Новые правила лицензирования грозят массовыми увольнениями медицинских работников
Требование, согласно которому в штате организации должны работать только специалисты с медицинским образованием, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, приведет к увольнению из частных медицинских организаций около 20 % врачей, примерно трети зубных техников и более 50 % медсестер. К такому выводу пришла Ассоциация стоматологических организаций Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН), проведя опрос руководителей 71 частной медицинской организации.
Экстраполируя указанные данные на всю страну, можно предположить, что общее сокращение медработников составит примерно 3–3,5 тыс. человек, притом что, по сведениям Минтруда, в стране имеются вакансии только на 825 ставок врачей и чуть более 600 ставок медицинских сестер, а вакансий по зубным техникам практически нет.
Напомним, Указом от 26.11.2015 № 475 в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности внесены новые требования, касающиеся категорий медицинских работников. Данные требования вступят в силу 1 марта 2016 года.
По оценкам экспертов БСПН, в краткосрочной перспективе увольнение персонала повлечет за собой сокращение выручки и доходов частных медицинских организаций, уменьшение налоговых поступлений, рост просроченной задолженности по кредитам, банкротство и закрытие части малых и микроорганизаций. В среднесрочной перспективе начнется переток врачей первой и высшей категорий в частный бизнес, а некоторые медработники без категории, вероятно, мигрируют в страны ближнего зарубежья. Резко уменьшатся инвестиции в медорганизации. В долгосрочной перспективе, учитывая, что в госучреждениях будут работать преимущественно медработники без категории или более низкой категории, у общества может появиться негативное отношение и недоверие к качеству их услуг. Все это в совокупности отрицательно скажется как на наполнении, так и на расходах бюджета в части здравоохранения, а также на экспорте медицинских услуг.
«Новые лицензионные требования для медицинской деятельности не соответствуют положениям ст. 13 Конституции Беларусь, так как создают неравные условия для разных форм собственности, – подчеркнула директор БСПН Жанна Тарасевич. – Обязанность получать лицензию на осуществление медицинской деятельности отменяется для государственных организаций здравоохранения и Белорусского Общества Красного Креста. Одновременно лицензии сохраняются для организаций частной формы собственности, при этом для их работников, имеющих высшее или среднее специальное медицинское образование, вводится требование о наличии первой или высшей квалификационной категории».
К слову, сейчас, до вступления в силу новых лицензионных требований, в штате соискателей лицензии независимо от формы собственности должно быть не менее одного работника с первой или высшей квалификационной категорией на каждую заявленную работу и (или) услугу высшего и (или) среднего специального медицинского образования. Для медицинских работников со средним специальным медицинским образованием достаточно иметь любую квалификационную категорию.
Отличаются требования и к индивидуальным предпринимателям. Если индивидуальный предприниматель является медицинским работником и у него есть среднее специальное медицинское образование, то для осуществления медицинской деятельности он может иметь любую квалификационную категорию.
«Нарушается право работников на труд, закрепленное ст. 41 Конституции, и создается шлейф социальных, экономических и правовых проблем, – продолжила Жанна Тарасевич. – Со вступлением в силу 1 марта 2016 года новых правил лицензирования организации частной формы собственности будут вынуждены уволить медработников, не имеющих первой или высшей категории. При этом механизм увольнения отсутствует, так как оснований для прекращения трудовых отношений практически нет».
При таких обстоятельствах и профсоюзы, и суды станут на сторону работников, потому что их не только незаконно увольняют, но и фактически лишают права на труд по собственному выбору, полагает руководство БСПН.
Еще больше усугубляет ситуацию ст. 268 Трудового кодекса, согласно которой не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами; женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет; одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет). Практически аналогичная ситуация складывается и с лицами предпенсионного возраста.
Есть конфликт и с наднациональными нормами и принципами ЕАЭС. Например, без получения соответствующей категории российский гражданин не сможет работать в белорусских частных медицинских организациях или открывать собственный бизнес в виде коммерческой организации, что нарушает принцип свободы передвижения рабочей силы.
Новые правила лицензирования медицинской деятельности утверждены с нарушением положений Директивы № 4, предполагающей обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия предпринимательской деятельности. В начале 2013 года один из вариантов проекта указа направлялся на согласование и был без замечаний согласован ведущими объединениями и Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Однако содержание представленного на согласование проекта существенно отличалось от принятого нормативного акта, особенно это касается норм лицензирования медицинской деятельности.
Если бы чиновники, стоявшие за данной законодательной инициативой, обсудили ее с деловым сообществом, бизнес-союзами, то доводы и расчеты представителей частного медицинского бизнеса помогли бы правильно спрогнозировать последствия подобных инициатив и не допустить их реализации, полагают в БСПН.
В конечном счете категория работника – это скорее временной экзаменационный регламент, чем гарантия компетентности и качества работы. Об этом свидетельствует еще один опрос Ассоциации стоматологических организаций, проведенный среди 26 руководителей частных медицинских организаций. «Мы задали вопрос, является ли первая или высшая квалификационная категория медицинского работника главным и определяющим критерием профессионализма специалиста при приеме на работу в частном учреждении здравоохранения? Ни один из директоров не дал положительный ответ. Изменение правил лицензирования ставит представителей делового сообщества в совершенно новые условия», – отметил руководитель ассоциации Василий Шутов.
Кроме того, в новой редакции Положения о лицензировании отдельных видов деятельности появились экономически необоснованные требования, которые влекут за собой дополнительные регуляторные издержки, связанные с постоянным информированием Минздрава и предоставлением пакета документов. Это касается прежде всего предоставления сведений по каждому изменению штатного расписания, притом что в крупных медицинских организациях изменения в штатном расписании в связи с приемом и увольнением сотрудников вносятся ежемесячно.
БСПН считает целесообразным пересмотреть подходы к лицензированию медицинской деятельности для устранения неравных условий и просит изменить главу 32 «Медицинская деятельность» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Данное предложение вместе с аргументами бизнес-сообщества направлено на адрес первого заместителя премьер-министра Василия Матюшевского и заместителя премьер-министра Натальи Кочановой. К обращению БСПН в правительство присоединились ОО «Белорусский союз предпринимателей», СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» и ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».