Состоялось 78-е заседание РКД
Как предприятиям выжить в кризис и улучшить свое финансовое положение — обсудили участники 78-го Республиканского клуба директоров (РКД).
Мероприятие прошло 25 февраля в Минске. Его организатором традиционно выступил Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН).
Организациям приходится работать в условиях нестабильной макроэкономической конъюнктуры, констатировал почетный председатель БСПН Георгий Бадей. Амбициозные планы экономического роста, утвержденные IVВсебелорусским народным собранием, провалились. Вместо ожидаемых 10,1—10,9 % ежегодный прирост ВВП в 2010—2015 годах составил лишь 1,1 %. «Это стагнация, которая в прошлом году переросла в рецессию», — отметил спикер.
Не видно пока и стабилизации белорусского рубля. За пять лет он обесценился на 81 % к доллару США, в том числе в 2015 году — более чем на 35 %.
К концу пятилетки (по итогам 11 месяцев 2015 года) каждая пятая коммерческая организация в стране была убыточной. Если же учесть, что из остающихся на плаву предприятий 47,5 % имеют рентабельность продаж от 0 до 5 %, то есть находятся на пороге убыточности, к проблемным можно отнести подавляющее большинство белорусских субъектов хозяйствования.
«Будь у нас таких 5—10 %, можно было бы возложить вину на нерадивых менеджеров, однако, когда основная масса предприятий переживает трудные времена, становится очевидно: что-то не так в нашей системе», — сделал вывод Георгий Бадей.
Правительство осознает масштабы проблемы и старается ее решить. Впечатляет количество принимаемых нормативных актов, направленных на поддержку белорусских компаний. Правда, по мнению почетного председателя БСПН, большинство программных документов все еще далеки от реальной ситуации на предприятиях.
В частности, не просматривается решения долговой проблемы — одной из наиболее болезненных для субъектов хозяйствования. По сравнению с началом пятилетки кредиторская задолженность организаций увеличилась в 6,1 раза, в том числе просроченная — в 9,3 раза. На 1 декабря суммарные долги достигли 897 трлн руб. и на 3 % превысили годовой объем ВВП страны. Куда больше?!
Георгий Бадей призвал директоров активнее включаться в обсуждение проектов нормативных актов. Пока с этим туго. Госорганы начали публиковать проекты документов, вот только бизнес почему-то не спешит вносить замечания и предложения, хотя в прежние годы часто сетовал на то, что с ним не советуются.
Чтобы выжить, субъектам хозяйствования приходится «ужиматься». Как при этом обеспечить производственную и инвестиционную активность? Какие меры должно принять правительство, чтобы финансовая диета пошла на пользу бизнесу? Для поиска ответов на эти вопросы БСПН пригласил на заседание РКД руководителей предприятий, которые «остаются на плаву».
«С одной стороны, стоит задача ужаться, с другой — расшириться. Мы стараемся решить обе», — очертила управленческую философию гендиректор СЗАО «Отико» Галина Белевич.
Под сжатием подразумевается, в частности, снижение затрат на импорт. Компания занимается производством обуви и в прежние годы завозила много заготовок из Китая и Индии. Сейчас «Отико» сокращает промежуточный импорт и наращивает выпуск заготовок на собственных площадях.
Расширяться предприятие старается за счет более активных продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Успех во многом зависит от возможности поставщика предоставить ретейлу товарный кредит с отсрочкой платежа на 60—120 дней. Тем, кто не готов работать по такой схеме, торговые сети (а именно они сегодня контролируют розничные продажи в стране) дают от ворот поворот.
Чтобы вписаться в такую схему продаж, за два года «Отико» почти на 30 % снизило собственный кредитный портфель. Правда, по признанию директора, оздоровить баланс таким образом пока не удалось: помешала девальвация, увеличившая рублевое выражение валютной «кредиторки».
Рентабельность продаж у «Отико» — 9 %. Есть и прибыль от реализации, а вот с чистой прибылью хуже: ушла в ноль. «Часть успешно «скушали» банковские проценты, остальное «дожевали» курсовые разницы, — посетовала Галина Белевич. — Активы подходят к крайней точке. Еще год — и баланс может стать проблемным».
По мнению руководителя, улучшить финансовую ситуацию можно за счет более активной государственной поддержки экспорта, например компенсации затрат на выставочную деятельность. Это общемировая практика. Подобные механизмы поддержки прописаны и в нашем законодательстве, вот только чиновники почему-то не спешат их задействовать.
