активов хозяйственного общества, определённой на основании
данных бухгалтерской отчётности за последний отчётный период, если более
высокий процент не установлен
учредительными документами. Такое решение принимается большинством голосов
членов совета директоров (наблюдательного совета), не заинтересованных в
совершении этой сделки, - независимых директоров. Независимым директором признаётся
член совета директоров (наблюдательного
совета) хозяйственного общества, который без учёта этого статуса не является в
соответствии с Законом аффилированным лицом этого общества. Если в составе
совета директоров (наблюдательного совета) число независимых директоров менее
установленного учредительными документами кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета),
решение принимается общим собранием участников хозяйственного общества.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность
аффилированного лица хозяйственного общества и которая совершена с
нарушением требованием законодательства,
может быть признана судом недействительной.
Крупная сделка общества
Серьёзные последствия для общества
может вызвать совершение крупной сделки. В законе даётся определение понятия
«крупная сделка хозяйственного общества», а также устанавливается порядок принятия решения об её одобрении.
Крупной сделкой
хозяйственного общества является сделка или несколько взаимосвязанных сделок,
влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным
обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости
активов этого общества, определённой на основании данных бухгалтерской
отчётность за последний отчётный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой
сделки.
Хозяйственные общества обязаны соблюдать требования, установленные Законом для крупных сделок и сделок, в
совершении которых имеется заинтересованность аффилированного лица
хозяйственного общества. В противном случае такие сделки могут быть признаны
судом недействительными по иску хозяйственного общества или его участника.
Законодатель не случайно объединил
статьи о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется
заинтересованность аффилированного лица, в одну главу.
Их взаимосвязь, а также последствия заключения крупной сделки, в
совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица, можно
наглядно продемонстрировать на примере российской арбитражной практики
(практики рассмотрения дел белорусскими хозяйственными судами пока нет).
Сложность судебных дел с участием аффилированных дел подтверждается тем, что
ниже рассматриваемое дело прошло три стадии судопроизводства. Несмотря на это,
дело было отправлено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
на новое рассмотрение.
ОАО «Информэнерго»
обратилось в арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО «Гала-Информ» о признании
недействительным договора купли-продажи части здания и применении последствий
недействительности сделки. Истец ссылался на то, что оспариваемый договор
заключен с нарушением требований статьи 83 Федерального закона «Об акционерных
обществах» о порядке заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Свои требования истец мотивировал тем, что член Совета директоров ОАО
«Информэнерго» гражданин Л., исполнявший в момент заключения договора
обязанности генерального директора общества и выдавший доверенность гражданину
Д. на подписание договора, вместе со своими аффилированными лицами владел
более 20% акций покупателя ООО «Гала-Информ». В подтверждение этого
истец указал, что гражданин Л. владел 40% акций АО «Флэш-Инвест», которое являлось
собственником 50 % долей в уставном капитале ООО «Товарищество
"Флэш"» и 50% долей в уставном капитале ООО «Флэш-Маркет».
Последнее, в свою очередь, владело 50 % долей в уставном капитале ООО «Товарищество
"Флэш"», которое являлось единственным учредителем ООО
«Гала-Информ».
С
учетом изложенного и в связи с тем, что стоимость имущества по сделке
составляла 11,72 % от активов истца, г.е. превышала 2% активов, в силу пункта 3
статьи 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» решение о заключении
обществом сделки должно было быть принято общим собранием акционеров. Однако
это условие не было соблюдено, так как гражданин Л. скрыл от членов Совета
директоров наличие у него заинтересованности в совершении сделки.
Решением суда в иске отказано. Отказ в
удовлетворении иска суд мотивировал тем, что член Совета директоров ОАО
«Информэнерго» гражданин Л. не являлся непосредственно стороной в оспариваемой
сделке и не участвовал в ней в качестве представителя или посредника, так как
договор подписал от имени акционерного общества гражданин Д., который
действовал по доверенности, выданной гражданином Л. Поэтому суд не нашел
оснований для признания оспариваемого договора сделкой, в совершении которой
имеется заинтересованность.
Постановлением апелляционной инстанции
решение было оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного
суда Московского округа решение первой инстанции и постановление апелляционной
инстанции оставлено без изменения. В протесте Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации предлагается отменить принятые по делу судебные акты,
дело направить на новое рассмотрение. Президиум считает, что протест подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 81
Федерального закона «Об акционерных обществах» лицами, заинтересованными в
совершении обществом сделки, признаются, частности, член Совета директоров,
лицо, занимающее должность в иных органах управления общества, случае, если
указанные лица, а также все их аффилированные лица владеют 20% или более акций
(долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего
в ней в качестве представителя или посредника.
