БСПН критикует принятый проект закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства"
Бизнес-союзы критикуют принятый 12 ноября в первом
чтении Палатой представителей проект закона "О поддержке малого и среднего
предпринимательства". Документ, по сути, повторяет уже действующие нормы
законодательства, в то время как многие предложения бизнесменов в нем не
учтены.
Появления
подобного закона ждали давно и связывали с ним большие надежды. Почти три года
назад концептуальные предложения по нему были разработаны и переданы в
госорганы, имеющие право законодательной инициативы. Однако то, что получилось
на выходе, многих совсем не порадовало.
В беседе с корреспондентом "ЭГ" председатель БСПН им.Кунявского Георгий Бадей обратил внимание на ст.
5 проекта закона "Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов
малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства". Два абзаца текста содержат
абсолютно обтекаемые фразы, хотя в свое время бизнес-союзы настаивали на
конкретизации защиты. В частности, предполагалось этим вопросам посвятить
отдельную главу, закрепив за малым и средним бизнесом право свободно
устанавливать формы и размеры оплаты труда работников, цены на предлагаемые
товары и услуги, распоряжаться прибылью и валютной выручкой. Предлагалось
запретить издание нормативных правовых актов, ставящих в привилегированное
положение субъектов хозяйствования государственной формы собственности по
сравнению с частной. Также в союзе ратовали за установление ответственности
чиновников в случае, если их действия или бездействие причинили ущерб субъектам
предпринимательства.
Проект закона в качестве субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего
бизнеса определяет только центры поддержки и инкубаторы малого
предпринимательства. По мнению Г.Бадея, сюда стоило бы включить технопарки,
предпринимательские союзы и ассоциации, а также коммерческие организации,
деятельность которых в соответствии с их уставом предусматривает оказание такой
помощи.
Не услышано предложение БСПН определить статус субъектов семейного
предпринимательства. До сих пор в законодательстве на этот счет существует
брешь, которая порождает много вопросов о том, как в формате ИП, юрлица или
фермерского хозяйства привлекать к работам близких родственников, оформлять
трудовые отношения, уплачивать налоги и т.д.
Больше всего удивляет, что в целом законопроект лишь аккумулирует и повторяет
уже существующие нормы. Одно из немногочисленных новшеств — деление субъектов
предпринимательства на микроорганизации со средней численностью работников за
календарный год до 15 человек включительно, малые организации (от 16 до 100) и
субъекты среднего предпринимательства (от 101 до 250). Однако на практике
присвоение такого статуса той или иной фирме ничего не меняет, а лишь
упорядочивает классификацию, приводя ее в соответствие с европейскими нормами.
Еще одна условная "новизна" — возможность резервирования для
субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема
госзакупок и проведение для них отдельных конкурсов. При этом авторы
законопроекта не рискнули придать этой норме статус прямого действия, указав
лишь, что "законодательством могут предусматриваться" такие формы
господдержки.
Изобилует законопроект и другими отсылочными нормами. К примеру,
государственную финансовую поддержку предложено оказывать лишь в случае, если
годовой объем выручки субъекта малого предпринимательства не превысит предела,
устанавливаемого Совмином по согласованию с Президентом. Зато прописан целый
ряд ограничений, лишающих права на помощь: задолженность по платежам в бюджет и
внебюджетные фонды, убытки по итогам прошедшего календарного года и т.д.
Впрочем, успешный бизнес денег у государства обычно не просит. Зато долги и
убытки никак не мешают оказанию финансовой помощи различным государственным
организациям, в особенности АПК. Иные только за счет нее и существуют. Где уж
тут говорить о равной конкуренции между субъектами различных форм собственности!
Отсылочной является и ст.10 законопроекта, где лишь перечисляются уже
действующие форматы оказания финансовой поддержки, в т.ч. бюджетное
финансирование, субсидии на погашение процентов по кредиту, лизинговых платежей
и некоторые другие, но не прописываются механизмы ее реализации. Между тем в
прежние годы финансирование за счет местных бюджетов оказалось неэффективным.
Как показало исследование Совета по развитию предпринимательства и ПРООН,
громоздкость процедур и жесткие требования по целевому использованию и возврату
средств делали такую помощь непривлекательной, в результате чего суммы,
заложенные на эти цели в областных бюджетах, использовались лишь на 40-60%. А
объем государственной финансово-кредитной поддержки в расчете на одного субъекта
малого бизнеса оставался ничтожным — в среднем 15-20 тыс. Br в год.
В БСПН им. Кунявского недоумевают, зачем вообще понадобился такой проект нового
закона, если он принципиально ничего не меняет. Косметические правки можно было
внести в действующий Закон от 16.10.1996 № 685-XIII "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь". Тем более,
что исключение слова "государственная" из названия подготовленного
документа ничего не изменило — его нормы, за небольшим исключением, сосредоточены
на господдержке.
Источник:
Александр ГЕРАСИМЕНКО, Экономическая
газета