Menu
RSS

БСПН - Бизнес Союз Предпринимателей и НанимателейБИЗНЕС СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАНИМАТЕЛЕЙ

ИМЕНИ ПРОФЕССОРА М. С. КУНЯВСКОГО

Russian Belarusian English French German Italian Spanish

БСПН предлагает поставить законодательный барьер перед демпингом

ful

Союз констатирует участившиеся случаи ценового демпинга в ходе конкурсных торгов на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. В частности, в строительстве в тендерах побеждают компании, которые снижают цены на работы в три-четыре раза относительно стартовой сметной стоимости.

Именно нарушение технологий, а также разного рода серые схемы, в том числе уклонение от уплаты налогов, позволяют некоторым фирмам столь радикально снижать цены. Среди наиболее распространенных приемов «оптимизации» выплата зарплат в конверте и нередкое привлечение граждан к выполнению работ без какого-либо оформления. Однако даже после такой «оптимизации» выполнить заключенный по итогам тендера договор качественно и в срок зачастую не получается. В итоге страдают интересы заказчиков, неэффективно расходуются бюджетные средства.

Проанализировав ситуацию с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, БСПН пришел к выводу, что основная причина проблемы — несовершенство белорусского законодательства. Например, в законе от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» проблеме недобросовестной конкуренции посвящена лишь ст. 16, которая к тому же имеет весьма общий характер. Минэкономики инициировало дополнение данного закона главой «Недобросовестная конкуренция», однако в подготовленном проекте она не содержит даже упоминания о ценовом демпинге.

Бизнес-союз предлагает дополнить главу, разработанную Минэкономики, ст. 28 «Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с ценовым демпингом». В ней запрещаются неоднократное установление цены ниже себестоимости (нормативной цены) с целью нанесения экономического ущерба и захвата рынка, использование в ценообразовании недостоверной или искаженной калькуляции, а также непредставление сведений, подтверждающих расчет цены, исключающей демпинг. Этой же статьей предлагается наделить пострадавшие от демпинга коммерческие организации правом обращаться в антимонопольный орган по фактам недобросовестных деловых практик.

Бизнес-союз настаивает на включении в закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» термина «ценовой демпинг». В основу можно положить дефиницию из немецкого законодательства, согласно которой демпингом считается злоупотребление доминированием на рынке через препятствие конкуренции. Под демпингом также можно понимать продажи товаров (услуг) по цене ниже издержек изготовителя либо собственных издержек с целью нанесения ущерба конкурентам.

Сейчас при определении победителя открытого конкурса на закупку товаров (работ, услуг) решающим фактором является цена предложения. Согласно ст. 39 закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», удельный вес этого критерия в совокупности факторов должен составлять не менее 40 %. Такая норма права лишь стимулирует демпинг. По мнению БСПН, основным критерием выбора победителя должно быть соотношение цены и качества, которое учитывает издержки жизненного цикла товара (услуги), в том числе расходы на обслуживание и утилизацию. К качественным параметрам следовало бы отнести гарантийный срок службы, минимальные затраты на обслуживание и ремонт, экологические и социальные аспекты использования товаров и оказания услуг.

Ориентируясь на опыт Германии, следует ввести обязательную процедуру проверки необычайно низкой цены предложения, если отрыв стоимости от ближайшего конкурента или от калькуляции заказчика составляет более 10—20 %. В таких случаях участника конкурса можно обязать дать пояснения, а заказчика — проанализировать их и при выявлении демпинга исключить предложение из конкурса.

Эти и другие предложения по совершенствованию законодательства бизнес-союз изложил в аналитической записке «О совершенствовании законодательства по противодействию недобросовестной конкуренции в виде демпинга», которая направлена в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, а также в Министерство экономики.