Новости профессионального обучения, официального признания и сертификации квалификаций
26-27 августа 2008
года в г. Москве
состоялся семинар «Оценка компетенций, признание неформального обучения и сертификация
квалификаций».
Организаторы семинара: «Европейский
фонд образования» и «Российский Центр
изучения проблем профессионального образования» пригласили к участию в
семинаре представителей объединений работодателей России, Украины и Беларуси, а
также представителей сферы образования. От БСПН им. Кунявского в работе
семинара принимала участие первый заместитель директора Н.К. Наумович, от
Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь – директор С.В. Шевченко, от Республиканского
института профессионального образования – первый проректор Э.М. Калицкий.
Более подробно с информацией о состоявшемся семинаре можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Новости
профессионального обучения, официального признания и сертификации квалификаций
Изменения политической и экономической обстановки в
государствах, в частности в странах Европейского союза и бывшего СССР вызвали
глобальные изменения на рынке труда. Миграция граждан из страны в страну в
поисках лучшего применения своих знаний и получения соответствующей оплаты
труда требует изменения к подходам образования и признания квалификаций[1].
В целях устранения барьеров, существующих между странами и
институтами, которые препятствуют эффективному использованию знаний и
компетенций[2]
граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций, в Евросоюзе разработана Европейская система квалификаций (ЕСК).
Она является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру
квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами
квалификаций образования.
В течение последних лет в европейских странах происходит
активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение
существующего разнообразия форм образования и обучения.
В связи с этим перед национальными системами квалификаций
стоит задача обеспечения возможности выстраивания множественных траекторий
обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению
квалификационного уровня, а также четких процедур официального признания
полученных квалификаций.
Система квалификаций представляет собой инструмент для
разработки и классификации квалификаций, основанный на наборе критериев для
уровней освоенного обучения.
Европейский фонд образования совместно с Центром изучения
проблем профессионального образования России осуществляют проект, в
соответствии с которым решает следующие задачи:
- Сформировать:
· Концепцию
разработки национальной рамки квалификаций (НРК)
· Механизмы
разработки НРК
· Отраслевую
рамку квалификаций.
Для того чтобы национальная рамка квалификаций отражала
действительные задачи в области образования дл рынка труда очень важно
осуществлять взаимодействие сферы образования с работодателями.
В целях развития сотрудничества между сферой образования и
работодателями национальных систем квалификаций в Москве 26-27 августа 2008 года был организован семинар «Оценка компетенций,
признание неформального обучения и сертификация квалификаций».
Организаторы семинара: «Европейский фонд образования» и «Российский
Центр изучения проблем профессионального образования» пригласили к участию в
семинаре представителей объединений работодателей России, Украины и Беларуси, а
также представителей сферы образования. От БСПН им. Кунявского в работе
семинара принимала участие первый заместитель директора Н.К. Наумович, от
Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь – директор С.В. Шевченко, от Республиканского
института профессионального образования – первый проректор Э.М. Калицкий.
Участники семинара ознакомились с концепцией официального
признания и сертификации квалификаций в Европейском союзе, подходами к процедурам
признания неформального обучения в Финляндии. Был обсужден «Опыт российских
компаний в области оценки компетенций и сертификации квалификаций».
Объединения работодателей России начали активно
участвовать в разработке отраслевых профессиональных стандартов по видам
экономической деятельности.
В частности, автономной некоммерческой организацией «Национальный
центр сертификации управляющих» разработан и внесен в «Национальный реестр
профессиональных стандартов» стандарт «Руководство (управление) организацией».
Таким образом, в России родилось понимание того, каким
должен быть эффективный руководитель, способный обеспечивать прибыльность и
устойчивое развитие организации. Потребность и возможность сертификации
руководителя – это, как считают разработчики стандарта, - один из показателей
зрелости российского бизнеса.
Система добровольной сертификации управляющих – это формализованное
подтверждение независимой стороной соответствия объекта сертификации
установленным требованиям.
Проблемы, связанные с профессиональным образованием,
подготовкой трудовых кадров, стандартизацией и сертификацией, признанием и
формальным подтверждением неформального образования присущи и нашей стране и
странам СНГ. Поэтому министры образования этих государств встретятся в мае 2009
года в г. Минске для обсуждения проблем профессионального образования. Эти
проблемы тесно связаны с ведением бизнеса и трудовыми ресурсами, поэтому
объединения работодателей и сам работодатели должны активно участвовать в
обновлении национальной системы профессионального образования.
[1] Профессиональная квалификация – официально признанное/подтвержденное
(в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих
требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной профессии
(требований профессионального стандарта), сформированных в процессе
образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте)
[2] Компетенция – набор знаний, умений, опыта и отношений, обеспечивающий качественное выполнение работником трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов