Предложения БСПН по упрощению системы налогообложению
Дирекция БСПН направила в Министерство финансов свои предложения по упрощению налоговой системы. Предложения обосновываются на проведенных собственных анализах и многочисленных консультациях с членскими организациями БСПН и экспертами.
Познакомтесь с переданным в Министерство финансов материалом. Если у Вас есть замечания или предложению по усовершенствованию, то просим обратиться к нам по следующим координатам.
Надеемся, что они будут проанализированы и
использованы при подготовке проекта бюджета Республики Беларусь на 2006 год и разработке
проектов нормативных правовых актов по совершенствованию действующего
налогового законодательства, в том числе и Налогового кодекса РБ.
Приложение:
вышеупомянутое на 5 листах.
Исполнительный
директор
ПРЕДЛОЖЕНИЯ БСПН им.Кунявского
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Налоговая система Республики Беларусь
характеризуется следующими чертами:
- большим количеством видов налогов, сборов и
платежей;
- превалированием в доходах бюджета доли косвенного,
по сравнению с прямым, налогообложения;
- высоким уровнем централизации финансовых ресурсов
(% к ВВП);
- неравномерностью налоговой нагрузки, наличием
множества отраслевых и индивидуальных льгот, не только нарушающих условия
конкуренции и деформирующих рыночные механизмы формирования эффективных
производств и видов деятельности, но и обусловливающих необходимость применения
различных алгоритмов расчета одного и того же налога;
- наличием множества ограничений в порядке
формирования налогооблагаемой базы (указанные ограничения предусматриваются,
как правило, не актами налогового законодательства, а документами,
непосредственно регулирующими иные вопросы деятельности организаций: уровень
оплаты труда работников, расходы на командировки, представительские расходы и
т.д., что не только усложняет учет, но и является причиной неумышленных ошибок
при расчете налогов);
- сложностью налогового администрирования, требующего
больших затрат субъектов хозяйствования на осуществление расчетов и уплаты
налогов и сборов (установление предельного срока уплаты налога на добавленную
стоимость (не позднее 60 дней со дня
отгрузки), обусловливающего необходимость контроля за расчетами по каждой
сделке; установление при достижении сумм НДС определенных размеров подекадной или пятидневной периодичности его
уплаты в условиях, когда в качестве налогового периода законодательно определен
календарный месяц и др.).
Налогообложение
организаций и граждан, преследуя реализацию распределительной и стимулирующей
функций, имеет специфические различия по характеру воздействия на экономическую
активность, уровень доходов и покупательную способность населения. Поэтому
совершенствование налоговой системы предполагает реализацию конкретных мер в
области:
- общей системы налогообложения организаций;
- упрощенной системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства;
- подоходного налогообложения физических лиц.
Основными
направлениями совершенствования общей
системы налогообложения в целях усиления ее влияния на стимулирование
экономической активности субъектов хозяйствования являются следующие:
- отмена оборотных платежей, взимаемых
непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращение за счет
этого количества видов налогов и сборов, а также снижение фискальной нагрузки
на субъекты хозяйствования;
- трансформация моделей начисления и механизмов взимания социальных платежей в направлении
стимулирования высокого уровня заработной платы и легализации всех других доходов
физических лиц посредством внедрения регрессивных ставок платежей и
персонификации системы пенсионного и социального обеспечения;
- снижение налоговой нагрузки на фонд заработной
платы посредством отмены чрезвычайного налога и исключение «привязки» к нему различных налогов и платежей как
республиканского, так и местного уровня;
- исключение практики применения индивидуальных льгот
по всем применяемым налогам и сборам. В связи с этим целесообразно:
¾ упразднение
льгот персонального характера, таких как освобождение от налога прибыли
производственных мастерских, опытно-экспериментальных заводов, подсобных
хозяйств и других организаций учреждений образования, организаций
исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы
МВД, организаций, использующих труд инвалидов и др.;
¾ упразднение
льгот, сложных в применении, требующих ведения отдельного учета доходов и
затрат по льготируемому виду деятельности (например, освобождение от налога
организаций, обслуживающих сельское хозяйство, - в части объемов выполненных
работ юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по
производству продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и
пчеловодства, с направлением высвободившихся сумм на приобретение основных
фондов производственного назначения);
- совершенствование методики формирования
налогооблагаемой базы, а именно: максимальное упразднение различного рода
исключений из общих правил при отнесении тех или иных затрат организаций в
состав себестоимости продукции (работ, услуг). В этих целях считали бы целесообразным:
¾ в расходы на
оплату труда, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), включать в
полном объеме все выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из установленных в организации сдельных расценок, тарифных ставок и
должностных окладов, а также выплаты стимулирующего и компенсирующего характера
в соответствии с применяемыми формами и системами оплаты труда;
¾ относить в
состав себестоимости расходы на оплату консультационных, информационных и
маркетинговых услуг в полном объеме, при обосновании их производственной
необходимости и надлежащем документальном оформлении;
¾ затраты на
проведение аудита (независимо от требований по его обязательности) при надлежащем их обосновании и документальном
оформлении относить на себестоимость в полном объеме;
¾ затраты на
командировки, связанные с производственной деятельностью, относить на
себестоимость исходя из установленных размеров компенсаций (например, 150 евро в сутки – для стран
Евросоюза, 200$ - для США, 100$ - для стран СНГ, 100 тыс. руб. – для Беларуси);
¾ представительские
расходы, связанные с приемом и обслуживанием иностранных делегаций, относить на
себестоимость в сумме фактических затрат, документально оформленных и
утвержденных руководителем организации
- упрощение налогового администрирования:
¾ осуществление
расчета НДС, исходя из объемов выручки, определяемой в соответствии с учетной политикой
предприятия;
¾ введение
добровольного принципа подекадной или пятидневной периодичности уплаты налогов
в рамках установленного налогового периода.
