Немецкий опыт в борьбе с демпингом: уроки для Беларуси
Как побороть демпинг при проведении тендеров — изучали участники тематического круглого стола, проведенного БСПН 12 августа.
«В тендерах побеждают компании, которые в три-четыре раза снижают цены на работы относительно стартовой сметной стоимости, — возмутился глава Ассоциации лифтовых организаций БСПН, гендиректор ЗАО «Гомельлифт» Валерий Корниенко. — Невольно задаешься вопросами: как они оптимизируют затраты, чтобы вписаться в такую цену? Не нарушают ли при этом технологию, правила охраны труда и не ставят ли под угрозу жизнь и здоровье людей?»
По информации гендиректора, именно нарушение технологий, а также разного рода серые схемы, в том числе уклонение от уплаты налогов, позволяют некоторым фирмам столь радикально снижать цены. Среди наиболее распространенных приемов «оптимизации» выплата зарплат в конверте и нередкое привлечение граждан к выполнению работ без какого-либо оформления.
Обращения с жалобами на нечестных конкурентов в областной департамент государственной инспекции труда, Госпромнадзор и налоговую остаются без реакции со стороны контролирующих органов. Из кабинетов чиновников поступает ответ: дескать, не можем действовать вне плановых проверок, иначе ухудшим условия ведения бизнеса.
«Получается, что добросовестные участники рынка, которые уплачивают налоги, содержат персонал, соблюдают технологии, не могут конкурировать по цене с недобросовестными, ведь у добросовестных затраты выше», — посетовал Валерий Корниенко.
«Два года назад побеждать в тендерах можно было с дисконтом в 30 %, сейчас к стартовой цене торгов надо ставить коэффициент 0,35, иначе можно даже не участвовать», — поддержал коллегу директор ООО «МНВЦЭЭнерготехно» (проектный институт) Игорь Лысоиванов.
Этот руководитель также выразил мнение, что столь значительному обвалу цен надо как-то противостоять, ведь при таких расценках работникам организаций — исполнителей тендерных заказов приходится платить в два раза меньшую зарплату, чем несколько лет назад. Наиболее квалифицированные специалисты могут просто разбежаться.
Правовой пробел
«В национальном законодательстве нет четкого определения демпинга, оно размыто по разным документам. Нет и четких мер по защите от демпинга», — обозначил правовой пробел юрист ООО «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» Михаил Мохнач.
Пока законодатель рассматривает проблему низких цен в основном в формате противодействия монополистической деятельности. Так, проект нового Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» предлагает новое понятие — монопольно низкая цена товара. Новшество призвано обеспечить нормативную базу для защиты субъектов хозяйствования от применения занимающими доминирующее положение субъектами чрезмерно низких цен (ниже тех, которые сформировались в условиях конкуренции).
Некоторые меры борьбы с искусственно заниженными ценами содержит законодательство о государственных закупках, однако пока судебная практика по защите от демпинга на внутреннем рынке страны отсутствует, отметил эксперт. Кроме того, по мнению Михаила Мохнача, правовые пробелы национального законодательства не позволяют должным образом имплементировать наднациональные договоренности ЕАЭС по защите от демпинга.
Смелее жалуйтесь
Заместитель начальника управления государственных закупок Минторга Ирина Третьякова полагает, что тендерное законодательство в Беларуси совершенно. По крайней мере, по заказам с бюджетным финансированием торги прозрачны, доступ к ним есть и у государственных, и у частных компаний. Несогласным с итогами торгов чиновник посоветовала смелее жаловаться в Минторг. Правда, эти жалобы могут касаться только действий заказчика. Рассматривать претензии к другим участникам тендера министерству не позволяет закон.
Тем не менее Ирина Третьякова признала, что Минторг регулярно фиксирует факты чрезмерного занижения цены. Доходит до откровенного хулиганства, когда, желая вытеснить конкурентов, участники торгов называют символическую цену. Заключить договор и исполнить его по таким расценкам невозможно, притом что незаключение договора по результатам торгов — нарушение закона. Заказчики могли бы подавать жалобы на таких хулиганов в Минторг для внесения тех в реестр недобросовестных участников и отстранения от торгов на один-два года, но почему-то не делают этого. «Возможно, не считают нужным так поступать или не хотят тратить время», — предположила представитель министерства.
