Успех реализации Декрета № 7 будет зависеть от подзаконных актов
Взимание подоходного налога по факту закрытия депозита будет стимулировать долгосрочные банковские вклады, тогда как его ежемесячное удержание подорвет доходность депозитов, особенно валютных, и создаст технические сложности для банков.
В Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (далее - БСПН) поступают обращения членских организаций — белорусских банков, которые просят дать официальные разъяснения законодательства, а также выражают опасения относительно интерпретации Декрета Президента Республики Беларусь от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» (далее – Декрет №7) на уровне подзаконных актов.
В частности, Министерство по налогам и сборам считает, что банки как налоговые агенты должны удерживать и перечислять подоходный налог в бюджет по мере фактического начисления процентов, т. е. ежемесячно. Соответствующее мнение МНС выразило в письме на адрес Ассоциации белорусских банков. МНС считает целесообразным распространить такой подход в том числе на вклады, оформленные на срок более 1 года в белорусских рублях и более 2 лет в иностранной валюте, которые согласно Декрету № 7 не подпадают под налогообложение. По достижении указанных периодов собранные налоги могут признаваться излишне удержанными и возвращаться вкладчику.
Белорусские банки опасаются, что ежемесячное удержание налога с начисленных процентов ударит по доходности долгосрочных вкладов, особенно валютных. Налоги на проценты с валютных депозитов будут исчисляться в рублях по текущему курсу Нацбанка. Когда же эти суммы вернут вкладчику спустя 2 года или более, то в валютном эквиваленте с учетом девальвации это уже будет меньшая сумма, чем предполагала процентная ставка. Подобное развитие ситуации может подорвать привлекательность т. н. «длинных» депозитов и привести к оттоку вкладов из банковской системы.
Ухудшиться может и финансовое положение белорусских банков. Налоговый кодекс предполагает, что излишне уплаченный налог возвращается из средств налогового агента (банка) с последующим возмещением ему расходов за счет сумм подоходного налога с физических лиц, подлежащих удержанию. Если в какой-то момент объем возврата налога превысит собираемый налог по открытым вкладам, покрывать разницу банку придется из «оборотки». Скорее всего, финансовые институты будут вынуждены страховаться на такие случаи, в том числе за счет уменьшения процентов в договорах по банковским вкладам.
Ежемесячное удержание и перечисление в бюджет подоходного налога приведет к огромным временным и материальным затратам на администрирование расчетов, удержание и возврат налогов по всем договорам банковского вклада в стране, полагают банки — члены БСПН. По их мнению, единственно правильной интерпретацией Декрета № 7 будет удержание подоходного налога с вкладов по факту снятия с них средств физлицом.
Кроме того, дополнительного разъяснения требуют некоторые технические вопросы реализации Декрета № 7. Например, неясно, куда отделения и обособленные структурные подразделения банков должны перечислять удержанный подоходный налог с физлиц: в местный бюджет по месту нахождения филиала, отделения, где открыт счет, или в бюджет по месту постановки на учет банка — юридического лица?
Непонятным и проблемным представляется налогообложение доходов по процентам, начисленным на ранее капитализированные (присоединенные к вкладу) проценты. Механизм такого расчета требует значительной доработки программного обеспечения и, соответственно, затрат. В БСПН считают целесообразным исключить присоединенные к вкладу проценты из налогооблагаемой базы.
Письмо с просьбой разъяснить нормы законодательства БСПН направил в адрес МНС, Минфина и Нацбанка.