Упрощенная система налогообложения
субъектов малого предпринимательства, несмотря на ряд явных преимуществ, не
получила широкого распространения по
следующим причинам:
авансовый характер платежа по основному налогу
«вымывает» оборотные средства субъектов хозяйствования, что непосредственно
отражается на своевременности и полноте исполнения иных их обязательств;
- для данных субъектов сохраняется необходимость начисления и уплаты всех налогов
и сборов от фонда оплаты труда, что, как и в условиях общей системы
налогообложения, снижает заинтересованность и финансовые возможности
нанимателей по легальному повышению заработной платы работающих;
- установление жесткого ограничения по объему ежеквартальной
выручки, нарушение которого чревато переходом на общую систему налогообложения,
препятствует стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению
производительности труда, расширению и развитию бизнеса, т.е. к созданию
необходимых предпосылок для обеспечения высоких заработков их персонала;
- сохранение, наряду с единым, большого количества других налогов
обуславливает высокий уровень цен на продукцию или услуги малых предприятий,
снижая их конкурентоспособность и вынуждая применять «серые» схемы расчетов, в
том числе по заработной плате. Подтверждением тому служит факт, что средняя
заработная плата в предпринимательском секторе экономики оказалась по итогам
прошлого года значительно ниже чем в госсекторе.
Исходя из изложенного следует, что основными
направлениями совершенствования указанной системы налогообложения субъектов
малого бизнеса в целях создания реальных
преференций в области налогового администрирования и уровне налоговой нагрузки
являются следующие:
- исключение авансовых платежей по основному налогу
(предварительной оплаты стоимости патента);
- исключение для субъектов малого бизнеса других
оборотных платежей из выручки;
- увеличение порогового значения численности
работающих для применения упрощенной системы налогообложения до 25 человек;
- установление пороговых значений численности
работающих и объема выручки от реализации в расчете на год, а не по кварталам;
при превышении пороговых значений любого из критериев осуществление
перехода на общую систему
налогообложения лишь с начала следующего
года.
В отличие от стран с рыночной экономикой подоходное
налогообложение физических лиц в Беларуси не имеет прогрессивного характера и
обладает низкой бюджетной отдачей. Его доля в доходах консолидированного
бюджета в течение последних пяти лет не превышала 10%, в то время как в Литве
она составляет более 23%, в Венгрии – около 17%, в Эстонии – 21%.
Кроме того, узкая налоговая шкала и «привязка» большого количества сборов и
платежей к фонду оплаты труда искажает поведение экономических субъектов и тем
самым оказывает негативное влияние на функционирование экономики.
Поэтому основным направлением реформирования
подоходного налогообложения являются следующие:
- повышение прогрессивности подоходного налога;
- усиление его нейтральности;
- повышение уровня собираемости налога и его доли в
доходах консолидированного бюджета;
- повышение эффективности налогового
администрирования.
Для повышения прогрессивности
подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до
уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения
налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение
налоговых ставок.
В целях придания налоговым вычетам более адресного
характера следовало бы предусмотреть потерю права гражданина на осуществление
вычета необлагаемого минимума дохода при
достижении его совокупного дохода установленной суммы.
Необходимы также выработка и внедрение гибкой
системы льгот, обеспечивающих социальные и инвестиционные вычеты.
Поскольку более 90% населения уплачивают подоходный
налог по ставкам 9 и 15%, целесообразным было бы введение одновременно с
увеличением необлагаемого минимума и системы налоговых вычетов плоской ставки
подоходного налога на уровне не выше 15%.
Введение
плоской ставки подоходного налога предполагает переход от системы глобального к
системе шедулярного налогообложения. Это не только обеспечит снижение затрат на
налоговое администрирование, но и повысит нейтральность подоходного
налогообложения в части влияния на поведение экономических субъектов, а также
стимулирования вторичной занятости населения.