Достигнутая в стране прозрачность торгов не гарантирует надлежащего исполнения заключенных по их результатам договоров, также вынуждена была признать Ирина Третьякова. Кроме того, повсеместной практикой стало заключение допсоглашений, повышающих сумму контракта в скором времени после победы на тендере. Закон позволяет делать это, если на момент заключения договора не было известно, что возникнут предпосылки для увеличения себестоимости.
Таких предпосылок у нас достаточно. Например, в стране практически перманентно происходит девальвация рубля, ставшая универсальным объяснением удорожания импортной составляющей в белорусских товарах и услугах.
Что немцу хорошо
В Германии антидемпинговое расследование начинают, если минимальное ценовое предложение в тендере на 10—20 % меньше, чем у ближайшего конкурента. Об особенностях законодательства и практике решений ценовых споров в этой стране участникам круглого стола рассказал старший менеджер PwC Legal AG Георг Квайснер.
Правовое поле Германии также не содержит единого универсального определения демпинга и разделено на наднациональное (директивы ЕС) и национальное (федеральные законы и постановления). Тем не менее в нем можно выделить ключевой признак демпинга: цена предложения ниже себестоимости производства товаров или услуг.
Многоступенчатый механизм выявления и оценки демпинга содержат тендерные процедуры. Так, согласно постановлению о проведении госзакупок (VgV), организаторы торгов определяют, является ли цена предложения необычно низкой. В частности, отслеживаются предложения, цены которых на 10—20 % и более отрываются от ближайшего ценового предложения либо от калькуляции организатора торгов. Заказчик обязан поинтересоваться природой низких цен, а участник — дать исчерпывающий ответ по этому вопросу.
На практике нередки случаи обращения к аудиторским компаниям за заключением на предмет того, является ли исследуемая цена демпинговой. По итогам проверки предложение может быть исключено из конкурсной борьбы, если выяснится, что:
- низкая цена является инструментом вытеснения конкурентов с рынка;
- реализация договора подвергается риску из-за недостаточной способности участника исполнить заказ;
- нарушаются предписания (например, компания намерена выплачивать сотрудникам зарплату ниже минимально установленных законодательством размеров либо нанимает работников, нарушая трудовое и миграционное законодательство);
- низкая цена обусловлена противоправно полученными льготами и субсидиями.
На первом этапе решения споров участник должен подать жалобу заказчику. Если разрешить спор не удается, для проведения проверки можно обратиться в тендерную палату. Последняя в течение пяти недель должна принять решение: потребовать повторного проведения тендера либо вернуть рассмотрение спора на уровень «участник-заказчик». Решение тендерной палаты может быть обжаловано участником торгов в Верховном земельном суде. Разбирательство в этой инстанции длится обычно пять-шесть месяцев.
В ряде случаев продажа товаров и услуг ниже себестоимости не считается демпингом. Например, если за счет заниженных цен компания пробует привлечь заказ для устранения внезапно образовавшейся бреши в портфеле заказов. Поблажка может быть дана новичкам, которые пробуют закрепиться на рынке. Еще одно исключение — распродажа остатков товаров (продуктов питания, одежды и др.) в конце сезона.
Дополнительные антидемпинговые меры содержит закон против ограничения конкуренции (GWB), контролирующий распределение заказов компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке (доля — 40 % и более). Данный нормативный правовой акт запрещает монополистам приобретать у компаний, представляющих сектор малого и среднего предпринимательства, товары и услуги по цене ниже себестоимости. Нарушителям грозит штраф в размере до 10 % от их мирового оборота.
В борьбу с демпингом вносит лепту и закон против недобросовестной конкуренции (UWG). В частности, он контролирует выполнение компаниями предписаний по заработной плате работников. Механизмы закона предлагают довольно быстрое решение споров в общем суде. Нарушителям грозят серьезные последствия в виде возмещения ущерба либо изъятия прибыли.
Материалы круглого стола:
Фотоматериалы в облаке https://cloud.mail.ru/public/4Z1f/3Uu1HkDi9