Лифтовые организации экстренно сокращают затраты
Пересмотренные тарифы на техническое обслуживание лифтов оказались ниже соответствующих затрат. Это не только затрудняет работу специализированных организаций, но и не стыкуется с нормами безопасности, заявляют лифтовики.
Итогом обсуждения в начале года цен на жилищно-коммунальные услуги стал Указ Президента от 23.03.2016 № 107. С его помощью чиновники облегчили жировки, в частности понизили тариф на обслуживание лифтов до 12 тыс. руб. с человека (из этой суммы граждане будут компенсировать не более 6 911 руб. в месяц).
Тревожная математика
Неожиданный откат цен встревожил обслуживающие организации, ведь уже в прошлом году планово-расчетные цены достигали 20 тыс. руб. с человека, а теперь обвалились почти в два раза. На фоне девальвационных колебаний, которые так или иначе приводят к росту затрат и, следовательно, должны сказываться на конечной стоимости услуг, это выглядит более чем странно.
«Тарифы не предполагают аварийно-восстановительный ремонт, а включают лишь техническое обслуживание. По сути, это только зарплата электромехаников, но ведь есть и другие расходы, без которых не может функционировать организация и которые трудно урезать. Например, порядка 6 % в затратах составляют арендные платежи, еще 14 % — закупка оргтехники и прочего оборудования», — отметил 1 апреля на внеочередном собрании Ассоциации лифтовых организаций БСПН гендиректор столичного ОАО «Лифтсервис» Сергей Новиков.
«Чудес не бывает. Чтобы сократить затраты, придется или снижать зарплату электромехаников, или увеличивать количество обслуживаемых лифтов на одного работника», — сообщил глава ассоциации, гендиректор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко.
В первом случае, по оценке руководителя, зарплата электромехаников может упасть почти в два раза, что вызовет отток наиболее квалифицированных специалистов. Это катастрофический сценарий для отрасли, поскольку электромеханики в дефиците, а на их подготовку уходит, как правило, не менее двух-трех лет.
Во втором случае пострадает безопасность. Даже у асов своего дела есть предел физических возможностей. Значительные нагрузки не позволят качественно выполнять регламентные работы. В России уже пробовали «повесить» на одного человека 150—200 лифтов, и это закончилось трагедиями. Не хотелось бы повторить печальный опыт.
По мнению гендиректора ОАО «Беллифт» Виктора Бирюка, жесткое лимитирование тарифа не учитывает то, что расходы на обслуживание лифтов существенно отличаются не только в разных зданиях, но даже в соседних подъездах. Например, в оборудованных лифтами пятиэтажных элитных домах на одном этаже могут быть только две квартиры, в которых прописаны один-два человека. Если учесть, что живущие на первом этаже, а также малолетние дети за лифт не платят, то 12 тыс. руб. с гражданина никак не покроют затраты обслуживающей организации. Аналогичная ситуация и с недавно введенными в эксплуатацию, но еще не полностью заселенными домами.
Экономия в режиме цейтнота
Как заявили участники заседания, несмотря на очевидную диспропорцию тарифа, они не хотят нагнетать ситуацию, а потому готовы изучить все варианты ценовой оптимизации. Были представлены и некоторые «пожарные» предложения, например укрупнить диспетчерские пункты по обслуживанию лифтов и заменить устаревшие системы диспетчерской связи, что позволит на 2—3 % сократить затраты на один лифт. До 8 % средств помогут сэкономить модернизация или замена старых лифтов новыми. Еще на 2—2,5 % снизятся затраты, если периодичность обязательного технического освидетельствования и электрофизических измерений в лифтах «возрастом» до десяти лет изменить с одного раза в год на один раз в два года.
Последнее предложение вызвало бурную дискуссию среди лифтовиков. Некоторые опасаются, что это скажется на безопасности эксплуатации лифтового оборудования. Кроме того, норматив определен Техническим регламентом ТС, и изменить его будет непросто.
В любом случае быстро сократить затраты не получится. На первых порах свести дебет с кредитом может лишь перекрестное субсидирование, например из средств местных бюджетов, отмечают в ассоциации.
О готовности прислушаться к аргументированным предложениям лифтовиков заявил присутствовавший на мероприятии заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило. В ближайшее время министерство намерено провести серьезный анализ проблемы, на основании которого будут приняты решения и выработаны предложения для областных исполкомов.
«Для анализа нужна информация от профессионалов. Необходимо, чтобы предприятия разложили свою экономику по затратам», — отметил Геннадий Трубило и обратил внимание на недостаточное качество фактуры в ответах предприятий на соответствующие запросы Минжилкомхоза.
Со своей стороны, представители ассоциации пообещали доработать предложения и в виде рекомендаций направить их правительству.