Спасение в экспорте видит и гендиректор ЗАО «Молодечномебель» Валерий Бушило. Правда, по его словам, продавать на внешних рынках мешают ограничения по срокам возврата валютной выручки. Их бы отменить или хотя бы увеличить предельные сроки возврата.
Не мешало бы упростить процедуры экспортного страхования. «Сколько ни пытались застраховаться — ни разу не удалось. Требования страховщика не приемлют наши контрагенты. Чуть ли не отпечатки пальцев надо сдавать», — возмутился руководитель.
В дискуссии досталось и торговым сетям, которые, по мнению промышленников, не проявляют патриотизма и отдают предпочтение импортному товару. Со своей стороны, председатель совета директоров группы компаний «Сквирел» Дмитрий Лазарь напомнил, что сети — такие же субъекты хозяйствования, как и промышленные компании, они также являются налогоплательщиками и играют свою роль в экономике. По его мнению, на самом деле сети не мешают, а помогают белорусским производителям развиваться, так как задают высокие стандарты работы с потребителями в части ассортимента и сервиса.
В кризис предприятия ждут упрощения условий хозяйствования. В этом может выражаться серьезная поддержка со стороны государства. Но то, с чем столкнулись частные медицинские учреждения здравоохранения, полностью разошлось с ожиданиями. На 78-м РКД представители отрасли в очередной раз обратили внимание на значительное ужесточение условий лицензирования Указом Президента от 26.11.2015 №475. Напомним, для частных медицинских организаций установлено требование трудоустраивать в штат только медицинских специалистов с первой и высшей квалификационной категориями.
«Для предприятия важно не столько его оборудование, сколько кадры. Я готов инвестировать в подготовку сотрудников, но у меня отняли это право», — посетовал директор УП «Зуботехническая лаборатория«Клевер Лаб» ИльяЕрмалкевич.
Впрочем, невозможность принять на работу молодых специалистов – это только полбеды. Вторая половина — необходимость уволить сотрудников, не отвечающих новым квалификационным правилам. При этом очевидны явные правовые коллизии. Например, уволить придется даже врачей и медсестер, которые выходят на работу после отпуска по уходу за ребенком, что запрещено другими нормами законодательства.
Особенно остро проблема увольнений может стать в регионах, где медицинским учреждениям тяжело будет найти кадры, соответствующие новым требованиям лицензирования. Под ударом, в частности, окажутся санатории, многим из которых придется уволить до половины сотрудников. В таких условиях стране сложно будет привлекать иностранных туристов, заявила директор Ассоциации прикладной эстетики и спа Тамара Королева.
Оздоровить финансы предприятий могла бы более решительная государственная политика в области банкротства разорившихся компаний. Не секрет, что именно они зачастую находятся в начале цепочки неплатежей, подрывающих финансы белорусской экономики.
«Наш институт банкротства — самый консервативный в Европе. Нас критикуют, МВФ и Всемирный банк советуют больше и быстрее банкротить, но мы к этим советам относимся крайне осторожно», — заявил директор департамента по санации и банкротству Минэкономики Александр Мирониченко.
Впрочем, чиновник заверил, что некоторые изменения в данной сфере все-таки произойдут. Регулятор намерен постепенно отходить от практики возбуждения процедуры банкротства по формальным признакам, когда о «финансовой кончине» предприятия судят по набору коэффициентов. Электронные торги имуществом банкрота могут сделать обязательными, что повысит прозрачность работы с активами. Вероятно, банки, как кредиторы, поднимутся из четвертой очереди в третью, то есть расчеты с ними будут приравнены к обязательным платежам.
На РКД возник оживленный спор о роли антикризисных управляющих. Заместитель председателя Верховного Суда Василий Демидович предложил рассматривать их в качестве предпринимателей, которые думают прежде всего о том, как заработать. Одновременно зампред усомнился в способности юристов, зачастую занимающих должность антикризисного управляющего, выступать в роли талантливых менеджеров.
На неподконтрольность управляющего кредиторам, непрозрачность его решений, ведущих к злоупотреблениям, обратила внимание адвокат Галина Дребезова. Однако Виталий Брагинец, собственник фирмы «Брагинец и Партнеры», специализирующейся на процедурах банкротства, постарался развенчать образ алчного антикризисного управляющего и напомнил, что зачастую к ним попадают абсолютно «мертвые организации», активов которых не хватает даже на покрытие затрат по антикризисному управлению. В таких случаях вознаграждение выплачивает бюджет, но лишь около 6 млн руб. Нынче те, кто призван разбираться с банкротами, тоже сидят на финансовой диете.
Материалы 78-го РКД:
Тезисы выступления Георгия Бадея
Инфографика к выступлению Георгия Бадея