Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Новости профессионального обучения, официального признания и сертификации квалификаций

26-27 августа 2008 года в г. Москве состоялся семинар «Оценка компетенций, признание неформального обучения и сертификация квалификаций».

Организаторы семинара: «Европейский фонд образования» и «Российский Центр изучения проблем профессионального образования» пригласили к участию в семинаре представителей объединений работодателей России, Украины и Беларуси, а также представителей сферы образования. От БСПН им. Кунявского в работе семинара принимала участие первый заместитель директора Н.К. Наумович, от Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – директор С.В. Шевченко, от Республиканского института профессионального образования – первый проректор Э.М. Калицкий.

Более подробно с информацией о состоявшемся семинаре можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

 

Новости профессионального обучения, официального признания и сертификации квалификаций

Изменения политической и экономической обстановки в государствах, в частности в странах Европейского союза и бывшего СССР вызвали глобальные изменения на рынке труда. Миграция граждан из страны в страну в поисках лучшего применения своих знаний и получения соответствующей оплаты труда требует изменения к подходам образования и признания квалификаций[1].

В целях устранения барьеров, существующих между странами и институтами, которые препятствуют эффективному использованию знаний и компетенций[2] граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций, в Евросоюзе разработана Европейская система квалификаций (ЕСК). Она является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования.

В течение последних лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования и обучения.

В связи с этим перед национальными системами квалификаций стоит задача обеспечения возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, а также четких процедур официального признания полученных квалификаций.

Система квалификаций представляет собой инструмент для разработки и классификации квалификаций, основанный на наборе критериев для уровней освоенного обучения.

Европейский фонд образования совместно с Центром изучения проблем профессионального образования России осуществляют проект, в соответствии с которым решает следующие задачи:

- Сформировать:

·         Концепцию разработки национальной рамки квалификаций (НРК)

·         Механизмы разработки НРК

·         Отраслевую рамку квалификаций.

Для того чтобы национальная рамка квалификаций отражала действительные задачи в области образования дл рынка труда очень важно осуществлять взаимодействие сферы образования с работодателями.

В целях развития сотрудничества между сферой образования и работодателями национальных систем квалификаций в Москве 26-27 августа 2008 года был организован семинар «Оценка компетенций, признание неформального обучения и сертификация квалификаций».

Организаторы семинара: «Европейский фонд образования» и «Российский Центр изучения проблем профессионального образования» пригласили к участию в семинаре представителей объединений работодателей России, Украины и Беларуси, а также представителей сферы образования. От БСПН им. Кунявского в работе семинара принимала участие первый заместитель директора Н.К. Наумович, от Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – директор С.В. Шевченко, от Республиканского института профессионального образования – первый проректор Э.М. Калицкий.

Участники семинара ознакомились с концепцией официального признания и сертификации квалификаций в Европейском союзе, подходами к процедурам признания неформального обучения в Финляндии. Был обсужден «Опыт российских компаний в области оценки компетенций и сертификации квалификаций».

Объединения работодателей России начали активно участвовать в разработке отраслевых профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

В частности, автономной некоммерческой организацией «Национальный центр сертификации управляющих» разработан и внесен в «Национальный реестр профессиональных стандартов» стандарт «Руководство (управление) организацией».

Таким образом, в России родилось понимание того, каким должен быть эффективный руководитель, способный обеспечивать прибыльность и устойчивое развитие организации. Потребность и возможность сертификации руководителя – это, как считают разработчики стандарта, - один из показателей зрелости российского бизнеса.

Система добровольной сертификации управляющих – это формализованное подтверждение независимой стороной соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

Проблемы, связанные с профессиональным образованием, подготовкой трудовых кадров, стандартизацией и сертификацией, признанием и формальным подтверждением неформального образования присущи и нашей стране и странам СНГ. Поэтому министры образования этих государств встретятся в мае 2009 года в г. Минске для обсуждения проблем профессионального образования. Эти проблемы тесно связаны с ведением бизнеса и трудовыми ресурсами, поэтому объединения работодателей и сам работодатели должны активно участвовать в обновлении национальной системы профессионального образования.



[1] Профессиональная квалификация – официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте)

[2] Компетенция – набор знаний, умений, опыта и отношений, обеспечивающий качественное выполнение работником трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов