Указ Президента Республики Беларусь № 419
Уважаемые члены БСПН!
Предлагаем Вашему вниманию комментарий к Указу Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" от 30 июня 2006 года.
Указ
Президента от 30 июня 2006 года № 419 «О
дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» издан в целях совершенствования регулирования
налоговых отношений, обеспечения прав юридических и физических лиц и исполнения
ими своих обязанностей, защиты интересов государства в сфере налогообложения.
Указом установлены критерии отнесения экономических
правонарушений к малозначительным в целях применения за такие нарушения штрафа
в меньших размерах по сравнению с общеустановленными либо неприменения мер
ответственности.
Указ предусматривает целый ряд смягчающих обстоятельств таких как:
G добровольное
возмещение причиненного вреда (в том числе добровольное исполнение налогового
обязательства) после обнаружения факта правонарушения органом Комитета государственного
контроля, налоговым или таможенным органом, но до вынесения постановления по
делу об административном правонарушении (решения о применении экономических
санкций);
G совершение
правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
G нарушение
установленного срока представления налоговой декларации (расчета, при
отсутствии подлежащей уплате суммы налога, если просрочка не превысила трех
месяцев) и совершенных должностными
лицами юридических лиц, - представление налоговой декларации (расчета) по
истечении установленного срока, но до назначения проверки, в результате которой
может быть обнаружено данное правонарушение (по правонарушениям, выявленным в
результате камеральной налоговой проверки, - до составления акта проверки);
G нарушение
плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока
представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), совершенных
физическими лицами - представление налоговой декларации (расчета) по истечении
установленного срока, но до обнаружения факта правонарушения налоговым органом.
Указ предусматривает при наличии смягчающих
обстоятельств применять экономические санкции и налагать предусмотренные в нем
административные штрафы в размере, уменьшенном в два раза по сравнению с
размером, подлежащим применению при отсутствии таких обстоятельств.
Должностные лица, осуществляющие производство по
правонарушениям, могут признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства.
Размеры штрафов за ряд административных
правонарушений, совершаемых должностными лицами юридических лиц и физическими
лицами-плательщиками дифференцированы в зависимости от длительности просрочки
исполнения обязанности.
Санкции не применяются, если неуплата или неполная
уплата налогов явилась следствием изменения
законодательства в соответствии с нормативно-правовыми актами, официально
опубликованными после истечения срока уплаты налога.
Указом предусмотрена дифференциация мер
административной ответственности в зависимости от того, совершено ли нарушение умышленно
или по неосторожности.
Обеспечить учет реального вреда, причиненного
неуплатой, неполной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин) позволит предусмотренное
указом исчисление размеров неуплаченных сумм с применением так называемого
"сальдового" метода, то есть когда такой вред определяется суммой
превышения доначисленных по результатам проверки налогов, сборов (пошлин) над
суммами этих платежей, которые были излишне исчислены плательщиком.