Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

Антикоррупционная оговорка: быть или не быть

http://susanin.udm.ru/upload/iblock/622/62273abe6fa8ceee7df1f374c3eb6581.jpg

БСПН обеспокоен случаями понуждения включать антикоррупционную оговорку в действующие хозяйственные договоры.

Некоторые коммунальные предприятия Минска направили в адрес организаций-контрагентов требование о подписании приложения об антикоррупционной оговорке к ранее заключенным договорам. При этом, ссылаясь на соответствующее поручение председателя Мингорисполкома Андрея Шорца, коммунальные предприятия заявляют, что без оформления указанного приложения невозможна оплата выполненных работ по ранее заключенным договорам через Управление Государственного Казначейства.

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского считает, что данные действия коммунальных организаций незаконны по ряду оснований.

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь (ГК), юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (ст. 391 ГК). Статья 291 ГК устанавливает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, если иное не вытекает из законодательства или договора.

Таким образом, коммунальные предприятия допускают серьезное нарушение основополагающего законодательного акта, принуждая к заключению приложения к ранее заключенным договорам и угрожая неисполнением обязательства (оплаты выполненных работ) в случае отказа от подписания антикоррупционной оговорки. Законодательство Республики Беларусь, в т.ч. Закон «О борьбе с коррупцией» от 2006 г., а также его новая редакция, которая вступит в действие в январе 2016 г., не содержат требования включать в договоры антикоррупционной оговорки.

По мнению БСПН, предложенная коммунальными предприятиями редакция антикоррупционной оговорки не основана на законодательстве Республики Беларусь и представляет собой текст неизвестного автора, взятый из Интернет-ресурса. Указанный текст основан на англосаксонской правовой системе, где этические нормы возведены в норму права и служат основанием для привлечения к ответственности.

С юридической точки зрения, данный текст не может влиять на ответственность сторон, так как не основан на нормах нашего законодательства. Соответственно, руководитель организации не может нести в данном случае ответственность за партнеров, работников, посредников, аффилированных лиц и т.п. Поэтому подобные оговорки несут в себе риски недействительности, как противоречащие законодательным актам Республики Беларусь.

Подобные оговорки влекут риск расторжения договора в одностороннем порядке со стороны государственных органов по надуманным основаниям в целях взыскания несуществующих убытков, а это - прямое противоречие нормам ГК.     

В настоящее время у контролирующих органов достаточно мер для привлечения к ответственности взяточников и взяткодателей. Тогда как понуждения к заключению антикоррупционной оговорки и угрозы неоплаты выполненных работ по ранее заключенным договорам сами подпадают под действие ст.20 Закона Республики Беларусь « О борьбе с коррупцией» и содержат признаки правонарушения, создающего условия для коррупции, считают в БСПН.

Соответствующие доводы с просьбой отменить неправомерные требования коммунальных организаций БСПН направил на адрес председателя Мингорисполкома Андрея Шорца. Кроме того, бизнес-союз намерен вынести ситуацию на рассмотрение Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме.

Среда, 16 сентября 2015 года