Гражданин Л. являлся членом Совета директоров, исполнял
обязанности генерального директора ОАО «Информэнерго» и одновременно, как
утверждал истец, владел вместе со своими аффилированными лицами более 20%
долей в уставном капитале ООО «Гала-Информ», являвшемся покупателем в
оспариваемом договоре. Поэтому ссылка в решении суда на то, что гражданин Л.
не являлся стороной в договоре, не исключала возможности признания договора
сделкой, в которой имеется заинтересованность.
На основании вышеизложенного Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации направил дело на новое
рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда г. Москвы.
Таким образом, правовые последствия
сделок с участием аффилированных лиц устанавливать сложно, даже через
арбитражный суд.
Взаимозависимыелица вналоговомзаконодательстве
Законом Республики
Беларусь от 22 июля 2003 года Общая часть Налогового кодекса Республики
Беларусь дополнена статьей 20 «Взаимозависимые лица» следующего содержания: «Взаимозависимыми
лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношениймежду которыми
оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их
деятельности или деятельности представляемых ими лиц».
Следующие типы взаимоотношений приводят к взаимозависимости:
• между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной
организации;
• когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой
организации, если доля такого участия составляет не менее 20%;
• когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению
либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого
лица;
• когда лица совместно (непосредственно или косвенно)
контролируют третье лицо;
• когда физические лица состоят в соответствии с законодательством
в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и
усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.
Определив в Налоговом кодексе термин
«взаимозависимые лица», законодатель не приводит перечня правовых
последствий, связанных с этим термином. Однако в проекте Особенной части
Налогового кодекса Республики Беларусь в статье 182 «Особенности определения
налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении отдельных
видов доходов» установлено, что при определении налоговой базы подоходного
налога с физических лиц в составе доходов плательщика учитываются доходы,
полученные от приобретения товаров (работ, услуг), иного имущества в
соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц и организаций, являющихся
взаимозависимыми по отношению к плательщику. При этом налоговая база
определяется как превышение цены (тарифа) аналогичных (идентичных) товаров
(работ, услуг), иного имущества, реализуемых лицами, являющимися
взаимозависимыми по отношению к плательщику, в обычных условиях лицам, не
являющимся взаимозависимыми, над ценами (тарифами) реализации аналогичных
(идентичных) товаров (работ, услуг), иного имущества плательщику.
Правовые последствия, связанные с надлежащим
определением налогооблагаемой базы для целей взимания подоходного налога,
наступят для физических лиц с момента вступления в силу положений Особенной
части Налогового кодекса. В отношении юридических лиц последствия пока не
определены.
Чтобы понять, какие правовые
последствия могут ожидать юридических лиц, обратимся к российскому законодательству.
Данные российской налоговой полиции
позволили сделать вывод, что в некоторых случаях аффилированные лица
используются для обхода налоговых законов и внедрения практики утечки
финансовых ресурсов. Содержание статьи имеет лишь небольшие отличия от
аналогичной статьи в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Налоговый кодекс Российской Федерации
связал через статью 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для
целей налогообложения» правовые последствия для взаимозависимых лиц, определив,
что сделки между ними контролируются налоговыми органами на предмет
правильности применения цен на товары, работы, услуги. «При определении рыночных
цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не
являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут
приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц
не повлияла на результаты таких сделок».
В статье 212 «Особенности определения
налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды» Налогового
кодекса Российской Федерации определено, что доходом налогоплательщика,
полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода,
полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с
гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных
предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
При этом налоговая база определяется как превышение цены идентичных
(однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися
взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам,
не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных)
товаров (работ, услуг) налогоплательщику.
В заключение можно
сделать следующий вывод. С принятием Закона Республики Беларусь «О хозяйственных
обществах» положено начало развитию нового законодательства, обеспечивающего
защиту прав лиц, чьи интересы зависят от деятельности аффилированных лиц.
Под инсайдерами понимаются физические и
юридические лица – учредители (участники) банка, имеющие более пяти
процентов акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета
(комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка.
К инсайдерам также относятся лица, находящиеся в близком родстве или
свойстве с инсайдерами, бывшие инсайдеры, а также юридические лица, которые
могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с учредителем
(участником) банка.
При установлении экономических нормативов для банков, Национальный банк
предусматривает максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним
лиц.
Банковским кодексом установлено, что условия предоставления кредитов
инсайдерам не должны быть льготными по сравнению с условиями для иных заёмщиков
банка.
Условия приёма денежных
средств инсайдеров и работников банка во
вклады (депозиты) не должны быть
льготными по сравнению с условиями
приёма денежных средств иных вкладчиков
(ст.23).
Таким образом, можно считать, что это аффилированные лица внутри банка.